iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
За каменной стеной
В беседе с одним из своих ближайших сподвижников — апостолом Петром — Спаситель прямо говорит: Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою (см.: Мф. 16, 16–18). Основываясь на богатейшем опыте ветхозаветного храмового каменного строительства, архитекторы Нового Завета использовали этот материал уже в самые первые века христианства. Библейская география практически не оставила им выбора — на Ближнем Востоке дерево встречается редко и потому довольно дорого, а все постройки в основном каменные. При этом камень почти сразу же начинает работать в храмах и как деталь интерьера: в самых ранних, еще катакомбных, церквах алтарная преграда, как правило, вырубалась как единое целое из той же скалы, что служила и стенами. Из чего вырубаются современные храмы, какие месторождения дают лучшее сырье и пол из какого камня нельзя мыть, скрупулезно выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии».
27 ноября 2017 г. 15:20
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Новости
Наместник Псково-Печерского монастыря архим. Тихон (Секретарев) отвечает на вопросы из зала. Фото С. Чапнин
31 октября 2012 г. 08:50
версия для печати версия для печати

На конференции "Триалогос" в Таллине обсудили проблемы христианского понимания свободы и ответственности

С 26 по 29 октября в Таллине в рамках фестиваля "Триалогос" состоялась конференция, посвященная актуальным проблемам социальной, культурной и религиозной жизни современной Европы. Главной темой конференции в 2012 году стала тема свободы и ответственности.

"Эта тема для нашей конференции выбрана не случайно, - отмечает историк Ирина Пярт, один из организаторов фестиваля. - В 2012 году на эстонской язык переведена книга Патриарха Кирилла "Свобода и ответственность: в поисках гармонии", которая была с большим интересом встречена консервативными христианскими кругами в Эстонии". О различных аспектах понимания свободы и ответственности размышляли историки, психологи, педагоги, богословы, публицисты и эксперты по правам человека из России, Эстонии, Франции и США.

"Система, которая сегодня разрушает свободу человека и общества, называется не тоталитаризм, а либерализм, - считает основатель и художественный руководитель фестиваля "Триалогос" Тайво Ниитвяги. – Важно отметить, что в данном контексте либерализм не противоположен тоталитаризму, но на глубоком, онтологическом уровне имеет ту же самую сущность".

С приветственным словом к участникам обратился митрополит Таллинский и Эстонский Корнилий, с первым докладом выступил наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев).

Доклад ответственного редактора "Журнала Московской Патриархии" Сергея Чапнина был посвящен пониманию свободы и ответственности с точки зрения православного богословия и стал развернутым комментарием к соответствующим тезисам Патриарха Кирилла, представленным в книге "Свобода и ответственность".

Отмечая, что "в основе конфликта между либеральными и традиционными ценностями лежит различное понимание свободы", ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин подчеркнул, что в христианской традиции отправной точкой для разговора о свободе и ответственности является понятие воли. Под свободой в христианской традиции понимают способность человека направлять свою волю к добру или злу. "Однако важен не выбор как таковой, не техническая возможность выбора, а единственно правильный выбор, то есть свободный выбор добра, способность довериться Богу", - так сформулировал основной тезис своего доклада Сергей Чапнин. Затем докладчик коснулся проблем христианофобии в Европе, отметив, что эти проблемы во многом обусловлены распространением секулярного либерализма.

В докладе "В чем разница между комплексом вины и покаянием: о развитии воли и личностном самоопределении" педагог из Вильнюса Ольга Янушкявечене, опираясь на антропологию и педагогику К.Д. Ушинского, отметила, что несогласие человека жить в соответствии с высшими духовными ценностями сводит его жизнь к животному уровню, который, согласно известному русскому педагогу характеризуется двумя доминантами: развлечением и размножением.

Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, проанализировал степень потери свободы и перспективы ее обретения в жизни посткоммунистической России, а также о возрождении церковной жизни как самом прямом, но не самом легком пути обретения этой свободы. Он подробно остановился на прозрениях русских религиозных философов ХХ века как в России, так и в изгнании, предложившим свой опыт осуществления христианской свободы в творчестве мысли и творчестве жизни.

Австрийский юрист и эксперт в области прав человека Якоб Корнидес представил доклад с обзором попыток идеологического манипулирования понятием и содержанием прав человека с целью навязать тем обществам и странам, которые придерживаются традиционных ценностей, либеральное, не соответствующее основополагающим международным документам, понимание человеческих прав и свобод. Эти силы, связанные как с ООН, так и с Евросоюзом, потерпев поражение при попытке создать новые документы, избрали иную тактику – они занимаются расширительным толкованием существующих норм международного и национального права, которые позволят пересмотреть отношение к таким проблемам, как введение в корпус прав человека права на аборт или права на гомосексуальный брак. "Это ведет к дальнейшей девальвации понятия права человека", - утверждает Якоб Корнидес.

Фестиваль "Триалогос" проводится ежегодно с 1998 года, его программа традиционно состоит из лекций, дискуссий и концертов. Этот форум стал одной из важнейших в странах Балтии площадок для диалога между христианами и интеллектуалами, принадлежащими к западноевропейской и восточнохристианской традициям. В фестивалях принимают участие историки, богословы, психологи и общественные деятели из Англии, США, Эстонии, России и Украины.

31 октября 2012 г. 08:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи