выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Новости
Наместник Псково-Печерского монастыря архим. Тихон (Секретарев) отвечает на вопросы из зала. Фото С. Чапнин
31 октября 2012 г. 08:50
версия для печати версия для печати

На конференции "Триалогос" в Таллине обсудили проблемы христианского понимания свободы и ответственности

С 26 по 29 октября в Таллине в рамках фестиваля "Триалогос" состоялась конференция, посвященная актуальным проблемам социальной, культурной и религиозной жизни современной Европы. Главной темой конференции в 2012 году стала тема свободы и ответственности.

"Эта тема для нашей конференции выбрана не случайно, - отмечает историк Ирина Пярт, один из организаторов фестиваля. - В 2012 году на эстонской язык переведена книга Патриарха Кирилла "Свобода и ответственность: в поисках гармонии", которая была с большим интересом встречена консервативными христианскими кругами в Эстонии". О различных аспектах понимания свободы и ответственности размышляли историки, психологи, педагоги, богословы, публицисты и эксперты по правам человека из России, Эстонии, Франции и США.

"Система, которая сегодня разрушает свободу человека и общества, называется не тоталитаризм, а либерализм, - считает основатель и художественный руководитель фестиваля "Триалогос" Тайво Ниитвяги. – Важно отметить, что в данном контексте либерализм не противоположен тоталитаризму, но на глубоком, онтологическом уровне имеет ту же самую сущность".

С приветственным словом к участникам обратился митрополит Таллинский и Эстонский Корнилий, с первым докладом выступил наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев).

Доклад ответственного редактора "Журнала Московской Патриархии" Сергея Чапнина был посвящен пониманию свободы и ответственности с точки зрения православного богословия и стал развернутым комментарием к соответствующим тезисам Патриарха Кирилла, представленным в книге "Свобода и ответственность".

Отмечая, что "в основе конфликта между либеральными и традиционными ценностями лежит различное понимание свободы", ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин подчеркнул, что в христианской традиции отправной точкой для разговора о свободе и ответственности является понятие воли. Под свободой в христианской традиции понимают способность человека направлять свою волю к добру или злу. "Однако важен не выбор как таковой, не техническая возможность выбора, а единственно правильный выбор, то есть свободный выбор добра, способность довериться Богу", - так сформулировал основной тезис своего доклада Сергей Чапнин. Затем докладчик коснулся проблем христианофобии в Европе, отметив, что эти проблемы во многом обусловлены распространением секулярного либерализма.

В докладе "В чем разница между комплексом вины и покаянием: о развитии воли и личностном самоопределении" педагог из Вильнюса Ольга Янушкявечене, опираясь на антропологию и педагогику К.Д. Ушинского, отметила, что несогласие человека жить в соответствии с высшими духовными ценностями сводит его жизнь к животному уровню, который, согласно известному русскому педагогу характеризуется двумя доминантами: развлечением и размножением.

Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, проанализировал степень потери свободы и перспективы ее обретения в жизни посткоммунистической России, а также о возрождении церковной жизни как самом прямом, но не самом легком пути обретения этой свободы. Он подробно остановился на прозрениях русских религиозных философов ХХ века как в России, так и в изгнании, предложившим свой опыт осуществления христианской свободы в творчестве мысли и творчестве жизни.

Австрийский юрист и эксперт в области прав человека Якоб Корнидес представил доклад с обзором попыток идеологического манипулирования понятием и содержанием прав человека с целью навязать тем обществам и странам, которые придерживаются традиционных ценностей, либеральное, не соответствующее основополагающим международным документам, понимание человеческих прав и свобод. Эти силы, связанные как с ООН, так и с Евросоюзом, потерпев поражение при попытке создать новые документы, избрали иную тактику – они занимаются расширительным толкованием существующих норм международного и национального права, которые позволят пересмотреть отношение к таким проблемам, как введение в корпус прав человека права на аборт или права на гомосексуальный брак. "Это ведет к дальнейшей девальвации понятия права человека", - утверждает Якоб Корнидес.

Фестиваль "Триалогос" проводится ежегодно с 1998 года, его программа традиционно состоит из лекций, дискуссий и концертов. Этот форум стал одной из важнейших в странах Балтии площадок для диалога между христианами и интеллектуалами, принадлежащими к западноевропейской и восточнохристианской традициям. В фестивалях принимают участие историки, богословы, психологи и общественные деятели из Англии, США, Эстонии, России и Украины.

31 октября 2012 г. 08:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00