выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Евангельские группы сегодня: опыт епархий
На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.    
3 апреля 2024 г. 16:00
Миссия — проповедь словом и делом
Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.  
16 марта 2023 г. 14:00
Миссия заботы, добра и любви
Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
Новости
Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, председатель правления Благотворительного фонда св. прав. Иоанна Кронштадтского, учрежденного Синодальным отделом по церковной благотворительности.
15 апреля 2014 г.
версия для печати версия для печати

Церковь и государство объединяются в помощи наркозависимым

Церковь не против применения «Программы 12 шагов» в православных реабилитационных центрах

Русская Православная Церковь объединяет в единую структуру приходы и центры, занимающиеся реабилитацией наркозависимых. 8-9 апреля на конференции «Об участии реабилитационных структур Русской Православной Церкви в национальной системе реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан» были проработаны основные вопросы объединения православных реабилитационных центров. Организация центров позволит на местах решать проблему финансирования на федеральном и региональном уровне, привлечет больше нуждающихся в помощи страждущих. Все оказывающие помощь наркозависимым структурные подразделения Церкви и учреждённые ими центры подчинятся напрямую своему епархиальному архиерею. Центр по противодействию наркомании ОЦБСС будет координировать взаимодействие всех членов сети.

Такой системный практический подход к проблеме церковной реабилитации зависимых стал логичным завершением многолетнего сотрудничества православных реабилитационных центров в изучении и оценке действующих сегодня в мире профессиональных методов реабилитации и в разработке собственной методики и рекомендаций. Однако, в принятой 26 декабря 2012 года концепции «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» ничего не сказано о широко применяемой профессиональной программе реабилитации «12 шагов». Найдется ли место для реабилитационных центров, работающих с этой программой в единой церковной структуре?

 «Церковный вестник» попросил прокомментировать ситуацию руководителя Координационного центра по противодействию наркомании епископа Каменского и Алапаевского Мефодия:

—  Ваше Преосвященство, какая модель реабилитации на Ваш личный взгляд сегодня самая успешная с позиции Церкви?

 – Наиболее приемлема та программа, которая принята в концептуальном документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых». Нам уже ничего не надо выдумывать, есть концепция, которая в результате долгого обсуждения и анализа была принята. В ней прописано, какой подход является церковным, сформулированы принципы, изложена основная программа. Если кто-то с нами спорит, мы говорим: возьмите официальный документ, позиция Церкви по проблеме церковной реабилитации наркозависимых ясно выражена.

—  Острую полемику среди православных руководителей и работников реабилитационных центров вызывала «Программа 12 шагов».  В итоговом документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» ничего не сказано об отношении Церкви к «шагам».  Смогут ли православные реабилитационные центры, использующие эту методику в процессе оздоровления страждущих, продолжить работу с ней после вступления в единую церковную структуру? Не будут ли они вытеснены?

—  Вытеснять нечего. Из 63 центров только в шести ведется работа по «шагам». Поэтому о вытеснении никто не говорит.

 –Эти шесть центров смогут по-прежнему продолжать свою работу?

—  Мы не являемся противниками Миннесотской модели, но она и не является для нас приоритетной.

—  Реабилитационные центры объединенной сети находятся в ведении правящего архиерея. Не возникнет ли у руководства центра и епархии разногласий по поводу используемых в реабилитации методов?

—  Я не думаю, что у нас будут проблемы. Архиереям, как не специалистам, не надо вникать  в деятельность реабилитационного центра, потому что экспертные оценки поручено давать Синодальному отделу по церковной благотворительности и социальному служению. Мы должны извещать руководителей епархий и митрополий о том, что происходит в системе реабилитации, а они на основе наших выводов и рекомендаций принимают решения.

Принят документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых», в котором прописано мнение Церкви на реабилитационный процесс. Наш отдел имеет серьезные полномочия в рамках этой концепции.



* * * 

Елена Рыдалевская – исполнительный директор Благотворительного фонда «Диакония» и участник конференции «Об участии реабилитационных структур Русской Православной Церкви в национальной системе реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан». Елена не по наслышке знакома с «Программой 12 шагов», она  руководила реабилитационным центром «Мельничный ручей», в котором страждущие выздоравливали по этой программе,  но адаптированной для христианского российского менталитета и православного представления о Церкви. «Мельничный ручей» посещали монашествующие Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря. Елена  - один из участников разработки церковной методологии реабилитации наркозависимых и проекта концепции РПЦ по реабилитации наркозависимых.

«Церковный вестник» попросил Елену Рыдалевскую подробнее рассказать о перспективе входящих в единую церковную структуру реабилитационных центров, использующих «Программу 12 шагов»:

—  Елена, объединение реабилитационных структур РПЦ в единую сеть помощи наркозависимым гражданам – знаковое событие?

—  Исполнились самые смелые ожидания тех, кто работает в реабилитации - поставлена точка в процессе создания сети православных центров реабилитации. Очень хорошо, что объединение в единую систему имеет благословение и понимание со стороны священноначалия.

—  Были опасения, что православные реабилитационные центры работающие с «Программой 12 шагов» не войдут в  единую церковную структуру.

—  Это осталось под вопросом. Надо отделять «Программу 12-ти шагов» от сообщества Анонимных наркоманов. Понятно, что это сообщество есть и будет. Само по себе, оно внеконфессиональное и это один из его принципов.  Поэтому АН и Православная сеть реабилитационных центров будут сосуществовать как две отдельные структуры. Другое дело, будут ли православные реабилитационные центры использовать инструменты профессиональных реабилитационных программ, в том числе и что-то из «12-ти шаговой» программы, и то, как это будет практически реализоваться. 

Церковь в лице владыки Мефодия озвучила свою позицию. Понятно, что Церковь хотела бы видеть в своей сети наиболее идеологически близкие ей центры с точки зрения модели, прописанной в концепции «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых». С другой стороны, если священник руководит реабилитационным центром, если ребята в нем регулярно приступают к таинствам, если в процессе присутствуют профессионалы, то ничто не мешает им работать с теми профессиональными инструментами, которые не противоречат Православному мировоззрению.

—  Далеко не все среди участников церковной реабилитации нарко- и алкозависимых принимают и понимают «Программу 12-ти шагов».

—  Между искусными должны быть прения. Так  выкристаллизовывается то, что потом будет более жизнеспособно. Просто те, кто работает в определенной парадигме, видят ее смысл, плоды. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Разумейте время».  

 

СПРАВКА: 

В Проекте Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых сообщалось:  «Программа 12 шагов», которую используют в своем сообществе Анонимные Наркоманы (АН), действительно, является эффективным инструментом в реабилитации алкоголе- и наркозависимых, с этим согласились специалисты во всем мире. Данная программа родилась в религиозной протестантской среде, имела христианское вдохновение, но, предоставляя возможность участия в группах сообщества далеким от веры страждущим, в том числе имеющим предубеждения против религиозной жизни, говорила о Христе прикровенно. Целью создателей программы являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе- и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данной программы и посещения групп, одновременно успешно воцерковлялись. Немало чад Церкви, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных Таинств и аскезы, добились успеха, получив помощь в группах сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, участие в которых не оторвало их от полноценной церковной жизни. 

При этом, «Программа 12 шагов» не является церковной программой в православном понимании уже хотя бы потому, что в ней нет таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Программу можно несколько адаптировать к православию, но сделать ее в полном смысле церковной невозможно. Допуская и даже приветствуя участие своих страдающих от зависимости прихожан в группах, работающих по «Программе 12 шагов», Церковь должна сделать приоритетом развитие своей, в собственном смысле церковной системы реабилитации, успешные опыты которой уже имеются. Функционирование при приходах и монастырях групп самопомощи или реабилитационных центров, работающих по «Программе 12 шагов», не является препятствием для становления церковной реабилитации и может поощряться. 

15 апреля 2014 г.
Ключевые слова: реабилитация, наркомания
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00