![]()
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
Миссия заботы, добра и любви Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
Дождик на паузе Приход Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рудянское Свердловской области, несмотря на пандемию, сумел реализовать миссионерский проект «Стопами апостолов по Каменской епархии», благодаря которому около 200 человек в удаленных селах приняли участие в Божественной литургии, пообщались со священником и получили небольшие подарки. Это стало возможным благодаря гранту конкурса «Православная инициатива». PDF-версия.
30 ноября 2020 г. 13:20
Протоиерей Владимир Вигилянский: Священники должны учиться языку интернет-проповеди Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храмов святой мученицы Татианы при МГУ и Святителя Василия Великого в селе Зайцево, заместитель председателя Информационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы написал новую книгу «Русский крест». И она скоро выйдет в свет. В основу книги легли заметки, которые священник в течение многих лет писал на своей странице в социальной сети «Фейсбук». В интервью «Журналу Московской Патриархии» отец Владимир рассказал о том, как он осваивал интернет-пространство, в чем схожи и в чем отличаются традиционные средства массовой информации и социальные сети и дал практические советы священнослужителям, как вести проповедь в интернете.
12 мая 2020 г. 13:35
Священник Павел Островский: «Сегодня для миссионерства самое благоприятное время» Настоятель Георгиевского храма в поселке Нахабино Красногорского района иерей Павел Островский одним из первых среди священников вышел с миссией в интернет. Сегодня он в числе лидеров среди православных блогеров в российском интернете по количеству подписчиков на его страницы. Отец Павел рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии», как начиналась христианская миссия в интернете, какие существуют правила проповеди онлайн и кто ею может заниматься. PDF-версия.
10 февраля 2020 г. 09:10
Когда не обойтись без суфлера Уникальный проект перевода текста Святого Благовествования на русский жестовый язык в виде программы для мобильных устройств увенчался успехом. В Международный день глухих, 30 сентября, Институт перевода Библии представил новое Android-приложение для российских пользователей смартфонов, доступное для скачивания на ресурсе GooglePlay. Оно содержит полный комментированный перевод Евангелия от Марка на русский жестовый язык. PDF-версия
30 ноября 2018 г. 13:50
Малахов плюс Мочалов Сегодня, в день святой мученицы Татианы, победитель четвертого сезона телепроекта «Голос» насельник Пафнутьев-Боровского монастыря иеромонах Фотий (Мочалов) дал большой концерт перед студенческой аудиторией в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Поскольку священноначалие не благословило участие отца Фотия в гастрольном туре финалистов «Голоса», организованное молодежным отделом Московской (городской) епархии выступление стало первым после его успеха в телешоу. И пусть исполнитель пел под «минусовую» фонограмму, заполнившие зал слушатели встречали его восторженно.
25 января 2016 г. 22:10
Новые информационные материалы о святых Северной Америки доступны для скачивания Новые информационные материалы о святых, подвизавшихся на территории Северной Америки, теперь доступны в интернете для всех желающих основательнее познакомиться с подробностями их жизни.
7 октября 2015 г. 13:00
Маяки памяти. Краеведы восстанавливают местные святыни Православное краеведение всё больше приобретает черты миссионерской деятельности. Последовательно изучая исторические события, участвуя в археологических и архивных исследованиях, человек приобщается не только к истории родного края, но и к своей традиционной культуре. Недаром среди победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива» таких проектов становится всё больше. «Журнал Московской Патриархии» продолжает знакомить своих читателей с наиболее яркими из них — «Ладьей» и «Неисчезающей памятью».
20 августа 2015 г. 16:31
|
![]()
15 апреля 2014 г.
Церковь и государство объединяются в помощи наркозависимымЦерковь не против применения «Программы 12 шагов» в православных реабилитационных центрахРусская Православная Церковь объединяет в единую структуру приходы и центры, занимающиеся реабилитацией наркозависимых. 8-9 апреля на конференции «Об участии реабилитационных структур Русской Православной Церкви в национальной системе реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан» были проработаны основные вопросы объединения православных реабилитационных центров. Организация центров позволит на местах решать проблему финансирования на федеральном и региональном уровне, привлечет больше нуждающихся в помощи страждущих. Все оказывающие помощь наркозависимым структурные подразделения Церкви и учреждённые ими центры подчинятся напрямую своему епархиальному архиерею. Центр по противодействию наркомании ОЦБСС будет координировать взаимодействие всех членов сети. Такой системный практический подход к проблеме церковной реабилитации зависимых стал логичным завершением многолетнего сотрудничества православных реабилитационных центров в изучении и оценке действующих сегодня в мире профессиональных методов реабилитации и в разработке собственной методики и рекомендаций. Однако, в принятой 26 декабря 2012 года концепции «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» ничего не сказано о широко применяемой профессиональной программе реабилитации «12 шагов». Найдется ли место для реабилитационных центров, работающих с этой программой в единой церковной структуре? «Церковный вестник» попросил прокомментировать ситуацию руководителя Координационного центра по противодействию наркомании епископа Каменского и Алапаевского Мефодия: — Ваше Преосвященство, какая модель реабилитации на Ваш личный взгляд сегодня самая успешная с позиции Церкви? – Наиболее приемлема та программа, которая принята в концептуальном документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых». Нам уже ничего не надо выдумывать, есть концепция, которая в результате долгого обсуждения и анализа была принята. В ней прописано, какой подход является церковным, сформулированы принципы, изложена основная программа. Если кто-то с нами спорит, мы говорим: возьмите официальный документ, позиция Церкви по проблеме церковной реабилитации наркозависимых ясно выражена. — Острую полемику среди православных руководителей и работников реабилитационных центров вызывала «Программа 12 шагов». В итоговом документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» ничего не сказано об отношении Церкви к «шагам». Смогут ли православные реабилитационные центры, использующие эту методику в процессе оздоровления страждущих, продолжить работу с ней после вступления в единую церковную структуру? Не будут ли они вытеснены? — Вытеснять нечего. Из 63 центров только в шести ведется работа по «шагам». Поэтому о вытеснении никто не говорит. –Эти шесть центров смогут по-прежнему продолжать свою работу? — Мы не являемся противниками Миннесотской модели, но она и не является для нас приоритетной. — Реабилитационные центры объединенной сети находятся в ведении правящего архиерея. Не возникнет ли у руководства центра и епархии разногласий по поводу используемых в реабилитации методов? — Я не думаю, что у нас будут проблемы. Архиереям, как не специалистам, не надо вникать в деятельность реабилитационного центра, потому что экспертные оценки поручено давать Синодальному отделу по церковной благотворительности и социальному служению. Мы должны извещать руководителей епархий и митрополий о том, что происходит в системе реабилитации, а они на основе наших выводов и рекомендаций принимают решения. Принят документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых», в котором прописано мнение Церкви на реабилитационный процесс. Наш отдел имеет серьезные полномочия в рамках этой концепции.
Елена Рыдалевская – исполнительный директор Благотворительного фонда «Диакония» и участник конференции «Об участии реабилитационных структур Русской Православной Церкви в национальной системе реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан». Елена не по наслышке знакома с «Программой 12 шагов», она руководила реабилитационным центром «Мельничный ручей», в котором страждущие выздоравливали по этой программе, но адаптированной для христианского российского менталитета и православного представления о Церкви. «Мельничный ручей» посещали монашествующие Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря. Елена - один из участников разработки церковной методологии реабилитации наркозависимых и проекта концепции РПЦ по реабилитации наркозависимых. «Церковный вестник» попросил Елену Рыдалевскую подробнее рассказать о перспективе входящих в единую церковную структуру реабилитационных центров, использующих «Программу 12 шагов»: — Елена, объединение реабилитационных структур РПЦ в единую сеть помощи наркозависимым гражданам – знаковое событие? — Исполнились самые смелые ожидания тех, кто работает в реабилитации - поставлена точка в процессе создания сети православных центров реабилитации. Очень хорошо, что объединение в единую систему имеет благословение и понимание со стороны священноначалия. — Были опасения, что православные реабилитационные центры работающие с «Программой 12 шагов» не войдут в единую церковную структуру. — Это осталось под вопросом. Надо отделять «Программу 12-ти шагов» от сообщества Анонимных наркоманов. Понятно, что это сообщество есть и будет. Само по себе, оно внеконфессиональное и это один из его принципов. Поэтому АН и Православная сеть реабилитационных центров будут сосуществовать как две отдельные структуры. Другое дело, будут ли православные реабилитационные центры использовать инструменты профессиональных реабилитационных программ, в том числе и что-то из «12-ти шаговой» программы, и то, как это будет практически реализоваться. Церковь в лице владыки Мефодия озвучила свою позицию. Понятно, что Церковь хотела бы видеть в своей сети наиболее идеологически близкие ей центры с точки зрения модели, прописанной в концепции «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых». С другой стороны, если священник руководит реабилитационным центром, если ребята в нем регулярно приступают к таинствам, если в процессе присутствуют профессионалы, то ничто не мешает им работать с теми профессиональными инструментами, которые не противоречат Православному мировоззрению. — Далеко не все среди участников церковной реабилитации нарко- и алкозависимых принимают и понимают «Программу 12-ти шагов». — Между искусными должны быть прения. Так выкристаллизовывается то, что потом будет более жизнеспособно. Просто те, кто работает в определенной парадигме, видят ее смысл, плоды. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Разумейте время».
СПРАВКА: В Проекте Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых сообщалось: «Программа 12 шагов», которую используют в своем сообществе Анонимные Наркоманы (АН), действительно, является эффективным инструментом в реабилитации алкоголе- и наркозависимых, с этим согласились специалисты во всем мире. Данная программа родилась в религиозной протестантской среде, имела христианское вдохновение, но, предоставляя возможность участия в группах сообщества далеким от веры страждущим, в том числе имеющим предубеждения против религиозной жизни, говорила о Христе прикровенно. Целью создателей программы являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе- и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данной программы и посещения групп, одновременно успешно воцерковлялись. Немало чад Церкви, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных Таинств и аскезы, добились успеха, получив помощь в группах сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, участие в которых не оторвало их от полноценной церковной жизни. При этом, «Программа 12 шагов» не является церковной программой в православном понимании уже хотя бы потому, что в ней нет таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Программу можно несколько адаптировать к православию, но сделать ее в полном смысле церковной невозможно. Допуская и даже приветствуя участие своих страдающих от зависимости прихожан в группах, работающих по «Программе 12 шагов», Церковь должна сделать приоритетом развитие своей, в собственном смысле церковной системы реабилитации, успешные опыты которой уже имеются. Функционирование при приходах и монастырях групп самопомощи или реабилитационных центров, работающих по «Программе 12 шагов», не является препятствием для становления церковной реабилитации и может поощряться.
15 апреля 2014 г.
Ключевые слова:
реабилитация, наркомания
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» исполнилось 72 года Сегодня, 15 мая 2022 года, главе Издательства Московской Патриархии и Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю исполнилось 72 года.
15 мая 2022 г. 12:30
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Марина Викторовна Творогова Дизайнер-верстальщик «Журнала Московской Патриархии». 11.12.1949–31.03.2022
9 мая 2022 г. 13:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
|