выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Новости
В 2015 году УЭК будет совмещена с электронным паспортом
26 февраля 2013 г. 11:05
версия для печати версия для печати

У электронных паспортов должна быть альтернатива, считают в Общественной палате

В Общественной палате состоялись слушания на тему «Положение граждан, отказывающихся от средств электронного контроля и обработки личных данных». Их инициатором выступил член ОП, председатель отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. В мероприятии приняли участие зам. руководителя Федеральной миграционной службы Анатолий Фоменко, члены Общественной палаты, представители общественных организаций и традиционных религий России, специалисты в области электронных технологий.

Как известно, с 2013 года во всех регионах России началась выдача универсальных электронных карт (УЭК). В 2015 году УЭК планируется совместить с паспортом нового поколения, который смогут получить все граждане России. До 2025 года электронные паспорта будут действовать вместе с бумажными. Откажутся ли затем от бумажных паспортов – пока неизвестно. Электронный паспорт станет не только удостоверением личности, но также платежным документом и документом на получение государственных услуг. Однако при всех заявленных удобствах, его введение вызывает опасения у многих, в том числе церковных, экспертов.Казалось бы, какое отношение имеет Церковь к вопросу учета государством своих граждан и создания для них более комфортных условий жизни?

Специалист в сфере биокибернетики Валерий Филимонов в частности считает, что электронный паспорт станет удобным средством полного контроля за жизнью его владельца. «С введением электронного контроля у государства появляется возможность воздействовать на человека по его мировоззренческим признакам. Например, предложить подписать какой-то идеологический кодекс, противоречащий его совести, и в случае отказа лишить человека доступа ко всем благам и услугам, - заявил эксперт ЦВ. - Например, кодекс, где один из пунктов приветствует однополые браки. Православный человек скажет «нет». И тут же станет изгоем. Поскольку это будет считаться во всем цивилизованном обществе не толерантным. А мы движемся, согласно подписанным Россией международным соглашениям, в глобальное, сетевое, информационное общество».  Он не исключил, что условием к достойной жизни в таком обществе может стать вживление под кожу электронного чипа, когда человек превращается в биоробота. В частности, об этом идет речь в «Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года» и в Заключении № 20 Европейской группы по этике и науке и новым технологиям».  

Участники слушаний неоднократно высказывали мнение, что может возникнуть ситуация, когда людей будут принуждать к получению электронных паспортов угрозой лишения социальных благ и гарантий. Свои тезисы они подкрепляли конкретными примерами из жизни тех, кто уже сегодня столкнулся с этим, по религиозным убеждениям отказавшись от пенсионных и социальных карт.

«Я получаю много писем, где выражается озабоченность безальтернативным вариантом присвоения людям некоторых электронных документов, об участии людей в системах, предполагающих жесткий контроль над жизнью человека. В этих письмах так же выражается озабоченность дискриминацией отказавшихся от этих новых документов и технологических нововведений», - заметил протоиерей Всеволод Чаплин.

В подтверждение этих слов адвокат Адвокатской палаты Москвы Кирилл Иванов, председатель сообщества многодетных и приемных семей России "Много деток-хорошо" Татьяна Боровикова, руководитель рабочей группы Мосгордумы по проблеме электронных технологий Николай Мишустин рассказали об известных им случаях дискриминации или когда они лично сталкивались с нарушением своих конституционных прав. Людям отказывали в оказании медицинских, социальных, пенсионных услуг при отсутствии у них соответствующих электронных документов, при наличии "советских" паспортов, при отказе расписаться на почтовом бланке, где вместо их имени стоял цифровой код и т.д. 

Так, Кирилл Иванов рассказал о пожилой женщине (71 года), ветеране труда, имеющей онкологическое заболевание почек. Врачи в государственной поликлинике отказались ее лечить, потому что по религиозным убеждениям она отказалась от карточки пенсионного страхования (СНИЛС). В результате ей пришлось лечиться за свои деньги. Между тем ст.41 Конституции РФ гарантирует всем гражданам России бесплатную медицинскую помощь в госучредждениях. А Николай Мишустин признался, что отказавшись от СНИЛСа по религиозным убеждениям, не может закрыть больничный лист. Равно как и купить участок земли, потому что не хочет брать ИНН. Татьяна Боровикова рассказала, что у нее возникли большие проблемы при записи ребенка в школу, т.к. она не захотела пользоваться услугой электронной записи в первый класс. Ее так же возмущает, что номер в сберкассе или на социальной карте заменил собственное имя человека.

Напомним, что свое отношение к этим вопросам соборно заявил в «Позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» Священный Архиерейский собор 2013 года. В частности там говорится: «Церковь убеждена, что упомянутые технологии (применяемые в документах с личным кодом, штриховым кодированием и т.д. – авт.) не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности…Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации». «В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных», - констатирует документ.

Между тем, законопроект «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», который предполагает введение паспорта «нового поколения» планируется внести в Правительство РФ уже к 1 марта 2013 года. Об этом рассказал зам.руководителя Федеральной миграционной службы РФ Анатолий Фоменко. Электронный паспорт позволит получать государственные услуги «предоставленные в электронном виде». Чиновник подчеркнул, что наряду с электронным паспортом до 2025 года желающие могут выбрать и бумажный паспорт образца 1997, по которому также можно будет получать все социальные блага.

Но с учетом прозвучавших выше фактов нарушения конституционных прав, многие оппоненты Анатолия Фоменко сразу высказали ряд замечаний и сомнений. Так, член ОП Фатима Албакова заявила, что с принятием этого закона точно так же велика вероятность дискриминации тех, кто откажется от электронных паспортов в пользу бумажных. А отец Всеволод Чаплин и член Общественной палаты, председатель Духовного управления мусульман Чувашской Республики, муфтий Альберт Крганов усомнились в надежности защиты от третьих лиц конфиденциальной информации, содержащейся на чипе электронного паспорта и в единой базе данных. Некоторых выступающих волновал вопрос в доступности и контроле содержащейся в паспорте биометрической информации для самого владельца паспорта. Тщетно чиновники уверяли, что визуальная информация электронного паспорта соответствует содержащейся в чипе, что базы конфиденциальных данных надежно защищены. Участники слушаний им не верили.

В частности, Валерий Филимонов напомнил, что на чип можно записать любую информацию о человеке и выразил озабоченность, что к 2025 году государство планирует передать хранение личной информации и систему выдачи электронных паспортов коммерческим структурам. А это может привести к полному контролю за жизнью людей. Директор центра политической аксиологии Сергей Волобуев разделяет это мнение, считая, что традиционный бумажный паспорт нужно сохранить, а электронный может быть не обязательным приложением к нему. 

Валерий Филимонов привел слова митрополита Киевского и всея Украины Владимира: «Внедряя идентификацию людей с момента рождения единственный идентифицированный документ личности - электронную карту, государство фактически санкционирует электронную слежку и тотальный контроль во всех областях жизни человека. Никто не может гарантировать, что электронная система контроля над человеком и полная зависимость от нее не будет использоваться для влияния на человека с целью духовного, идеологического, политического и экономического манипулирования. При таких обстоятельствах человек теряет Богом данную свободу».

Любопытно, что неоднократные обращения разных групп граждан в Избирком Москвы с предложением провести Всероссийский референдум по вопросу введения электронных паспортов постоянно встречают отказ, отметил Николай Мишустин.

«Сами по себе технические новшества, как правило, являются мировозренчески нейтральными, - считает председатель отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества отец Всеволод Чаплин. - Но некоторые из них, особенно в случае тотального отслеживания всей жизни личности, дают над человеком слишком большую власть. Власть, которую легко можно будет использовать для подавления мировозренческой свободы человека».

По его мнению, такие установки не трудно представить - в некоторых странах людям навязываются установки не совместимые ни с христианством, ни традиционным исламом, ни с традиционным иудаизмом. И попытка введения в корпус права этих идейных установок в купе с контролем за человеческой жизнью действительно может привести верующих традиционных религий к ситуации исповедования и выбору - подчинятся этим идеологическим установкам или следовать своей вере, что станет трагичным выбором для многих. «В нашей стране есть люди, которые ни при каких условиях не примут электронные паспорта. Они лучше пойдут жить в лес или сядут в тюрьму. И я убежден, что для них должна быть предоставлена альтернатива электронным документам. Какой она будет - нам нужно думать вместе», - заключил священник.

26 февраля 2013 г. 11:05
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00