iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Если хочешь — угостись
На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
Новости
Лицевой покров на раку с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского
4 апреля 2012 г. 18:00
версия для печати версия для печати

Уникальный покров на раку святителя Тихона изготовили в Донском монастыре

Золотошвейная мастерская Донского монастыря по благословению наместника обители епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла изготовила уникальный лицевой покров на раку с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

"На его кайме изображены шесть клейм: Спаситель, Божия Матерь Донская, Иоанн Златоуст и Василий Великий, новомученик митрополит Киевский Владимир, а также святитель Тихон Задонский. Обычно покровы на раку не содержат клейм, - сообщила ЦВ художественный руководитель золотошвейной мастерской Ирина Староверова. – Идея сделать клеймы принадлежит епископу Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу. Другая особенность в том, что при создании лика патриарха Тихона мы не пользовались готовыми прорисями, создавали их сами, опираясь на изучение современной иконографии и прижизненных фотографий святителя. Уникальна и сама техника вышивки, которая была утрачена после революции 1917 г. и восстанавливалась буквально по крупицам. Кроме того, покров изготовлен в рекордно короткие сроки - за 11 месяцев, что достаточно трудно сделать, ведь величина стежка, которым, например, вышиты лик и руки Патриарха менее 1 мм. Обычно такие покровы шились годами".

Покров на раку святителя выполнен в традициях древнерусского золотого и лицевого шитья, без применения каких- либо аппликаций из ткани, все вышито вручную. Использовано более 20 видов различных шелковых и золотных швов. Оранжево-золотисто-лиловый колорит покрова украшается белыми орнаментальными жемчужными вставками, ассоциативно восходя к празднованию Благовещения Пресвятой Богородицы – дня успения святителя. По периметру каймы вязью вышит текст тропаря, а внизу позема – вкладная надпись.

"Саккос (облачение патриарха) на покрове передан не реалистично, а декоративно – условно, - пояснила Ирина Староверова, - являясь аналогом реального саккоса Патриарха, который хранится непосредственно в музее Донского монастыря. Его цвет, как и цвет Евангелия, нимба, тропаря на кайме, фигурок в клеймах - золотой. Золотой цвет – это традиционно цвет света нетварного, цвет вечности".

Традиция украшать покровами почитаемые гробницы на Руси установилась в XVI-XVII векам. Свое начало она взяла от Византии, где надгробный покров говорил о стремлении подчеркнуть нетленность тела святого. Древнейший покров русского святого подвижника был сделан на раку преподобного Сергия Радонежского (1420 г. Сергиево – Пассадский музей заповедник). Причем надгробные покровы иногда участвовали в богослужениях. Их выносили во время Великого входа, в дни памяти чудотворцев и святителей. Покровы могли быть праздничные и будничные, менялись на каждый большой праздник и несли функцию "одевания" и "укрывания" священного предмета. Сделав этот покров своими руками, вышивальщицы получили возможность личного участия в деле прославлении и почитании Патриарха Тихона.

Освящение покрова состоится в 12 часов дня 6 апреля в Донском монастыре.

4 апреля 2012 г. 18:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи