iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Новости
Лицевой покров на раку с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского
4 апреля 2012 г. 18:00
версия для печати версия для печати

Уникальный покров на раку святителя Тихона изготовили в Донском монастыре

Золотошвейная мастерская Донского монастыря по благословению наместника обители епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла изготовила уникальный лицевой покров на раку с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

"На его кайме изображены шесть клейм: Спаситель, Божия Матерь Донская, Иоанн Златоуст и Василий Великий, новомученик митрополит Киевский Владимир, а также святитель Тихон Задонский. Обычно покровы на раку не содержат клейм, - сообщила ЦВ художественный руководитель золотошвейной мастерской Ирина Староверова. – Идея сделать клеймы принадлежит епископу Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу. Другая особенность в том, что при создании лика патриарха Тихона мы не пользовались готовыми прорисями, создавали их сами, опираясь на изучение современной иконографии и прижизненных фотографий святителя. Уникальна и сама техника вышивки, которая была утрачена после революции 1917 г. и восстанавливалась буквально по крупицам. Кроме того, покров изготовлен в рекордно короткие сроки - за 11 месяцев, что достаточно трудно сделать, ведь величина стежка, которым, например, вышиты лик и руки Патриарха менее 1 мм. Обычно такие покровы шились годами".

Покров на раку святителя выполнен в традициях древнерусского золотого и лицевого шитья, без применения каких- либо аппликаций из ткани, все вышито вручную. Использовано более 20 видов различных шелковых и золотных швов. Оранжево-золотисто-лиловый колорит покрова украшается белыми орнаментальными жемчужными вставками, ассоциативно восходя к празднованию Благовещения Пресвятой Богородицы – дня успения святителя. По периметру каймы вязью вышит текст тропаря, а внизу позема – вкладная надпись.

"Саккос (облачение патриарха) на покрове передан не реалистично, а декоративно – условно, - пояснила Ирина Староверова, - являясь аналогом реального саккоса Патриарха, который хранится непосредственно в музее Донского монастыря. Его цвет, как и цвет Евангелия, нимба, тропаря на кайме, фигурок в клеймах - золотой. Золотой цвет – это традиционно цвет света нетварного, цвет вечности".

Традиция украшать покровами почитаемые гробницы на Руси установилась в XVI-XVII векам. Свое начало она взяла от Византии, где надгробный покров говорил о стремлении подчеркнуть нетленность тела святого. Древнейший покров русского святого подвижника был сделан на раку преподобного Сергия Радонежского (1420 г. Сергиево – Пассадский музей заповедник). Причем надгробные покровы иногда участвовали в богослужениях. Их выносили во время Великого входа, в дни памяти чудотворцев и святителей. Покровы могли быть праздничные и будничные, менялись на каждый большой праздник и несли функцию "одевания" и "укрывания" священного предмета. Сделав этот покров своими руками, вышивальщицы получили возможность личного участия в деле прославлении и почитании Патриарха Тихона.

Освящение покрова состоится в 12 часов дня 6 апреля в Донском монастыре.

4 апреля 2012 г. 18:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00