выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Новости
Здание богодельни в Черкизово, фото mosday.ru
21 января 2015 г. 12:40
версия для печати версия для печати

В Финансово-хозяйственном управлении назвали основные проблемы, препятствующие возврату Церкви недвижимости

Программа ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений включила в себя и семинар по вопросам возвращения Церкви приходского имущества: зданий богаделен, доходных домов, церковно-приходских школ и иных объектов, который прошел в Финансово-хозяйственном управлении Русской Православной Церкви.

Сегодня нет существенных проблем при возвращении в собственность Церкви храмов, однако они возникают при возвращении других имущественных объектов, например, зданий богаделен, доходных домов, церковно-приходских школ, отметил заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления священник Евгений Гущин. Характерно, что успех процесса определяется уровнем административной структуры. «Легче вернуть здание, находящееся в ведении Росимущества, чем в ведении муниципальной администрации. Причем это не зависит от региона. Например, есть сложности при работе с департаментом городского имущества Москвы. Известно, что в Санкт-Петербурге аналогичная ситуация»,- сказал отец Евгений. 

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ №325 (от 26.04.2011) определен список документов (стр.53) которые необходимо собрать религиозной организации для получения в свою собственность объекта религиозного назначения. Отсутствие хотя бы одной архивной справки может послужить поводом для отказа в рассмотрении дела. «Муниципальные чиновники могут сослаться на то, что здание бывшей богадельни или церковной школы не предназначено для богослужений. Но ведь речь идет о возврате не только храма, а всего исторического комплекса зданий, принадлежавшего приходу. Поэтому документы должны быть представлены на каждое здание, не бойтесь собирать как можно больше документов из разных архивов», - пояснила ведущий специалист имущественного отдела ФХУ Ольга Лесковская.

Начав процесс возврата собственности, в частности в Москве, многие приходы столкнулись с ситуацией, когда в московских архивах отсутствуют необходимые справки. В этом случае специалисты советуют не опускать руки, необходимые документы могут находится в архивах других городов. «Например, в центральном архиве Петербурга есть документы Священного Синода, в которых содержится информация о деятельности разных епархий. Но работники архива не будут искать их для вас. Придется ехать самим и работать в архивах. Эти справки существенно облегчат процесс передачи имущества в собственность», - отметил отец Евгений.

Другая проблема возникает, если здание, находясь в безвозмездном пользовании Церкви, не было перепрофилировано. И до сих пор по документам БТИ и в кадастровых паспортах числиться, например, не как объект религиозного назначения, а как «административно-хозяйственное учреждение». «Поэтому нужно доказать, что на конец 2010 года, т. е. на момент вступления в силу Постановления № 325 ваше имущество использовалось в религиозных целях», -говорит Ольга Лесковская. «Да, договор безвозмездного пользования есть, здание было передано под культовые цели, но как вы докажете, что оно использовалось именно под эти цели?», - спросят чиновники. В Москве этот вопрос решается так: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) проводит осмотр здания и составляет соответствующий акт, в котором подтверждает данный факт. И на основании данного акта принимается решение о передаче здания Церкви как перепрофилированного имущества. На московскую практику необходимо ссылаться в сотрудничестве и с территориальными отделениями Росимущества.

«Однако если здание относится не к федеральному, а к муниципальному имуществу, например, департаменту городского имущества Москвы, то тут возникают трудности. Муниципальные чиновники не признают такой акт осмотра за действующий документ. И просят документы БТИ, где указано, что данное здание использовали под культовые цели»,- подчеркнула Ольга Лесковская. В этом случае специалисты ФХУ пока не нашли универсального ответа кроме обращения в суд. В противном случае здание останется в безвозмездном пользовании прихода.

Есть еще одна категория «спорных» зданий. Это те, в которых в советское время были проведены архитектурное изменения. Например, через полгода после того, как в собственность Николо-Угрешского монастыря был передан весь комплекс принадлежавших ему исторических зданий, Счетная палата РФ провела проверку. Выяснилось, что одно из зданий келейного корпуса было достроено в советское время. На этом основании акт передачи в собственность всего комплекса был отменён. В этом случае, в соответствии с действующим законодательством, это здание не может быть цеилком передано в собственность Церкви (ФЗ- №327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения...»). По словам Ольги Лесковской, пока единственным решением для возвращения таких объектов в собственность Церкви может быть обоснование, что хотя данное здание (надстроенный келейный корпус) не является целиком имуществом религиозного назначения, однако оно составляет единый монастырский комплекс. «Придется пожертвовать его формальным определением, но зато здание целиком может стать вашим», - отметила Ольга Лесковская. 

Она также напомнила, что не следует путать отказ в рассмотрении заявления (это возможно, если не предоставлен весь пакет справок или при истечения срока действия одной из справок) и отказ в передаче в собственность. Основания для отказа передачи в собственность прописаны в ст.8 ФЗ-№327 и если мотивация чиновников им не соответствует, вопрос решается в судебном порядке.

Как сообщила Ольга Лесковская, за год работы имущественного отдела ФХУ с Департаментом городского имущества г.Москвы издано 22 распоряжения о передаче Церкви объектов религиозного назначения в Москве (каждый документ может предусматривать передачу от 1 до 10 объектов). И по 26 делам уже принято принципиальное решение о передаче объектов в церковную собственность.

21 января 2015 г. 12:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00