iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новоторжец
В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Новости
Здание богодельни в Черкизово, фото mosday.ru
21 января 2015 г. 12:40
версия для печати версия для печати

В Финансово-хозяйственном управлении назвали основные проблемы, препятствующие возврату Церкви недвижимости

Программа ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений включила в себя и семинар по вопросам возвращения Церкви приходского имущества: зданий богаделен, доходных домов, церковно-приходских школ и иных объектов, который прошел в Финансово-хозяйственном управлении Русской Православной Церкви.

Сегодня нет существенных проблем при возвращении в собственность Церкви храмов, однако они возникают при возвращении других имущественных объектов, например, зданий богаделен, доходных домов, церковно-приходских школ, отметил заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления священник Евгений Гущин. Характерно, что успех процесса определяется уровнем административной структуры. «Легче вернуть здание, находящееся в ведении Росимущества, чем в ведении муниципальной администрации. Причем это не зависит от региона. Например, есть сложности при работе с департаментом городского имущества Москвы. Известно, что в Санкт-Петербурге аналогичная ситуация»,- сказал отец Евгений. 

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ №325 (от 26.04.2011) определен список документов (стр.53) которые необходимо собрать религиозной организации для получения в свою собственность объекта религиозного назначения. Отсутствие хотя бы одной архивной справки может послужить поводом для отказа в рассмотрении дела. «Муниципальные чиновники могут сослаться на то, что здание бывшей богадельни или церковной школы не предназначено для богослужений. Но ведь речь идет о возврате не только храма, а всего исторического комплекса зданий, принадлежавшего приходу. Поэтому документы должны быть представлены на каждое здание, не бойтесь собирать как можно больше документов из разных архивов», - пояснила ведущий специалист имущественного отдела ФХУ Ольга Лесковская.

Начав процесс возврата собственности, в частности в Москве, многие приходы столкнулись с ситуацией, когда в московских архивах отсутствуют необходимые справки. В этом случае специалисты советуют не опускать руки, необходимые документы могут находится в архивах других городов. «Например, в центральном архиве Петербурга есть документы Священного Синода, в которых содержится информация о деятельности разных епархий. Но работники архива не будут искать их для вас. Придется ехать самим и работать в архивах. Эти справки существенно облегчат процесс передачи имущества в собственность», - отметил отец Евгений.

Другая проблема возникает, если здание, находясь в безвозмездном пользовании Церкви, не было перепрофилировано. И до сих пор по документам БТИ и в кадастровых паспортах числиться, например, не как объект религиозного назначения, а как «административно-хозяйственное учреждение». «Поэтому нужно доказать, что на конец 2010 года, т. е. на момент вступления в силу Постановления № 325 ваше имущество использовалось в религиозных целях», -говорит Ольга Лесковская. «Да, договор безвозмездного пользования есть, здание было передано под культовые цели, но как вы докажете, что оно использовалось именно под эти цели?», - спросят чиновники. В Москве этот вопрос решается так: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) проводит осмотр здания и составляет соответствующий акт, в котором подтверждает данный факт. И на основании данного акта принимается решение о передаче здания Церкви как перепрофилированного имущества. На московскую практику необходимо ссылаться в сотрудничестве и с территориальными отделениями Росимущества.

«Однако если здание относится не к федеральному, а к муниципальному имуществу, например, департаменту городского имущества Москвы, то тут возникают трудности. Муниципальные чиновники не признают такой акт осмотра за действующий документ. И просят документы БТИ, где указано, что данное здание использовали под культовые цели»,- подчеркнула Ольга Лесковская. В этом случае специалисты ФХУ пока не нашли универсального ответа кроме обращения в суд. В противном случае здание останется в безвозмездном пользовании прихода.

Есть еще одна категория «спорных» зданий. Это те, в которых в советское время были проведены архитектурное изменения. Например, через полгода после того, как в собственность Николо-Угрешского монастыря был передан весь комплекс принадлежавших ему исторических зданий, Счетная палата РФ провела проверку. Выяснилось, что одно из зданий келейного корпуса было достроено в советское время. На этом основании акт передачи в собственность всего комплекса был отменён. В этом случае, в соответствии с действующим законодательством, это здание не может быть цеилком передано в собственность Церкви (ФЗ- №327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения...»). По словам Ольги Лесковской, пока единственным решением для возвращения таких объектов в собственность Церкви может быть обоснование, что хотя данное здание (надстроенный келейный корпус) не является целиком имуществом религиозного назначения, однако оно составляет единый монастырский комплекс. «Придется пожертвовать его формальным определением, но зато здание целиком может стать вашим», - отметила Ольга Лесковская. 

Она также напомнила, что не следует путать отказ в рассмотрении заявления (это возможно, если не предоставлен весь пакет справок или при истечения срока действия одной из справок) и отказ в передаче в собственность. Основания для отказа передачи в собственность прописаны в ст.8 ФЗ-№327 и если мотивация чиновников им не соответствует, вопрос решается в судебном порядке.

Как сообщила Ольга Лесковская, за год работы имущественного отдела ФХУ с Департаментом городского имущества г.Москвы издано 22 распоряжения о передаче Церкви объектов религиозного назначения в Москве (каждый документ может предусматривать передачу от 1 до 10 объектов). И по 26 делам уже принято принципиальное решение о передаче объектов в церковную собственность.

21 января 2015 г. 12:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00