iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Отнесенность к главному
Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
9 декабря 2021 г. 15:00
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Некрологи
ЖМП № 9 сентябрь 2011 /  5 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Иерей Георгий Алексеев (+ 17.06.2011)

17 июня на 55-м году жизни скончался иерей Георгий Алексеев, клирик храмов патриаршего подворья во имя Святителя Николая в селе Здехове Московской области и приписанного к нему храма Рождества Христова в городе Фрязине.

Родился отец Георгий 15 апреля 1957 года в городе Ленинграде. Судьбоносной для будущего священника явилась встреча с его будущей женой и впоследствии матушкой Мариной (венчание 30 июля 1980 года). Ее вера, глубокая религиозность, церковность и образованность (они вместе учились в институте) не могла не отразиться в душе юноши. Будучи студентом вуза, он воцерковился, стал активным прихожанином, а затем и певчим. Выбрав жизнь с Богом, молодая семья долгое время жила и растила четверых детей в Пюхтицкой Свято-Успенской обители в Эстонии, где батюшка Святейшим Патриархом Алексием II (тогда еще митрополитом Таллинским и Эстонским) был рукоположен 15 июня 1986 года сначала во диакона, а 28 августа 1994 года епископом Таллинским и Эстонским Корнилием — во пресвитера.

В 1998 году священник был направлен в село Здехово Московской области. Ободренный примером благочестивой, четко организованной жизни в Пюхтицком монастыре, отец Георгий с воодушевлением начал устраивать приходскую жизнь.

Его всегда отличали благоговейное и внимательное отношение к храмовой службе, скромность, незаметность и в тоже время готовность прийти на помощь каждому нуждающемуся, способность при необходимости обличить и исправить.

Параллельно со своим приходским служением отец Георгий на протяжении десять лет исполнял обязанности настоятеля вновь созданного прихода храма Иверской иконы Божией Матери в Бабушкине города Москвы. На его плечи легли тяжелые хлопоты по преодолению чиновничьих барьеров для выделения участка под строительство храма. При этом он регулярно, раз в неделю, в условиях полного отсутствия помещения у нового прихода служил молебны и панихиды, ездил в семьи, имеющие детей-инвалидов, спешил к тем, кто не имел возможности сам дойти до храма.

Последний год жизни отец Георгий стал чаще болеть, а за полгода до кончины узнал о смертельном своем диагнозе — рак! Из прихожан никто и не подозревал, что батюшка тяжело болен. Лишь за два месяца до кончины стал он исповедовать сидя, с трудом переживая и превозмогая физические боли, достойно и терпеливо, со смирением выполнял церковное послушание: нес чреду служб, совершал церковные таинства, исполнял требы.

Перед своей кончиной, в течение месяца, находясь в больнице, стойко и мужественно переносил пастырь свои страдания, а утром 17 июня он мирно отошел ко Господу. 19 июня состоялся чин погребения, усопшего похоронили в ограде Никольского храма в селе Здехове, где он служил последние 13 лет.

Милосердный и любящий Господь наш и Пастыреначальник Иисус Христос да упокоит в селениях праведных новопреставленного раба своего.

 

5 октября 2011 г.
Ключевые слова: духовенство, Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00