28 мая 2012 года на 71-м году жизни отошла ко Господу настоятельница Казанской Свято-Амвросиевой женской пустыни игумения Никона (Перетягина). Двадцать два года матушка несла настоятельский крест.
Игумения Никона (в св. крещении – Раиса) родилась в уральском городе Лысьва 12 октября 1941 года, по неисповедимому промыслу Божию в тот самый день, когда ее отец, Георгий Михайлович Перетягин, погиб на Ленинградском фронте. Это стало первым крестом ее жизни – сиротство в тяжелейшие военные годы. Столь же рано она узнала голод и нужду, в тисках которых оказалась маленькая семья – овдовевшая молодая мать, Анна Игнатьевна Перетягина (в будущем – схимонахиня Анна), и старшая сестра Валентина (ныне – игумения Митрофания, настоятельница Пензенского Свято-Троицкого монастыря). Тяжкий труд, поднятый матерью, чтобы сохранить жизнь ее детям в скудной обстановке военного тыла, был бы невыносимым без Божией помощи, к которой она неизменно прибегала с живой и теплой верой. В той же вере она сумела воспитать дочерей, вопреки усилиям со стороны враждебной всему церковному советской власти.
Будущая монахиня, завершив учебу в восьмом классе, перешла в вечернюю школу, чтобы днем работать и по возможности вносить свой вклад в скромный доход семьи. Тогда вместе с женщинами в доме на положении дедушки уже много лет жил на покое игумен Иаков (Ушаков) – бывший насельник Санаксарского монастыря, прошедший через лагеря и ссылки и принятый Христа ради в их дом. Благодаря ему девочки впервые познакомились с клиросом, с ранних лет пели в церковном хоре. Дома усилиями старца почти никогда не прекращалась молитва. И хотя отец Иаков почил в 1961 году, он, несомненно, остался незримым покровителем приютившей его вдовы и ее детей.
Надежды Раисы, успешно закончившей десятилетку, поступить в Ленинградский железнодорожный институт оборвались из-за серьезной болезни. Последовало долгое лечение, после которого Анна Игнатьевна, чтобы помочь дочери выйти из тяжелого душевного кризиса, в 1964 году совершила с ней в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру на праздник Рождества Христова. Это стало поворотным моментом в судьбе девушки. Обретя в Лавре духовного отца, она передала свою жизнь и душу ему в полное послушание, продолжавшееся до последнего дня ее земной жизни. По его благословению последовал переезд в Сергиев Посад (в те годы – Загорск), учеба в техникуме связи и регентской школе при Лавре, затем (с 1976 по 1988 годы) работа в Издательском отделе Московской Патриархии под началом митрополита Питирима (Нечаева). Одновременно шла постепенная, но неуклонная подготовка к монашескому подвигу.
В 1988 году будущая шамординская игумения поступила в Свято-Троице-Сергиев женский монастырь города Риги, где несла послушание на клиросе и в сестринской трапезной. Спустя четыре года митрополит Рижский и Латвийский Леонид постриг ее в мантию, дав имя Никоны в честь преподобного Никона Радонежского. В рядовых буднях той поры никто не видел в духовных чадах приснопамятной матушки Магдалины (Жегаловой) будущих игумений, между тем как им, подобно птицам, предстояло в очень скором времени разлететься по всей России - поднимать из руин и запустения многочисленные женские монастыри, ждущие своего часа.
В возрасте пятидесяти двух лет мать Никона возглавила Шамординскую Казанскую пустынь в 18-ти км от Оптиной Пустыни, основанную некогда преподобным Амвросием. Все начиналось с маленькой общины, разросшейся за прошедшие годы почти до ста пятидесяти насельниц. С первых дней сестры, которые принимали в обители иноческий или монашеский постриг, становились духовными дочерьми матушки Никоны. Кто оценит природу этого таинства, равно как и те искушения, что с ним связаны? Кто поймет, каково это – вводить в церковный и монашеский мир тех, кто нередко и крещение принял незадолго до поступления в монастырь? Грехи, проблемы, страсти современной мятущейся души – молодой или зрелой, болезни – физические и душевные, личные скорби каждой сестры – все разделять, нести и отмаливать изо дня в день, при этом выполняя сложные административные обязанности настоятельницы строящегося монастыря в бедной и отдаленной сельской местности!
27 мая 1990 года был совершено торжественное освящение первого небольшого храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" и посвящение матушки Никоны в сан игумении. За прошедшие с тех пор 22 года были отстроены и освящены еще два храма, включая величественный Казанский собор, отремонтированы сестринские корпуса и монастырская трапезная, буквально на пустом месте созданы хозяйственные службы, больница, богадельня, всевозможные рукодельные мастерские – иконописная, золотошвейная, гончарная, чеканная, пошивочная, витражная. Строгий богослужебный устав монастыря, включающий ночные полуношницу и утреню, введенный еще наместником Оптиной пустыни – ныне архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием, был сохранен с той поры без изменений, - в этом также несомненная заслуга Матушки Игумении, равно как и бессменного духовника обители – архимандрита Поликарпа (Ничипорука).
13 августа 2005 года священноархимандрит обители, приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II совершил полный чин освящения Казанского собора и, отметив многолетние труды и успехи на игуменском поприще настоятельницы шамординской обители, удостоил ее золотого наперсного креста с украшениями.
12 октября 2011 года в Шамордино отметили 70-летие матушки Никоны. Это было большое и очень радостное духовное торжество для всех знавших и любивших ее. Тогда же Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл представил матушку к награждению ее орденом Евфросинии Московской III степени, который был ей вручен 19 ноября 2011 года во время празднования 65-летия Святейшего Патриарха в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Несмотря на признание со стороны священноначалия, восхищение обителью паломников и многочисленных гостей, матушка игумения Никона стояла в твердом убеждении, что благоустройство монастыря, благоукрашение храмов, доведение внешнего уклада общежительного монастыря до возможного совершенства в наш век дела хотя и тяжелейшие, но, с Божией помощью, выполнимые дела. Гораздо труднее и медленнее, с большими затратами, скорбями и жертвами совершается тайное и невидимое миру делание – построение иноком храма своей души. К этому подвигу матушка неустанно призывала своих духовных чад и молилась об этом с глубокой верой. В повседневном общении для окружающих благодать и святость ее души были не всегда заметны, поскольку свои дарования матушка умело скрывала за внешней простотой и непосредственностью. Но в этом было великое обаяние, заставлявшее любить ее даже людей далеких от веры и Церкви.
Последние пять с половиной месяцев ее жизни стали для матушки временем тяжелейших страданий, связанных с серьезной и неизлечимой болезнью. Последний свой крест матушка игумения приняла с истинным смирением и несла с христианским терпением и достоинством. Врачи и медсестры изумлялись величию души и силе ее веры. Это было подлинным мученичеством и исповедническим подвигом. Да призрит на них Милосердый Господь, столь щедро одаривший матушку игумению Никону, и да упокоит ее праведный дух со всеми святыми Своими!
30 мая 2012 года в Казанской Свято-Амвросиевой женской пустыни состоялось отпевание новопреставленной игумении Никоны, которое совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност в сослужении архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия и епископа Рыбинского и Угличского Вениамина. В отпевании приняли участие 22 священнослужителя, 24 игумении, более 200 монахинь и инокинь.
"Более двадцати лет матушка отдавала все свои духовные и телесные силы, таланты и дарования вверенной ее попечению прославленной обители, заботясь о спасительном духовном возрастании насельниц, о притекающих к святыням многочисленных паломниках. С усердием и любовью она неизменно радела о благолепии храмов и созидании полнокровной монастырской жизни, — отмечается в соболезновании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — Благодаря трудам игумении Никоны Амвросиева женская пустынь вернула себе былое великолепие, здесь были возрождены традиции уставного богослужения и строгого монашеского делания".
Последнее интервью игумении Никоны (Журнал Московской Патриархии, №10 2011)