выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
Некрологи
игумения Никона (Перетягина)
4 июня 2012 г.
версия для печати версия для печати

Бессменная настоятельница Шамординской обители. Памяти игумении Никоны (Перетягиной)

28 мая 2012 года на 71-м году жизни отошла ко Господу настоятельница Казанской Свято-Амвросиевой женской пустыни игумения Никона (Перетягина). Двадцать два года матушка несла настоятельский крест.

Игумения Никона (в св. крещении – Раиса) родилась в уральском городе Лысьва 12 октября 1941 года, по неисповедимому промыслу Божию в тот самый день, когда ее отец, Георгий Михайлович Перетягин, погиб на Ленинградском фронте. Это стало первым крестом ее жизни – сиротство в тяжелейшие военные годы. Столь же рано она узнала голод и нужду, в тисках которых оказалась маленькая семья – овдовевшая молодая мать, Анна Игнатьевна Перетягина (в будущем – схимонахиня Анна), и старшая сестра Валентина (ныне – игумения Митрофания, настоятельница Пензенского Свято-Троицкого монастыря). Тяжкий труд, поднятый матерью, чтобы сохранить жизнь ее детям в скудной обстановке военного тыла, был бы невыносимым без Божией помощи, к которой она неизменно прибегала с живой и теплой верой. В той же вере она сумела воспитать дочерей, вопреки усилиям со стороны враждебной всему церковному советской власти.

Будущая монахиня, завершив учебу в восьмом классе, перешла в вечернюю школу, чтобы днем работать и по возможности вносить свой вклад в скромный доход семьи. Тогда вместе с женщинами в доме на положении дедушки уже много лет жил на покое игумен Иаков (Ушаков) – бывший насельник Санаксарского монастыря, прошедший через лагеря и ссылки и принятый Христа ради в их дом. Благодаря ему девочки впервые познакомились с клиросом, с ранних лет пели в церковном хоре. Дома усилиями старца почти никогда не прекращалась молитва. И хотя отец Иаков почил в 1961 году, он, несомненно, остался незримым покровителем приютившей его вдовы и ее детей.

Надежды Раисы, успешно закончившей десятилетку, поступить в Ленинградский железнодорожный институт оборвались из-за серьезной болезни. Последовало долгое лечение, после которого Анна Игнатьевна, чтобы помочь дочери выйти из тяжелого душевного кризиса, в 1964 году совершила с ней в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру на праздник Рождества Христова. Это стало поворотным моментом в судьбе девушки. Обретя в Лавре духовного отца, она передала свою жизнь и душу ему в полное послушание, продолжавшееся до последнего дня ее земной жизни. По его благословению последовал переезд в Сергиев Посад (в те годы – Загорск), учеба в техникуме связи и регентской школе при Лавре, затем (с 1976 по 1988 годы) работа в Издательском отделе Московской Патриархии под началом митрополита Питирима (Нечаева). Одновременно шла постепенная, но неуклонная подготовка к монашескому подвигу.

В 1988 году будущая шамординская игумения поступила в Свято-Троице-Сергиев женский монастырь города Риги, где несла послушание на клиросе и в сестринской трапезной. Спустя четыре года митрополит Рижский и Латвийский Леонид постриг ее в мантию, дав имя Никоны в честь преподобного Никона Радонежского. В рядовых буднях той поры никто не видел в духовных чадах приснопамятной матушки Магдалины (Жегаловой) будущих игумений, между тем как им, подобно птицам, предстояло в очень скором времени разлететься по всей России - поднимать из руин и запустения многочисленные женские монастыри, ждущие своего часа.

В возрасте пятидесяти двух лет мать Никона возглавила Шамординскую Казанскую пустынь в 18-ти км от Оптиной Пустыни, основанную некогда преподобным Амвросием. Все начиналось с маленькой общины, разросшейся за прошедшие годы почти до ста пятидесяти насельниц. С первых дней сестры, которые принимали в обители иноческий или монашеский постриг, становились духовными дочерьми матушки Никоны. Кто оценит природу этого таинства, равно как и те искушения, что с ним связаны? Кто поймет, каково это – вводить в церковный и монашеский мир тех, кто нередко и крещение принял незадолго до поступления в монастырь? Грехи, проблемы, страсти современной мятущейся души – молодой или зрелой, болезни – физические и душевные, личные скорби каждой сестры – все разделять, нести и отмаливать изо дня в день, при этом выполняя сложные административные обязанности настоятельницы строящегося монастыря в бедной и отдаленной сельской местности!

27 мая 1990 года был совершено торжественное освящение первого небольшого храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" и посвящение матушки Никоны в сан игумении. За прошедшие с тех пор 22 года были отстроены и освящены еще два храма, включая величественный Казанский собор, отремонтированы сестринские корпуса и монастырская трапезная, буквально на пустом месте созданы хозяйственные службы, больница, богадельня, всевозможные рукодельные мастерские – иконописная, золотошвейная, гончарная, чеканная, пошивочная, витражная. Строгий богослужебный устав монастыря, включающий ночные полуношницу и утреню, введенный еще наместником Оптиной пустыни – ныне архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием, был сохранен с той поры без изменений, - в этом также несомненная заслуга Матушки Игумении, равно как и бессменного духовника обители – архимандрита Поликарпа (Ничипорука).

13 августа 2005 года священноархимандрит обители, приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II совершил полный чин освящения Казанского собора и, отметив многолетние труды и успехи на игуменском поприще настоятельницы шамординской обители, удостоил ее золотого наперсного креста с украшениями.

12 октября 2011 года в Шамордино отметили 70-летие матушки Никоны. Это было большое и очень радостное духовное торжество для всех знавших и любивших ее. Тогда же Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл представил матушку к награждению ее орденом Евфросинии Московской III степени, который был ей вручен 19 ноября 2011 года во время празднования 65-летия Святейшего Патриарха в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Несмотря на признание со стороны священноначалия, восхищение обителью паломников и многочисленных гостей, матушка игумения Никона стояла в твердом убеждении, что благоустройство монастыря, благоукрашение храмов, доведение внешнего уклада общежительного монастыря до возможного совершенства в наш век дела хотя и тяжелейшие, но, с Божией помощью, выполнимые дела. Гораздо труднее и медленнее, с большими затратами, скорбями и жертвами совершается тайное и невидимое миру делание – построение иноком храма своей души. К этому подвигу матушка неустанно призывала своих духовных чад и молилась об этом с глубокой верой. В повседневном общении для окружающих благодать и святость ее души были не всегда заметны, поскольку свои дарования матушка умело скрывала за внешней простотой и непосредственностью. Но в этом было великое обаяние, заставлявшее любить ее даже людей далеких от веры и Церкви.

Последние пять с половиной месяцев ее жизни стали для матушки временем тяжелейших страданий, связанных с серьезной и неизлечимой болезнью. Последний свой крест матушка игумения приняла с истинным смирением и несла с христианским терпением и достоинством. Врачи и медсестры изумлялись величию души и силе ее веры. Это было подлинным мученичеством и исповедническим подвигом. Да призрит на них Милосердый Господь, столь щедро одаривший матушку игумению Никону, и да упокоит ее праведный дух со всеми святыми Своими!

30 мая 2012 года в Казанской Свято-Амвросиевой женской пустыни состоялось отпевание новопреставленной  игумении Никоны, которое совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност в сослужении архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия и епископа Рыбинского и Угличского Вениамина. В отпевании приняли участие 22 священнослужителя, 24 игумении, более 200 монахинь и инокинь.

"Более двадцати лет матушка отдавала все свои духовные и телесные силы, таланты и дарования вверенной ее попечению прославленной обители, заботясь о спасительном духовном возрастании насельниц, о притекающих к святыням многочисленных паломниках. С усердием и любовью она неизменно радела о благолепии храмов и созидании полнокровной монастырской жизни, — отмечается в соболезновании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — Благодаря трудам игумении Никоны Амвросиева женская пустынь вернула себе былое великолепие, здесь были возрождены традиции уставного богослужения и строгого монашеского делания".

Последнее интервью игумении Никоны (Журнал Московской Патриархии, №10 2011)

4 июня 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00