iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Некрологи
ЖМП № 11 ноябрь 2011 /  22 декабря 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Протоиерей Борис Присяжнюк (+ 01.09.2011)

1 сентября на 74-м году жизни скончался настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище города Москвы протоиерей Борис Присяжнюк.

Протоиерей Борис родился 15 июня 1938 года в городе Барановке Житомирской области в семье рабочего. Его дед был старостой и псаломщиком в храме села Жаберецы. Родители Илья и Акилина (впоследствии приняла монашество с именем Анастасия) были глубоко верующими благочестивыми людьми.

Во время войны Илья ушел на фронт и погиб. Немцы, которые заняли село, зажгли хату Присяжнюков, и сгорела младшая сестра протоиерея Бориса Надежда (впоследствии он долгие годы служил настоятелем в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище Москвы). В 1946 году мать с оставшимися детьми — Борисом и Галиной направилась на жительство в город Почаев. Но вторая сестренка протоиерея Бориса умерла от воспаления легких.

Мать помогала в монастыре, и братия отправила Бориса в школу, где он обучался вместе с будущим митрополитом Иовом (Тывонюком) и получил семилетнее образование. Духовное образование Борис получил в Почаевской лавре. Чтобы как-то прокормиться, молодой человек пас летом частных коров. Всей душой он тянулся к Церкви, и лаврский звонарь научил его церковному звону. Борис стал послушником-звонарем.

В 1957 году по рекомендации наместника Почаевской лавры архимандрита Севастиана (Пилипчука; впоследствии епископ Кировоградский; †1992) Борис поступил в 1-й класс Ленинградской духовной семинарии, которую окончил в 1961 году. В том же году по благословению ректора протоиерея Михаила Сперанского был повенчан с православной девицей Зинаидой Ершовой. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Елевферия (Воронцова; †1959) епископом Ладожским Алексием (Коноплевым, впоследствии митрополит Тверской; †1988) рукоположен в сан диакона. После рукоположения диакон Борис переехал в село Виноградово Мытищинского района Московской области, где его супруга работала во Владимирском храме.

30 июля 1961 года диакон Борис был рукоположен во иерея. Хиротонию совершил будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (†1990), который тогда был архиепископом Тульским и Белевским. Священник Борис получил назначение в храм Успения Божией Матери села Шубина Подольского района Московской области. Затем служил в храмах в Павлове-Посаде и в Коломне.

В 1967 году был назначен в Москву в храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Затем служил в московских храмах Адриана и Наталии и Николо-Кузнецком. В 1990 году назначен настоятелем вновь переданного Церкви храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, что на Миусском кладбище Москвы. Эта церковь была закрыта в 1934 году. Настоятель протоиерей Борис получил руины когда-то прекрасного храма и благословение на его восстановление.

За 56 лет безжалостной эксплуатации церковь была сильно изуродована, колокольня снесена, купол полуразрушен и чем-то надстроен, по периметру надстройки тянулись толстые провода... За алтарной частью было возведено двухэтажное строение, соединенное с галереей.

Внутри храм оказался разделен на два этажа. Цокольную часть здания скрывали от посторонних глаз огромные груды строительного мусора... А ведь этот храм освящал когда-то святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский.

С Божией помощью стараниями отца Бориса храм удалось восстановить: была построена колокольня, опять звонят, уже новые, колокола, расписан, позолочен иконостас, воссозданы все три престола — главный в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии и боковые в честь иконы Божией Матери «Знамение» и в честь святителя Митрофана Воронежского. При храме действует воскресная школа, работает библиотека, восстанавливается богадельня.

Протоиерей Борис с любовью и благоговением совершал богослужения. Он и матушка Зинаида неотлучно находились при храме. Матушка отца Бориса до конца его дней была ему верной спутницей и помощницей. Она читала и пела на клиросе, помогала в храме. Вдвоем они вырастили троих детей. Сын Василий стал священником, настоятелем Спасского храма в городе Лобне Московской области. Он скончался в 2007 году в возрасте 45-ти лет. Остались две младшие дочери Ольга и Марина. Протоиерей Борис был скромным, не любил привлекать к себе внимания, всегда старался быть незаметным среди священников. Он мог часами слушать других. Но когда требовалось принять четкое решение, он твердо делал это, терпеливо выслушав сначала различные суждения.

Каждый год протоиерей Борис посещал дорогую его сердцу Почаевскую лавру, ездил туда со всей семьей на день своего ангела 6 августа (5 августа празднование иконы Божией Матери «Почаевской»).

15 июня он отметил 50-летний юбилей служения в священном сане и был удостоен высокой церковной награды — права служения с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни. Последнюю Божественную литургию протоиерей Борис совершил на Успение. 1 сентября его не стало.

Протоиерей Борис долгие годы страдал от сердечной недостаточности, перенес несколько инфарктов. В ночь на 31 августа с ним случился сильный сердечный приступ. Вызвали скорую, реанимацию, но всё было бесполезно: Господь принял своего верного служителя. Гроб с телом был доставлен в храм, где 3 сентября Преосвященный Тихон, епископ Подольский, возглавил Божественную литургию и отпевание. Вот строки из прощальной телеграммы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

«Со скорбью воспринял известие о кончине возродителя и долголетнего настоятеля храма святых Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище Москвы протоиерея Бориса Присяжнюка. Вечная ему память. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси».

Протоиерей Борис похоронен напротив алтаря храма, в котором служил настоятелем более двадцати лет.

Царствие ему Небесное и вечный покой.

22 декабря 2011 г. 01:00
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00