iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Некрологи
ЖМП № 11 ноябрь 2011 /  22 декабря 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Протоиерей Борис Присяжнюк (+ 01.09.2011)

1 сентября на 74-м году жизни скончался настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище города Москвы протоиерей Борис Присяжнюк.

Протоиерей Борис родился 15 июня 1938 года в городе Барановке Житомирской области в семье рабочего. Его дед был старостой и псаломщиком в храме села Жаберецы. Родители Илья и Акилина (впоследствии приняла монашество с именем Анастасия) были глубоко верующими благочестивыми людьми.

Во время войны Илья ушел на фронт и погиб. Немцы, которые заняли село, зажгли хату Присяжнюков, и сгорела младшая сестра протоиерея Бориса Надежда (впоследствии он долгие годы служил настоятелем в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище Москвы). В 1946 году мать с оставшимися детьми — Борисом и Галиной направилась на жительство в город Почаев. Но вторая сестренка протоиерея Бориса умерла от воспаления легких.

Мать помогала в монастыре, и братия отправила Бориса в школу, где он обучался вместе с будущим митрополитом Иовом (Тывонюком) и получил семилетнее образование. Духовное образование Борис получил в Почаевской лавре. Чтобы как-то прокормиться, молодой человек пас летом частных коров. Всей душой он тянулся к Церкви, и лаврский звонарь научил его церковному звону. Борис стал послушником-звонарем.

В 1957 году по рекомендации наместника Почаевской лавры архимандрита Севастиана (Пилипчука; впоследствии епископ Кировоградский; †1992) Борис поступил в 1-й класс Ленинградской духовной семинарии, которую окончил в 1961 году. В том же году по благословению ректора протоиерея Михаила Сперанского был повенчан с православной девицей Зинаидой Ершовой. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Елевферия (Воронцова; †1959) епископом Ладожским Алексием (Коноплевым, впоследствии митрополит Тверской; †1988) рукоположен в сан диакона. После рукоположения диакон Борис переехал в село Виноградово Мытищинского района Московской области, где его супруга работала во Владимирском храме.

30 июля 1961 года диакон Борис был рукоположен во иерея. Хиротонию совершил будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (†1990), который тогда был архиепископом Тульским и Белевским. Священник Борис получил назначение в храм Успения Божией Матери села Шубина Подольского района Московской области. Затем служил в храмах в Павлове-Посаде и в Коломне.

В 1967 году был назначен в Москву в храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Затем служил в московских храмах Адриана и Наталии и Николо-Кузнецком. В 1990 году назначен настоятелем вновь переданного Церкви храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, что на Миусском кладбище Москвы. Эта церковь была закрыта в 1934 году. Настоятель протоиерей Борис получил руины когда-то прекрасного храма и благословение на его восстановление.

За 56 лет безжалостной эксплуатации церковь была сильно изуродована, колокольня снесена, купол полуразрушен и чем-то надстроен, по периметру надстройки тянулись толстые провода... За алтарной частью было возведено двухэтажное строение, соединенное с галереей.

Внутри храм оказался разделен на два этажа. Цокольную часть здания скрывали от посторонних глаз огромные груды строительного мусора... А ведь этот храм освящал когда-то святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский.

С Божией помощью стараниями отца Бориса храм удалось восстановить: была построена колокольня, опять звонят, уже новые, колокола, расписан, позолочен иконостас, воссозданы все три престола — главный в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии и боковые в честь иконы Божией Матери «Знамение» и в честь святителя Митрофана Воронежского. При храме действует воскресная школа, работает библиотека, восстанавливается богадельня.

Протоиерей Борис с любовью и благоговением совершал богослужения. Он и матушка Зинаида неотлучно находились при храме. Матушка отца Бориса до конца его дней была ему верной спутницей и помощницей. Она читала и пела на клиросе, помогала в храме. Вдвоем они вырастили троих детей. Сын Василий стал священником, настоятелем Спасского храма в городе Лобне Московской области. Он скончался в 2007 году в возрасте 45-ти лет. Остались две младшие дочери Ольга и Марина. Протоиерей Борис был скромным, не любил привлекать к себе внимания, всегда старался быть незаметным среди священников. Он мог часами слушать других. Но когда требовалось принять четкое решение, он твердо делал это, терпеливо выслушав сначала различные суждения.

Каждый год протоиерей Борис посещал дорогую его сердцу Почаевскую лавру, ездил туда со всей семьей на день своего ангела 6 августа (5 августа празднование иконы Божией Матери «Почаевской»).

15 июня он отметил 50-летний юбилей служения в священном сане и был удостоен высокой церковной награды — права служения с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни. Последнюю Божественную литургию протоиерей Борис совершил на Успение. 1 сентября его не стало.

Протоиерей Борис долгие годы страдал от сердечной недостаточности, перенес несколько инфарктов. В ночь на 31 августа с ним случился сильный сердечный приступ. Вызвали скорую, реанимацию, но всё было бесполезно: Господь принял своего верного служителя. Гроб с телом был доставлен в храм, где 3 сентября Преосвященный Тихон, епископ Подольский, возглавил Божественную литургию и отпевание. Вот строки из прощальной телеграммы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

«Со скорбью воспринял известие о кончине возродителя и долголетнего настоятеля храма святых Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище Москвы протоиерея Бориса Присяжнюка. Вечная ему память. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси».

Протоиерей Борис похоронен напротив алтаря храма, в котором служил настоятелем более двадцати лет.

Царствие ему Небесное и вечный покой.

22 декабря 2011 г. 01:00
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00