iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Некрологи
Протопресвитер Фома Хопко
ЖМП № 4 апрель 2015 /  24 апреля 2015 г. 14:35
версия для печати версия для печати

Протопресвитер Фома Хопко

18 марта на 76-м году жизни преставился ко Господу протопресвитер Фома Хопко (28.03.1939–18.03.2015), один из самых известных в США христианских проповедников и педагогов, почетный декан Свято-Владимирской духовной ­семинарии.
Фома Джон Хопко родился в 1939 году в Эндикотте, маленьком городке на севере штата Нью-Йорк. Его родители, Джон Дж. Хопко и Анна Запотоцкая, были карпато-русскими иммигрантами и воспитали своих детей — Фому и его двух сестер — в церковном духе. Родители жили очень скромно, но сам Фома получил прекрасное образование — сначала в Фордемском университете (­диплом бакалавра гуманитарных наук по изучению России), потом в Свято-Владимирской семинарии. Позже он получил диплом магистра философии в  Университете Дьюкена в Питтсбурге, защитил докторскую диссертацию на богословском факультете Фордемского университета. В 1963 году Фома Хопко женился на Анне Шмеман, дочери знаменитого церковного деятеля прот. Александра Шмемана. Вскоре после этого его рукоположили во священника. Признавая заслуги отца Фомы в служении на приходах Православной Церкви в Америке, в 1970 году его возвели в сан протоиерея, а в 1995 году — протопресвитера.

Приходское служение отец Фома сочетал с преподаванием в Свято-Владимирской семинарии (с 1968 по 2002 год), которую возглавлял в 1992–2002 годы. Он преподавал догматическое богословие, которое изучил под руководством профессора Сергея Верховского. Хопко учился у многих выдающихся богословов русской эмиграции, но самое сильное влияние (богословское, пастырское и экклезиологическое) на него, безусловно, оказал отец Александр Шмеман. Именно он вдохновил отца Фому, вложил в него искреннее рвение к истинной жизни в Церкви через ее учение и ее Литургию. В отличие от своих учителей (Шмемана, отца Иоанна Мейендорфа, Николая Арсеньева, Софьи Куломзиной, Сергея Верховского и др.) Хопко был карпатороссом, родившимся в США. И даже несмотря на то, что во многом собственными усилиями стал авторитетным проповедником и пастырем, все равно чувствовал себя «некультурным крестьянином». Однако его происхождение, скромное и столь «американское», позволяло ему среди прочего говорить с такой искренностью и свежестью, доносить Евангелие Иисуса Христа до новых и очень разных слушателей.

Невозможно подсчитать количество тех, чью жизнь изменило свидетельство отца Фомы. Ищущие истины принимали Православие, православные глубже познавали жизнь Церкви. Слушая этого проповедника, нерелигиозные люди понимали, что такое «религия», они осознавали, что Церковь на самом деле не религия, а совершенно новая жизнь, устроение которой происходит в согласии с подлинным Путем, в истинной Правде, то есть в Самом Иисусе Христе. Встречаясь с отцом Фомой, протестанты и католики часто впервые осознавали, что православное христианство — это не просто экзотическая вера «ладана и колоколов», а из всех возможных — наиболее глубокое, напряженное и непосредственно опытное обращение ко Христу.

Христос и Его Крест воистину находились в центре всего, что олицетворял собой отец Фома, о чем он проповедовал, учил, писал, чем он жил. Христос и Его Крест: не «единственно правильный путь к написанию икон», не «отношения Церкви и государства», не «русскость» или «греческость», или даже «православие», которое тоже может быть идолом. Отец Фома гнушался всякой идеологии. Он был близок русским эмигрантским общинам в Америке, десятилетиями служил на приходах Православной Церкви в Америке, участвовал (против своего желания) в церковной политике, а также в экуменическом движении. Он прекрасно знал, что человек склонен превращать религию в идола и забывать о едином на потребу, искренне возмущался, когда видел, что люди растрачивают себя в склоках из-за церковного календаря или из-за возможности изображать на иконе Бога Отца, или из-за несогласия в вопросе о том, всегда ли женщины в храме должны носить платки. И это же рвение подвигало его еще более энергично и радостно провозглашать слово о Кресте (1 Кор. 1, 18). И его проповеди, и лекции неизменно были наполнены ревностью о Боге и радостью, и эти качества особенно подчеркивал его особый дар красноречия.

Проповеди или уроки отца Фомы всегда вызывали у слушателей по крайней мере три реакции.
Во-первых, «меня смирили и очистили, подтолкнули к осознанию того, что я, выбрав приоритеты современного общества, попал на ложный путь». Отец Фома прекрасно знал современный мир во всем его разнообразии. Он много читал, часто путешествовал с лекциями, ездил на экуменические встречи. Он разговаривал с каждым, внимательно всех слушал и обращал свою проповедь и наставление непосредственно к тем, кто его слушал именно сейчас. Отец Фома не прятался от реальностей мира, но и не был ими обольщен. Его понимание мира во всей его красоте и трагическом падении питало его учение о Иисусе Христе и о том, от чего Он нас спасает.

Во-вторых, «мне было весело, я даже смеялся». Может, некоторых это шокирует, но отец Фома обладал невероятным чувством юмора, и он нередко им пользовался в проповедях и лекциях. Иногда это был нервный юмор, потому что этот человек, который так много, так красноречиво и порою так громко говорил, на самом деле был очень застенчивым. Но чаще всего его юмор рождался в умном и чрезвычайно проницательном человеке, который наблюдал мир таким, каков он есть, с точки зрения Божественного замысла о нем. Настоящий юмор укоренен в иронии, и нет большей иронии, чем ирония падшего мира, в который входит Царство Небесное. Юмор отца Фомы был средством понимания и выражения средоточия христианской жизни.

В-третьих, это было воодушевление. У отца Фомы был замечательный ораторский дар, всегда соединявшийся с напряжением, увлеченностью, широтой знаний и внутренней честностью, которые совершенно потрясали слушателей. Они понимали, что выбора нет: необходимо изменить свои взгляды, всю свою жизнь. Больше молиться. Чаще ходить в церковь. Исповедоваться. Привести в согласие свою жизнь, разделенную на религиозную и светскую. Искать одного Истинного Бога, известного по Писаниям, Бога, сотворившего мир Сыном Своим Иисусом Христом и Своим Святым Духом. Бога, дающего нам жизнь, дарующего Святую Церковь и ее таинственную реальность, Бога, постоянно зовущего нас к Себе.

Отец Фома оставил миру много публикаций. Вероятно, самой известной и самой читаемой из них стала серия из четырех книг с общим названием «Православная вера: начальное руководство к Православной Церкви» (The Orthodox Faith: An Elementary Handbook on the Orthodox Church). Эти книги, в первом издании разных цветов — синяя, оранжевая, зеленая и красная (и потому часто называвшиеся «Радужная серия»), служили введением к православной вере и жизни не только для неправославных, но и для людей церковных. Русский перевод называется «Основы Православия». Эту книгу начала распространять в России американская организация «Религиозные книги для России», и уже потом она была переиздана российскими издательствами и охватила широкую аудиторию в посткоммунистический период, когда катехизация стала важной и актуальной задачей.  

Отец Фома написал и другие книги о вере, жизни, посте, о Церкви и обществе, о межхристианских отношениях, а также книги по таким спорным вопросам, как «Женщины и священство» (опубликована в 1983 году, дополнена в 1999-м) и «Христианская вера и однополое влечение» (опубликована в 2006 году, дополненная и исправленная версия должна выйти в ближайшее время). Когда отец Фома писал эту последнюю книгу, он пытался сохранить полную верность церковному Преданию и выразить ее в форме, понятной для людей разных взглядов и опыта, чтобы оно соотносилось с переживаниями и опытом наших современников. Его сочинения, как и его проповедь, основывались на подлинном, личном, пастырском свидетельстве.
Широкая церковная ученость отца Фомы соединялась с пастырской любовью и восприимчивостью, искренностью и честностью перед самим собой и другими. Эти редкие качества пронизывают его книги, литургические проповеди, публичные лекции и уроки в семинарии, встречи на экуменических мероприятиях, а в последнее время и более 400 программ, записанных для Ancient Faith Radio (Антиохийское православное радио в США) и доступных в интернете.
Отец Фома был любящим мужем матушки Анны Хопко, отцом четырех дочерей (Ульяны, Екатерины, Марии и Александры) и сына (протоиерея Джона), дедом шестнадцати внуков и прадедом трех правнуков.

Отпевание отца Фомы совершил Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Тихон. Ему сослужили семь епископов и 60 священников Православной Церкви в Америке, Антиохийской и Греческой архиепископий. Отец Фома похоронен в Свято-Преображенском женском монастыре в Элвуд-Сити (штат Пенсильвания), рядом с которым он вместе с матушкой Анной жил в последние годы.

Петр Бутенев
24 апреля 2015 г. 14:35
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи