iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Два бойца
Состоявшийся в феврале прошлого года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место.Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать.
14 июля 2017 г. 14:30
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Некрологи
Митрополит Ювеналий (Тарасов) в годы служения на Курской кафедре
ЖМП № 2 февраль 2013 /  15 января 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Схимитрополит Ювеналий: Вера в Бога и доброе отношение к людям — это и есть высшая правда и высшее состояние души

29.04.1929 — 13.01.2013

13 января на 84-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни отошел ко Господу схимитрополит Ювеналий, долгие годы подвизавшийся в усердном епископском служении.

Родился владыка Ювеналий (в миру Спиридон Алексеевич Тарасов) 29 апреля 1929 года в крестьянской казачьей семье на хуторе Большом Мечетном Семикаракорского района Ростовской области. У Алексея и Ульяны Тарасовых уже подрастали трое сыновей — Николай, Михаил и Андрей. Вскоре после рождения близнецов, Спиридона и Вениамина, семья переехала в город Шахты Ростовской области. На лето мальчишек отправляли к бабушке на хутор. Жнитва, заготовка сена в колхозе не обходились без младших Тарасовых. Они и скирдовали, и помогали хлеба обмолачивать, и зерно на ток возили.

В октябре 1937 года старшего Тарасова — проходчика шахты — арестовали, а четверых младших его сыновей как детей врага народа исключили из школы. Так, накануне зимы они оказались на хуторе у бабушки. Татьяна Андреевна пела в церковном хоре, у неё был красивый голос. Восьмилетний Спиридон стал пономарить в сельском храме.

В 1939 году этот храм закрыли, а потом снесли. Но Спиридон из Церкви не ушел, подвизался келейником у настоятеля храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в городе Шахты архимандрита Порфирия (Давиденко), который был рукоположен во священника самим Патриархом Тихоном.

«Арестовали и расстреляли моего отца, — вспоминал впоследствии владыка. — Мать осталась одна с пятью детьми на руках. На хуторе нельзя было жить и пришлось переехать в Шахты. Я помню, как учителя на уроках толковали об атеизме, а потом просили, чтобы я отвел их ночью к священнику причаститься. Я помню войну, как отступали наши войска. Помню наших солдат, в каком тяжелом состоянии они были, как жалобно просили хлеба. И помню, как возвращались наши солдаты-освободители. Это было грозное воинство. Они говорили: мы теперь победим, потому что открыли наши церкви, и Господь помогает нам».

Спиридон вместе с братом Веней трудился в шахте. Весной 1945 года в их семью после расстрела отца и гибели брата Михаила в боях за курский город Тим пришла новая страшная беда — трагически погиб в шахте 16-летний Вениамин, а в бою за освобождение Берлина отдал свою жизнь средний брат Андрей.

Спиридона Тарасова по благословению отца Порфирия епископ Сергий (Ларин) решил направить на учебу в Саратовскую духовную семинарию. Предложение для Спиридона было неожиданным: в роду Тарасовых священников не было. После учебы он вернулся в родной город Шахты и 2 августа 1953 года был рукоположен митрополитом Ростовским Вениамином (Федченковым) во диакона, а через два дня во пресвитера. Молодого пастыря направили служить в Михайло-Архангельский молитвенный дом города Шахты.

В хрущевские времена отец Спиридон был снят с регистрации на этом приходе, то есть уволен, но он не допустил закрытия храма. Угрозы, оскорбления, попытки расправиться физически, раздавить морально — всё это пережил в те времена отец Спиридон. Но не за себя, а за свою паству, за оставшихся, как овцы без пастыря, верующих людей переживал он. Досталось и его домашним. Матушка Лидия не смогла больше жить со своим супругом-священником и ушла из семьи. Отец Спиридон понимал, что далеко не каждый способен нести мученический крест, для этого нужна крепкая вера.

Еще одно тяжелое испытание перенес отец Спиридон в Шахтах, где от него требовали отречения от сана. Он вспоминает, как по двенадцать часов подряд его допрашивали, предлагая «добровольно» признать себя безбожником. «Иногда казалось, что я сойду с ума. Но Господь и тут не оставил меня, дал силы вынести и это испытание», — рассказывал он.

Дочь владыки Ювеналия, Нина Спиридоновна, живущая в Воронеже, вспоминает: «Папа один воспитывая нас с братом Михаилом, всё делал сам: и стирал, и готовил, и убирал в доме, и управлялся с большим хозяйством — утки, куры, поросенок всегда у нас были. Знаете, не всякая хозяйка может испечь такие вкусные пироги с маком и курагой, хворост, как папа. У него блины получались тонкие, как батистовый платочек, а домашние колбасы и окорок — просто объедение... Бабушка Ульяна, его мама, была смертельно больна, отец заботливо ухаживал за ней. Бабушка очень любила цветы, выращивала георгины, вербены, вербочки, летуньи, гладиолусы, олеандры, ирисы, петушки... Любила ходить в храм непременно с букетом цветов. Она умирала в феврале и очень горевала, что смерть к ней пришла зимой, когда нет её любимых цветов. Папа купил тогда в оранжерее много разных цветов, чтобы выстлать ими промерзшую зимнюю дорогу, провожая свою маму в последний путь».

Постепенно отец Спиридон пришел к мысли о монашестве, в этом он чувствовал свое предназначение. 26 июня 1968 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Платон (Лобанков) совершил монашеский постриг отца Спиридона. Он получил имя Ювеналий в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.

В начале 1970 года отец Ювеналий был назначен настоятелем Успенского кафедрального собора Пензы и нес послушание члена Епархиального совета и благочинного церквей округа. В ноябре 1975 года избран епископом Воронежским и Липецким. Ту Божественную литургию 16 ноября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры Ленинграда, за которой митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) совершил хиротонию архимандрита Ювеналия во епископа Воронежского и Липецкого, владыка помнил особо. Слова митрополита Никодима, произнесенные им по окончании литургии, он старался воплощать в жизнь каждый день, неся архиерейское служение. «Являясь апостольскими преемниками, мы обязаны исполнить тот же апостольский долг — учить словом во всех проявлениях жизни. Но людям нужно не только слышать доброе слово, они хотят видеть доброе дело. И всякое твое учительское слово да будет подкрепляемо постоянным примером личной жизни твоей. С сугубым вниманием следи за собой, чтобы ничто в твоей жизни не было соблазном и камнем преткновения для вверенных твоему попечению. Не ищи ни личных благ, ни удобств, ни человеческой славы», — так напутствовал молодого епископа митрополит Никодим.

Где бы ни служил владыка Ювеналий — сначала на Воронежской и Липецкой кафедре (1975-1982 гг.), а затем на Иркутской и Читинской (1982-1984 гг.) — везде оставался самим собой: энергичным, деятельным, не знающим усталости и покоя, радеющим о Церкви и её пастве больше, чем о себе. Он никогда не чурался грязной работы. С недоумением смотрели на нового правящего архиерея некоторые священники, когда видели в его руках лопату или косу. Один раз его спросили: «Владыка, мы знаем, что вы сами кирпичи таскаете, мусор носите, в земле копаетесь и коней чистите, а не унижает ли это ваше епископство, нашу епархию»? Владыка Ювеналий ответил со свойственной ему прямотой: «Церковь больше унижаете вы, когда не трудитесь и тем самым являете собой трутня улья. Из истории мы знаем, что многие патриархи и скот пасли, и молотили, и косили, и землю обихаживали. Апостол Павел сам корзинки плёл, палатки делал и говорил, что никто не упрекнет его в том, что он чужой хлеб ест».

Однажды, еще до перевода из Воронежа в Иркутск владыка серьезно болел, лежал в больнице с приступами стенокардии и решил там, что по состоянию здоровья уже отойдет от активной деятельности. Однако когда приехал в Сибирь и увидел, что дел тут невпроворот, сразу забыл о своём обещании.

Куда владыку не переводили, везде он старался быстрее узнать обычаи местности, познакомиться поближе с паствой. Его усердное служение до сих пор вспоминают в Сибири. Границы его епархии тогда были просто необъятны — Якутия, Дальний Восток, Находка, Бурятия, Камчатка, Владивосток. Владыка Ювеналий объездил весь Приморский край, успевал после Всенощной добраться к Литургии на другой конец епархии, ехал с проповедью Христа в такие глухие места, что был случай, когда по дороге вдоль Уссурийской тайги за его автомобилем бежал тигр.

26 декабря 1984 года владыка Ювеналий был назначен архиепископом Курским и Белгородским. За более чем двадцать лет своего служения на Курской кафедре он открыл десятки православных храмов, возродил жизнь во многих монастырях, основал новые обители. Много трудов потребовалось архиепископу для возвращения Церкви некогда знаменитого на всю Россию Знаменского кафедрального собора, переоборудованного в советские годы под кинотеатр «Октябрь».

В 1989 году мало кто верил, что служители Церкви способны будут преобразить изуродованную, оскверненную за годы безбожия святую землю, где была явлена чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная.

В Курской области были возрождены все старинные обители: Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Рыльский Свято-Николаевский, Горнальский Свято-Николаевский, Свято-Троицкий монастыри. Основан женский монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери.

Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, имеющий давнюю историю, в начале 90-х годов прошлого века был разрешен властями только по территории Коренной пустыни, затем — до села Долгое, отстоящего от монастыря на один километр. Ныне многотысячный крестный ход в девятую пятницу по Пасхе с молитвами провожает образ Заступницы от Знаменского мужского монастыря Курска до Коренной пустыни, а это около 30 километров.

Большая исследовательская, поисковая работа, благословленная владыкой Ювеналием, предшествовала второму обретению мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского в 1991 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II торжественно перенес их тогда из Санкт-Петербурга через Курск в Белгород.

Важнейшем событием в жизни курского края стало открытие Курской духовной семинарии и православной гимназии, а также принятая губернатором Александром Руцким вместе с архиепископом Ювеналием программа факультативного изучения предмета «Основы православной культуры». Впервые в России этот предмет был введен в курских школах.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25 февраля 2000 года владыка Ювеналий был возведен в сан митрополита. 17 августа 2004 года постановлением Священного Синода архиерей был почислен на покой по состоянию здоровья. В том же году принял великую схиму.

Схимитрополит Ювеналий — почетный гражданин Курска и Курской области, обладатель многих высоких церковных и государственных наград.

Живя на покое в Курске, владыка Ювеналий преподал пастве немало уроков любви к Богу и людям, примеров благочестия и истинного христианского смирения. «В своей жизни я дорожил тем, что я — верующий человек и при всех испытаниях, которые мне были ниспосланы, сохранил веру в Бога, — признавался владыка Ювеналий. — Второе, я сохранил верность и уважение всем тем людям, которые достойно ведут себя в звании человека, и, конечно, надо иметь снисхождение к тем, кто согрешает, мы ведь все ошибаемся.

В жизни нужно хранить правду, то есть чистоту совести, пусть из-за неё мы страдаем, всё равно, правда в конце концов торжествует. Правдивость побеждает всякую ложь. Но её нужно вначале обрести, быть твердым и отстаивать её всегда, пусть это будет стоить нам самой жизни. Вера в Бога и доброе отношение к людям — это и есть высшая правда и высшее состояние души человека, и в этом не должно быть сомнений.

Меня часто спрашивают, каким должен быть сегодня настоящий священник, ведь наша страна уже не та, что была прежде, и в России пришло время „новых русских“. А я всегда отвечаю: нам крепко надо держаться православных традиций, мы должны быть „старыми“, хотя и не закрытыми от новых добрых веяний. Ведь Христос, перед Которым мы со своей паствой каждый день предстоим, — вчера, нынче и завтра один и тот же».

Да упокоит Всемилостивый Господь душу новопреставленного схимитрополита Ювеналия в селениях праведных и сотворит ему вечную память!

Людмила Штукина, редактор газеты «Курские епархиальные ведомости»

15 января 2013 г. 01:00
Ключевые слова: аскетика, духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи