iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.
7 октября 2020 г. 17:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Некрологи
протоиерей Вячеслав Резников
ЦВ № 10 (455) май 2011 /  27 мая 2011 г.
версия для печати версия для печати

Твердая вера в Промысл Божий

В ночь с 15 на 16 мая на 65-м году жизни скоропостижно скончался от сердечной недостаточности клирик храма поселка Черкизово Пушкинского района Московской области протоиерей Вячеслав Резников.

Почти тридцать лет протоиерей Вячеслав Резников прослужил у Престола Божия, из них двадцать пять — в Покровском храме поселка Черкизово Пушкинского района Московской области.

Отец Вячеслав родился в Москве в1946 году в семье картографов. Учился в школе, в 1964 году окончил Московский радиоаппаратостроительный техникум, затем отслужил в армии и работал на Московском заводе электромеханизмов.

В 1968 году окончил Литературный институт имени М.Горького, одновременно работая в газете «Известия» в телетайпном отделе. В этом же году вступил в брак с Людмилой Григорьевной Кондратьевой, которая все годы была ему верной помощницей и воспитала троих детей.

В конце 1970-х годов многие, обретя веру, круто изменили свою жизнь: бросили любимую работу, успешную карьеру, иногда даже семью и пошли служить Богу. Вячеслав Резников, уйдя из «Известий», проработал некоторое время таксистом, а в 1980 году поступил в Московскую духовную семинарию — таких, как он, зачисляли сразу во 2-й класс.

В 1981-м после досрочной сдачи экзаменов за 3-й и 4-й классы Вячеслав был рукоположен сначала в диакона, а затем во иерея и направлен на приходское служение. В 1984 году заочно окончил Московскую духовную академию.

Первым приходом молодого священника стал храм пророка Илии Обыденного. Это был храм, куда чаще всего ходила московская верующая интеллигенция. Так, прихожанами этого храма были Н.Е. Пестов, тайный священник протоиерей Николай Павлович Иванов, профессор, будущий протоиерей Глеб Каледа и многие другие. Отец Вячеслав прослужил там недолго, но даже те, кто потерял с ним общение после его перевода в 1985 году в Серпухов и далее о нем ничего не слышал, и через двадцать лет с благодарностью вспоминали его наставления перед крестом и Евангелием. Здесь же, в Обыденском храме, он начал в качестве проповеди на будничных службах читать Евангелие и кратко объяснять его, то есть начал то, что потом вылилось в замечательную книгу «Полный круг проповедей на ежедневные апостольские и евангельские церковные чтения» — главный труд батюшки. Служение в Ильинском храме Серпухова отец Вячеслав вспоминал как время трудное. В храме не всегда хватало чтецов, певцов и алтарников, да и ездить было далеко.

С 1987 года и до последних своих дней служил в Покровском храме поселка Черкизово Пушкинского района.

Можно много говорить о том, каким ревностным служителем был отец Вячеслав, с какой готовностью откликался он на любую просьбу и как всегда был готов исполнить указание настоятеля, как много людей стояло к нему на исповедь и сколь многие искали у него совета и утешения! Сколько было на отпевании в родном храме людей в рясе, считавших себя его духовными детьми или близкими духовными друзьями! Но не в этом своеобразие его личности, о котором нельзя забыть и невозможно не написать.

Главной силой батюшкиного мироощущения была твердая вера в Промысл Божий. Здесь хочется сказать несколько слов о замечательной книге отца Вячеслава об А.С. Пушкине, отмеченной даже общепризнанным пушкинистом В.Непомнящим. Книга написана до прихода в Церковь. Ее точное название «Размышления на пути к вере». Восприняв судьбы героев произведений Пушкина как судьбы живых людей, будущий священник ясно увидел во всем благую, хотя иногда по нашим меркам и парадоксальную волю Божию. Редко кто из пришедших в 70-е годы в Церковь с такой ясностью рассказал о своем обращении.

По объему его литературное наследие не так уж и велико — несколько томов на книжной полке. Но следует помнить, что «Полный круг проповедей» писался более двадцати лет, постепенно преобразовываясь, пополняясь и уточняясь от издания к изданию. «Раскрывая Священное Писание» есть итог многолетней преподавательской деятельности (Училище сестер милосердия, Московский государственный университет леса, Отдел катехизации, МГУ, Современный гуманитарный университет — вот неполный список). Последние годы отец Вячеслав работал над серией брошюр о жизни в Церкви, о таинствах, прежде всего стремясь ответить на часто повторяющиеся вопросы новообращенных прихожан и «захожан».

Но главное, что сохранится в благодарной памяти тех, кто близко знал отца Вячеслава, — это его мудрый, всегда взвешенный взгляд на жизнь. Его порой резкие и ироничные до сарказма суждения, которые, как нож хирурга, иногда вызывали боль, зато потом приходило облегчение... Его раскованные и остроумные высказывания в повседневном общении, становившиеся чуть ли не поговорками, добрая готовность к человеческому общению безо всякой казенной елейности, останутся в нашей памяти.

Вечная тебе память, дорогой собрат в служении. Ты ушел от нас в пасхальные дни. Христос воскресе!

Протоиерей Феодор Веревкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Черкизово Пушкинского района Московской области

27 мая 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00