iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Некрологи
протоиерей Вячеслав Резников
ЦВ № 10 (455) май 2011 /  27 мая 2011 г.
версия для печати версия для печати

Твердая вера в Промысл Божий

В ночь с 15 на 16 мая на 65-м году жизни скоропостижно скончался от сердечной недостаточности клирик храма поселка Черкизово Пушкинского района Московской области протоиерей Вячеслав Резников.

Почти тридцать лет протоиерей Вячеслав Резников прослужил у Престола Божия, из них двадцать пять — в Покровском храме поселка Черкизово Пушкинского района Московской области.

Отец Вячеслав родился в Москве в1946 году в семье картографов. Учился в школе, в 1964 году окончил Московский радиоаппаратостроительный техникум, затем отслужил в армии и работал на Московском заводе электромеханизмов.

В 1968 году окончил Литературный институт имени М.Горького, одновременно работая в газете «Известия» в телетайпном отделе. В этом же году вступил в брак с Людмилой Григорьевной Кондратьевой, которая все годы была ему верной помощницей и воспитала троих детей.

В конце 1970-х годов многие, обретя веру, круто изменили свою жизнь: бросили любимую работу, успешную карьеру, иногда даже семью и пошли служить Богу. Вячеслав Резников, уйдя из «Известий», проработал некоторое время таксистом, а в 1980 году поступил в Московскую духовную семинарию — таких, как он, зачисляли сразу во 2-й класс.

В 1981-м после досрочной сдачи экзаменов за 3-й и 4-й классы Вячеслав был рукоположен сначала в диакона, а затем во иерея и направлен на приходское служение. В 1984 году заочно окончил Московскую духовную академию.

Первым приходом молодого священника стал храм пророка Илии Обыденного. Это был храм, куда чаще всего ходила московская верующая интеллигенция. Так, прихожанами этого храма были Н.Е. Пестов, тайный священник протоиерей Николай Павлович Иванов, профессор, будущий протоиерей Глеб Каледа и многие другие. Отец Вячеслав прослужил там недолго, но даже те, кто потерял с ним общение после его перевода в 1985 году в Серпухов и далее о нем ничего не слышал, и через двадцать лет с благодарностью вспоминали его наставления перед крестом и Евангелием. Здесь же, в Обыденском храме, он начал в качестве проповеди на будничных службах читать Евангелие и кратко объяснять его, то есть начал то, что потом вылилось в замечательную книгу «Полный круг проповедей на ежедневные апостольские и евангельские церковные чтения» — главный труд батюшки. Служение в Ильинском храме Серпухова отец Вячеслав вспоминал как время трудное. В храме не всегда хватало чтецов, певцов и алтарников, да и ездить было далеко.

С 1987 года и до последних своих дней служил в Покровском храме поселка Черкизово Пушкинского района.

Можно много говорить о том, каким ревностным служителем был отец Вячеслав, с какой готовностью откликался он на любую просьбу и как всегда был готов исполнить указание настоятеля, как много людей стояло к нему на исповедь и сколь многие искали у него совета и утешения! Сколько было на отпевании в родном храме людей в рясе, считавших себя его духовными детьми или близкими духовными друзьями! Но не в этом своеобразие его личности, о котором нельзя забыть и невозможно не написать.

Главной силой батюшкиного мироощущения была твердая вера в Промысл Божий. Здесь хочется сказать несколько слов о замечательной книге отца Вячеслава об А.С. Пушкине, отмеченной даже общепризнанным пушкинистом В.Непомнящим. Книга написана до прихода в Церковь. Ее точное название «Размышления на пути к вере». Восприняв судьбы героев произведений Пушкина как судьбы живых людей, будущий священник ясно увидел во всем благую, хотя иногда по нашим меркам и парадоксальную волю Божию. Редко кто из пришедших в 70-е годы в Церковь с такой ясностью рассказал о своем обращении.

По объему его литературное наследие не так уж и велико — несколько томов на книжной полке. Но следует помнить, что «Полный круг проповедей» писался более двадцати лет, постепенно преобразовываясь, пополняясь и уточняясь от издания к изданию. «Раскрывая Священное Писание» есть итог многолетней преподавательской деятельности (Училище сестер милосердия, Московский государственный университет леса, Отдел катехизации, МГУ, Современный гуманитарный университет — вот неполный список). Последние годы отец Вячеслав работал над серией брошюр о жизни в Церкви, о таинствах, прежде всего стремясь ответить на часто повторяющиеся вопросы новообращенных прихожан и «захожан».

Но главное, что сохранится в благодарной памяти тех, кто близко знал отца Вячеслава, — это его мудрый, всегда взвешенный взгляд на жизнь. Его порой резкие и ироничные до сарказма суждения, которые, как нож хирурга, иногда вызывали боль, зато потом приходило облегчение... Его раскованные и остроумные высказывания в повседневном общении, становившиеся чуть ли не поговорками, добрая готовность к человеческому общению безо всякой казенной елейности, останутся в нашей памяти.

Вечная тебе память, дорогой собрат в служении. Ты ушел от нас в пасхальные дни. Христос воскресе!

Протоиерей Феодор Веревкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Черкизово Пушкинского района Московской области

27 мая 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи