выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00
Соло на саксофоне для святой Вероники
«К Львовой-Беловой в гости? Это, наверное, дочка Алексея Александровича? Как же, как же, знаменитая в нашем городе фамилия!» — попутчики в купе фирменного поезда «Сура» не скрывают восхищения своим выдающимся земляком. Справедливости ради, дочь известного в Поволжье музыканта, ныне руководящего одним из краснодарских теат­ров, тоже успела заслужить право на признание не только на уровне Пензы, но и, пожалуй, всей страны. Многодетная мама Мария Львова-Белова, воспитывающая пятерых кровных и четверых приемных детей, придумала и реализует беспрецедентный для России проект государственно-церковно-общественного партнерства, помогающий людям с тяжелыми формами инвалидности нормально жить и самостоятельно зарабатывать на хлеб. За один день в Пензе корреспондент «Журнала Московской Патриархии» выяснил, откуда у Марии Алексеевны деньги на социальную адаптацию двух десятков инвалидов, почему ей помогают второе и четвертое лица государства, как происходит катехизация обитателей дома-коммуны и при чем тут великий джазмен Луи Армстронг. PDF-версия.  
19 марта 2019 г. 13:26
Репортажи
Перед раздачей наборов активисты регистрируют беженцев-просителей и собирают информацию об их нуждах
ЖМП № 10 октябрь 2015 /  11 декабря 2015 г. 11:25
версия для печати версия для печати

Чудо по расписанию

УКРАИНСКИМ БЕЖЕНЦАМИ ПОМОГАЮТ ХРИСТИАНЕ ВСЕГО МИРА

Больше года в Ростове-на-Дону работает созданный под эгидой Донской митрополии Центр гуманитарной помощи. Помогающий сотням людей ежедневно и тысячам ежемесячно, он стал первой церковной организацией, где работе с украинскими беженцами придали системный характер. Затем эту эстафету подхватила соседняя Белгородская митрополия. Продолжением подобной практики стал организованный год назад Общецерковный центр приема беженцев и помощи им в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосине (Москва). Нынешний год для ростовского и белгородского центров стал настоящей проверкой на прочность: эти точки стали узлами распределения гуманитарной помощи по благотворительному проекту, осуществленному по патриаршему благословению международной христианской организацией.

Закрома милосердия

Война близко. Это понимаешь, слыша, как на групповых занятиях с детьми шестилетняя Вика в ответ на вопрос о возвращении домой хмурится: «Когда я вырасту, наши убьют всех врагов». Это чувствуешь, разговаривая с Ириной Кобозевой, чудом уберегшей от снайперской пули инвалида-дочь в ехавшей по родной Макеевке «скорой». Это видишь, наблюдая нескончаемый поток людей в Центре гуманитарной помощи Донской митрополии по ростовскому проспекту Космонавтов. Война близко, и жертвы ее велики. Но есть у нее и множество оппонентов, несогласных с ежедневной данью крови во всех частях света.

«Обернитесь, — координатор проектов Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской-на-Дону епархии Дмитрий Крашников обращает мое внимание на занимающий всю высоту от пола до потолка стеллаж, — это первичные прошения на выдачу гуманитарной помощи от беженцев с украинской территории. У нас строжайшая отчетность, проследить можем любую копейку. Каждый впервые пришедший заполняет подробный бланк заявления на имя нашего руководителя отделом священника Евгения Осяка. Туда в обязательном порядке вносятся паспортные данные, адреса постоянного проживания и временного пребывания в Ростовской области. Просителя тут же вносят в базу данных, а в учетной карточке сотрудник центра отмечает, когда тому выдана гуманитарная помощь и в каком объеме. Вся документация подшивается и архивируется в хронологическом порядке. Иначе нельзя: нас бы завалили жалобами».

Вторичные обращения, конечно, места на стеллаже занимают меньше. Но их учет тоже крайне важен: он хотя бы примерно позволяет представить количество нуждающихся и спрогнозировать спрос. Официально в Ростовской области на момент публикации этой статьи находятся чуть больше 30 тыс. беженцев с Украины, но это весьма приблизительная оценка. «Сейчас в нашей базе свыше 9 тысяч семей, — говорит Крашников. — Активных получателей примерно вдвое меньше. Гуманитарную помощь каждому из визитеров выдаем не чаще чем раз в две недели. Первые месяцы прошлым летом такого ограничения не было. Мало того, что это не всем виделось справедливым, так еще и ажиотажный наплыв провоцировало. Сейчас всё гораздо четче и регулярнее. Кроме того, мы не хотим поощрять инфантилизм. Коль уж здоровый мужчина, глава семьи, нашел пристанище на российской территории, справедливо ожидать, что он хотя бы попытается обеспечить супругу и детей. Поэтому сейчас бессистемная выдача гуманитарной помощи прекратилась. Она приобрела характер адресной социальной поддержки и выдается тем, кто не в состоянии прокормиться самостоятельно: многодетным, семьям с детьми-дошкольниками, родителям с детьми-инвалидами, опекунам сирот и матерям-одиночкам, а также всем пенсионерам и инвалидам».

Подобный фильтр необходим и разумен. «Несколько месяцев у нас прожила семья беженцев — муж, жена и двое детей. Приехали на своей машине. Намекаем: неплохо бы устроиться на работу и самостоятельно подыскать жилье, — вспоминает главный координатор благотворительного проекта "Ангелы Анны" Анна Печорина. — Слышим возражения: мол, за 20 тысяч мы не прокормимся. Но у нас не каждый ростовчанин в расцвете сил зарабатывает 20 тысяч... С огромным трудом устраиваем их на съемную квартиру. А через две недели видим фото в соцсетях: дама отдыхает на египетском курорте».

Такие случаи, разумеется, исключение. Знакомлюсь с ожидающей очереди на получение помощи Лидией Юрченко. «Я пенсионерка из Кировска, — рассказывает Лидия Александровна. — Приехали с мужем и тремя взрослыми дочерями, у каждой своя семья. Три месяца прожили у родственников в Миллерове. Но работы там не было, и дочки разъехались. Теперь они устроились и работают, только я вот пенсию по понятным причинам не получаю. Хорошо, здесь выручают мукой, крупами, растительным маслом...»

Юрченко пришла на проспект Космонавтов с внуками. Сомнительное развлечение для детей — мыкаться по очередям за гуманитарной помощью, возможно, подумает читатель. И ошибется! Одно из подсобных помещений склада приспособлено под детскую аудиторию. Маленькие Саша и Мирослав под руководством преподавателя Анастасии Раменской занимаются лепкой из пластилина. «Мы украинцы! — наперебой, не дожидаясь вопросов, галдят малыши, увидев фотокамеру. — Я из Донецка... А я... из Ростова!» «В гостях хорошо, а дома лучше, — разрешает повисшую неловкость педагог. — Пока мы с тремя возрастными группами занимаемся трижды в неделю. В планах для младших еще — развитие речи, а для старших — театральная студия». «Студия? Здесь?!» — сомневаюсь я, видя более чем скромные площади. «Ничего, главное начать!»

В главном складском помещении по соседству — коробки на больших паллетах, подготовленные к отправке в Ясиноватую. «Груз пойдет с очередным гуманитарным конвоем МЧС, — объясняет координатор Центра гуманитарной помощи Илья Котенко. — Здесь мы перепаковываем первично пожертвованную продукцию для погрузки в контейнеры, которые на месте получит приходская организация. Подобной деятельностью мы занялись год назад, зимой. Как раз тогда множество благотворителей начали просить передать тот или иной гуманитарный груз в конкретный город на территории вооруженного конфликта. С одной стороны, такое доверие Церкви ко многому обязывает, и мы не имеем права разочаровать доноров. С другой, действуя от имени митрополии, — мы отвечаем за доставку груза не абстрактным горожанам, а конкретным нуждающимся. Поэтому по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия во всех подобных случаях мы выдвигаем два жестких условия. А именно: отправляет груз наш склад (это гарантирует строжайшее соблюдение всех законных процедур, хотя и доставляет дополнительные хлопоты немногочисленным сотрудникам центра), а принимает — приход в лице настоятеля на территории Донецкой, Луганской или Ровеньковской епархий. Некоторые дарители, услышав о таких требованиях, моментально "испарялись". Что же, видимо, у них были иные, не вполне гуманитарные цели. Но пусть они преследуют их вне поля деятельности Церкви. Груз, который вы видите, передали Преображенское братство и Альметьевская епархия. Как можно заметить, свободное место на складе есть. Но это не из-за недостатка доноров, а потому, что прямых просьб о помощи из Донецкой и Луганской областей в последние месяцы стало меньше».

Одежда и надежда

Кроме того, на складе организована фасовка так называемых народных обедов — готовых комплектов с продовольственной помощью, которые можно раздавать как здесь, так и в удаленных точках (например, на приходах). Сегодня линия фасовки простаивает: занимаются этим, объясняет Илья, исключительно добровольцы из числа беженцев по мере необходимости (как правило, дважды в неделю).

А вот сотрудница на стойке выдачи помощи в зале — тоже из категории вынужденно переселившихся. Татьяна Дмитриева приехала в Ростов-на-Дону из райцентра Антрацит в Луганской области с мужем и со своими родителями в прошлом году. Представители старшего поколения вернулись домой («там бизнес, жилье», объясняет Татьяна Сергеевна), а она с супругом решила остаться. Первые недели поработала волонтером, потом зачислили в штат. Рядом со стойкой выдачи продуктовой помощи — просторный зал с одеждой и обувью. В основном это секонд-хэнд, но есть и совсем не ношенные вещи. Их пожертвовали фирмы-производители или крупные оптовики. Вот пенсионерка Элла Степанова подбирает осеннюю и зимнюю обувь для внука Глеба.

«Он в Горловке пошел в школу, но из-за постоянных бомбежек учебу бросили. Здесь пришлось идти второй раз в первый класс, — грустно усмехается Элла Эльмаровна. — Огромное спасибо всем местным сотрудникам: нас они просто выручают!»

Замечаю, что принципы организации склада очень сильно напоминают деятельность общецерковного Центра оказания гуманитарной помощи на Суздальской улице столичного района Новокосино (см. материал «Подвал по имени Надежда, ЖМП. 2014. № 10). «Вообще-то это их сотрудники приезжали перенимать у нас опыт, — скупо бросает Крашников. — Наверное, нашей заслуги в этом нет: мы открылись раньше, и первый удар массового потока беженцев в Россию приняла именно Ростовская область...»

В этот момент на складе начинается активное движение. Сотрудники снуют по залу с прозрачными коробками, легковая машина моментально загружается двумя десятками готовых к выдаче подарочных наборов для детей. Мне повезло: сегодня в Ростове заканчивается выдача гуманитарной помощи, поступившей по линии международного проекта благотворительной организации «Сума самарянина».

Люди и ангелы

Этот проект, осуществленный по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при содействии Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата, стал беспрецедентным. «Сума самарянина» при поддержке Евангелистской ассоциации Билли Грэма направила на его реализацию 1,8 млн долларов. Всего лишь одно характерное сравнение: при нынешнем курсе доллара эта сумма примерно соответствует средствам, пожертвованным на помощь украинским беженцам в рамках общецерковного сбора в пределах всей Москвы. На деньги «Сумы самарянина» удалось собрать 63 420 наборов, розданных в Донской и Белгородской митрополиях. Кроме продуктов туда входили товары первого и повседневного спроса (см. Справку) исключительно российского производства, в обязательном порядке антиаллергенные.

«В Белгородской области около 12 тысяч украинских беженцев, — приводит оценочные данные заведующий Отделом социального служения Белгородской епархии священник Михаил Сердюк. — Несмотря на то, что граница с Украиной на нашей территории официально закрыта, точно подсчитать их невозможно: они мигрируют туда-сюда, наезжая домой с ослаблением боевых действий и возвращаясь в Россию (в основном к родственникам) с нарастанием напряженности. Поскольку регион приграничный, в глубь российской территории, тем более с оформлением статуса вынужденного переселенца, отсюда почти не уезжают. В основном люди рассчитывают переждать тяжелые времена и вернуться к родному очагу. Поэтому проект "Сумы самарянина" оказался очень кстати: когда по его линии начали поступать наборы с гуманитарной помощью, наши собственные ресурсы были близки к истощению».

«Едем в детский дом, — объясняет по пути Илья Котенко. — Многие семьи там недополучили подарочные наборы, поэтому нас ждут с нетерпением».

Трехэтажный особняк с жилыми цоколем и мансардой сотрудники епархиального отдела называют детским домом скорее по привычке. Сейчас в здании, пожертвованном беженцам состоятельным ростовчанином Игорем Грековым, живут 105 человек, в том числе 60 детей. Горловчанка Елена Чернышевская спасла раненного в бомбежке внука, потом вернулась за оставшейся в подвале внучкой и вывезла их через границу. Ее землячка Ольга Ткаченко возглавила «эвакуацию» трех дочерей с внуками (трое сыновей в этот момент воевали на передовой). Зимой в «доме-коммуне Грекова» обитали 146 постояльцев, а всего с начала вооруженного конфликта через него прошли около восьми сотен человек.

«Наша задача — помогать таким беженцам, которые не в состоянии самостоятельно снимать квартиру или пока еще адаптируются к непривычным для себя условиям, — рассказывает Анна Печорина (в обычной жизни занимающийся частной практикой юрист). — Людской поток из Луганской и Донецкой областей снизился, но по-прежнему достаточно высок. В прошлом году заезжали сюда в абсолютно голые стены. Всё, что вы здесь видите — мебель, предметы обстановки и интерьера, матрасы, шторы на окнах, — доставили прихожане близлежащих храмов и сотрудники МЧС. Зиму прожили благодаря Стрим-каналу, по которому из нашего дома ведется прямая интернет-трансляция. Любому благотворителю ведь интересно и крайне важно видеть, что его помощь пошла на конкретное дело — например, на покупку макарон или тушенки».

При таких весьма своеобразных, в чем-то напоминающих жизнь в ковчеге условиях у обитателей «детского дома» нет возможности готовить себе еду самостоятельно. Питание здесь строго по распорядку и, естественно, бесплатно для проживающих. В остальном — полная свобода творчества: больным людям помогают с лекарствами, экономически активным — с трудоустройством, нашедшим заработок — со съемным жильем.

О цветных коробках, где для ребят от 4 до 9 лет — целые сокровища, включая «Волшебный» картон, в доме узнают мгновенно. Дети с любопытством заглядывают в прихожую. Пока мама шестилетнего Богдана и четырехлетнего Артема Марина Якименко заполняет учетную карточку и расписывается за получение, прошу мальчишек поделиться своей радостью.

«Смотри, тут маленький конструктор! — светятся глаза старшего. — А еще набор для художественного творчества. Да не переживай, я научу тебя с ним обращаться...»

Да, война близко. Но рядом — множество несогласных с ней. Наверное, не многие знают: «Сума самарянина» — американская благотворительная организация протестантов. Пример этого проекта демонстрирует: есть вещи, которые неизмеримо важнее земных различий и разночтений. «Он показал: мы можем сотрудничать вне зависимости от политических затруднений, подчас очень серьезных, которые существуют в тех или иных государствах. Потому что у нас другие цели, другие методы и другие инструменты, — считает заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков). — И никто и никогда не сумеет их разрушить, пока мы сохраняем в себе веру в Господа нашего Иисуса Христа».

Ростов-на-Дону

Справка

Продуктовый набор (10 тыс. комплектов):

Мука, макароны, растительное масло, крупы, чай пакетированный, молоко ­сгущенное.

Индивидуальный гигиенический набор (34 тыс. комплектов):

шампунь «Дегтярный», 250 мл — 2 шт., туалетное мыло «Абсолют Классик», 90 г — 6 шт., стиральный порошок универсальный «Сарма-Актив», 80 г — 2 шт., зубная щетка «Колгейт Тройное действие» — 1 шт., гель для мытья посуды «Янтарь», 500 мл — 2 шт., туалетная ­бумага «Зева Плюс» — 4 рулона, ­чистящее средство «Санокс-Ультра»,
1,1 л — 1 шт.

Индивидуальный набор постельного белья (14,42 тыс. комплектов):

комплект бязевый полуторный — 2 шт., одеяло полушерстяное в чехле полуторное — 1 шт., полотенце махровое банное 70х140 см — 2 шт.,

Детский подарочный набор (5 тыс. комплектов):

ластик — 1 шт., точилка — 1 шт., ­набор (12 шт.) цветных карандашей «Русский карандаш» — 1 шт., тетради школьные 12 л., в клетку и в линейку — по 3 шт., набор геометрический средний с ­европодвесом — 1 шт., альбом для рисования, 20 л. — 1шт., клей ПВА «Комус», 85 г — 1 шт., бумага цветная офсетная, 16 л. — 1 шт., картон цветной мелованный «Волшебный», 10 л. — 1 шт., краски акварельные медовые, 12 цв. — 1 шт., набор шариковых ручек Green Ice — 1 шт., пенал — 1 шт., мел цв. — 6 шт., пластилин, 10 цв. — 1 уп., карандаш простой «Конструктор» — 3 шт., наборы для творчества — 2 шт., мягкая игрушка — 1 шт., мелки восковые «Лесная школа» № 1, 12 цв. — 1 шт., ящик-упаковка — 1 шт.

Индивидуальный детский гигиенический набор (выдавались семьям с младенцами):

подгузники — 2 уп.

11 декабря 2015 г. 11:25
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00