выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Репортажи
Вечер памяти Глеба Рара в Доме русского зарубежья. 15 мая 2012 г.
17 мая 2012 г. 12:27
версия для печати версия для печати

ХХ век глазами Глеба Рара

Деятельность Глеба Рара - одна из ярких страниц истории русского зарубежья. Заново открыть их помогают его мемуары, в которых воссоздана духовная и общественная атмосфера середины и конца XX века.

Недавно выпушенная в свет издательством "Русский путь" при поддержке Роспечати, книга его воспоминаний "И будет наше поколенье давать истории отчет", была представлена на вечере памяти Глеба Рара, который прошел 15 мая в Москве.

Многочисленные гости, среди которых были представители эмигрантских семей, известные политологи, журналисты и священники, собрались в Доме русского зарубежья, чтобы поделиться своими впечатлениями от книги и почтить память замечательного подвижника, ушедшего от нас шесть лет назад.

Глеб Рар писал мемуары, обращаясь к своим детям и внукам – этим обусловлен доверительный тон повествования. Составителем книги стала его вдова, Софья Васильевна.

На презентацию книги в Москву приехали трое из шестерых детей Глеба Рара, которые поделились своими воспоминаниями об отце.

Ксения Рар, дочь Глеба Александровича, подчеркивает, что книга подробно описывает почти все исторические события, связанные с судьбой России на протяжении всего XX века: от революции 1917 года,  живыми воспоминаниями о которой с Глебом делились его родители, до распада СССР и восстановления канонического общения Московского Патриархата и Русской Церкви Заграницей.

"Мой отец как-то сказал, что в России после 1917 года была искусственная история, так как она была лишена своей сути – православия", - говорит Ксения. Она отмечает, что Глеб Рар в своих программах на радио "Свобода" хотел рассказать русским, оставшимся в России после революции, об их подлинных корнях.

Сын Глеба Рара, известный политолог Александр Рар, отметил особую актуальность новой книги эмигрантских воспоминаний в сегодняшней российской общественной и политической ситуации. "Сейчас происходит ясный и в тоже время очень сложный переход целого громадного народа из тоталитарного прошлого к некому другому состоянию, возвращение к православию, к подлинным корням, которые, как многим казалось, уже утеряны", - заявил он.

"Корни эти найти очень сложно и такие книги, как мемуары моего отца, которые не просто описывают бытовые истории эмиграции или эмоции, которые испытывали люди, разлученные с родиной навсегда, а осмысливают с точки зрения христианина тот путь, который прошли русские в XX веке, могут быть для нас мостом из 1917 года в 2000-е" - добавил Александр Рар.

В предисловии к книге Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, близко знавший Глеба Рара, пишет: "Его пытливый ум и христианское сердце раз и навсегда определили правила его личной веры – веры в Бога, в Церковь, в Россию, в человека. Занявшись в 50- годах изучением положения Русской Православной Церкви в Отечестве и Русской Зарубежной Церкви, Глеб Александрович всеми силами души и ума отстаивал неоспоримость их единства".

Митрополит Филарет также добавляет: "столь трудную, воистину апостольскую миссию единения он мог исполнять в течение долгих лет и десятилетний, предшествовавших воссоединению Матери-Церкви, благодаря тому, что поставил перед собой твердое правило: "…Вникать во все, изучать любые вопросы, не закрывать глаза, ни на ошибки, ни на слабость и грехи священнослужителей. Но не позволять себе судить их, а тем более обсуждать. Придет время, будет суд самой Церкви, будет суд истории…"   

Справка:

Глеб Александрович Рар родился в Москве в 1922 году, но вскоре его родители были высланы из России в Прибалтику. В 1941 году семья оказалась в Германии, где Глеб провел провел полтора года в нацистских концлагерях.

После войны работал в эмигрантском издательстве "Посев", выступал в разных странах с лекциями о русской истории и культуре, возглавлял Князь-Владимирское братство, был участником Народно-Трудового Союза.

В России Глеб Рар был известен главным образом своими выступлениями на радио "Свобода". Эти программы давали редкую возможность узнавать правду о положении Русской Православной Церкви в Советском Союзе. В 2001 году Глеб Александрович с супругой получил от президента России российское гражданство. Германское он принципиально не брал. В 2006 году он скончался в возрасте 83 лет и был похоронен в Берлине.

17 мая 2012 г. 12:27
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00