![]()
Митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии: «Видеть образ Божий в каждом» В 2021 году на территории подмосковной части Московской епархии были созданы пять новых епархий, объединенных в Московскую митрополию. С какой целью был предпринят этот шаг и как изменилась церковная жизнь Подмосковья? Каким образом митрополия координирует осуществление общих епархиальных проектов. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии. PDF-версия.
13 июня 2023 г. 19:00
Протоиерей Тимофей Фетисов: «Случайных людей у нас быть не должно...» Ректор Донской духовной семинарии — о том, как удалось войти в десятку лучших духовных школ по успеваемости студентов, чем хорош принцип сетевого обучения будущих регентов и иконописцев и на кого из священнослужителей ориентирована специализация «государственно-конфессиональные отношения». PDF-версия.
26 апреля 2023 г. 18:00
Донская икона Божией Матери В Ростовской-на-Дону епархии завершается подготовка к прославлению для местного почитания точного списка Донской иконы Божией Матери, созданного восемь лет назад по патриаршему благословению под патронатом Государственной Третьяковской галереи и Министерства культуры РФ. В результате кропотливой научной и творческой работы иконописцам удалось создать не только высокохудожественную точную копию, но и образ удивительной красоты. PDF-версия.
24 апреля 2023 г. 15:00
Священник Евгений Осяк: «Работа с беженцами и вынужденными переселенцами приобрела устойчивый и стабильный характер» Руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской-на-Дону епархии и председатель правления Православной службы помощи «Милосердие-на-Дону» — о том, почему начал служение с опеки бездомных мужчин, можно ли удаленно катехизировать подопечных церковных приютов и что из опыта, приобретенного за десять лет помощи беженцам, для него самое важное. PDF-версия.
21 апреля 2023 г. 13:30
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Время, которое учит быть вместе» «В любых условиях Церковь остается Церковью. Она исполняет свою миссию, которая на нее возложена Господом: свидетельство Евангелия и спасение человеческой души. Условия могут быть мирные или далеко не мирные, они могут меняться. Но слово евангельское и служение Церкви настолько универсальны, что доносят христианские смыслы при самых сложных обстоятельствах. Меняются формы, суть остается неизменной». PDF-версия.
14 апреля 2023 г. 16:30
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
Веруем, что только по ея молитвам и сохранились мы Семьдесят пять лет назад в Церковь вернулись мощи святой благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского «потепления» в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году. PDF-версия.
12 января 2023 г. 13:00
Пастыри с открытым сердцем На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года было утверждено Положение о Центре поддержки миссионерских станов при Синодальном миссионерском отделе с целью дальнейшего развития миссионерской работы в отдаленных регионах России (журнал № 86). Согласно Положению, основными задачами центра являются открытие и развитие миссионерских станов на Дальнем Востоке, Сибири и Крайнем Севере; их кадровое обеспечение; проведение социологических, аналитических исследований состояния «миссионерского поля» Русской Православной Церкви в местах расположения миссионерских станов, а также предложения по организации работы миссионерских станов; обучающие мероприятия, в том числе семинары, конференции и рабочие встречи по проблемам деятельности и развития миссионерских станов. Центр поддержки возглавил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. С какими проблемами сталкиваются проповедники сегодня и что необходимо для повышения эффективности их служения, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
14 ноября 2022 г. 15:00
Епископ Владикавказский и Аланский Герасим: «Сердце монаха всегда тянется в горы» В этом году в Северной Осетии отмечают значимый юбилей. Тысяча сто лет назад предки нынешних осетин — аланы приняли христианскую веру. И несмотря на две опустошительные волны завоеваний из Азии, сумели ее сохранить, сберегая таким образом свою национальную культуру и идентичность. Как сегодня живет Владикавказская епархия, какие приоритетные задачи решает ее правящий архиерей, в чем специфика миссионерской работы и какое значение уделяется образовательным проблемам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Владикавказский и Аланский Герасим. PDF-версия.
21 сентября 2022 г. 13:00
Наследники древней Алании Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00
|
![]()
14 августа 2020 г. 18:00
Канон и современность в Павшинской поймеХРАМ-НОВОСТРОЙКА В ПОДМОСКОВНОМ КРАСНОГОРСКЕ - УДАЧНЫЙ ПРИМЕР СОЧЕТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ПЕРЕДОВОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ МЫСЛИ В ЦЕРКОВНОМ ЗОДЧЕСТВЕ В только что сданном в эксплуатацию Николо-Андреевском храме в Павшинской пойме уже идут регулярные богослужения. Кажется, для этой церкви невозможно было подобрать место удачнее. Приняв в себя воды невеликого притока Баньки, русло Москвы-реки перед крутой излучиной на пересечении с Московской кольцевой автодорогой плавно изгибается влево. Именно тут в узкий и вытянутый пустырь между Волоколамским шоссе и москворецкой поймой коммерческий застройщик десять лет назад филигранно вписал густонаселенный жилой микрорайон. И если напротив через реку гигантский выставочный комплекс и станция метро «Мякинино» сами по себе способствовали интенсивному благоустройству прибрежной полосы, то здесь, в Павшине, «пятачок» у воды снискал устойчивую славу городских задворок. Большой храм возводился (верхний престол в нем будет освящен во имя святителя Николая, в нижней Андреевской церкви начались богослужения) по инициативе и под патронатом подмосковного губернатора Андрея Воробьева. После же того, как новый жилой массив с правым москворецким берегом связала сначала паромная переправа, а затем и изящный пешеходный мост, эта точка стала едва ли не самой оживленной на всей линии примыкания Красногорска к российской столице. Рукой подать отсюда и до Волоколамского шоссе, и до обновленных станций пассажирской линии МЦД-2. И вот уже вполне органичным выглядит живописный сквер с мини-бульваром прямо на прихрамовой площади, после отмены обусловленных пандемией ограничений пользующийся колоссальной популярностью у местных жителей. Скульптура обращенного к водной глади святого великомученика Георгия Победоносца стоит под храмовыми стенами как влитая, а приведение в порядок пока еще захламленных отрезков прогулочной набережной видится вполне естественным и логичным. Словом, храм святителя Николая в Павшинской пойме превратился в настоящий общественный центр нового красногорского микрорайона. Но это далеко не единственный повод считать его заметным явлением в современном храмоздательстве. Внимательно рассмотрев все строение и некоторые его элементы вблизи, «Журнал Московской Патриархии» насчитал как минимум пять причин отметить работу заслуженного архитектора России Андрея Оболенского особым образом. Фасады: древнерусские мотивы на современный лад Первоначально работа, признается зодчий, делалась совсем под другое градостроительное, культурно-эстетическое и географическое окружение. В начале 2010-х годов Оболенский заявлял ее на конкурс архитектурных проектов храма при Русском культурном центре в Париже. Она там заняла почетное второе место. Поэтому, хотя и не получила реализации близ Елисейских Полей, долго на полке не залежась. Предыстория проекта задала его некоторые принципиальные особенности, сразу же бросающиеся в глаза даже неподготовленному наблюдателю (Илл.1). Это и тройное структурное членение главных фасадов (как известно, парижский храм освящался в честь Пресвятой Троицы), и акцент на традициях древнерусского белокаменного зодчества (косые подсечки-каннелюры символизируют ангельские крылья, а аллегорические изображения мифологических животных и растений райского сада цитируют знаменитые «первоисточники» на фасадах Дмитриевского собора во Владимире из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО). «Собор задумывался как посланец русской культуры на далеком Западе, – рассказывает Оболенский. – Поэтому он сочетает лаконизм и рациональность современной архитектуры с белокаменным декором, традиционным для православных храмов славянского мира». Более внимательное рассмотрение храма-новостройки позволяет сделать вывод: речь ни в коем случае не идет о буквальных заимствованиях шедевров давно минувших эпох. Строжайше соблюдая архитектурный канон храмоздательства, Оболенский в данном случае черпает вдохновение в лучших памятниках Владимиро-Суздальской Руси, но высказывается при этом как автор современным (в лучшем смысле этого слова) языком. Так, архитектурный второй масштаб поверх стилобата у него изящно задают оформленные в виде стилизованных часовенок шахты дымоудаления и лифтовые ходы. А облицованы фасады, конечно же, не колоссально дорогим и трудоемким в изготовлении декоративных элементов известняком, а искусственным камнем, отлитым по предварительно подготовленным гипсовым формам. «В данном случае подобное творческое переосмысление выбранного стиля, в том числе в виде способа изготовления материала, абсолютно оправданно, – говорит архитектор. – Не стоит опасаться и потери качества облицовки по сравнению с добытым из карьера известняком: каменщики дают гарантию на материал порядка 300 циклов морозостойкости (перехода через температурный ноль – Ред.). Это значительно превосходит действующие стандарты на природный камень, который к тому же страдает неоднородностью и изобилует посторонними включениями, непрогнозируемо снижающими его прочность. С другой стороны, такая технология позволяет значительно снизить продолжительность и стоимость изготовления повторяющихся декоративных элементов». Стоит добавить: в Центральной России прецедентов столь массивного использования отливок искусственного камня на внешних стенах современное храмостроительство не знает. Технология эта пока еще считается инновационной, поэтому как заказчики, так и застройщики задействуют ее в нашем климате осторожно. И будет невероятно интересно проанализировать практический опыт ее применения спустя несколько сезонов. Архитектурно-планировочная схема: стилобат в высоком разрешении Проектирование полного комплекса приходских помещений в едином строении вместе с храмовым пространством для зажатых в городском окружении новостроек – в наши дни это данность, серьезно сковывающая творческий полет архитектора. Удачно реализован принцип многофункционального использования стилобата как удобной конструкции для размещения приходских служб, опоясывающих нижний храм. Не исключено, что на земельных участках с иной конфигурацией не все решения, найденные в Павшинской пойме окажутся приемлемыми. Но мастерство и изящество, с которыми стилобат наполнил Андрей Оболенский, достойно включения в учебник, если соответствующая глава в подобной книге по церковному зодчеству когда-нибудь появится. Кольцо внешнего периметра архитектор насытил множеством важнейших функциональных объектов – самых разных по назначению. Здесь поместились иконная и книжная лавка, воскресные школы (Илл.2) для взрослых и детей (по паре учебных классов с индивидуальными партами новейшей конструкции тут и там), переговорная, приходская бухгалтерия, настоятельские покои, комната отдыха для священнослужителей, удобный конференц-зал, большая праздничная и более скромная повседневная трапезные с кухней, приходская библиотека, отдельная комната для малышей (она была специально спроектирована и уже активно используются пришедшими на богослужение семьями) и даже гардероб для прихожан! Разумеется, отнюдь не ко всем дверям допустят прохожего с улицы: в неприметном закутке оборудовано удобное рабочее место дежурного службы безопасности, отдельные зоны перегорожены ограждениями (да и сами двери, к слову, снабжены замками, открывающимися лишь электронными ключами). Зато заблудиться здесь, что нередко случается в стилобатах храмов-новостроек, невозможно: на фоне ясной и четкой планировочной структуры в каждом коридоре не пройдешь мимо крупных табличек с понятными и продуманными навигационными указателями. Хочешь подняться в верхний храм пешком – направят к лестничным маршам. Желаешь на лифте – подведут к лифту. Не забудут подсказать дорогу к туалетам для прихожан – о них здесь тоже не забыли. Вообще, передвигаясь по обходной галерее, не устаешь удивляться, как разумно организовано пространство. Вход в иконную и книжную лавки единый. Но если с дежурной надо пообщаться «по мелочи» (заказать требу или купить свечи), внутрь входить необязательно: к вашим услугам широкий прилавок с удобным для «клиента» проемом над невысоким барьером. Из обходной галереи в пространство над молитвенным залом нижней церкви немного выступает пара симметрично расположенных просторных балконов. Пока они задействованы в качестве клироса. Отсюда также можно хорошо рассмотреть трехъярусный мраморный иконостас нижней церкви. Элементы внутреннего убранства: искусственный малахит, уникальные мозаики, росписи и обои Внутреннее убранство разработано и выполнено содружеством художников и дизайнеров, объединенных Архитектурно-художественным центром «АРХХРАМ». Так, возглавляющий его Андрей Оболенский лично разработал оригинальный рисунок для обоев из мягкого стеклохолста. Этот материал поставляется белым с текстурой-«невидимкой», которая проявляется только после нанесения на рабочую поверхность силикатной краски (требуемого оттенка) валиком. В данном случае заказанные у немецкого производителя обои несут оригинальный рисунок с христианской символикой на основе традиционных для священнических облачений орнаментов. Высочайшего качества дышащий состав (тоже немецкий) использован и в силикатной фресковой краске для росписей нижней Андреевской церкви. Зато технология искусственного малахита (точнее, этот материал зовется оселковым мрамором) реализована стопроцентно отечественная: ее, позабытую еще с дореволюционных времен, воссоздали петербургские умельцы. Впрочем, все это лишь оттеняет блистательно исполненные иконописной мастерской «Вифания» композиции из так называемой псевдосмальты (позолоченной и расписанной поверхности, предварительно выложенной специальной пастой). Убранство нижнего храма полностью завершено (Илл.3), в верхнем художники также смонтировали изображения Спаса Вседержителя в главном куполе и четырех евангелистов в парусах. В преддверии великого освящения храма здесь завершается монтаж элементов каменного декора и сборка иконостаса (как и нижний, он будет трехъярусным мраморным). Купола: игра в полной цветовой гамме Пространственная компоновка этих архитектурных элементов также не совсем привычна. Архитектор расположил четвертку малых куполов не по главным диагоналям, а по главным осям храма (продольной и поперечной), достигнув таким образом того, что в плане они вместе с центральным куполом формируют горизонтальный крест. Такой вариант, кроме того, позволил разместить в западном малом барабане звонницу. Но самая интересная особенность куполов – в их наружной отделке. Украшения в виде семейства ромбовидных призм на фоне белой смальты – отнюдь не только декоративные элементы. При их помощи архитектор добился беспрецедентного для храмов Русской Православной Церкви технического решения. Призмы выполнены из так называемого золотого стекла – разновидности светопрозрачного триплекса, который в светлое время суток смотрится как золоченая инкрустация (Илл.4). В темное же время задействуется внутренняя подсветка, причем в разных режимах (в повседневном – с золотистым колером, а в двунадесятые праздники – в тоне, соответствующем символическому цвету богослужения: на Пасху — в красном, на Троицу — в зеленом, на Успение — в синем и т.д.) Входная группа: прозрачность и открытость Главный вход организован с паперти под стилобатом через арку под западным малым куполом. Путников здесь встречает Нерукотворный Образ Спасителя, фланкированный иконами обоих небесных патронов храма. Собственным ноу-хау Андрей Оболенский называет подчеркнуто прозрачный дизайн портала с двумя нитками сплошного остекления (Илл.5). По замыслу архитектора, такое исполнение, словно бы оппонируя привычным массивным глухим дверям, демонстрирует открытость Церкви внешнему миру, ее стремление к диалогу и приглашение зайти в храм. А хорошо заметное снаружи теплое мерцание огней в лампадах, хоросах и подсвечниках выступает как своего рода путеводная звезда для заплутавшего в потемках человека.
14 августа 2020 г. 18:00
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|