ПРОСЛАВЛЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ НА ЛАДОГЕ ВСТРЕЧАЕТ 625-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ НА ПИКЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ
Пару лет назад священноархимандрит Коневского Рождество-Богородичного монастыря епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, предварительно планируя вместе с наместником игуменом Александром (Арва) мероприятия приближавшегося юбилея, предложил обратиться за помощью в подготовке к главе государства. Сказано — сделано: в день памяти святого первоначальника обители преподобного Арсения Коневского, 25 июня, после Божественной литургии под адресованным в столичный Кремль воззванием подписались полторы тысячи богомольцев. А в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла Владимир Путин уже делал первые шаги по Коневцу.
Неотправленное письмо
Так не бывает, недоверчиво усмехнется читатель-скептик. И все же это факт. Но фокус в том, что письмо в Москву из монастыря... никто так и не отправил: просто не успели. А первый президентский визит выдался стопроцентно паломническим экспромтом: в этот момент в монастыре даже не оказалось наместника, накануне вызванного священноначалием на материк на рабочее совещание.
Так или иначе, необходимая информация в срок дошла до адресата, и маховик комплексной научной реставрации понемногу стал набирать обороты. Нельзя сказать, что всю предыдущую четверть века с возобновления монашеской жизни в обители сидели и ждали, пока придет помощь. Раньше колоссальные работы по реабилитации доставшейся «в наследство» территории военно-испытательного полигона ВМФ СССР и ремонту монастырских построек проводили возглавлявшие обитель архимандрит Назарий (Лавриненко; ныне епископ Кронштадтский), иеромонах Мстислав (Дячина; ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский), игумен (ныне архимандрит) Исидор (Минаев). Последние годы монастырский ансамбль, целиком отнесенный к объектам культурного наследия федерального значения, реставрировало государство в рамках целевой программы «Культура России». Но средний бюджет одного финансового года на Коневце составлял 14 млн руб., в то время как общая предварительная смета оценивалась в... миллиард. Легко подсчитать, что ни строители, ни любой из ныне пребывающих на Коневце насельников результатов этой деятельности в земной жизни не дождались бы.
Собственными же силами монахи остров, разумеется, поднять были не в силах. Даже сейчас, через 27 лет после возрождения монашеской жизни, здешняя братия весьма малочисленна: 19 человек с учетом священноархимандрита-епископа, трех насельников Петербургского подворья и прикомандированного к храму на «большой земле» иеромонаха. Число послушников можно пересчитать по пальцам (минувшей весной в этот чин поставили одного новичка — и то достижение!). Есть, конечно, еще трудники — но это помощники, как правило, временные: одни приходят на летние месяцы, другие — наоборот, на зимние, когда остров относительно недоступен.
«Например, кто-то стал невыносим для родных и близких и осознал, что ему надо поработать над собой, — говорит игумен Александр. — Есть другая когорта, мы ее называем "сезонники": честно признаются, что пришли (кто из Карелии, кто из Ленинградской области, кто из Магадана) до весны переждать холода — а потом удаляются "на вольные хлеба". Мы к ним с пониманием относимся — до весны, так до весны. Трудники у нас реставрацией не занимаются: в основном круг их послушаний — огород, заготовка дров (печное отопление остается в храме, плюс сейчас ремонтируем основную печь в пекарне) и неотложные хозяйственные нужды. Больше трудников нам сейчас и поселить-то негде. Вот примемся за монастырское каре, сделаем отдельный корпус для этой категории насельников — сможем принять трудников больше».
Что касается насельников из числа братии, Коневский монастырь никогда не мог похвастаться большим притоком желающих постричься здесь в монахи. Сам отец Александр вспоминает, как впервые попал на остров 21 год назад — посмотреть, куда делся... старший брат, как он живет и вообще что с ним стало. «Потом приехал к нему уже в гости, потом остался трудником, — рассказывает игумен. — Так в итоге и "доездился"». По поводу небольшого числа желающих постричься в иноки отвечает вопросом на вопрос: «А с чего бы сейчас появиться кандидатам, если их особо не было видно все предыдущие 27 лет?! Наш монастырь не очень "раскручен", находится немного в тени Валаама. Как сами видите, острого недостатка в монашествующих Коневец не испытывает. Для суточного круга богослужений с ежедневным совершением Божественной литургии братии достаточно. Пекарь есть, повар, звонарь, пономарь... С остальным помогут».
Поэтому появление у монастыря мощного благодетеля, в качестве которого по президентскому поручению выступила нефтяная компания «Роснефть», стало буквально спасением. Поскольку трехсторонним соглашением между «Роснефтью», Ленинградской областью и Коневецким монастырем бюджетное финансирование не предусматривается, удалось обойтись без затяжных конкурсных процедур по определению подрядных фирм в результате аукционов. Главное достижение занявшего два летних сезона первого реставрационного периода — полное приведение в порядок монастырского собора, возведенного в 1809 году по проекту местного архитектора иеромонаха Сильвестра (Петрова). К счастью, стартовать удалось отнюдь не с чистого листа: за предыдущие годы возрождения полностью восстановлен нижний храм, обновлена кровля и отреставрированы фасады. В прошлом году отремонтированы несущие конструкции; в этом восстановлена роспись верхнего храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы и смонтирован иконостас в нем. Сейчас там завершается устройство полов; параллельно финиширует косметический ремонт в нижней Сретенской церкви (кстати, эти процессы уже проинспектировал глава государства, вторично побывавший на Коневце с паломническим визитом 8 июля этого года), после чего мастера-живописцы приступят к росписи. Полностью собор предполагают завершить к празднику Коневской иконы Божией Матери 23 июля 2019 года — тогда его сможет освятить Святейший Патриарх Кирилл, чьим уже запланированным визитом увенчается череда юбилейных мероприятий.
На вторую очередь (завершение в 2020–2021 годах) отнесены ремонтно-реставрационные работы в ансамбле монастырского каре, на скитах и на ферме, а также переезд в отдельное здание монастырского музея. Немного рискованный, хотя и реальный проект — запуск зимних теплиц: подведенные на остров 2,5-мегаваттные электрические мощности вполне позволяют в него «ввязаться». Среди завершенных объектов двух реставрационных сезонов — капитально отремонтированная колокольня (на ней уже «работает» новый ансамбль колоколов, отлитых на воронежском заводе «Вера»), воссозданные прибрежная Никольская часовня и странноприимный дом (в настоящий момент занят Паломнической службой обители), запущенные в эксплуатацию централизованный водопровод и новые канализационные сети с насосной станцией. Завершается обустройство причала для трех-четырехпалубных круизных лайнеров во Владычней бухте (доселе пассажиров подобных кораблей принимали на рейдовом обслуживании, пересаживая их на монастырский катер в акватории), а в пределах монастырского каре — большого трапезного корпуса. Но главный пусковой объект последних дней — так называемая Белая каменная гостиница с мезонином, сооруженная архитектором Иваном Слупским при архимандрите Израиле (Андрееве; 1859–1884). Это двухэтажное здание на 100 мест с отоплением уже сдано под ключ, что позволит перевести паломнические программы на Коневце в круглогодичный режим.
Межсезонье отменяется
Ежегодно Коневец посещают около 17 тыс. гостей. Помимо пассажиров классической «питерской трехдневки» Валаам — Коневец и длинного круизного маршрута Валаам — Сортавала — Кижи — Мандроги — Свирьстрой — Старая Ладога, это непосредственно совершающие паломничество «по водам» верующие. К услугам последних — монастырский флот во главе с флагманом теплоходом «Коневец», отправляющимся из Владимирской бухты на ладожском побережье (в рамках туров выходного дня туда можно добираться в том числе и на предоставляемых паломнической службой автобусах).
Невозможность зимних паломничеств до недавнего времени обуславливалась не только суровым бытом монастырского зимовья. Коневецкий пролив узок, но с прекращением навигации монастырь становился недосягаем для организованных групп. Теперь это препятствие устранено: «Роснефть» подарила монастырю два судна на воздушной подушке, прекрасно преодолевающих как ледяную шугу, так и монолитные ледовые поля.
Конечно, на Коневце вовсе не предполагают распространить летнюю интенсивность по приему паломников на всю зиму. Но многие верующие, замечает директор монастырской паломнической службы священник Андрей Гребенюк, в прежние годы очень хотели приехать на Коневец на Рождество, на Крещение, на Сретение (престольный праздник нижнего храма собора). «Кроме того, в межсезонье, возможно, проведем зимний молодежный форум», — добавляет отец Андрей.
Работа молодежных лагерей уже давно стала отличительной чертой Коневца. Взращенное в самом монастыре начинание — ежегодный летний молодежный форум «В начале было Слово» — отнюдь не единственное. У стен Коневского скита ежегодно разворачивается организованный приходом царскосельского Екатерининского собора детский лагерь «Коневец», через шесть смен которого каждое лето проходит около 250 ребят. На мысе Родушка работают молодежные военно-патриотические сборы, по соседству Александровскую пустынь на территории бывшей рыбацкой артели терпеливо и кропотливо воздвигают волонтеры Санкт-Петербургского отделения Александро-Невского братства при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре...
Где явилась Царица Небесная
И все же эти объекты на юго-восточной оконечности острова доступны любому туристу, даже если он захочет посетить их самостоятельно. Коневец невелик (наибольшая протяженность в длину 8 км, в ширину вдвое меньше, а площадь всего 8,5 км2), но в его сердцевине — несколько удаленных от посторонних глаз точек, отправляться куда лучше с провожатым.
Проселок от восточных врат центральной монастырской усадьбы идет между братским кладбищем и руинами бывшего скотного двора. Вскоре дорога углубляется в лес и начинает забирать в гору, немного петляя по густому ельнику. Через каких-нибудь полкилометра вы оказываетесь у подножия Святой горы — залесенного холма 34-метровой высоты. Поодаль можно различить остатки монастырских полей и фруктового сада, угадываются рукотворные посадки кленов и дубов — следы разбитого до революции ландшафтного парка. Именно здесь первоначально поселился преподобный Арсений. По преданию, на острове он встретил местного рыбака по имени Филипп. Тот поведал, что в прежнее время береговые карелы-язычники выпускали на летние островные пастбища свои табуны, а осенью приносили одного жеребца в жертву духам у названного Конь-камнем гигантского валуна ледникового происхождения в форме конского черепа. Проведя ночь в молитве, преподобный Арсений совершил молебен перед принесенной с Афона иконой Богородицы и окропил Конь-камень святой водой; духи вырвались из валуна и в виде черных воронов устремились в бухту, названную Сортанлахти (Чертовой бухтой).
С того времени Конь-камень венчает часовня. Обойдя ее кругом, поднимаемся на Святую гору и оказываемся в окрестностях Казанского скита. На склоне — еще одна часовня, именуемая Явленной. Построена она на месте великого события — явления Божией Матери старцу Иоакиму, пришедшему просить сюда заступничества и вразумления Царицы Небесной. Было это еще во времена преподобного Арсения, когда первоначальник совершал второе свое афонское паломничество. Устав ждать наставника и ощущая недостаток в хлебе, братия решила разойтись кто куда. Тогда ученик Арсения Иоаким поднялся на холм и стал слезно просить Царицу Небесную, чтобы Она не дала опустеть монастырю. И Она явилась ему, приказав ожидать настоятеля...
На следующий день к пристани подошли два корабля, с которым и вернулся преподобный Арсений. На месте чуда он повелел поставить поклонный крест, а сама возвышенность с тех пор и известна как Святая.
Подобных часовен, затерянных в лесной глуши, на острове несколько (из неназванных выше упомянем Успенскую). Вместе с соборными и скитскими храмами, а также расположенными в башнях монастырского каре Никольской и Арсениевской церквами мест для совершения богослужения на Коневце получается дюжина. И уже второй год 25 июня в каждом из них (с часовым интервалом) по благословению первого в истории монастыря его священноархимандрита епископа Выборгского и Приозерского Игнатия совершается Божественная литургия.
КОММЕНТАРИЙ
Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий:
Мы хотим развивать на Коневце молодежные миссионерские программы
С назначением более пяти лет назад на Выборгскую кафедру я впервые посетил Коневский монастырь. Впечатление от того, что я тогда увидел, было двойственным: радость и боль одновременно. Прекрасно понимая, в какое время мы живем, и видя, в каком состоянии находится памятник федерального значения, я осознавал: возродить собственными силами его невозможно.
Встав перед Коневской иконой Божией Матери (пусть это и список), сразу понимаешь, как сильно намолено это место. Конечно, и ежедневное совершение Божественной литургии значит очень много. И надо видеть чудеса в жизни монастыря, не проходить мимо них. Для меня такими чудесами стали и принесение с Нового Валаама на Коневец Коневской иконы Богородицы, и совершение в день памяти преподобного Арсения Коневского Литургий во всех храмах острова (которое по нашему благословению практикуется с позапрошлого года), и визит Президента России буквально через две с небольшим недели после первого подобного опыта...
Сегодня на Коневце третья Пасха, третье его созидание за 625-летнюю историю. И для меня очень дорого, что остров знаменит не только своим монашеским служением, но и многочисленными миссионерско-просветительскими программами. Восстанавливая монастырь, мы хотим обязательно сохранить эту составляющую, чтобы побывавшая на Коневце молодежь покидала остров, просвещенная светом Христовой истины.
Историческая справка
История Коневского Рождество-Богородичного монастыря отсчитывается с 1393 г., когда на остров, входивший в Водскую пятину Новгородских земель, прибыл монах Арсений, принесший с собой чудотворную икону Божией Матери. Он получил ее на Афоне, где перед тем пробыл три года (прежде на Руси подобный извод был известен как Акафистная икона, но принесенный Арсением со Святой Горы образ со временем получает собственное имя — Коневский). Продолжить дальнейший путь по Ладоге Арсению помешали сильный ветер и шторм. Церковное почитание первоначальника обители началось вскоре после его кончины (1444 или 1447 г.). Во время русско-шведских войн в XVI в. монастырь опустел и был разорен, однако братия спасла чудотворную Коневскую икону Божией Матери, а мощи преподобного Арсения упрятала под спудом. Шведы окончательно захватили остров во время Русско-шведской войны 1614–1617 гг., заставив монахов выехать в Новгород, где они были размещены в Деревяницком монастыре. После возвращения Россией Западного Приладожья в ходе Великой Северной войны настоятель Деревяницкого монастыря в 1718 г. получил у Петра I разрешение восстановить обитель на Коневце. Возрожденный монастырь был приписан к Новгородскому Деревяницкому вплоть до 1760 г., когда официально был признан в качестве самостоятельного. После заключительной войны со шведами 1808–1809 гг. (в западной историографии известной как Финская война) монастырь административно стал частью вновь сформированного Великого княжества Финляндского наряду с остальной частью «Старой Финляндии».
Обратно на Коневец Коневская икона вернулась в 1799 г., и с этого момента начинается век расцвета монастыря. Законченный вид принимает каре центральной усадьбы, освящается Петербургское подворье обители, устанавливается регулярное пароходное сообщение между столицей империи и Валаамом с остановкой на Коневце, где обустраивается искусственная гавань. В 1858 г. монастырь посещает император Александр II.
После революции Коневец, входивший в состав Финляндского княжества, оказывается на территории другого государства. Это дает возможность продолжать монашескую жизнь, однако на острове размещаются две батареи финской армии. Зимняя война 1939–1940 гг. подводит черту под этим этапом развития монастыря: братия эвакуируется в провинцию Северный Саво, взяв с собой чудотворную икону (ныне в Ново-Валаамском Спасо-Преображенском монастыре; в соборе Коневского монастыря — список с нее). После войны на острове разворачивается военно-испытательный полигон ВМФ СССР, представители которого и передавали в начале 1990-х гг. монахам здания и сооружения.