выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Репортажи
Cпасо-Бородинский монастырь, 8 сентября 2012 года.
ЖМП № 10 октябрь 2012 /  10 сентября 2012 г. 09:59
версия для печати версия для печати

Молитва на Бородинском поле

Раннее утро 8 сентября на Бородинском поле выдалось пасмурным и дождливым. Это было совсем некстати, поскольку в этот день Спасо-Бородинский женский монастырь ждал Святейшего Патриарха и еще несколько тысяч священников и паломников, собирающихся на Божественную литургию, а затем – Крестный ход от монастыря до батареи Раевского. Но случилось так, что примерно за час до богослужения сильный, холодный ветер разметал облака, и цветным коромыслом выгнулась над полем радуга. Храм не смог вместить всех желающих, Литургия шла под открытым небом, а престол стоял под искусственным шатром. Возле шатра под сенью установили и Смоленскую икону Божией Матери, перед которой два века назад молилось перед сражением все русское воинство. Около 400-х священников из Смоленской, Московских городской и областной епархий одетые в яркие голубые фелони, в два ряда вытянулись живой цепью от шатра до монастырских ворот. Мощные динамики доносили до вас слова молитв, даже вы оказались за стенами обители. 

Пример стойкости и мужества

Бросалось в глаза, что на Литургию собралось много молодых людей и семейных пар, приехавших вместе с маленькими детьми.

Александру 17 лет. Он не многословен: "Для меня день Бородина - пример стойкости и мужества, который показали на этом поле российские войска. А приехал по внутреннему зову души и еще хочется воочию увидеть Патриарха Кирилла. Я считаю его одним из самых выдающихся людей нашего времени". Александр вместе с друзьями приехал из Подольска. Юноша одет в форму воздушного десантника и является членом Центра духовно-нравственного воспитания молодежи. Молодые люди изучают там военную историю и занимаются начальной военной подготовкой. Так за спиной Александра уже два прыжка с парашютом. Он хочет стать профессиональным военным. 

Марии 32 года, она из Москвы: "Как любая память о войне, воспоминание о Бородинской битве пробуждает в моем сердце радость и гордость за наших прадедов, - говорит она. - Мы здесь всей семьей, чтобы соборно помолиться о них. Я сама первый раз на Бородинском поле. Но много рассказывала своим детям (их у меня трое) об Отечественной войне 1812 года, часто читаем книги о русской армии. Мне кажется, это место дорого для каждого русского человека и хотелось увидеть его своими глазами".

Иерей Федор Грибов из Тверской епархии: "День Бородина для меня очень памятный, потому что подвиг, совершенный нашими прадедами связывает нас с ними. Мы живем в такие года, которые Святейший Патриарх назвал "временем всеобщего помрачения ума". И должны быть едины, чтобы выстоять и сохранить нашу веру и Отечество. Посещение святых мест как раз этому способствует. Я уже несколько лет приезжаю в этот день сюда, для меня это святые места. Их святость в том, что на примере этого сражения мы увидели верность русского человека своей земле, свое вере. Что здесь русские люди, христиане смогли остановить несметные полчища врага и сохранить Святую Русь".

Литургия подходит к своему завершению. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл служит на монастырской площади "Последование благодарственного и молебного пения ко Господу Богу, певаемого на Бородинском поле в воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".

А за воротами обители уже построились казаки Московского округа. Одетые в парадную темно-синюю форму, с иконами и хоругвями, они ждут только приказа начать Крестный ход к батарее Раевского, одного из самых кровопролитных мест Бородинской битвы. Батарея находится в полутора километрах от монастыря.Вслед за казаками из монастырских ворот выходит духовенство, затем Святейший Патриарх, а за ним уже - многочисленные паломники.

Бородинское поле буквально все наполнено памятниками павшим героям. Так возле самого монастыря стоит скромная гранитная плита, надпись на которой сообщает, что в 1962 году в этом месте нашли останки неизвестного русского солдата Отечественной войны 1812 года. Еще через 30 метров возвышается величественная стела, установленная царем-страстотерпцем Николаем II в год столетия Бородинского сражения.

Такие юбилеи характерны тем, что судьба может нечаянно свести вас с необычными людьми, с которыми трудно встретиться в повседневной жизни. Так, на Крестном ходе к батарее Раевского нам посчастливилось познакомиться с Кирой Михайловной Хитрово-Кромской, праправнучкой главнокомандующего русской армией фельдмаршала Кутузова. Она потомок в шестом поколении.

Кресло Кутузова

"Светлейший князь Голенищев-Кутузов-Смоленский", - поправила нас Кира Михайловна. И улыбнулась на вопрос о наследстве от великого прадеда: "Через поколения мне досталось в наследство крепкое здоровье и целеустремленность". Как известно, Кутузов два раза был смертельно ранен в голову. Один глаз полководца не видел, но не был выбит. "Просто не видел. Но врачи советовали ему в походных условиях закрывать невидящий глаз повязкой. Поэтому в таком образе он и предстает обычно перед нами", - пояснила праправнучка фельдмаршала.

Кира Михайловна рассказала немного о себе. Ее судьба складывалась драматично. Отец сидел в лагерях под Красноярском за то, что он имел неосторожность обучаться в период революции в Миланской академии. А когда он вернулся из лагеря, его в конце тридцатых годов расстеряли по доносу.

Дворянское происхождение не оставляло девушке шансов получить высшее образование. "Но я хотела быть похожа на своего прадеда и решила поступить в МГИМО. Ведь Кутузов был не только военным, но и дипломатом, - рассказывает Кира Михайловна. – Правда, сразу в институт меня не приняли. И тогда пришлось "подложить соломки" - закончить курсы иностранных языков, а потом Институт марксизма-ленинизма. И только тогда поступила в МГИМО". Она проработала 44 года в системе внешнеэкономических связей.

"Мы всегда гордились в душе нашим прадедом, но не могли говорить об этом открыто. Только намекни, что принадлежишь к дворянскому роду, тут же в застенках окажешься, как мой отец, - продолжает Кира Михайловна. - Отца реабилитировали в 1956 году. А ярмо изгоев с нас сняли в 1962, когда было 150 лет Бородинской битвы".

От великого прадеда в семье Киры Михайловны хранилось кресло полководца, в котором фельдмаршал любил работать дома. Но в 1962 году, когда Кира Михайловна была в командировке, к ее маме зашли какие-то неизвестные, представившись сотрудниками Бородинской панорамы, и попросили кресло для музея. Больше его никто не видел.

Вечная память героям

Между тем, Крестный ход подошел к батарее Раевского. Святейший Патриарх Кирилл возложил цветы к монументу русским воинам — героям Бородинского сражения. Была пропета "Вечная память" "благочестивейшему государю императору Александру I и всем вождем и воинам нашим, на Бородинском поле брани и во иных сражениях убиенным".

После этого Святейший Патриарх обратился к собравшимся с первосвятительским словом. Как признались нам потом некоторые паломники, эта проповедь была очень проникновенной и тронула их до глубины души.

Святейший Владыка говорил о том, что сегодня за Литургией согласно церковному Уставу читалось Первое послание к Коринфянам, где были слова: "От каждого домостроителя требуется всегда оставаться верным" (см. 1 Кор. 4:2). Что же такое верность? Это способность неизменно следовать своим идеалам, несмотря ни на какую опасность и искушения. Это готовность пожертвовать даже своей жизнью ради священных для тебя идеалов: твоей семьи, твоего Отечества, твоей веры. 

"Сегодня массовая культура навязывает нам другие идеалы. Однако никто не будет отдавать жизнь только за увеличение зарплаты или за улучшение условий быта. Никто не будет отдавать жизнь, чтобы завтра жить чуть лучше, чем сегодня. Жизнь отдают только за то, что священно, а священным может быть только то, что Бог вложил в сознание людей. И в первую очередь, это великие Божии заповеди, которые отобразились в нравственном законе рода человеческого, а в основании этого нравственного фундамента такие понятия, как любовь к ближнему, любовь к стране своей, к народу своему. Эти понятия, освященные Божественным авторитетом, становятся непререкаемыми. Ничем другим невозможно объяснить, как здесь, на этом поле русское воинство лицом к лицу противостояло армии двадесяти язык, возглавляемой Наполеоном. Это не были только французы — пол-Европы здесь по принуждению, а кто-то и по убеждениям, сомкнули свои ряды, чтобы сокрушить Русь", - отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

"Мы знаем, что этого не получилось — именно потому, что от каждого домостроителя требуется всегда оставаться верным. Может быть, этих слов не знали буквально те, кто защищал батарею Раевского или Багратионовы флеши, или кто рубился на флангах, или кто наступал лоб в лоб на превосходящего силой противника. Но они сохраняли верность тому, как любовь к Богу и любовь к Отечеству преломлялись в их сознании, в их воле, в их чувствах", - подчеркнул Святейший Патриарх.

И как часто бывает, после общей молитвы и проникновенной проповеди люди никуда не спешили уходить. Мальчишки лазили по рвам, молодые мамы расположились с детьми прямо на траве, мужчины о чем-то неспешно говорили и спорили друг с другом. Все как будто ждали чего-то еще. Может быть потому, что здесь, на возвышенности, ставшей ключевой точкой всего сражения, люди чувствовали сейчас единство не только со своими предками, но друг с другом и с Богом. Единство, которого всем нам так не хватает сегодня.

 

 

 

10 сентября 2012 г. 09:59
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00