Программа празднования 200-летия Бородинской битвы и победы над наполеоновскими войсками включила в себя целый ряд выставок и новых экспозиций, уже открытых и только готовящихся в больших и малых музеях по всей России. Ниже мы расскажем лишь о самых главных из них, где представлены самые ценные мемориальные экспонаты и предметы — живые свидетели тех героических лет. Там, в частности, можно узнать, почему наши казаки не сумели опознать вражеские походные кухни, какие православные святыни особенно любил брать в плен неприятель и даже собирался ли Кутузов продолжать наутро Бородинское сражение.
Трофеи: от первой походной кухни до наполеоновской кровати
У нового Музея войны 1812 года, находящегося в ведении Государственного Исторического Музея (ГИМ), не очень счастливая предыстория. Открыть его собирались еще век назад, к столетнему юбилею. Была даже объявлена всенародная подписка на этот проект, но денег не хватило. В советские годы власть посчитала, что для мемориализации Отечественной войны достаточно двух больших государственных музеев: в Бородине и в здании московской Панорамы на Кутузовском проспекте. Собранная же богатейшая коллекция экспонатов для двух юбилейных выставок в 1909 и 1912 годах, шедших чередом в Кремле и в Историческом музее, так и осела в фондах последнего. В ГИМе, правда, войне с Наполеоном был посвящен отдельный зал, но в открытую экспозицию попадали далеко не все интереснейшие раритеты.
И вот только теперь дошли руки до отдельного здания, посвященного всей войне. Музей получился в букальном смысле приДВОРным: архитектор 14-й мастерской института "Моспроект-2" Павел Андреев виртуозно вписал два уровня экспозиционных площадей в узенький "пенальчик" внутреннего двора между историческими зданиями Московской городской думы (в советское время — Музей В.И. Ленина) и архитектурного памятника "Новый монетный двор".
Попасть сюда можно через главный подъезд музейного комплекса на площади Революции. Посетителей встречает огромный и поистине чудом уцелевший фрагмент стенописи взорванного в 1931 году Храма Христа Спасителя работы художника Генриха Семирадского: "Александр Невский принимает папских легатов". Тем самым устроители нового музея протягивают символический мостик от первого кафедрального храма-памятника, сооруженного в ознаменование разгрома Наполеона, и одновременно отдают дань памяти императору Александру I (чьим небесным патроном, как известно, был святой благоверный князь).
Что же касается мемориальных вещей и предметов, их французская часть представлена едва ли не богаче русской. "Мы пошли на это сознательно, чтобы показать: Россия воевала не с племенем сиу-сиу, а с грамотнейшей, укомплектованной по последнему слову военной мысли армией, объединявшей народы большей части континента, - объясняет заведующий экспозиционным отделом ГИМа Виктор Безотосный. - Чего стоит хотя бы вот эта знаменитая карта-столистовка — первый подробный атлас Российской Империи, созданный в начале XIX века по материалам Генерального межевания и топографических съемок. Накануне вторжения в Россию он попал во Францию (причем частично — прямо на вывезенных гравировальных досках), где его размножили для генералитета. Получились такие вот "боевые" экземпляры, как этот — со следами крови и пороха. Кстати, во многом благодаря столистовке действия французов тактически оказались привязаны к дорогам. Ведь для боев на пересеченной местности нужно было готовить кроки (пояснительные топографические знаки), а в условиях стремительно развивавшихся сначала наступления, а потом отхода времени на это не было".
Настоящая жемчужина экспозиции — первая в истории человечества военно-полевая кухня с приготовлением пищи на водяной бане, подсмотренная Наполеоном накануне Русской кампании на охоте у богемского короля. "По горячим следам Бонапарт заказал ее армейский вариант конструктору-изготовителю, а первую промышленную партию — около шести десятков изделий — отправил в 1-й корпус "железного" маршала Даву. Девятнадцать из них захватили в качестве трофейных "повозок неизвестного назначения" преследовавшие неприятеля казаки отряда Орлова-Денисова, но до нас дошел лишь единственный экземпляр, - поясняет гид Александр Смирнов. - Самое удивительное, что походные кухни потом в течение века не были востребованы в тыловых службах всего мира. Широкое распространение в России они получили лишь к Русско-Японской войне. Сразу после их переняли у нас немцы, которые продали ноу-хау... французам!"
Еще одна наполеоновская реликвия — походная кровать — собрана из компонентов лишь второй раз за всю более чем 100-летнюю историю музейного хранения. Состоящее из ездящего на шести колесиках металлического каркаса, поверх которого укладываются три матраса и подушка на валике, это ложе было захвачено нашими войсками из обоза оставившего Москву врага.
"Обратите внимание на кожаные чехлы с кармашками, надетые на спинку, - говорит создательница музея Ирина Журавская. - Сюда адъютанты складывали срочную корреспонденцию, пока Наполеон отдыхал. Дело в том, что спал в Москве он редко и мало, а когда просыпался, сразу же знакомился с полученными за время грез сновидениями". Кстати, эту же кровать — только на знаменитом полотне Василия Верещагина "Дурные вести из Франции", изображающем Наполеона в начале отступления из России - можно видеть в соседнем музейном зале. Как и вообще всю верещагинскую серию "1812 год. Наполеон в России", подаренную императором Николаем II еще 100 лет назад учреждаемому Музею Отечественной войны.
Антиминсы из французского плена
Не меньше потрясает и "наша" мемориальная часть, представленная как "громкими" парадными раритетами наподобие мундиров и рабочего портфеля триумфатора Александра I, так и непосредственными "участниками" боев. Самый эмоциональный, если можно так выразиться, экспонат — обрамленная серебром пуля, которой был ранен в Бородинском сражении полковник Хлопов. Много лет спустя врачи решились извлечь беспокоившую ветерана пулю, но на операционном столе тот скончался. Вдова воина вставила этот скорбный "сувенир" драгоценную в оправу и передала в Военно-исторический музей... В соседней витрине — пробитый ядром сюртук графа Александра Остермана-Толстого, командовавшего русскими войсками в сражении у Кульма (Богемия) в 1813 году. Тогда прямо на поле битвы генералу ампутировали руку.
"В благодарность за избавление от французского ига богемские женщины преподнесли графу вот этот кубок, - рассказывает еще об одном экспонате с удивительной судьбой член авторской группы музея Маргарита Силаева. - Тот передал его в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, где его освятили и стали использовать в качестве чаши для Теплоты при причащении Августейших особ. Эту историю мы почерпнули в официальной истории Преображенского лейб-гвардии полка, чьим храмом, как известно, являлся Преображенским собор. Есть в нашем музее и утварь для совершения Божественной Литургии, заказанная победной весной 1814 года Александром I придворному парижскому ювелиру Гийому Бьенэ. Как мы выяснили, идентичных наборов было даже два. Один из них по возвращении на родину император-триумфатор передал в Казанский собор Санкт-Петербурга, второй — в Софию Киевскую. В 1941 году перед наступлением немцев мы из украинской столицы его и получили".
Да, богослужебные святыни тоже воевали с Наполеоном, причем далеко не всегда по воле владевших ими людей. В музейной экспозиции — два не похожих друг на друга антиминса, но у обоих — героические эпизоды в "биографии". "Оба побывали в плену, - говорит Силаева. - Наполеоновские солдаты при разграблении наших церквей часто брали элементы внутреннего убранства, в том числе и в алтарях, "на сувениры", а при отступлении, не догадываясь об их истинном предназначении, элементарно выбрасывали. Один из этих антиминсов, освященный, как сказано в надписи на его оборотной стороне, первоначально в 1699 году, покрывал Престол Никольского собора Николо-Перервинского монастыря. Скорее всего, французы взяли его, ограбив отправлявшуюся в эвакуацию монастырскую колонну, а наши казаки отбили обратно уже в западных областях Империи. Антиминс был переосвящен и вернулся обратно в родной собор, где на нем служили Литургию вплоть до закрытия монастыря в 1943 году. Оттуда он попал в Оружейную Палату, а в 1955 году — в наш музей. Второй антиминс — походный, скорее всего, из разграбленной церкви Ильи Пророка на Воронцовом Поле. Его также вызволили из "плена" русские войска, а после войны переосвятил архиепископ Московский и Коломенский Августин (Виноградский, +1819)".
Недаром помнит ВСЯ Россия
Историко-документальная выставка в Зале федеральных архивов по Большой Пироговской ул., 17, названная вынесенной в подзаголовок лермонтовской цитатой, не столь фундаментальна. Однако закроется она уже скоро — 11 октября, а интереснейшие подлинные документы военных лет из Канцелярии Военного министерства, Военно-походной канцелярии Его Императорского Величества, Главного штаба Военного министерства наполняют три экспозиционных зала едва уловимым сложным ароматом тревожного отступления, орудийным громом и грохотом Бородина, зловещим заревом московского Пожара, громкими аккордами выдворения остатков Великой армии под аккомпанемент Генерала Мороза и триумфальным маршем заграничных походов Русской армии 1813-14г.г. Многие бумаги отлично передают драматическую неразбериху, почти неизменно сопутствующую решающим моментам в любой войне, да подчас к тому же тонко смешанную с продуманной дезинформацией (на случай перехвата донесений шпионами).
"Я из всех движений неприятельских вижу, что он не менее нас ослабел в сие сражение, и потому, завязавши уж дело с ним, решился я сегодняшнюю ночь устроить все войско в порядок, снабдить артиллерию новыми зарядами и завтре возобновить сражение с неприятелем. Ибо всякое отступление при теперешнем беспорядке повлечет за собою потерю всей артиллерии" (орфография оригинала сохранена), - пишет поздним вечером 26 августа (здесь и далее даты по ст. ст.) Кутузов главнокомандующему 1-й Западной армией Барклаю-де-Толли (как известно, наутро Бородинское сражение продолжено не было). "...Получил я (...) от московского главнокомандующего печальное извещение, что вы решились с армиею оставить Москву. Вы сами можете вообразить действие, какое произвело сие действие, а молчание ваше усугубляет мое удивление..." - обращается уже к Кутузову с экстренным рескриптом 7 сентября Александр I...
Композиционным же центром выставки является раздел, рассказывающий о вековом юбилее победы над Наполеоном. Галерея фотодокументов из собрания Государственного архива Российской Федерации рассказывает о торжествах на Бородинском поле с высочайшим участием, о крестном ходе с находившейся в 1812 году в рядах действующей армии чудотворной Смоленской иконой Божией Матери "Одигитрия" и о торжественном молебне в Спасо-Бородинском монастыре в присутствии императорской семьи. Здесь же посетителям демонстрируется фильм о праздновании 100-летия Победы, подготовленный на основе документальной хроники.
Рейтинг ЦВ: пятерка других самых интересных выставок об Отечественной войне
1. Вспомним, братцы, россов славу! Война 1812 года в музыке.
Концертный зал Российской государственной библиотеки (Дом Пашкова). Москва, ул. Воздвиженка, 3/5. До 31 октября.
Среди нот почетное место занимают сохранившиеся экземпляры 1812—1813 гг. выпуска, которые хранятся в секторе наиболее ценных изданий фонда нотных изданий и звукозаписей. Они воскрешают память о героических личностях: "Марш на погребение Его Светлости генерал-фельдмаршала князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского" (муз. С. Аксенова), "Военная песнь в честь генералу графу Витгенштейну" (муз. Д. Кашина), "Марш на смерть генерал-поручика Баггувута, павшего со славою за Отечество в сражении против французов при Тарутине 6 октября 1812 года" (муз. В. Аумана).
2. От великого до смешного один шаг. Сатирическая графика времен наполеоновских войн
Государственный литературный музей. Москва, Трубниковский пер., 17. До 28 октября
Основу выставки составляет коллекция сатирических гравюр 1812 – 1814 из собрания Государственного Литературного музея. В ней представлены как работы российских графиков,, так и западноевропейских художников – Эльмса, Гилрея, Гейслера, Готье и др. Посетители увидят, как оценивали Наполеона и его действия мастера политической карикатуры России, Англии, Германии и Франции – каждый зал выставки со своим национальным акцентом.
3. В блеске касок, кирас, палашей и орлов... Лейб-гвардии Конный полк. История в портретах.
Присутственные места Государственного Новгородского музея-заповедника. Великий Новгород, Кремль, 4. До 6 ноября
На выставках представлено около 50 предметов (кирасы, шлемы, холодное и огнестрельное оружие, предметы снаряжения, литавра, книги, литографии) и 16 картин из фондов Новгородского музея-заповедника. В войне с вторгнувшейся в 1812 году в пределы России наполеоновской армией приняли участие два гвардейских и восемь армейских кирасирских полков русской армии. Особенно отличились русские кирасиры во время боя за Шевардинский редут 24 августа 1812 года: они атаковали вражескую пехоту, опрокинули два неприятельских полка, захватили пленных и несколько пушек. Через два дня в Бородинском сражении принимали участие все десять кирасирских полков русской армии. Они сражались у Семёновских флешей, опрокинули саксонских кирасир в бою у д. Семёновское. Кавалергардский и лейб-гвардии Конный полк отразили атаку саксонских, вестфальских и польских кирасирских полков в районе батареи Раевского.
4. И вечной памятью двенадцатого года...
Государственный архив Ставропольского края. Ставрополь, ул. Ломоносова, 12 . До 1 декабря.
На выставке впервые экспонируются списки добровольцев, рапорты, письма, донесения, ведомости и редкие печатные издания из фондов архива, которые свидетельствуют о военных событиях, формировании народного ополчения, героизме и самоотверженности наших земляков. Экспозиция представляет интерес не только для Ставрополья, она характеризует участие в войне жителей Дагестана и Северной Осетии, входивших в начале XIX века в состав Кавказской губернии. Экспозицию дополняли подлинники представленных на выставке документов и редкие печатные издания об Отечественной войне 1812 года.
5. 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея
Санкт-Петербург. Строгановский дворец. Невский просп., 17. До 15 октября.
Экспозиция выставки составлена на основе разнообразных коллекций Русского музея и включает произведения живописи (в частности, знаменитый портрет Е.В.Давыдова работы О.А.Кипренского) и миниатюры, запечатлевшие генералов и офицеров – участников Отечественной войны, в том числе Кутузова, Барклая де Толли и других. Важнейшей частью выставки являются графические портреты героев антинаполеоновской кампании, прежде всего, знаменитая графическая портретная серия, созданная О.А.Кипренским. На выставке также представлен раздел карикатур (работы А.Г.Венецианова, И.И.Теребенева), как акварельных, так и гравированных. Этот жанр выявился и достиг особого расцвета как раз в эпоху войны 1812 года. Особое место в экспозиции, посвященной этому грандиозному историческому событию, принадлежит знаменитым барельефам работы Федором Толстым, восковые оригиналы которых хранятся в Русском музее.
Другие заслуживающие внимания выставки
Под небесным покровом. Русские иконы в Отечественной войне 1812 года. Москва, Коломенское, Вознесенская пл., Церковь Св. Георгия Победоносца. До 28 октября.
Московский Кремль в 1812 году. Москва, Кремль, Оружейная Палата. С 4 октября до 10 января.
МОСКВА. XIX век. Москва, Старый Гостиный Двор. Ул. Ильинка, 4. До 1 ноября.
От Дона до Парижа. Ростовский областной музей краеведения. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 79. До 31 октября.
За смертью, иль за славой... Литературный музей Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом). Санкт-Петербург, Наб. Макарова, 4. До 12 октября.
Казаки в Париже (из собрания Государственного Исторического Музея). Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5. С 26 октября по 16 декабря.
Год русской славы. Курский областной краеведческий музей. Курск, ул. Луначарского, 6. До 15 ноября
Историко-архивная выставка. Вологодский кремль. Вологда, Кремлевская пл., 3. До 30 декабря.
Гроза Двенадцатого года (Отечественная война 1812 года в материалах Государственного Эрмитажа). Мы все в одну сольемся душу(Отечественная война 1812 года в медалях А.Н. Оленина и его современников). Оловянные солдатики в Эрмитаже. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Дворцовая пл., 2. С 25 декабря до 7 апреля.