iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Репортажи
Первосвятительский визит в Кипрскую Православную Церковь. Прибытие в Ларнаку. 8 июня 2012 г.
ЖМП № 7 июль 2012 /  13 июня 2012 г. 11:16
версия для печати версия для печати

На "Острове святых"

8–11 июня состоялся официальный визит Святейшего Патриарха Кирилла в Кипрскую Православную Церковь

8 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с официальным визитом в Кипрскую Православную Церковь. В составе делегации, сопровождавшей Предстоятеля Русской Православной Церкви, находились: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя Отдела внешних церковных связей протодиакон Владимир Назаркин, исполняющий обязанности руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов.

В аэропорту Ларнаки, где состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом II, Предстоятели Русской и Кипрской Церквей ответили на вопросы журналистов. Святейший Патриарх Кирилл выразил озабоченность по поводу существующего разделения Кипра на северную и южную части и дискриминации православных верующих в зоне оккупации: "Особенно печалит каждого православного человека то, что в северной части Кипра не восстановлены разрушенные и поруганные святыни, не осуществляется пастырская забота даже об очень небольшой греческой общине, которая там проживает, что у Блаженнейшего Архиепископа Хризостома нет возможности посещать свою паству. Всё это вызывает большое сожаление", — заметил Предстоятель Русской Церкви.

В тот же день Святейший Патриарх Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий приняли участие в торжественном заседании Священного Синода Кипрской Православной Церкви. В начале заседания Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал Блаженнейший Архиепископ Хризостом, после чего Предстоятель Русской Церкви обратился к Архиепископу Хризостому с ответным приветствием, в котором отметил роль Кипрской Церкви в деле единения православных Церквей на Ближнем Востоке: "Закаленная в испытаниях Кипрская Церковь чувствует ответственность за православных собратьев всего ближневосточного региона. По инициативе Вашего Блаженства за последние два года усилилось взаимодействие Поместных Церквей Ближнего Востока и Северной Африки перед лицом нового вызова нашего времени — угрозы существованию наших братьев на исконно христианских территориях".

В память о встрече Святейший Патриарх Кирилл передал в дар образ Божией Матери "Одигитрия". По завершении заседания делегация Русской Православной Церкви осмотрела экспозицию музея в честь первого Президента Кипра Архиепископа Макариоса III.

Далее Святейший Патриарх Кирилл посетил в Никосии мемориал в честь борцов за освобождение Кипра от колониального гнета "Филакизмена мнимата", где совершил заупокойную литию. Затем Предстоятели Русской и Кипрской Церквей осмотрели экспозицию музея на территории Центральной тюрьмы. Святейшему Патриарху был преподнесен образ святого великомученика Георгия Победоносца, который заключенные тюрьмы написали на керамике. Далее состоялось посещение мемориала на воинском кладбище "Тимвон Македонитиссис", что в трех километрах к западу от Никосии рядом с монастырем Македонитисса.

В тот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил женский монастырь святого Ираклидия, где совместно с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом совершил молебен в монастырском соборе. По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовали митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия и настоятельница монастыря игумения Продромия. Предстоятелю Русской Церкви преподнесли ковчежец с частицами мощей Тамасосских мучеников, икону с их изображением и образ святого Мнасона, а также вышитый монахинями обители образ святого Ираклидия, омофор, епитрахиль и поручи. Святейший Патриарх обратился к собравшимся в храме с кратким словом и передал в дар обители икону-плащаницу Божией Матери, митрополиту Исаии — крест и святую панагию, а игумении Продромии — крест.

В обители состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с родственниками игумена Ватопедского афонского монастыря архимандрита Ефрема. Мать, братья и сестры архимандрита Ефрема и другие члены семьи выразили Предстоятелю Русской Церкви глубокую благодарность за участие в судьбе архимандрита Ефрема, оказавшегося в сложных жизненных обстоятельствах. "Апостол Павел нас научил, как поступать в тех случаях, когда один из нас страдает, — со своей стороны заметил Святейший Патриарх. — Все мы члены одного тела — Церкви Христовой. Если один член болит, то с ним должно состраждать всё тело (ср.: 1 Кор. 12, 26). Поэтому я не совершил ничего особенного, это даже не мой долг, а просто естественное поведение христианина при виде страданий своего брата".

9 июня Святейший Патриарх Кирилл вместе с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом прибыл в культурный центр "Фамагуста" в Деринии, откуда затем отправился к митрополичьему собору святого Георгия в городе Паралимни. На площади состоялась торжественная церемония, в ходе которой градоначальник Паралимни Ф.Пириллис вручил Предстоятелю Русской Церкви символический ключ от города. В митрополичьем соборе святого Георгия был совершен молебен, после чего Святейшего Патриарха приветствовал митрополит Константийский Василий. Святейший Патриарх Кирилл обратился со словами благодарности к митрополиту Василию, мэру и жителям города. Патриарх пожелал митрополиту Василию и его пастве, чтобы в скором времени исполнились их чаяния вновь поклониться святыням Фамагусты и молиться за богослужением в кафедральном храме этого города. "Будем трудиться, чтобы в Восточном Средиземноморье воцарились милость и справедливость, чтобы мирно, во взаимном уважении рядом жили на сем месте православные и мусульмане, чтобы мир и спокойствие пребывали на этой земле", — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

В память о посещении Константийской митрополии Святейший Патриарх Кирилл подарил Владимирский образ Божией Матери. Предстоятель Русской Церкви также вручил митрополиту Василию крест и панагию, а мэру Паралимни — икону святой праведной Матроны Московской. Еще одним памятным даром стала медаль, которая была отчеканена в честь интронизации Патриарха Кирилла.

В тот же день Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение закладного камня в районе Калогири города Лимасола на месте строительства храма для русскоязычной общины. Двухэтажный храм во имя Святителя Николая Чудотворца станет первой русской церковью в Лимасоле, при ней планируется открыть духовный центр и школу. По окончании чина освящения Предстоятель Русской Церкви поблагодарил Блаженнейшего Архиепископа Хризостома, митрополита Лемесосского Афанасия, а вместе с ними всех потрудившихся в деле становления храма. "Этот храм будет принадлежать местной епархии, будет канонически входить в эту Поместную Православную Церковь. Но здесь будет совершаться служба на церковнославянском языке в согласии с русской литургической традицией и проповедь будет звучать по-русски, исповедь станет совершаться на родном языке. Таким образом, здесь будет всё для того, чтобы люди, для которых русский является родным языком, могли иметь полноценное духовное окормление", — сказал Святейший Патриарх. В дар строящемуся храму были переданы Владимирская икона Божией Матери, лампада, напрестольный крест и специальное издание требника. Затем Святейший Патриарх и сопровождающая его делегация посетили храм Человеколюбца Христа, где совершаются богослужения для русскоязычной общины Лимасола. Был совершен краткий молебен. После этого в резиденции Лимасольского митрополита состоялась братская беседа Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом и митрополитом Лемесосским Афанасием.

10 июня, в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II совершили Божественную литургию в храме Святой Софии Премудрости Божией в районе Строволос столицы Кипра Никосии, самом большом храме Кипра. По завершении Литургии Блаженнейший Архиепископ Хризостом приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви и вручил Святейшему Патриарху высшую награду Кипрской Православной Церкви — золотой орден апостола Варнавы. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл отметил "деяния Святейшей Кипрской Церкви по укреплению православного единства" и передал в дар храму богато украшенную дарохранительницу.

Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил мужской ставропигиальный монастырь в честь Киккской иконы Божией Матери. Вначале Предстоятель Русской Православной Церкви и сопровождавшие его лица направились к месту захоронения первого Президента Республики Кипр Блаженнейшего Архиепископа Макариоса III, постриженика Киккской обители, усыпальница которого находится высоко в горах в двух километрах от монастыря. На могиле была совершена заупокойная лития. Далее у врат Киккской обители Святейшего Патриарха торжественно встретили настоятель монастыря митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор, братия и многочисленные богомольцы, в числе которых было немало русскоязычных соотечественников. В главном соборе монастыря Святейший Патриарх Кирилл поклонился чудотворному Киккскому образу Божией Матери. Затем был отслужен благодарственный молебен. После приветственного слова митрополита Никифора Святейший Патриарх Кирилл выразил радость по поводу посещения монастыря и обратил внимание на давние культурные, исторические и духовные отношения, которые связывают Киккскую обитель с монастырями Русской Православной Церкви. Патриарх Кирилл передал в дар обители икону Царицы Небесной "Всех скорбящих Радость", а настоятелю монастыря подарил крест и панагию. После молебна Патриарх Кирилл осмотрел экспозицию монастырского музея.

11 июня, в день памяти святого апостола Варнавы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II совершили Божественную литургию в храме в честь основателя Кипрской Церкви, что в районе Дасуполи, столицы Кипра. По окончании богослужения настоятель храма протопресвитер Сотирий Савва от имени церковного совета прихода преподнес Предстоятелю Русской Церкви панагию. Святейший Патриарх Кирилл со своей стороны поздравил собравшихся с праздником и отметил, что "Русская Церковь близко к сердцу принимает всё, что происходит с кипрским народом". "Сегодня есть еще один важный фактор, который поддерживает любовь всего русского народа и Церкви Русской к Кипрской земле, это большая русская диаспора на Кипре. Десятки тысяч русскоязычных людей живут сегодня на острове. Они православные и, находясь на Кипре, являются членами местной Православной Церкви. Разве Россия и Церковь Русская могут не видеть страданий этой земли, когда так много наших людей живет здесь сегодня? Вот почему мы говорим о том, что русскоязычная паства Кипра является важным фактором укрепления связей между нашими странами, народами, между нашими Церквами", — сказал Святейший Патриарх. В дар Кипрской Церкви был передан ковчег с мощами Преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святителя Филарета, митрополита Московского, и преподобного Амвросия Оптинского. Храму апостола Варнавы Святейший Патриарх подарил икону Божией Матери "Владимирская".

Предстоятель Русской Церкви напомнил также о договоренности между приснопамятным Патриархом Алексием II и Архиепископом Хризостомом по поводу передачи пяти старейшим митрополиям Кипрской Церкви, семи древним монастырям и трем храмам икон, созданных русскими иконописцами, и вручил новонаписанные иконы. Для Блаженнейшего Архиепископа Хризостома и Кипрской Архиепископии, Пафосской, Китийской, Киринейской, Лемесосской и Морфосской митрополий были созданы списки особо почитаемых на Руси икон Пресвятой Богородицы: "Владимирской", "Казанской", "Тихвинской", "Иверской", "Одигитрии". Ставропигиальному монастырю Богородицы Махера предназначены образы святителя Крымского Луки, преподобного Серафима Саровского; ставропигиальному Киккскому монастырю — преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженной Ксении Петербургской; ставропигиальному монастырю святого Неофита, храму Богородицы Хрисополитиссы, храму праведного Лазаря в Ларнаке — образа праведного Иоанна Кронштадтского; обители Ставровуни — икона преподобного Амвросия Оптинского, монастырям Лампадиста и Мавровуни — иконы собора Оптинских старцев. Образ преподобного Серафима Саровского также написан для монастыря Богородицы Троодитиссы, а для русского прихода Святителя Николая в Лимасоле — икона блаженной Ксении Петербургской.

После богослужения состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом и членами Священного Синода Кипрской Церкви. В ходе беседы обсуждались вопросы развития двусторонних отношений, подходы Церквей к теме кипрского урегулирования, а также темы общеправославного значения. Затем в отеле "Хилтон" в Никосии от имени Блаженнейшего Архиепископа Хризостома был устроен торжественный прием в честь Предстоятеля Русской Православной Церкви.

В тот же день в столице Кипра Никосии в президентском дворце прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом Республики Кипр Димитрисом Христофиасом. Во встрече принимали участие Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом, а также члены официальной делегации Русской Православной Церкви. Участники встречи говорили о духовном измерении мирового кризиса, о влиянии духовного состояния человечества на политические и экономические процессы. Также были рассмотрены вопросы развития отношений между народами Кипра и стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви.

В завершение пребывания на Кипре Святейший Патриарх Кирилл посетил храм праведного Лазаря Четверодневного в Ларнаке, где пребывают честные мощи этого святого. После поклонения святым мощам митрополит Китийский Хризостом передал в дар Русской Православной Церкви ковчег с частицей святых мощей праведного Лазаря. "Я с особой благодарностью воспринимаю драгоценный дар, который вы разделяете с нами, — частицу мощей святого Лазаря Четверодневного. Не может быть большего дара, чем вручение этой святыни. Мы отвезем честные мощи в первопрестольный град Москву и поместим в таком месте, где множество людей сможет прикоснуться к святыне. Все, кто придут поклониться мощам праведного Лазаря, будут знать о вашем даре, и, таким образом, через поклонение святыне будет укрепляться любовь нашего народа к Кипру и Кипрской Церкви", — сказал Святейший Патриарх в ответном слове.

Поблагодарив всех, кто содействовал проведению визита в Кипрскую Церковь, Святейший владыка преподал благословение соотечественникам: "Храните веру православную, воспитывайте в этой вере ваших детей и внуков. Если храним веру в сердце, то храним самих себя от искушений и соблазнов, от непредвиденных тяжких обстоятельств жизни, потому что вместе с верой получаем благодать Божию. А благодать есть не что иное, как Божественная энергия, Божественная сила, которая, соприкасаясь с нашей человеческой силой, делает человека непобедимым. Об этом свидетельствуют многие святые угодники, в том числе и Лазарь Четверодневный, воскресший из мертвых силой Божией для того, чтобы утвердить веру в воскресение. Храни вас всех Господь!"

В этот же день Святейший Патриарх Кирилл и сопровождавшая его делегация Русской Православной Церкви вылетели в Москву. По возвращении в столицу России в аэропорту "Внуково-3" перед ковчежцем с мощами святого Лазаря было совершено молебное пение. Затем ковчег перевезли в Зачатьевский женский монастырь города Москвы.

По материалам пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
13 июня 2012 г. 11:16
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи