выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Репортажи
24 января 2012 г. 00:50
версия для печати версия для печати

Несколько слов о необходимости единения российского народа на основе сохранения культурно-нравственных ценностей

На открытие юбилейных XX Рожественских чтений выступающие много говорили о формировании ценностных ориентаций молодежи. Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Максим Дулинов, в частности, сказал: «задача воспитания самостоятельного ответственного творческого человека, социальной поддержки развития духовно-нравственной личности гражданина РФ, становится сегодня важнейшим государственным и общественным приоритетом, от ее решения непосредственно зависит социально-экономическое развитие нашей страны. Не раскрыв духовный мир человека, мы не изменим ни общество, ни государство,  не улучшим состояние экономики.  Современная экономика – это, прежде всего, люди, их образование, профессионализм, трудолюбие, ответственность, материальные и интеллектуальные возможности, духовные ценности и социальные приоритеты. Ее основная движущая сила – это человеческий капитал, готовность человека инвестировать свои знания, опыт, силы и время в реальное дело, значимое для него самого, его  семьи, общества и народа».  По словам  заместителя Министерства культуры РФ Александра Голутвы, «этот потенциал еще далеко не исчерпан».

Действительно, наше общество сегодня окончательно осознало важность сохранения и развития традиций духовного гуманизма и патриотизма и необходимость объединения российского общества  на основе  культурных и нравственных ценностей.  Но констатация того, что  просвещение и нравственность суть залога тех или иных институтов, это лишь начало большого пути. Формирование системы ценностных идеалов, воспитание детей, подростков и молодежи как наиболее уязвимых  пластов общества – вот задача, которую ставят перед собой государство, общество и Церковь.

Достоевский  как-то сказал: «берите и давайте лишь то, что производит прекрасное впечатление и родит высокие мысли», а что имеем мы?

Телевидение, столь любимое подростками, давно перестало выполнять пропаганду достижения культуры,  количество часов, отводимых на изучение литературы в старших классах средней школы, уменьшилось почти вдвое, а, по словам Александра Голутвы, доля российских детских фильмов по валовым сборам и по количеству релизов составила в прошлом году 8 процентов, остальные 82 – зарубежные ленты. В кинопрокатах на 3 отечественных фильма приходится  33 иностранных. Согласитесь, в таких условиях говорить с  молодежью о важности сохранения национальных традиций довольно трудно.

Современное школьное гуманитарное образование должно воссоздавать  российскую культуру, единство и взаимное влияние всех ее компонентов – науки, искусства, религии и социальной жизни людей. Только таким способом мы сможем сохранить ее в неискаженном виде и  передать молодому поколению.

Сегодня государство активно направляют все усилия на поддержку русского языка, повышение качества подготовки учителей, что, несомненно, поможет выработать новую стратегию формирования системы идеалов и духовных ценностей при опоре на национальные традиции,  усиливая не цензуру, а нравственные основы.  И в этом благом, вне сомнения, деле, государству действительно необходима помощь Церкви. Ведь, как сказал Витте, министр финансов России с 1892 по 1909 гг: «Никакое государство не может жить без высших духовных идеалов. А идеалы эти могут держать массы лишь тогда, когда они просты, высоки, если они способны охватить души людей, — одним словом, если они божественны».

Пожалуй, самыми заметными социально-значимыми формами взаимодействия Церкви и государства последних лет стали работа по включению в школьную программу нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» и обсуждение проекта нового Федерального Закона об образовании в РФ. По инициативе Святейшего Патриарха, Президентом РФ было принято решение о  введение в школах комплексного учебного курса, состоящего из 6 учебных модулей, апробация которого продолжалась два года. В программе приняло участие более полумиллиона школьников, которые, как и их родители, отметили, что  новый предмет оказался чрезвычайно полезен детям, понятен учителям и родителям, вне зависимости от их религиозных убеждений. Дети и родители начали обсуждать его содержание, говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, человеческой жизни и социальных отношениях.  С 1 сентября 2012 года курс «Основы религиозной культуры и светской этики» будет введен во всех общеобразовательных школах РФ. Он будет изучаться в течение всего 4 класса и первой четверти 5 класса из расчета 1 час в неделю. Дулинов отметил, что «изучение основ православной культуры, как неотъемлемой части отечественной и мировой культуры, имеет большое значение для сохранения исторической памяти, укрепления исторического сознания российского народа и духовной социальной консолидации». 

Говоря о других формах совместной социально-педагогической деятельности школы и церковно-приходских учреждений, Дулинов  также отметил социальные служения, помощь сиротам, детям с особыми потребностями, пожилым людям, организацию и проведение религиозных, государственных,  народных праздников, экскурсионно-паломническую, туристическую деятельность, проведение творческих конкурсов, православных лагерей.  

Молодое поколение воспитывают не слова, а конкретные дела. Живое участие в настоящем социально-значимом деле, если оно совершается вместе с взрослым человеком, посвятившим свою жизнь служению государственным идеалам, непременно даст добрые плоды. 

 

 

24 января 2012 г. 00:50
Ключевые слова: Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00