iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
За каменной стеной
В беседе с одним из своих ближайших сподвижников — апостолом Петром — Спаситель прямо говорит: Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою (см.: Мф. 16, 16–18). Основываясь на богатейшем опыте ветхозаветного храмового каменного строительства, архитекторы Нового Завета использовали этот материал уже в самые первые века христианства. Библейская география практически не оставила им выбора — на Ближнем Востоке дерево встречается редко и потому довольно дорого, а все постройки в основном каменные. При этом камень почти сразу же начинает работать в храмах и как деталь интерьера: в самых ранних, еще катакомбных, церквах алтарная преграда, как правило, вырубалась как единое целое из той же скалы, что служила и стенами. Из чего вырубаются современные храмы, какие месторождения дают лучшее сырье и пол из какого камня нельзя мыть, скрупулезно выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии».
27 ноября 2017 г. 15:20
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Репортажи
24 января 2012 г. 00:50
версия для печати версия для печати

Несколько слов о необходимости единения российского народа на основе сохранения культурно-нравственных ценностей

На открытие юбилейных XX Рожественских чтений выступающие много говорили о формировании ценностных ориентаций молодежи. Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Максим Дулинов, в частности, сказал: «задача воспитания самостоятельного ответственного творческого человека, социальной поддержки развития духовно-нравственной личности гражданина РФ, становится сегодня важнейшим государственным и общественным приоритетом, от ее решения непосредственно зависит социально-экономическое развитие нашей страны. Не раскрыв духовный мир человека, мы не изменим ни общество, ни государство,  не улучшим состояние экономики.  Современная экономика – это, прежде всего, люди, их образование, профессионализм, трудолюбие, ответственность, материальные и интеллектуальные возможности, духовные ценности и социальные приоритеты. Ее основная движущая сила – это человеческий капитал, готовность человека инвестировать свои знания, опыт, силы и время в реальное дело, значимое для него самого, его  семьи, общества и народа».  По словам  заместителя Министерства культуры РФ Александра Голутвы, «этот потенциал еще далеко не исчерпан».

Действительно, наше общество сегодня окончательно осознало важность сохранения и развития традиций духовного гуманизма и патриотизма и необходимость объединения российского общества  на основе  культурных и нравственных ценностей.  Но констатация того, что  просвещение и нравственность суть залога тех или иных институтов, это лишь начало большого пути. Формирование системы ценностных идеалов, воспитание детей, подростков и молодежи как наиболее уязвимых  пластов общества – вот задача, которую ставят перед собой государство, общество и Церковь.

Достоевский  как-то сказал: «берите и давайте лишь то, что производит прекрасное впечатление и родит высокие мысли», а что имеем мы?

Телевидение, столь любимое подростками, давно перестало выполнять пропаганду достижения культуры,  количество часов, отводимых на изучение литературы в старших классах средней школы, уменьшилось почти вдвое, а, по словам Александра Голутвы, доля российских детских фильмов по валовым сборам и по количеству релизов составила в прошлом году 8 процентов, остальные 82 – зарубежные ленты. В кинопрокатах на 3 отечественных фильма приходится  33 иностранных. Согласитесь, в таких условиях говорить с  молодежью о важности сохранения национальных традиций довольно трудно.

Современное школьное гуманитарное образование должно воссоздавать  российскую культуру, единство и взаимное влияние всех ее компонентов – науки, искусства, религии и социальной жизни людей. Только таким способом мы сможем сохранить ее в неискаженном виде и  передать молодому поколению.

Сегодня государство активно направляют все усилия на поддержку русского языка, повышение качества подготовки учителей, что, несомненно, поможет выработать новую стратегию формирования системы идеалов и духовных ценностей при опоре на национальные традиции,  усиливая не цензуру, а нравственные основы.  И в этом благом, вне сомнения, деле, государству действительно необходима помощь Церкви. Ведь, как сказал Витте, министр финансов России с 1892 по 1909 гг: «Никакое государство не может жить без высших духовных идеалов. А идеалы эти могут держать массы лишь тогда, когда они просты, высоки, если они способны охватить души людей, — одним словом, если они божественны».

Пожалуй, самыми заметными социально-значимыми формами взаимодействия Церкви и государства последних лет стали работа по включению в школьную программу нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» и обсуждение проекта нового Федерального Закона об образовании в РФ. По инициативе Святейшего Патриарха, Президентом РФ было принято решение о  введение в школах комплексного учебного курса, состоящего из 6 учебных модулей, апробация которого продолжалась два года. В программе приняло участие более полумиллиона школьников, которые, как и их родители, отметили, что  новый предмет оказался чрезвычайно полезен детям, понятен учителям и родителям, вне зависимости от их религиозных убеждений. Дети и родители начали обсуждать его содержание, говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, человеческой жизни и социальных отношениях.  С 1 сентября 2012 года курс «Основы религиозной культуры и светской этики» будет введен во всех общеобразовательных школах РФ. Он будет изучаться в течение всего 4 класса и первой четверти 5 класса из расчета 1 час в неделю. Дулинов отметил, что «изучение основ православной культуры, как неотъемлемой части отечественной и мировой культуры, имеет большое значение для сохранения исторической памяти, укрепления исторического сознания российского народа и духовной социальной консолидации». 

Говоря о других формах совместной социально-педагогической деятельности школы и церковно-приходских учреждений, Дулинов  также отметил социальные служения, помощь сиротам, детям с особыми потребностями, пожилым людям, организацию и проведение религиозных, государственных,  народных праздников, экскурсионно-паломническую, туристическую деятельность, проведение творческих конкурсов, православных лагерей.  

Молодое поколение воспитывают не слова, а конкретные дела. Живое участие в настоящем социально-значимом деле, если оно совершается вместе с взрослым человеком, посвятившим свою жизнь служению государственным идеалам, непременно даст добрые плоды. 

 

 

24 января 2012 г. 00:50
Ключевые слова: Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи