![]()
Боголюбезный безмолвник и собеседник ангелов В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России. PDF-версия.
20 марта 2023 г. 17:00
Иерей Александр Цыганов От тяжелых ранений, полученных при исполнении пастырского долга в зоне СВО, 21 ноября 2022 года скончался военный священник 76-й десантно-штурмовой дивизии Воздушно-десантных войск, клирик храма благоверного князя Александра Невского г. Пскова иерей Александр Цыганов.
13 февраля 2023 г. 15:00
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
Будет на сем месте благодать Божия В этом году исполняется 600 лет со дня явления на Сахотском болоте неподалеку от Ростова Великого чудотворного Иисусова креста (ныне именуемого Годеновским). В августе прошлого года на заседании Священного Синода (журнал № 77) по ходатайству епископа Переславского и Угличского Феоктиста день явления чудотворного Креста — 29 мая (11 июня по новому стилю) был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви как день празднования этого события. Когда сегодня оказываешься в Годенове и видишь, сколько паломников приезжает каждый день поклониться Кресту, удивляешься, что всего тридцать лет назад эта реликвия находилась практически в забвении и даже могла навсегда исчезнуть. PDF-версия.
17 января 2023 г. 15:00
Служил добросовестно и честно В месяцеслов Русской Православной Церкви в августе этого года были добавлены имена трех новых святых. Согласно постановлению Синода от 25 августа 2022 года (журнал № 76), имена троих священнослужителей (Григория Златорунского, Михаила Союзова и Димитрия Семенова) внесены в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. О священномучениках Григории Златорунском и Димитрии Семенове, принявших мученическую смерть за веру Христову в 1918 году, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель Комиссии по канонизации святых Ставропольской епархии священник Евгений Шишкин (о священноисповеднике Михаиле Союзове читайте в номере 10 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год). PDF-версия.
25 ноября 2022 г. 17:30
«Возгревай во мне дар священства» Григорий Васильевич Златорунский родился 4 января 1877 года в станице Михайловской Кубанской области в семье псаломщика. С малых лет он рос глубоко верующим христианином. В 1894 году, после окончания Екатеринодарского духовного училища, Григорий был назначен на должность псаломщика в Рождество-Богородицкой церкви села Новобурукшунского Александровского уезда Ставропольской губернии. В начале 1896 года вступил в брак с девицей Татианой Евфимовной, а 21 июня того же года рукоположен во диакона. В браке у отца Григория родились три дочери: Мария (21 сентября 1897 года), Людмила (16 сентября 1899 года) и Клавдия (25 марта 1904 года). PDF-версия.
21 ноября 2022 г. 15:00
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября. Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе. PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Прости им, Боже Кампания изъятия церковных ценностей в Петрограде имела свои важные особенности, ведь именно здесь в 1922 году прошел самый массовый судебный процесс над православным духовенством. О телеграмме, в которой большевики просили разрешить расстреливать священнослужителей, о том, как вскрытие мощей святого князя Александра Невского стало поводом для возбуждения уголовного дела, и других событиях 1922 года в Петроградской епархии «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга профессор Санкт-Петербургской духовной академии Михаил Шкаровский. PDF-версия.
15 сентября 2022 г. 18:00
Поле памяти в вятской тайге Одна из важных задач Русской Церкви сегодня — сохранение памяти новомучеников, исповедников и всех невинно пострадавших в годы большевистского террора. «Журнал Московской Патриархии» рассказывает, как ведется эта работа в Вятской епархии.Открытый в феврале 1938 года в непроходимых кайских лесах один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в системе Главного управления лагерей (ГУЛАГ) Вятский исправительно-трудовой лагерь (Вятлаг) оставил после себя множество массовых захоронений, которые долгие десятилетия были заброшены и забыты. Сегодня усилиями православных волонтеров-поисковиков имена узников лагеря возвращаются из небытия. PDF-версия.
13 сентября 2022 г. 15:30
|
![]()
ЖМП № 10 октябрь 2013 /
23 октября 2013 г. 10:07
Две жизни. Анна Крупцова и священник Димитрий Неровецкий выбрали смерть, но не отреклись от ХристаВ эти дни в Москве проходит Международная конференция "Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий", подготовленная Общецерковной аспирантурой и докторантурой. Анна Крупцова, расстрелянная большевиками в 1938 году, и новомученик Димитрий Неровецкий, убитый в 1919 году, не знали друг друга, хотя жили в одно время. Независимо друг от друга двое их земляков Анна Крючкова (Мезень) и Геннадий Малашин (Красноярск) посвятили им свои исследования, цель которых состояла в поиске, систематизации и популяризации новых сведений об этих людях, отдавших жизнь за Христа. Это оказалось возможно благодаря грантовому конкурсу «Православная инициатива», победителями которого стали проекты Анны и Геннадия в 2012 году. В такой неожиданной форме развивается в современной России региональное краеведение, тесно связанное с трагическими страницами русского православия. Анна Крючкова — ведущий специалист по туризму отдела по делам молодежи, культуре и искусству Мезенской администрации. Два года подряд она руководит проектами, которые получили грантовую поддержку конкурса "Православная инициатива". Первый ее проект назывался «Мезень — страна обетных крестов». А тот, что реализуется в этом году, — «Кимженские кресты». Он посвящен установке в селе Кимжа трех обетных крестов, один из которых будет поставлен в память об Анне Крупцовой. Чем привлекла ее тема обетных крестов и почему заинтересовала судьба Крупцовой? «Боялись. Из уст в уста передаются здесь почти мистические истории, когда при большевиках в одной из деревень района его начальник, партийный активист, срубил крест и у него отнялись ноги. Потом ползком обратно крест восстанавливал и впоследствии встал на ноги, — говорит Анна. — В другой деревне один из местных жителей заставил двух детей — пионеров спилить крест на дрова, за детей бабушки молились, а мужик заживо сгнил от туберкулеза. Понятно, что после таких рассказов никто кресты не трогал: кто хочет болеть?» Причудливой вязью переплелась в сознании местных жителей вера Христова с языческими поверьями. Этим и объясняется то, что кресты украшали пеленами на Пасху Христову, несли отрезы ткани или предметы одежды, если мучил какой-либо недуг. На одном из них висела книга, в которой такая надпись, оставленная строителем креста (лексика и пунктуация дословно): «Крест той поставлен на деревне Бор у ручья в 1850 годъ. Кой крест сломат то у того в роду все умерши будя. Он исцелят руки и ноги если его поцеловати или тряпки навесь. Дитя просишь Парня синя лента Девка будя бела лента». В настоящее время книга хранится в Мезенском историко-краеведческом музее. Благодаря проекту «Мезень — страна обетных крестов» Анне и ее добровольным помощникам удалось собрать всю информацию о 28 обетных крестах в Мезенском районе (кто и когда поставил, что на нем вырезано, размеры, какие истории, связанные с этим крестом, хранит народная память, состояние памятника), поставить новый обетный крест на месте Чирцевой пустыни (в прошлом — вотчине Антониево-Сийского монастыря) и отремонтировать три креста в деревнях Печище, Кильце и местечке Савина. «Мы также организовали встречи с местными жителями с участием молодежи, на которых рассказывали об обетных крестах, о православии, об истории нашего края», — говорит Анна Крючкова. В поездках принимал участие и настоятель Свято-Богоявленского собора города Мезени иерей Алексий Жаровов. «Территория Мезенского района по площади больше Бельгии или Молдовы (34 кв.км), объехать мне одному за короткое время сразу несколько деревень не по силам и не по средствам, — говорит отец Алексий. — И я благодарен Анне за эту помощь. Потому что предания и рассказы, связанные с поклонением крестам, позволяют восстановить прерванную безбожной властью связь времен и христианские традиции». У отца Алексия нет иллюзий, что несколько бесед с местными жителями о православии, крещения и требы, когда молодежь больше узнала о своих культурных традициях, начнут, как грибы после дождя, расти православные общины и строиться храмы. «В Мезенском крае души людские как “замороженные” и приобщение к храму идет очень медленно, нужна постоянная проповедь священника, — говорит отец Алексий. — Но мне очень радостно было видеть, с каким интересом сельчане слушали рассказ о смысле креста в истории человечества, об искупительной жертве Христа. Многие после наших бесед по-новому увидели традицию поклонения кресту в свете православной веры». «На мой взгляд, самое главное в этом проекте то, что люди объединяются: и крещеные, и те, кто только на пути к Богу, — добавляет Анна. — Они ведь кресты восстанавливают добровольно, не за деньги, деньги только на материалы нужны, аренду транспорта и бензин. Сколько людей съехалось, когда крест в Чирцовой пустыни ставили! Было такое единение душ. А у меня чувство радости и счастья. Так хотелось, чтобы крест тут стоял. Место-то святое и очень красивое. Только безлюдное». Она читала много церковной литературы, которую брала у староверов, имевших приходы по всему Мезенскому уезду. Староверы Иван Жмаев и Павел Филатов старались «перевербовать» молодую девушку в свою веру, а Анна, наоборот, пыталась убедить их в том, что после расстрела царской семьи гонения на верующих будут только усиливаться и им всем нужно помогать друг другу в борьбе за свое выживание. Жизнь между тем продолжалась, Анна взрослела, и ее уже стали уважительно называть Анной Александровной за ее непорочную праведную жизнь, глубокое знание Священного Писания и еще за то, что она могла помочь правильно написать любую бумагу, которых при новой власти стало всё больше и больше. Только отец Анны посмеивался над праведностью дочери, когда та просила его не матюгаться. Человек он был очень вспыльчивый и часто себя не контролировал в словах. «Не ругайся, батюшка, не гневи Господа, в лесу ведь живем!» — просила Анна. А тот отшучивался, мол, Бог не выдаст — свинья не съест! Однажды отец с Анной отправились в лес проверять силки, поставленные на дичь, прихватив с собой двух собак. Собаки умчались в лес, когда на людей вдруг вышла на задних лапах огромная медведица. Берданка отца дала осечку. И тут Анна, хрупкая и невысокая девушка, вытащила из-за пояса топор, перекрестилась и встала рядом с отцом, чтобы его защитить. И вдруг, как по мановению волшебной палочки, из леса выскочили их лайки. Медведица отвлеклась на собак, а отец перезарядил ружье и свалил наповал опасного зверя. Он долго не мог прийти в себя от шока, глядя на дочь и непрерывно крестясь. После этого случая он зауважал дочь, считая, что по ее молитвам избежал смерти, и при ней больше не ругался. Однако Анна стала совершать тайные богослужения в староверческой церкви. Она понимала, что рискует своей свободой, но не могла оставить верящих ей людей (в основном это были бабушки). Ее арестовали 16 октября 1937 года. А затем и еще нескольких верующих, представлявших ядро общины. Кого-то запугали до полусмерти и отпустили, других отправили в ссылку, а бывшего старосту закрытого сельского храма Ивана Митькина расстреляли как «активного участника контрреволюционной группировки церковников». Не известны были ни место, ни дата рождения, когда и где отец Димитрий начал свое служение, где захоронен святой. Только обстоятельства трагической гибели. И Геннадий вместе с молодым коллегой, ныне директором Архиерейского образовательного центра и Красноярского регионального общественного фонда попечения о духовно-нравственном возрождении Сибири «Ладанка» Андреем Бардаковым, начали поиски сначала в церковной периодике, потом в архивах. В ходе проекта были установлены практически все подробности биографии отца Димитрия. Например, он родился 30 мая 1887 года в селе Великая Мечетня Великомечетнянской волости Балтского уезда Подольской губернии. Ныне — это село Великая Мечетня Кривоозерского района Николаевской области, Вознесенская епархия УПЦ МП. Выяснилось, какое у него было образование, кто были родители и т.д. К слову, в священники он был рукоположен в 1916 году, когда переселился с семьей в Енисейскую губернию, и назначен в Никольский храм на вакантное священническое место в селе Апан (ныне — Апано-Ключи) Канского уезда Енисейской губернии. Стали известны анкетные данные его родственников. Сына Бориса, погибшего на фронте Великой Отечественной войны, невестки Евгении Салюки, внучки Валентины Борисовны, и, может быть, удастся найти контакты с их потомками. Как оказалось, приход отца Димитрия сохранился и после его смерти. А когда началась завоеванная красными партизанами «счастливая жизнь», жители Апано-Ключей во главе с новым священником Анатолием Вознесенским взяли в аренду ими же и построенное здание Никольского храма. Но самое главное, окончательно установлено место, где были в 1919 году тайно погребены честные останки новомученика Димитрия. Любопытно, что три четверти участников проекта — молодые люди до 25 лет. В частности, непосредственно архивной и поисковой работой занимались студенты Красноярского педагогического университета и молодые прихожане Красноярской митрополии. Малашин и его помощники провели несколько встреч со школьниками 14–15 лет. Одна из них состоялась до экспедиции в Красноярской средней общеобразовательной школе № 10. После разговора с ребятами и просмотра фильма о новомученике, бесед с учителем истории и классным руководителем школьникам предложили написать эссе, в котором они попытались осознать и ответить на вопрос: почему священник Димитрий Неровецкий не испугался смерти и не отрекся от Христа? «Как педагог скажу, что для восьмого класса все эссе были написаны на достойном уровне. В них чувствовался живой, искренний интерес к обсуждаемой теме», — говорит Малашин. Но в своей работе над проектом Геннадий Малашин столкнулся и с неожиданностями. Например, это полярные оценки Гражданской войны и отношение к ней у местных жителей. Разговаривая с ними на эту тему, он понял, что «Гражданская война еще не закончена». До сих пор не найдены все могилы, не названы имена погибших, имена палачей и их жертв, нет объективной оценки событий того времени. Сторонники и противники красных и белых не готовы к встрече с реальными фактами истории, не способны пока непредвзято расставить все точки над «i». Например, целый ряд краеведов из Абана и Тасеева горячо защищали красных партизан, как в советские времена, обвиняя во всем «чинившие расправу над местными жителями» карательные отряды Красильникова. А когда Малашин спросил, за что же красные так жестоко расправились с отцом Димитрием, который призывал с амвона и тех и других к милосердию и состраданию, то в ответ услышал: «Значит, было за что»! Но была и другая позиция. Например, Лидия Чухломина, также старожил Абана, узнав, что приходится двоюродной внучатой племянницей Даниилу Апановичу (главарь апанских партизан, убивших отца Димитрия), поставила перед собой цель найти в сибирской тайге мощи новомученика. Этими поисками она занимается уже почти десять лет. В ходе архивных исследований выяснилось, что ее бабушка Прасковья и отец Димитрий были земляками, они оба приехали с Подолья. Для Лидии Ивановны это стало радостным открытием. Благодаря их помощи книга о новомученике Димитрии находится уже на стадии верстки и предпечатной подготовки в издательском доме «Восточная Сибирь». А в октябре на презентации проекта и в эфире регионального телевидения состоится показ получасового фильма, который затем можно будет посмотреть на официальном сайте Красноярской митрополии kerpc.ru и официальном видеоканале пресс-службы Красноярской митрополии на Youtube. Работа с архивами будет продолжена. Планируется также проведение лекций в школах, университетах и городских библиотеках на тему священномученичества на примере святого Димитрия Неровецкого (Апанского). А следующим летом — экспедиция по поиску новых сведений и, возможно, обретению честных останков новомученика. Отец Димитрий был арестован большевиками в селе, где служил, — в Апане, в субботу на первой неделе Великого поста после вечерни. Его посадили в сани и повезли по дороге к деревне Байкану, Апанского же прихода. Проститься с семьей и одеться отцу Димитрию не разрешили, пришлось ехать в старом ватном подряснике. Отъехав немного от Апана, отца Димитрия раздели, сняли с него валенки, привязали веревкой за шею к оглобле и погнали лошадь. Батюшке пришлось бежать стороной дороги по глубокому снегу, раздетому, в одних чулках. Когда он падал, палачи били его бичом и прикладами, поднимали и снова гнали лошадь. Когда они достигли д. Байкан (в 12 км от Апана) отец Димитрий совершенно выбился из сил. Здесь большевики остановились сменить лошадей, зашли в одну избу, выгнали хозяев, и головнями из печи жгли отцу Димитрию волосы и тело. Измученный, иззябший, избитый, обожженный, отец Димитрий лишился рассудка. Он метался, сидя на лавке, из стороны в сторону, шарил возле себя что‑то руками и повторял: «Где моя шапка, где мои рукавички?» — «Не нужны тебе рукавицы и шапка, тебе и так скоро будет тепло», — отвечали палачи. Лошадей сменили, снова привязали отца Димитрия и снова поехали, но он уже не мог двигаться. Его бросили в сани и за деревней Байканом в лесу, в стороне от дороги расстреляли. Когда стал таять снег и стало видно с дороги тело мученика, большевики отвезли его на 32 версту от Апана, разложили костер и сожгли. На сосне около костра один большевик вырубил крест, но начальник приказал крест стесать и место замазать грязью.
23 октября 2013 г. 10:07
Ключевые слова:
новомученики, исповедничество
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Протоиерей Богдан Сойко 25.08.1938 – 07.01.2023 7 января 2023 года, отслужив Божественную литургию в праздник Рождества Христова, после сердечного приступа отошел ко Господу настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко.
22 марта 2023 г. 16:30
Протоиерей Владимир Королёв 08.07.1938–02.01.2023 2 января 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Костанайской епархии Казахстанского митрополичьего округа митрофорный протоиерей Владимир Королёв.
22 марта 2023 г. 16:00
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
|