iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30
Выставка «Война народная, священная война» в Санкт-Петербурге рассказывает о вкладе Церкви в победу над нацистской Германией
Подготовил ее в юбилейный год Государственный музей истории религии. Эта тема прежде не освещалась музеями пристально — к сожалению, по объективным причинам. «При формировании экспозиции мы тоже столкнулись с известными трудностями, - признается куратор выставки старший научный сотрудник музея Александр Буров. - В основном сюда вошли предметы из частных коллекций. Почему? Приведу несколько цифр. Если накануне Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось 470 православных храмов, то в предвоенном Ленинграде в 1941 году действовало лишь 10, в которых служили полсотни клириков. Причем в самом Ленинграде функционировало всего три прихода, остальные же открытые церкви располагались на кладбищенских территориях или в ближайших пригородах».
19 июня 2015 г. 17:20
Репортажи
Подполье под новой соборной ризницей. Справа - фрагмент первоначальной фасадной стены середины XVIв. с декоративной белокаменной облицовкой
6 июня 2014 г. 10:00
версия для печати версия для печати

Василий Блаженный и тайная комната

РИЗНИЦА ПОКРОВСКОГО СОБОРА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ

Тоя же осени, месяца Октября, благоверный и христолюбивый царь и великий князь Иван Васильевич всея Руссии самодержец с великою верою и со многим желанием тщателне повеле поставити храм Пречистей Царицы Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова с приделы о Казанской победе, что милостию Ея и молением к Сыну своему и Богу нашему Иисусу Христу о роде христианского молится, и помощию Ея и святых молитвами и новых чудотворец Руских всемилостивый Бог покорил безсерменский род казанских татар царю государю Ивану Васильевичу самодержцу всея Руси под его державу.

Патриаршая (Никоновская) летопись

Подполье

«Наши гости любят допытываться, есть ли у нас подвал. Обычно мы отвечаем отрицательно: храм стоит на неглубоком ленточном фундаменте и возведен фактически на дневной поверхности, - говорит заведующая филиалом «Покровский собор» Государственного исторического музея Татьяна Сарачева. – Открывшееся при недавнем ремонте помещение, строго говоря, тоже нельзя считать подвалом. Скорее это неглубокое подполье между полом ризницы и верхними сводами находящейся ниже паперти. Но до недавнего времени о нем знали лишь считанные единицы музейных работников. Теперь же возможность заглянуть туда предоставляется всем желающим».

Возникновение потайного помещения высотой меньше двух метров архитекторы-реставраторы из Государственного исторического музея, филиалом которого является храм-памятник, объясняют чисто строительными причинами. Сыграла свою роль сложная внутренняя геометрия возводившихся в разное время церквей Покровского собора. «Нижние ярусы всего соборного комплекса построены задолго до появления ризницы – в XVI веке1, - объясняет главный архитектор проектов Центральных научно-реставрационных и проектных мастерских Татьяна Никитина. – В частности, в первом уровне под нами – паперть церкви Василия Блаженного2. А в конце XVII столетия с северной стороны к стене собора пристроили двухъярусную церковь Феодосии девицы3 (ранее престол с этим посвящением располагался в одном из соседних храмов над разрезавшим Красную площадь рвом4). И пол ее второго яруса, что вполне естественно и логично, выполнили в одном уровне с внутренней обходной галереей второго (в современной терминологии) этажа. Между этим полом и объемом нижнего яруса и возник небольшой зазор. Никакого потайного хода там нет – только слуховое окно для вентиляции. Последние десятилетия, насколько мне известно, это помещение было заполнено строительным мусором».

Феодосиевская церковь украшала северный фасад Покровского собора чуть больше века. В 1780-х годах по императорскому Указу Екатерины II собор серьезно ремонтировали и перестраивали. Тогда восьмерик и барабан с главкой этой церкви разобрали, нижний ярус превратили в крытую паперть примыкающей церкви Василия Блаженного, а престол упразднили. «И теперь только благодаря картине художника Фридриха Гильфердинга 1780 года «Вид части Красной площади в сторону Покровского собора» мы можем составить себе представление о внешнем виде Феодосиевской церкви, - продолжает Татьяна Сарачева. – В оставленном же помещении второго яруса основали так называемую новую соборную ризницу. Где ризница находилась до того времени – мы не знаем, пока это остается одной из не раскрытых тайн Покровского собора».

Рельсы над Красной площадью

Само ризничное помещение недавно музеефицировано. А вот в потайное подполье под ним посетителям хода нет. Там довольно тесно, неудобно даже стоять, а главное – нет уверенности в надежности старинных кирпичных сводов, закрывающих паперть церкви Василия Блаженного. Но для журналистов музейная администрация сделала исключение. Главный художник проекта экспозиции Андрей Рейнер открывает неприметный люк в углу, и после спуска по отвесному металлическому трапу мы оказываемся в невысоком полутемном помещении.

В его сложной пространственной структуре почти физически ощущаешь, как многократно менялся и перестраивался Покровский собор. К примеру, листы кровельного железа при недавней реставрации удалили, так что перемещаться приходится прямо по неровным кирпичным сводам нижней церкви. Действительно, экспозицию здесь разместить вряд ли возможно. И все же экспонат редчайшей красоты – вот он, прямо перед глазами. Феодосиевская церковь – некогда достаточно высокая – закрыла собой верхнюю часть первоначального северного фасада Покровского собора зодчих Бармы и Постника. Это уберегло бывшую наружную поверхность стены от позднейших переделок и ремонтов, и теперь благодаря вскрытому «секретному» подполью небольшой ее участок доступен для обозрения. Здесь можно воочию наблюдать историческую кирпичную облицовку XVI века, а главное – белокаменный декоративный карниз, когда-то опоясывавший всю стену. «Мы демонстрируем его фрагмент в первозданном виде, - поясняет Никитина. – Почищена только кирпичная кладка старой фасадной стены, но заново красить мы ее не стали».

А над нашими головами – конструктивный элемент последнего перед революцией вмешательства в интерьеры северной пристройки. Полы ризницы держатся на странных швеллерах, неуловимо что-то напоминающих ... «Видите клеймо «1878» на прокате? – улыбается Андрей Георгиевич. – Да, это год, но только не ремонта, а изготовления металлического профиля. Это обычные рельсы для узкоколейки. После использования по первоначальному предназначению железнодорожники их списывали, и они продолжали службу в новом качестве».

Скорее всего, полы укрепляли в 1890-х годах. Тогда же при масштабных поновительских работах ризницу украсили цветные витражные окна, спроектированные по заказу Московского археологического общества архитектором Андреем Павлиновым. За все время существования музея в Покровском соборе их посетителям также демонстрируют впервые: во всей красе, обновленные и очищенные от вековой грязи, и – что самое важное – с подлинными стеклами.

Царские подарки

В самой же экспозиции тоже много интересного. Громкая публичная премьера, пожалуй, лишь одна. Зато какая! Это пять больших икон, сходных как по стилю и технике написания, так и по изобразительным особенностям (например, по характерному фону). «Две из них – Иоанна Златоуста и Василия Великого – происходят из деисусного чина первоначального иконостаса соборной Покровской церкви, - рассказывает Татьяна Сарачева. – В XVIII веке его продали в село Свистуха Тверской губернии5. И когда возник наш музей, знаток древнерусского искусства Николай Померанцев и директор музея Евгений Силин разыскали их на тверской земле. Об образах Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила и Архангела Михаила аналогичных сведений, к сожалению, нет. Так что пока их происхождение остается загадкой. Реставрация этих икон потребовала нескольких месяцев. Тяжелее всего оказалось состояние образа Крестителя Господня: чтобы стыки между досками получились четкими, пришлось собирать и скреплять между собой буквально разваливавшиеся основы иконы».

Гордость новой экспозиции – позолоченный серебряный потир 1638 года с гравировкой в овальных клеймах, свидетельствующей о вкладе царя Михаила Федоровича. По местной легенде, остальные предметы из евхаристического набора – две серебряные тарели со Знаменской иконой Божией Матери и изображением орудий Страстей, дискос, звездица и лжица – происходят из того же царского вклада.

Каждый из выставленных предметов, безусловно, достоин отдельного рассказа, но упомяну лишь о трех витринах. Напрестольные кресты – деревянные мощевики в позолоченных оправах – напоминают об упраздненных в разное время здешних церквах Василия Великого и Ризоположения Пресвятой Богородицы6. Два старопечатных Евангелия (1627 и 1692 годов – с надписью о вкладе протопопа Михаила Григорьева с братией) – поражают роскошным серебряным рельефом на окладе (на второе из упомянутых пошло 5 фунтов 3 золотника, т.е. около 2 кг драгоценного металла). Наконец, стихарь XVII века из западноевропейской ткани под названием «рытый бархат» привлекает внимание 58 дробницами – позолоченными серебряными накладками с изображениями Спасителя, Богородицы, архангелов, святых. «Это облачение реставраторы нам привезли буквально накануне открытия экспозиции, через каждые полгода его придется отправлять в музейные мастерские для кропотливого профилактического ухода», - замечает Татьяна Сарачева.

ПРИМЕЧАНИЯ

1Собор освящен в 1559 г. Великое освящение главной церкви с центральным престолом состоялось двумя годами позднее.

2Церковь Василия Блаженного, по которой многие поколения москвичей именуют весь Покровский собор, устроена над гробницей святого в перестроенном для этой цели северо-восточном углу собора в 1588 г. См.: «Указатель церквей и часовен Китай-города». М., 1916, с. 14.

3Издание «Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади». (М., 1982) это помещение именует «приделом церкви Василия Блаженного, в 1680 г. надстроенным вторым этажом» (см. с. 398-403), и упоминает о ее перестройке в ризницу в период с 1761 по 1784 г.г.

4Исследователь истории московских храмов Петр Паламарчук упоминает о перенесении церкви Феодосии девы со рва в Покровский собор в 1643 г. и о ее последующем упразднении в 1781 – 1784 г.г. (см. «Сорок сороков». М.: «КРОМ», 1994. Т.2, с. 22 – 23).

5С 1770 г. в главной соборной церкви находится иконостас, перенесенный из разобранного в тот момент в Кремле собора Черниговских чудотворцев.

6Церковь Положения Ризы Пресвятой Богородицы возведена над захоронением Иоанна Блаженного в 1672 г. Церковь Василия Великого пристроена к Покровскому собору в 1670-е годы.

6 июня 2014 г. 10:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи