Этот сельский храм, по архивным данным, был построен воеводой князя Дмитрия Донского Федором Колычем после Куликовской битвы. Сегодня на службу сюда приезжают на специально арендованом автобусе из города ветераны ВОВ . Юные прихожане из местного интерната мечтают стать алтарниками и звонарями, для малоимущих здесь всегда найдется банка молока, простокваши и творог. А у настоятеля, священника Александра Беляева, есть уникальный рецепт от всех жизненных проблем.
Первый храм
«В юности я даже представить себе не мог, что стану священником, — весело поглядывая на меня, говорит отец Александр, — помню, лет в 16 друг меня спросил, какая мечта у тебя? Я как на духу и выпалил: построить церковь! В детстве я часто бывал в Коломне, где у меня жила сестра, а недалеко от ее дома стоял полуразрушенный храм, очень красивый. И когда я мимо него ходил, мне эта идея в голову и пришла».
Священник Александр Беляев служит в храме великомученика Феодора Стратилата в селе Большом Колычеве под Коломной. Пока мы едем к нему, он рассказывает, что родился в Тамбовской области, окончил Рязанский радиотехнический институт по специальности «инженер-системотехник». Потом женился, переехал в Коломну, где и проработал какое-то время на заводе инженером.
В рабочем поселке, где прошло его детство, храма не было. Но родители чтили православные традиции, и поэтому в доме на стене висели иконы, а в Пасху на столе ждали гостей кулич со свечой, сладкая пасха и крашеные яйца. «Веры оформленной не было, но, очевидно, в глубине души она у родителей жила, — вспоминает священник. — И я с детства знал, что нужно ходить в церковь, исповедоваться и причащаться, но когда появилась такая возможность, делал это нерегулярно».
Отец Александр общительный, веселый, любознательный и инициативный человек, нередко разные люди обращались к нему за советом, а бывало и за помощью. И вот однажды, в 1995 году, глава администрации одного из районов Коломны предложила ему построить храм: «Саша, у меня материалы на церковь есть, а строить — нет ни средств, ни людей, возьмешься?»
И он согласился, ведь вырос в сельской местности, плотницкое дело знал. Проект храма был не сложный — обычный сруб 9х9 м2. Александр нашел в Москве архитектора, которая бесплатно спроектировала барабан и маковку для будущей церкви, и в выходные вместе с друзьями взялся за дело.
Позже выяснилось, что этот архитектор участвовала в строительстве Храма Христа Спасителя, а ее муж приходится правнуком последнего настоятеля храма великомученика Феодора Стратилата, в котором служит священник. Пока строили храм, Александр стал замечать, что, если долго не исповедуется и не причащается, возникают проблемы. «То друзья не могут от дел своих оторваться, то благодетелей со стройматериалами не найти, — говорит он. — Но стоит начать исповедоваться и причащаться, разгрести свою “духовную коросту”, стройка трогается с мертвой точки — и благодетели находятся, и строители». Храм они построили за три года.
«Вы будете священником»
Строительство храма расширило круг его знакомых среди духовенства. И вот однажды батюшка, у которого Александр исповедовался, вдруг сказал: «Саша, тебе нужно быть священником». «Батюшка, да вы что! Вы меня не знаете! Это же какая ответственность! Какой из меня священник?! Даже в мыслях не держите!» — запротестовал Александр. Потом еще несколько раз разные люди говорили ему о том же, но он не слушал. «У меня работа, дом, семья. Какой смысл всё ломать и начинать с нуля? — вспоминает отец Александр. — И вот мы достроили храм, прошло немного времени, и у меня вдруг начались в душе какие-то нестроения-сомнения. По совету друзей поехал на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову. Много слышал о нем, но ни разу у него не был. Вхожу к нему с коробкой конфет, а отец Николай возвращает ее мне: “Это вашим детишкам”. И без всяких переходов, в лоб: “Вы будете священником”. Я остолбенел. У меня своих внутренних проблем воз, а он совсем про другое. Но тут такая благодать моей души коснулась и радость, что я про все свои вопросы сразу забыл». Он сопротивлялся еще три года и всё ездил и ездил к отцу Николаю, пока тот не благословил его поступать в Коломенскую семинарию.
— У меня для тебя подарок! — встретила его на пороге супруга.
— Какой?
— У нас будет ребенок, я беременна.
— И у меня для тебя подарок! Я в семинарию поступаю.
— На что будем жить?
Из-за увольнения Александра с работы ради обучения в семинарии у семьи оставался единственный источник дохода — крошечная стипендия. Они продали участок земли, что и стало подспорьем на первое время. А через год семинарии отца Александра рукоположили в дьяконы, затем и в священники.
Земля и вера
Мы проходим по мосту мимо живописного оврага. «Это место называется Попов клин, тут наше пастбище, — отец Александр указывает на овраг. — В архивах прочитал, что в селе Большом Колычеве всегда было не больше 40–50 дворов. Крестьяне хотели, чтобы у них был в селе свой священник. Специально для этого держали скот, а на вырученные с него средства содержали батюшку и его семью. Меня это вдохновило, и я решил завести корову. Она плодиться стала, теперь целое стадо в 18 голов, плюс три лошади. А где пасти?»
Не всем нравится, что вокруг села ходят коровы. Но в овраге они никому не мешают. Люди отвыкли от домашнего скота, и вблизи городов его почти никто не держит. Невыгодно, слишком затратно и хлопотно, проще купить молочные продукты в магазине.
«Оно и понятно, — продолжает священник. — По большому счету с этими коровами одна головная боль — доить, кормить, навоз разгребать, теперь вот хлев надо новый строить, не помещаются в старом. Все умные люди мне твердят, матушка жалуется: да сдай ты этих коров на бойню. Сам об этом думал не раз. И когда на Афоне был, то даже спросил у отца Макария, духовника Русского Пантелеимонова монастыря: “Что мне с животными делать? Никакой прибыли от них. Может, забить на мясо? Да жалко их”. Отец Макарий помолчал и говорит: “Знаешь, мне тоже их жалко. Но Бог поможет”. И я как-то сразу успокоился. Думаю, если найдутся те, кто будет ухаживать за ними, и средства на их содержание, пусть живут».
После возвращения с Афона вопрос, кто будет ухаживать за животными, решился сам собой. К отцу Александру стали приходить люди, которым на тот момент нужна была помощь и некуда было идти. Кого-то привели полуживого в надежде, что батюшка, как служитель церкви, не откажет в приюте и в куске хлеба. Кто-то, понимая, что погибает, пришел к нему сам, надеясь на помощь. Так и появились у отца Александра соработники-трудники.
«Мне их часто приводили в полувменяемом состоянии. В Москве им податься некуда, никому они не нужны, а в деревне, где люди держат скот, всегда требуются рабочие руки. Можно взять любого потерявшегося в этой жизни человека, привести в чувство, приставить к делу, и он возвращается к жизни. Доказано практически», — убежденно кивает отец Александр.
На этот счет у него целая теория, суть которой такова. Если человек отлучается от Бога, он умирает духовно, а если отлучается от земли — умирает физически. Русскому народу достались от Бога два дара: земля и Церковь. Земля не дает человеку погибнуть физически, если он трудится на ней, а Церковь — умереть духовно. В тех селах, где колхоз-совхоз уничтожен, население тут же деградирует и спивается. А если еще и храма нет, никаких шансов на возрождение. Но каждого, потерявшего образ человеческий, можно вернуть к нормальной жизни, если он начнет трудиться и молиться. Я так и построил нашу сельскую жизнь: в храме мы образ Божий в человеке восстанавливаем, а через физический труд — образ человеческий. Поэтому я коров не касаюсь. Уход за ними — задача этих ребят, бывших бездомных. А моя забота — это они сами, их душевно-духовная реабилитация», — говорит священник. За десять лет отец Александр помог вернуться к нормальной жизни пятнадцати бездомным: покупал лекарства, восстанавливал документы, помогал найти родственников и трудоустраивал. Трое из них живут и трудятся у него и сейчас.
Добрая душа
Максим (имя изменено) — бывший военный моряк. При Советах служил на Балтфлоте. Когда огромная страна развалилась, потерял работу и уже не смог найти новую. Супругу тоже уволили с работы как жену «оккупанта». На иждивении две дочери. В один день Рига, где они жили, стала чужим городом. Семейные неурядицы закончились разводом. Тогда он и пришел в храм, ища утешения душевным переживаниям. В поисках лучшей доли вернулся в Россию, но и здесь не всё сложилось, как ожидал. После череды мытарств оказался в Москве, где в социальной службе одного из храмов ему подсказали адрес отца Александра. «Я живу здесь год, — говорит Максим. — Батюшка — добрая душа — беспокоится о неимущих и пожилых, раздает им молоко и творог. Это человек с харизмой, может повести за собой, вдохновить. Очень эрудированный, можно говорить с ним на любые темы». Определенных планов у Максима на будущее нет, может быть, вернется в Ригу и восстановит семью, вроде бы сейчас Латвия относится более лояльно к своим изгнанникам. А пока он старший на хозяйстве у отца Александра.
В выходные у Максима есть добровольные помощники. Это выпускники Колычевской школы-интерната для детей сирот. Юная паства отца Александра, в которую он вкладывает свои силы и время, — еще одна забота его беспокойной души.
«Люби его как душу, тряси его как грушу»
«Когда меня назначили на этот приход, я понял, что первым делом заниматься надо с детьми-сиротами. Интернат в 100 метрах от храма, мимо не пройдешь», — говорит батюшка. Практически сразу он стал проводить занятия с детьми, проповедовал слово Божие. Стараясь наладить с ребятами контакт, он всегда приходил не с пустыми руками, но однажды услышал детский отзыв о себе: «Люби его как душу, тряси его как грушу».
Священник понял, что не добьется никаких результатов, если ограничится подарками, лекциями и беседами о православной вере. В ребятах быстро просыпается дух потребления, а слова о Боге, влетая в одно ухо, вылетают из другого, минуя душу. Ребенок слышит о Боге, когда раскрыта его душа, душа же раскрывается, когда он занимается творчеством. Осознав это, вместе с инициативными прихожанами священник организовал всевозможные кружки: рукоделия, бисероплетения, домоводства. И уже во время этих занятий педагоги говорили с ребятами о вере. Был даже кружок сестер милосердия по уходу за больными в Коломенской больнице. А еще помощь ветеранам и инвалидам. Дети помогали им в ремонте и уборке квартиры, по хозяйству.
И, конечно же, священник приглашал детей и педагогов на службы в храм и в паломнические поездки. В одной из них случилось маленькое чудо. После купания в святом источнике один из ребят вдруг подошел к отцу Александру и признался, что согрешил: украл икону Божией Матери в иконной лавке, куда они зашли перед купанием. «А в источнике окунулся, и, видно, благодать его сердца коснулась, и он не смог в себе грех носить, — смеется батюшка. — Икону мы в лавку вернули, и я ему купил ту, которая ему больше всего понравилась».
«В нашем интернате собраны дети из неблагополучных семей, многие с диагнозом “ограниченная возможность здоровья”, — говорит Людмила Новикова, которая работает воспитателем в Колычевском интернате уже 28 лет. — Это, в частности, задержка в восприятии. Иногда для того, чтобы они что-то уяснили и запомнили, им нужно повторить одно и то же несколько раз, терпеливо разжевывая».
До встречи с отцом Александром у Людмилы Дмитриевны была проблема, которую ей никак не удавалось решить. Дети перестали ориентироваться на идеалы, принимать как примеры для подражания художественные образы в литературе и искусстве. Они соглашались, что нужно быть милосердными, учиться любить, совершать добрые, нравственные поступки. Но в их сознании это никак не связывалось с действительностью. Стоило выйти из класса, и дети обо всем забывали.
Однажды во время прогулки Людмила Дмитриевна вместе с ребятами зашла в храм, который недавно открылся. «Я увидела, сколько у отца Александра любви к нашим детям, как он рад видеть их рядом с собой и заботиться о них, — вспоминает она. — На тот момент я не была воцерковлена. Батюшка предложил мне духовную литературу. Я прочла заповеди Христа и поняла, что это высоконравственный закон, который поможет ребятам не на словах, а на деле усвоить такие понятия, как любовь, доброта, сострадание. Ведь в силу жизненных обстоятельств, особенностей психофизического развития некоторые из них склонны к агрессии, злобе и отрицательные эмоции проявляются намного чаще положительных. Но ребенок не всегда это осознает. Как помочь ему увидеть себя в этот момент со стороны?»
Ключом к решению задачи стало таинство исповеди. «Мы, педагоги, поняли, что регулярная исповедь постепенно приучает к осмыслению и самоанализу своих поступков, помогает подчинять и контролировать свои эмоции, — говорит Людмила Новикова. — Отец Александр также посоветовал мне причащать ребят раз в неделю».
«Благодаря регулярной исповеди и причастию в детях включается механизм внутренней духовной работы. Пусть они на исповеди хотя бы два-три слова скажут, но зато ребенок понимает, что не все мысли или чувства, которые в нем возникают, правильные и надо их всегда соизмерять с волей Божией», — добавляет батюшка.
Что же изменилось благодаря советам священника? Дети, которые ходили в храм, стали слышать и слушать своих воспитателей, откликаться на добрые дела, охотно участвовать в спортивных соревнованиях и трудовых мероприятиях, бескорыстно помогать другим. Например, когда отец Александр предложил им помочь сделать ремонт в квартирах престарелых ветеранов из Коломны, ребята с радостью согласились. Батюшка нанял специалиста-отделочника и купил стройматериалы. Дети клеили обои, красили полы, белили потолки и были совершенно счастливы, что оказались нужными.
«Больше всего на воспитание и развитие влияет труд», — уверен отец Александр. Благодаря батюшке каждый по своим склонностям и своему желанию может найти для себя занятие. Для ребят была организована иппотерапия: они сами ухаживали за лошадьми, обучались верховой езде. Кто хотел, помогал ухаживать и за коровами, например заготавливал для них сено. Некоторые даже научились доить. Кроме того, кружок труда — это еще и уборка в храме и вокруг него. Например, я видел, как дети засыпали песком по просьбе батюшки лужу перед храмом. В такой помощи отцу Александру ребята никогда не отказывают. Кроме того, при храме есть кружок звонарей-пономарей. Среди 9–12-летних мальчишек нет отбоя от желающих.
«Мне кажется очень важным, что православие становится для ребят образом их мыслей и действий. Но главное, к ним приходит понимание, что можно изменить свою жизнь. Что разврат, насилие и пьянство, которые они видели в своих семьях, еще не вся жизнь и что у них есть возможность выбора», — говорит Людмила Дмитриевна и приводит такой пример.
Володя
Когда он появился в Колычевском интернате, никто не знал, что с ним делать. Семилетний Володя (имя изменено) не подчинялся никаким правилам. Чуть что не по-его желанию — с мальчиком начиналась истерика. Внезапные истерики случались и по ночам. На языке специалистов у Володи было неконтролируемое психопатическое поведение. Его мама была алкозависимой. «Поведение Володи стало постепенно меняться, когда мы начали посещать храм. Отец Александр много разговаривал с мальчиком и сумел постепенно завоевать у ребенка авторитет. Володя стал помогать батюшке на службе, читать православные книги, почувствовал, что нужен в храме. У него появилось чувство ответственности», — вспоминает Людмила Дмитриевна. Конечно, у ребенка были срывы. Но внутренняя работа над собой уже началась, и это было видно со стороны. Если сначала после очередного срыва Володе надо было долго объяснять, в чем он неправ, то позже он сам подходил и извинялся. Володя оказался способным ребенком и полюбил службу. Через некоторое время отец Александр стал брать его на архиерейские службы в Успенский кафедральный собор Коломны. Три года назад Володя поступил в лицей, где учится на плотника, а по окончании собирается служить в армии. В выходные он вместе с другими ребятами приезжает к отцу Александру, помогает в церкви и по хозяйству.
Подобные примеры Людмила Дмитриевна может приводить бесконечно. «Видите этого мальчика, — моя собеседница указывает на симпатичного мальчугана лет десяти. — Тоже сложный ребенок. Если что не по-его, поведение меняется мгновенно. Тут же сжимает кулаки, хватает камни, кидает в обидчика. Два лица у одного человека. Только лаской, только любовью можно его успокоить. Мальчик очень любит батюшку, и, когда встречает его, у него сразу меняется голос и поведение. Он очень радуется общению. Отец Александр для них всех авторитет».
С улыбкой она вспоминает, как одному из ее воспитанников врач-психотерапевт, неверующий, в качестве лечения неадекватного поведения даже выписал такую рекомендацию: «Ходить в храм к отцу Александру». Ничто другое уже не помогало. Остается добавить, что в классе, с которым начал заниматься отец Александр, все ребята теперь учатся в лицее и готовы к самостоятельной, взрослой жизни. Для справки: по данным Генпрокуратуры РФ, только 10% выпускников интерната находят свое место в жизни, остальные погибают духовно или физически.
Крест как призвание
Жизнь сельского священника — это постоянные заботы о хлебе насущном. Требует расходов хозяйство, семья (у отца Александра четверо детей), содержание подопечных, на выходные приезжают выпускники интерната — всех надо кормить. А с прихода не прокормишься, паства невелика. Из местных в храм ходят всего несколько человек, в основном приезжают из Коломны. Например, городской совет ветеранов организует на праздничные службы целый микроавтобус. Но разве в Коломне нет храмов? Да дело не в этом. «Отец Александр открытый, очень отзывчивый и внимательный человек, — объясняет председатель совета ветеранов Иван Иванович Ивкин, — откликается на все наши просьбы. Если нужно приехать, навестить, никогда не отказывает. Мы его очень любим».
Имеющееся хозяйство тоже не средство обеспечения продуктами, а скорее способ «привести в чувства» потерявшихся в этой жизни людей, вернуть им будущее.
«Можно найти человека, кто поможет сделать что-то для храма, например помочь в реставрации, купить утварь или колокола, даже школу при храме построить, — размышляет батюшка, — но еще не было ни одного, кто бы сказал — я хочу поддерживать жизнь. Хотя бы оплачивать работу преподавателей в кружках, а ведь это самое важное. С людьми, с детьми надо заниматься. Их нужно привести в Царство Небесное, а ни здания, ни колокола, ни маковки туда не войдут».
Вот, например, сейчас надо к зиме сено заготавливать, нужны рабочие руки, навоз некуда девать, вручную тяжело уже чистить. Отцу Александру однажды порекомендовали благодетеля, которого он попросил купить для прихода трактор. Тот очень удивился и пропал. «Может быть, думал, что его попросят что-то для храма сделать, а я про трактор. Но, слава Богу, разные люди вникают в проблемы, и милостью Божией живем», — смеется батюшка. Он не унывает, зная, если Бог допускает какую-то проблему, то обязательно дает и ее решение. Просто нужно попросить у Бога показать, где это решение. Этот простой рецепт он старается донести до всех окружающих. «Потому что Бог не хочет, чтобы проблема раздавила человека. Он хочет, чтобы она его чему-то научила», — уверен отец Александр.
— А вам не хотелось всё бросить и сбежать?
— Если честно, то нет. Я понимаю, что это мой крест, — отвечает отец Александр.
— Крест или призвание?
— Крест и есть призвание. Ведь жизненный путь каждого человека — это крест. И силы тянуть всё это мне только Бог дает. Бывает, конечно, уныние подступает, не без этого. Но замечал: когда причащусь, то чувствую, что все трудности преодолею и мне это легко будет сделать. И даже мысли отдать на бойню скот не возникает.
Он вспоминает, как в одной из бесед с отцом Николаем Гурьяновым рассказал старцу об одном своем знакомом, хорошем, честном человеке, который делал много добрых дел. Отец Николай спросил тогда: «А он причащается? Нет? Ну тогда он мученик». «И я понял, что, если делать добро и не причащаться, не обращаться к Богу за помощью, одних твоих сил не хватит. Ведь наши возможности ограниченны. И только Христос дает нам силы неустанно творить добро».
Адрес храма: Московская обл., Коломенский р-н, с. Большое Колычево.
Храм Св. мч. Феодора Стратилата в Большом Колычеве