выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00
Соло на саксофоне для святой Вероники
«К Львовой-Беловой в гости? Это, наверное, дочка Алексея Александровича? Как же, как же, знаменитая в нашем городе фамилия!» — попутчики в купе фирменного поезда «Сура» не скрывают восхищения своим выдающимся земляком. Справедливости ради, дочь известного в Поволжье музыканта, ныне руководящего одним из краснодарских теат­ров, тоже успела заслужить право на признание не только на уровне Пензы, но и, пожалуй, всей страны. Многодетная мама Мария Львова-Белова, воспитывающая пятерых кровных и четверых приемных детей, придумала и реализует беспрецедентный для России проект государственно-церковно-общественного партнерства, помогающий людям с тяжелыми формами инвалидности нормально жить и самостоятельно зарабатывать на хлеб. За один день в Пензе корреспондент «Журнала Московской Патриархии» выяснил, откуда у Марии Алексеевны деньги на социальную адаптацию двух десятков инвалидов, почему ей помогают второе и четвертое лица государства, как происходит катехизация обитателей дома-коммуны и при чем тут великий джазмен Луи Армстронг. PDF-версия.  
19 марта 2019 г. 13:26
Репортажи
ЦВ № 13-14 (458) июль 2011 /  18 июля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Съезд неравнодушных

В Москве состоялся I Общецерковный съезд руководителей социальных отделов епархий, духовников
и старших сестер милосердия. В форуме участвовало более 300 представителей из 92 епархий, включая Украину, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, страны Балтии и Францию. Во время съезда Русская Православная Церковь и Министерство здравоохранения и социального развития подписали Соглашение о сотрудничестве.

Нужен штаб по координации социальной работы
Примечательно, что съезд начал свою работу в один день с фестивалем «За жизнь-2011», который проводился при поддержке Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. «Мы не планировали объединять фестиваль и наш форум, это получилось само собой», — сказал на открытии I Общецерковного съезда епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. С другой стороны, тематика обоих мероприятий отвечает уровню задач, поставленных сегодня перед синодальным отделом, подчеркивая, что Церковь готова быть равноправным партнером государства в решении социальных вопросов. И Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения и социального развития, подписанное 8 июля Святейшим Патриархом Кириллом и министром Татьяной Голиковой, подтверждает это.
«Сегодня нам нужен церковный общественный штаб по взаимодействию с негосударственными и государственными социальными учреждениями. И Марфо-Мариинская обитель имеет потенциал и должна стать центром такой работы», — отметил Святейший Патриарх, выступая перед участниками съезда. Нужно создать церковно-общественную организацию «Милосердие», которая объединит всё общество и займется выработкой программных документов, собирая, обобщая, анализируя и тиражируя опыт социального служения на всю страну. «Новые социальные инициативы и идеи на местах не всегда находят отклик и поддержку правящих архиереев, — посетовал Предстоятель Русской Православной Церкви. — А общероссийский штаб сможет оказать им моральную поддержку и рассказать об этом опыте всем».

Крест милосердия
Пленарное совещание, посвященное служению сестер милосердия, и перспективы его развития высветили ряд вопросов и проблем, которые не заметны на первый взгляд и известны только специалистам. Например, обязательно ли сестричества должны иметь юридический статус? Как наладить взаимодействие между ними в одном городе? Лучше ли сделать сестричества одной епархии филиалами центрального сестричества или им сохранять свою самостоятельность? Какова роль духовника, и должен ли быть у сестричества свой духовник? Должна ли быть у сестер милосердия единая форма?
Как подключать к своей работе учащихся воскресных школ и добровольцев?
В ходе обсуждения выяснилось, что сестричества как организации до сих пор не имеют в Церкви своего официального статуса.
Ответы и предложения звучали в коротких репликах представителей разных епархий. В частности, юридический статус позволяет получить грант на развитие своих проектов.
У сестричества обязательно должен быть духовник. Сестричествам, работающим с заключенными, необходимо взаимодействовать с тюремными отделами епархий.
Выполняя поручения медперсонала (отнести анализы или помыть пол), сестры милосердия должны помнить, что все-таки главная цель не подменять собой медсестер и санитарок, а нести страдающим людям слово Божие и оказывать духовную помощь и поддержку. Необходимо, чтобы обучение сестринскому делу, даже короткие курсы, имело государственную аккредитацию. Неоценимую роль в обучении играют современные интернет-технологии — вебинары и скайп-совещания. В частности, с помощью вебинара можно поделиться опытом, показать, например, как правильно обрабатывать пролежни.
«Сестричество должно стать неким ядром, центром, объединяющим вокруг Христа всех, у кого есть желание, время и средства послужить ближнему. Это служение обязательно должно быть благословлено правящим архиереем», — подвел итоги обсуждения епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

Время оскудения любви
«Сегодня в обществе существует большой запрос на присутствие Церкви в больницах и социальных учреждениях, — сказал председатель комиссии по социальному служению при епархиальном совете города Москвы иерей Михаил Потокин, выступая на совещании с главами социальных отделов и духовниками сестричеств. — Недавно ко мне пришла чиновница, координирующая в Москве работу всех детских лечебных учреждений столицы, и попросила, чтобы мы окормляли 20 домов ребенка. "Пожалуйста, пусть к нам приходят священники и общаются с детьми. Все главные врачи учреждений — за. Хотите, мы откроем домовые храмы". И это не единственный случай, таких обращений много. Очевидно, наступает время оскудения любви. И это ощущается всеми, но особенно в медицинских и социальных учреждениях».
20 лет назад священники входили в лечебные учреждения с опаской, боясь, что их могут в любой момент попросить его покинуть. Теперь даже руководство понимает: одними медицинскими средствами не обойтись. Без нравственного напутствия и духовного слова уход за больными, их выздоровление становятся невозможны.
В этих условиях возникает задача скоординированного взаимодействия между различными приходами, занимающимися социальной работой, и оптимальным распределением их ресурсов. Потому что один приход может традиционно окормлять учреждение, где лечатся 1000 больных, а ресурсов для этого у него уже не хватает из-за возросшей потребности. «Поэтому мы создали советы по социальной деятельности при благочиниях Москвы, координирующих социальную работу приходов», — заметил отец Михаил.
Участники пленарного заседания обсудили представленный проект «О перспективах развития церковного социального служения», внесли поправки и замечания и утвердили его. В частности, приоритетом проекта стала поддержка семьи, создание епархиальных центров защиты материнства. «Все социальные язвы общества происходят от разрушения семьи», — пояснил епископ Пантелеимон. Важными были названы: развитие сети сестричеств милосердия, борьба с пьянством, повышение уровня церковной помощи бездомным, пострадавшим в результате ЧС, обучение социальных работников через вебинары, необходимость развития взаимодействия между церковными социальными проектами на всех уровнях и т.д.
Принятый проект обращен к Священному Синоду с просьбой «довести решения съезда до сведения епархиальных архиереев и всей церковной полноты». Он содержит предложения, являющиеся, по мнению участников съезда, приоритетными направлениями социального служения.
Съезд продлился три дня. Его делегаты участвовали в семинарах, тренингах, круглых столах по вопросам реабилитации наркозависимых, организации добровольческого движения, помощи бездомным, применения интернет-технологий для обмена опытом. Они также ознакомились с работой структур Синодального отдела по благотворительности в больнице святителя Алексия и в Свято-Спиридоньевской богадельне, в центре гуманитарной помощи и церковной мобильной службы помощи бездомным, справочной телефонной службы «Милосердие» и др.
Итак, итогом стали обмен опытом и информацией, прилив уверенности в своих силах и нужности своего дела, знакомство с различными направлениями работы Синодального отдела по соцслужению в Москве. Но все-таки какова главная цель этого съезда? Вот что ответил ЦВ епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: «Есть такое церковное песнопение "век скончевается, любовь оскудевает". Мы живем в век оскудения любви, которое ощущается не только в мире, но и в Церкви. Это самый главный дефицит, который делает жизнь людей трудной, тяжелой, от этого люди унывают. И о том, как возродить это служение любви, как умножить любовь, без которой Церкви не существует, об этом как раз и говорили на этом съезде. Ради того, чтобы эта любовь умножалась, и состоялся наш съезд».

18 июля 2011 г.
Ключевые слова: социальное служение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00