iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Репортажи
Святыня доступна для молитвенного поклонения в Успенском храме
ЖМП № 10 октябрь 2014 /  14 декабря 2015 г. 10:25
версия для печати версия для печати

Чудо на Оке

ДВА ГОДА НАЗАД В ТУЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ НА РЕЧНОМ БЕРЕГУ ЯВИЛАСЬ ДЕРЕВЯННАЯ ФИГУРА СПАСИТЕЛЯ

Случившееся позапрошлой осенью в Белевской епархии (Тульская митрополия) обретение резной скульптуры «Спас во гробе» до сих пор занимает умы жителей райцентра Алексина. Невыясненными остаются и предыстория этой святыни, и хотя бы примерный ее возраст, и имя мастера-резчика. Пока искусствоведы спорят о возможном ее происхождении, местные православные убеждены: Господь таким чудесным образом благословил общину Успенского соборного храма на дальнейшие труды по возрождению церквей в древнем русском городе.

Находка в кустах

Правый окский берег от Алексина практически до самого села Бехова, где располагается музей-усадьба знаменитого художника Василия Поленова, летом превращается в непрерывное место отдыха. В советское время здесь возникла целая вереница пионерлагерей, домов отдыха, пансионатов и турбаз. Почти все они сейчас заброшены и полуразграблены, а обустроенных пляжей осталось мало. В основном пойму занимают опытные рыбаки да «дикари»-алексинцы, которые облюбовали это место. Для обозначения отрезка бечевника (узкой прибрежной полосы вдоль уреза воды), который надо вовремя занять для своей сложившейся компании, у местных издавна в ходу особый термин — стоянка. На нее часто заезжают в мае и освобождают только после осеннего половодья, когда сезон летней рыбалки заканчивается.

В основном стоянки, обустроенные при помощи подручных средств, заполняются отдыхающими в выходные дни. В будни здесь люди тоже есть, но больше энтузиасты — рыбаки, отпускники, пенсионеры. Вот и ранним субботним утром 12 октября прошлого года на своей стоянке между деревнями Егнышевкой и Ламоново в 18 км от Алексина Сергей Капранов в одиночку неторопливо готовил снасти к рыбной ловле, как вдруг почувствовал: из прибрежных кустов на него кто-то смотрит. Сергей неторопливо обернулся и увидел в черневших зарослях невысокую, слегка наклоненную фигуру — будто бы подросток что-то рассматривает в земле.

Слегка оробев, Сергей подошел к притопленным кустам. Обнаруженное там неописуемо его удивило: перед ним находилось объемное ростовое изображение Спасителя — деревянная скульптура высотой чуть больше метра.

«Сергей испугался и позвонил мне, — вспоминает товарищ Капранова сварщик Алексей Илюшин. — Мол, тут, Леша, такое дело: Иисус стоит в кустах... Я сначала подумал, что друг не в себе. Сразу приехал и тоже остолбенел: что же нам теперь с этой скульптурой делать? Сначала хотели установить на столбе на нашей стоянке. Потом подумали, что могут украсть или разбить, и решили припрятать. Знакомые убедили показать священнику...»

Объемный аналог Плащаницы

«Прежде всего я подумал, что речь идет о распятии, — признается настоятель алексинского Успенского соборного храма протоиерей Геннадий Степанов. — Потом, поскольку рыбаки упорно твердили о ростовой фигуре, решил, что это сюжет "Спаситель в темнице". Очень беспокоился, довезут ли в целости и сохранности. А когда увидел, очень обрадовался, и стало ясно: это редчайшее для православных храмов центральной России изображение "Спас во гробе". Можно сказать: аналог Плащаницы. Только Плащаница — икона плоская, а тут мы имеем дело с объемной».

Действительно, на ногах и руках Христа видны потускневшие от времени изображения ран (вероятнее всего, они обозначены краской). Кстати, часть ступней фигуры утрачена: похоже, сколы (достаточно давние) образовались от сильного удара или небрежного обращения. Беглого взгляда на карту достаточно, чтобы убедиться: окский бассейн, из которого теоретически могла по воде прибыть фигура Спасителя, весьма обширен. Так, выше Алексина река протекает через Калугу и принимает в себя левосторонний приток Жиздру, верховья же ее снова пролегают по Тульской земле, а исток и вовсе находится на Орловщине. Но Алексей Илюшин возможность длительного путешествия скульптуры вплавь оценивает скептически: «Позапрошлая осень выдалась очень дождливой. Притоки вышли из берегов, уровень воды в Оке поднялся. Думаю, фигура долго покоилась в надежном схроне недалеко от реки, а с осенним половодьем ее вымыло. Когда я взял ее в руки, стало очевидно: она сильно набухла от воды. А потом уже, после того как оттер от речного ила и песка и вез в машине, ясно чувствовал исходившие от святыни ароматы ладана, воска и церковных свечей. Знакомые из антикварных кругов утверждают: фигуре минимум два века. Я в этом не разбираюсь, но очень рад, что она нашла себе место в Успенском храме. Пусть остается на нашей Алексинской земле!»

Сейчас место обретения фигуры представляет собой сильно размытое углубление в густых зарослях прибрежной растительности. Сверху донизу — мощные выносы песка. Похоже, год назад тут было мини-наводнение: на берегу образовался временный приток — ручей, проложивший себе по дороге к Оке целую канаву. Так что вымыть из земли тут вполне могло не только деревянную скульптуру, но и пару-тройку кладов размером с телегу.

Знак благословения и поддержки

«Не берусь утверждать, из какого именно дерева изготовлена фигура, но это высококлассная работа резчика, — продолжает настоятель Успенского храма. — Покрыта скульптура тонким слоем левкаса и сверху окрашена (возможно, когда-то ее еще и лакировали, что предотвратило гниение и порчу от влаги). Как только скульптура прибыла к нам, я тут же сообщил о находке нашему архиерею — епископу Белевскому и Алексинскому Серафиму. Он благословил поместить обретенное изображение в храме для молитвенного поклонения и еженедельно служить перед ним акафист Иисусу Сладчайшему. А на следующий день владыка Серафим служил в нашем городе и сам поклонился святыне. Пятничными вечерами теперь прихожане собираются на акафист. Если в гости к нам в субботу приезжают паломники из Москвы или из Тулы, совершаем молебен с акафистом после Литургии».

Сейчас изображение Спасителя находится в стилизованной домовине — небольшом гробу, к которому может подойти любой желающий. Появление этой святыни в своем храме отец Геннадий считает несомненным чудом и очень важным знаком, ниспосланным свыше в непростой момент работы по выстраиванию общины и приведению храмового комплекса в порядок: «Наш епископ Серафим сразу сказал: это знак поддержки и благословения дальнейших добрых намерений. Понимаете, мы ведь прошли довольно тяжелый этап воссоздания древнего Успенского собора практически с нуля. В годы безбожной власти здесь — между прочим, на месте древней алексинской крепости у берега Оки — располагалась база вторсырья. А само церковное здание, впервые освященное еще в 1688 году, занимал перерабатывающий цех с пилорамой и котельной».

По словам священника, отреставрировать храм удалось в рамках федеральной целевой программы «Культура России» в течение четырех лет — с 2006 по 2010 год. Но работы по благоустройству территории всё еще идут. Отец Геннадий формирует приход, старается, чтобы община жила активной жизнью: «Мы изучаем собственную историю: нашли прямых потомков служивших здесь священников — и до революции, и пострадавших от большевиков... А главное, в самом разгаре решающий этап по восстановлению соседнего величественного "нового" Успенского собора, составляющего со старым единый архитектурный ансамбль. Он строился на деньги купцов и простых алексинцев во время Отечественной войны, а освящен был в 1815 году. Возобновить здесь регулярные богослужения — наш священный долг. И я по-человечески рад, что на этом пути Господь послал нам такое чудо. Это великая поддержка и утешение! Но нам теперь необходимо соответствовать уровню такого дара: не ослаблять молитвы, постоянно подтягивать себя духовно, быть достойными явленному свидетельству доверия Божия...»

КОММЕНТАРИИ

Это изображение могли демонстративно сбросить в реку в период массового закрытия храмов

Юлия РАТОМСКАЯ, с.н.с. Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева:

Иконографический тип «Христос во гробу во плоти» был распространен в России, видимо, в XVIII–XIX веках. Это лежащая фигура Христа со сложенными крестообразно на груди руками. Такие скульптуры бытовали в некоторых храмах в разных частях Российской империи, заменяя собой плащаницы во время Страстной седмицы, и ­соответственно участвовали в богослужении Страстного пятка.

В месте, где она была обретена, скульптура могла оказаться в 1920–1930 годы — в период массового закрытия храмов, когда воинствующие безбожники уничтожали иконы, устраивая показательные похороны и другие демонстративные акты. Деревянный образ Спасителя могли сбросить в воду, подобно тому, как сбрасывали в реки идолов. Позднее скульптуру течением могло прибить к берегу, а затем занести песком. При небольшом изменении русла реки или ее обмелении скульптура Спасителя могла оказаться видимой. Такие случаи известны и с дохристианскими скульптурными изображениями.

Евгения ШАБУРОВА, заведующая отделом отечественного искусства Пермской государственной художественной галереи:

Это изображение Христа после сцены положения во гроб и оплакивания до сцены воскресения. Тело Христа изображается горизонтально и вытянуто во весь рост, на руках видны раны от гвоздей. Чаще всего такие изображения рассматриваются как символические, так как в могиле Христос был завернут в саван, а в этом варианте скульптуры он изображается без покрывала. В религиозной пластике такая иконография не получила широкого распространения и встречается крайне редко. По стилистическим особенностям данное изображение можно отнести к XIX веку.

14 декабря 2015 г. 10:25
Ключевые слова: история, икона, святыни
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00