В единстве с Русской Православной Церковью Гродно, отметивший в 2023 году 895 лет со дня основания, наряду с Брестом является одним из самых западных городов Беларуси, на границе с Польшей. Близость к Польше и Литве и исторические перипетии определили для жителей этого региона непростую судьбу. Об истории, современной жизни и деятельности Гродненской епархии, сосуществовании православных и римо-католиков на западе Беларуси и о личности выдающегося белорусского иерарха митрополита Филарета (Вахромеева) «Журналу Московской Патриархии» рассказал глава епархии архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний. PDF-версия.
25 декабря 2023 г. 14:00
Митрополит Минский и Заславский Вениамин: «Мы все происходим от купели князя Владимира» Белорусский экзархат Московского Патриархата объединяет епархии на территории всей Беларуси. Православие на этой земле распространено с 992 года, и на протяжении более 1030 лет белорусский народ свидетельствует о своей преданности православной вере. О служении в Беларуси в преддверии 35-летия создания Белорусского экзархата, жизни Минской епархии и единстве Русской Православной Церкви в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин. PDF-версия.
20 декабря 2023 г. 14:00
В рамках фестиваля «Вера и Слово» прошел семинар «Журнал Московской Патриархии. Взаимодействие с регионами» В Москве и Подмосковье в оздоровительном комплексе «Клязьма» с 16 по 20 октября 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходит X Международный фестиваль «Вера и Слово».
18 октября 2023 г. 19:00
Митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии: «Видеть образ Божий в каждом» В 2021 году на территории подмосковной части Московской епархии были созданы пять новых епархий, объединенных в Московскую митрополию. С какой целью был предпринят этот шаг и как изменилась церковная жизнь Подмосковья? Каким образом митрополия координирует осуществление общих епархиальных проектов. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии. PDF-версия.
13 июня 2023 г. 19:00
Протоиерей Тимофей Фетисов: «Случайных людей у нас быть не должно...» Ректор Донской духовной семинарии — о том, как удалось войти в десятку лучших духовных школ по успеваемости студентов, чем хорош принцип сетевого обучения будущих регентов и иконописцев и на кого из священнослужителей ориентирована специализация «государственно-конфессиональные отношения». PDF-версия.
26 апреля 2023 г. 18:00
Донская икона Божией Матери В Ростовской-на-Дону епархии завершается подготовка к прославлению для местного почитания точного списка Донской иконы Божией Матери, созданного восемь лет назад по патриаршему благословению под патронатом Государственной Третьяковской галереи и Министерства культуры РФ. В результате кропотливой научной и творческой работы иконописцам удалось создать не только высокохудожественную точную копию, но и образ удивительной красоты. PDF-версия.
24 апреля 2023 г. 15:00
Священник Евгений Осяк: «Работа с беженцами и вынужденными переселенцами приобрела устойчивый и стабильный характер» Руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской-на-Дону епархии и председатель правления Православной службы помощи «Милосердие-на-Дону» — о том, почему начал служение с опеки бездомных мужчин, можно ли удаленно катехизировать подопечных церковных приютов и что из опыта, приобретенного за десять лет помощи беженцам, для него самое важное. PDF-версия.
21 апреля 2023 г. 13:30
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Время, которое учит быть вместе» «В любых условиях Церковь остается Церковью. Она исполняет свою миссию, которая на нее возложена Господом: свидетельство Евангелия и спасение человеческой души. Условия могут быть мирные или далеко не мирные, они могут меняться. Но слово евангельское и служение Церкви настолько универсальны, что доносят христианские смыслы при самых сложных обстоятельствах. Меняются формы, суть остается неизменной». PDF-версия.
14 апреля 2023 г. 16:30
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
Веруем, что только по ея молитвам и сохранились мы Семьдесят пять лет назад в Церковь вернулись мощи святой благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского «потепления» в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году. PDF-версия.
12 января 2023 г. 13:00
|
ЖМП № 10 октябрь 2014 /
14 декабря 2015 г. 10:25
Чудо на ОкеДВА ГОДА НАЗАД В ТУЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ НА РЕЧНОМ БЕРЕГУ ЯВИЛАСЬ ДЕРЕВЯННАЯ ФИГУРА СПАСИТЕЛЯ Случившееся позапрошлой осенью в Белевской епархии (Тульская митрополия) обретение резной скульптуры «Спас во гробе» до сих пор занимает умы жителей райцентра Алексина. Невыясненными остаются и предыстория этой святыни, и хотя бы примерный ее возраст, и имя мастера-резчика. Пока искусствоведы спорят о возможном ее происхождении, местные православные убеждены: Господь таким чудесным образом благословил общину Успенского соборного храма на дальнейшие труды по возрождению церквей в древнем русском городе. Находка в кустах Правый окский берег от Алексина практически до самого села Бехова, где располагается музей-усадьба знаменитого художника Василия Поленова, летом превращается в непрерывное место отдыха. В советское время здесь возникла целая вереница пионерлагерей, домов отдыха, пансионатов и турбаз. Почти все они сейчас заброшены и полуразграблены, а обустроенных пляжей осталось мало. В основном пойму занимают опытные рыбаки да «дикари»-алексинцы, которые облюбовали это место. Для обозначения отрезка бечевника (узкой прибрежной полосы вдоль уреза воды), который надо вовремя занять для своей сложившейся компании, у местных издавна в ходу особый термин — стоянка. На нее часто заезжают в мае и освобождают только после осеннего половодья, когда сезон летней рыбалки заканчивается. В основном стоянки, обустроенные при помощи подручных средств, заполняются отдыхающими в выходные дни. В будни здесь люди тоже есть, но больше энтузиасты — рыбаки, отпускники, пенсионеры. Вот и ранним субботним утром 12 октября прошлого года на своей стоянке между деревнями Егнышевкой и Ламоново в 18 км от Алексина Сергей Капранов в одиночку неторопливо готовил снасти к рыбной ловле, как вдруг почувствовал: из прибрежных кустов на него кто-то смотрит. Сергей неторопливо обернулся и увидел в черневших зарослях невысокую, слегка наклоненную фигуру — будто бы подросток что-то рассматривает в земле. Слегка оробев, Сергей подошел к притопленным кустам. Обнаруженное там неописуемо его удивило: перед ним находилось объемное ростовое изображение Спасителя — деревянная скульптура высотой чуть больше метра. «Сергей испугался и позвонил мне, — вспоминает товарищ Капранова сварщик Алексей Илюшин. — Мол, тут, Леша, такое дело: Иисус стоит в кустах... Я сначала подумал, что друг не в себе. Сразу приехал и тоже остолбенел: что же нам теперь с этой скульптурой делать? Сначала хотели установить на столбе на нашей стоянке. Потом подумали, что могут украсть или разбить, и решили припрятать. Знакомые убедили показать священнику...» Объемный аналог Плащаницы «Прежде всего я подумал, что речь идет о распятии, — признается настоятель алексинского Успенского соборного храма протоиерей Геннадий Степанов. — Потом, поскольку рыбаки упорно твердили о ростовой фигуре, решил, что это сюжет "Спаситель в темнице". Очень беспокоился, довезут ли в целости и сохранности. А когда увидел, очень обрадовался, и стало ясно: это редчайшее для православных храмов центральной России изображение "Спас во гробе". Можно сказать: аналог Плащаницы. Только Плащаница — икона плоская, а тут мы имеем дело с объемной». Действительно, на ногах и руках Христа видны потускневшие от времени изображения ран (вероятнее всего, они обозначены краской). Кстати, часть ступней фигуры утрачена: похоже, сколы (достаточно давние) образовались от сильного удара или небрежного обращения. Беглого взгляда на карту достаточно, чтобы убедиться: окский бассейн, из которого теоретически могла по воде прибыть фигура Спасителя, весьма обширен. Так, выше Алексина река протекает через Калугу и принимает в себя левосторонний приток Жиздру, верховья же ее снова пролегают по Тульской земле, а исток и вовсе находится на Орловщине. Но Алексей Илюшин возможность длительного путешествия скульптуры вплавь оценивает скептически: «Позапрошлая осень выдалась очень дождливой. Притоки вышли из берегов, уровень воды в Оке поднялся. Думаю, фигура долго покоилась в надежном схроне недалеко от реки, а с осенним половодьем ее вымыло. Когда я взял ее в руки, стало очевидно: она сильно набухла от воды. А потом уже, после того как оттер от речного ила и песка и вез в машине, ясно чувствовал исходившие от святыни ароматы ладана, воска и церковных свечей. Знакомые из антикварных кругов утверждают: фигуре минимум два века. Я в этом не разбираюсь, но очень рад, что она нашла себе место в Успенском храме. Пусть остается на нашей Алексинской земле!» Сейчас место обретения фигуры представляет собой сильно размытое углубление в густых зарослях прибрежной растительности. Сверху донизу — мощные выносы песка. Похоже, год назад тут было мини-наводнение: на берегу образовался временный приток — ручей, проложивший себе по дороге к Оке целую канаву. Так что вымыть из земли тут вполне могло не только деревянную скульптуру, но и пару-тройку кладов размером с телегу. Знак благословения и поддержки «Не берусь утверждать, из какого именно дерева изготовлена фигура, но это высококлассная работа резчика, — продолжает настоятель Успенского храма. — Покрыта скульптура тонким слоем левкаса и сверху окрашена (возможно, когда-то ее еще и лакировали, что предотвратило гниение и порчу от влаги). Как только скульптура прибыла к нам, я тут же сообщил о находке нашему архиерею — епископу Белевскому и Алексинскому Серафиму. Он благословил поместить обретенное изображение в храме для молитвенного поклонения и еженедельно служить перед ним акафист Иисусу Сладчайшему. А на следующий день владыка Серафим служил в нашем городе и сам поклонился святыне. Пятничными вечерами теперь прихожане собираются на акафист. Если в гости к нам в субботу приезжают паломники из Москвы или из Тулы, совершаем молебен с акафистом после Литургии». Сейчас изображение Спасителя находится в стилизованной домовине — небольшом гробу, к которому может подойти любой желающий. Появление этой святыни в своем храме отец Геннадий считает несомненным чудом и очень важным знаком, ниспосланным свыше в непростой момент работы по выстраиванию общины и приведению храмового комплекса в порядок: «Наш епископ Серафим сразу сказал: это знак поддержки и благословения дальнейших добрых намерений. Понимаете, мы ведь прошли довольно тяжелый этап воссоздания древнего Успенского собора практически с нуля. В годы безбожной власти здесь — между прочим, на месте древней алексинской крепости у берега Оки — располагалась база вторсырья. А само церковное здание, впервые освященное еще в 1688 году, занимал перерабатывающий цех с пилорамой и котельной». По словам священника, отреставрировать храм удалось в рамках федеральной целевой программы «Культура России» в течение четырех лет — с 2006 по 2010 год. Но работы по благоустройству территории всё еще идут. Отец Геннадий формирует приход, старается, чтобы община жила активной жизнью: «Мы изучаем собственную историю: нашли прямых потомков служивших здесь священников — и до революции, и пострадавших от большевиков... А главное, в самом разгаре решающий этап по восстановлению соседнего величественного "нового" Успенского собора, составляющего со старым единый архитектурный ансамбль. Он строился на деньги купцов и простых алексинцев во время Отечественной войны, а освящен был в 1815 году. Возобновить здесь регулярные богослужения — наш священный долг. И я по-человечески рад, что на этом пути Господь послал нам такое чудо. Это великая поддержка и утешение! Но нам теперь необходимо соответствовать уровню такого дара: не ослаблять молитвы, постоянно подтягивать себя духовно, быть достойными явленному свидетельству доверия Божия...» КОММЕНТАРИИ Это изображение могли демонстративно сбросить в реку в период массового закрытия храмов Юлия РАТОМСКАЯ, с.н.с. Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева: Иконографический тип «Христос во гробу во плоти» был распространен в России, видимо, в XVIII–XIX веках. Это лежащая фигура Христа со сложенными крестообразно на груди руками. Такие скульптуры бытовали в некоторых храмах в разных частях Российской империи, заменяя собой плащаницы во время Страстной седмицы, и соответственно участвовали в богослужении Страстного пятка. В месте, где она была обретена, скульптура могла оказаться в 1920–1930 годы — в период массового закрытия храмов, когда воинствующие безбожники уничтожали иконы, устраивая показательные похороны и другие демонстративные акты. Деревянный образ Спасителя могли сбросить в воду, подобно тому, как сбрасывали в реки идолов. Позднее скульптуру течением могло прибить к берегу, а затем занести песком. При небольшом изменении русла реки или ее обмелении скульптура Спасителя могла оказаться видимой. Такие случаи известны и с дохристианскими скульптурными изображениями. Евгения ШАБУРОВА, заведующая отделом отечественного искусства Пермской государственной художественной галереи: Это изображение Христа после сцены положения во гроб и оплакивания до сцены воскресения. Тело Христа изображается горизонтально и вытянуто во весь рост, на руках видны раны от гвоздей. Чаще всего такие изображения рассматриваются как символические, так как в могиле Христос был завернут в саван, а в этом варианте скульптуры он изображается без покрывала. В религиозной пластике такая иконография не получила широкого распространения и встречается крайне редко. По стилистическим особенностям данное изображение можно отнести к XIX веку.
14 декабря 2015 г. 10:25
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения. Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.
1 марта 2024 г. 16:00
Жемчужина древнего Арзамаса «По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев. Впечатление на путешественника, особенно впервые прибывающего в Арзамас, кафедральный храм города производит действительно необыкновенное. В конце 2022 года собор пережил второе рождение — завершилась первая в его истории уникальная, полномасштабная научная реставрация. PDF-версия.
14 февраля 2024 г. 14:00
|