![]()
Храмы не за тридевять земель «Добро пожаловать за тридевять земель», — своеобразно, но беззлобно приветствует пассажира калининградский таксист в международном аэропорту Храброво, приглашая в салон автомобиля с регистрационным знаком, на котором гордо красуется 39-й номер региона. Российский эксклав, вошедший в состав нашего государства после Великой Отечественной войны, щедр на специфику. Здесь и прекрасная природа с живописными ландшафтами, и великолепные курорты на балтийском побережье, и суровая сдержанность приграничных зон, и особый менталитет, в котором разнообразные черты переселенцев из многих мест Советского Союза смешались с западным с географической точки зрения окружением. PDF-версия.
10 февраля 2021 г. 14:30
Архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим: «Глаза страшатся, а руки делают» Архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим — правящий архиерей самой западной в российских границах епархии Русской Православной Церкви. В беседе с «Журналом Московской Патриархии» он вспоминает о сильнейшем впечатлении за годы своего архиерейского служения, говорит о положительных изменениях для приходской жизни во время пандемии и рассказывает о первом в епархии мужском монашеском общежитии. PDF-версия.
8 февраля 2021 г. 14:00
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан: «В Беслане физически ощутил, как преображает людей совместная молитва» 29 декабря 2020 года исполнилось 40 дней со дня кончины митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова). В своем последнем интервью, данном «Журналу Московской Патриархии», глава Татарстанской митрополии, человек энергичный и полный разнообразных планов, подробно рассказал о перспективах развития вверенного ему удела Божия. С особой радостью владыка Феофан сообщил об открытом в Казани православном детском саде «Родник» — проекте, которому было суждено стать последним завершенным делом неутомимого архипастыря. PDF-версия.
29 декабря 2020 г. 12:25
Епископ Переславский и Угличский Феоктист: «Я не верю в технологии миссии, я верю в людей» Переславская епархия отмечает в этом году пятилетие своего возрождения, а образована она была в 1744 году. В Переславле родился святой благоверный князь Александр Невский, юбилей которого страна будет отмечать в следующем году. В чем главная задача правящего архиерея, почему служить здесь мечтают многие священники и есть ли необходимость в специальной повседневной светской одежде для духовенства, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов). PDF-версия.
25 декабря 2020 г. 14:00
В Городце состоялась конференция «Александр Невский. Между Востоком и Западом» В Городецком Феодоровском монастыре состоялась международная дипломатическая конференция «Александр Невский. Между востоком и западом». Российские и зарубежные дипломаты, историки, представители власти, Церкви, преподаватели вузов рассказали о роли святого князя в истории России и значении его наследия для современной внешней политики страны.
21 декабря 2020 г. 12:48
Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид: «Осетия-Алания — форпост России и Православия на Северном Кавказе» Народ Северной Осетии (или Алании, как ее называли в древности) принял Православие в Х веке. Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю этого народа, православные осетины выстояли, сумев сохранить в жестокой борьбе с чужеземными завоевателями свою веру, язык, национальную идентичность и культуру. О религиозных вызовах, которым сегодня противостоят наследники древних алан, возрождении храмов, издании духовной литературы на осетинском языке, реконструкции и росписи кафедрального собора «Журналу Московской Патриархии» рассказал архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачев). PDF-версия.
17 декабря 2020 г. 13:00
Протоиерей Владимир АКИНШИН: «Главная проблема молодых священников – семейные неурядицы» Духовник Оренбургской епархии протоиерей Владимир Акиншин, который в этом октябре отметил свое 70-летие, исполняет послушание епархиального духовника уже 30 лет. В интервью «Журналу Московской Патриархии» он объясняет, почему молодые священники приходят на исповедь чаще пожилых, вспоминает об одной из последних наложенных им епитимий и советует, как можно предотвратить конфликты между супругами. PDF-версия.
15 декабря 2020 г. 12:47
В Сызранской епархии освятили икону новомученников иеромонаха Нифонта (Выблова) и графа Александра Медема В Сызранской епархии освятили икону сызранских новомученников иеромонаха Нифонта (Выблова) и графа Александра Медема. День их памяти отмечается 23 ноября, оба они скончались в 1931 году в сызранской тюрьме.
23 ноября 2020 г. 20:30
Второе обретение Казанского собора Сегодня, 23 ноября, в Казани состоялось отпевание и погребение митрополита Феофана (Ашуркова). В разные годы он служил в зарубежных епархиях и миссиях Русской Православной Церкви - на Святой Земле, в Аргентине, в Египте. В течение последних двух десятков лет управлял последовательно пятью епархиями Русской Церкви. Об этом он подробно расказал в своем последнем интервью "Журналу Московской Патриархии", которое будет опубликовано в 10-м номере и отдельно анонсировано на нашем сайте на следующей неделе. А сегодня мы рассказываем о последнем проекте Высокопреосвященного Феофана в его земной жизни - воссоздании Казанского собора Богородицкого монастыря. PDF-версия
23 ноября 2020 г. 19:50
Храм «под ключ» за три миллиона Провинциальная деревня или небольшое село. Вокруг инициативной группы сплачивается община, которая со временем регистрируется в качестве прихода. Правящий архиерей назначает настоятеля, и даже местная власть не прочь выделить землю под возведение храма из муниципального фонда. И вот тут возникает проблема: где взять источник финансирования, если богатого спонсора нет?
6 ноября 2020 г. 18:50
|
![]()
26 августа 2019 г. 17:59
Всем ветрам назлоВОССТАНОВЛЕНИЕ СТАРИННОГО МОНАСТЫРЯ НА БЕРЕГУ ДЕСНЫ БЛИЗКО К ЗАВЕРШЕНИЮ В советское время традиция ежегодного шествия из Свенской Успенской обители в центр города по понятным причинам прервалась. Но она уже давно восстановлена. В отличие от праздника обретения чудотворного образа 16 мая, который отмечает только монастырь, 30 августа — дата настоящего общегородского торжества, когда духовенство и горожане с чтимым списком святыни проходят девятикилометровый путь до Троицкого кафедрального собора, где и совершается торжественный молебен. Сама же Свенская икона двумя веками старше обители, отметившей в прошлом году 730-летие. По преданию, этот образ в Киево-Печерском монастыре написал преподобный Алипий Печерский, предположительно в 1088 году. Принесение его в Брянск связано, наверное, с главным чудом, которым и прославилась Свенская икона. PDF-версия Враги не взяли, свои взорвали Черниговский и Дебрянский князь Роман Михайлович терял зрение. Медленно, но, увы, необратимо. Глаза поначалу подернула напоминающая мелкую паутину темная сетка. Взор постепенно туманился, с каждым днем ему становилось все труднее угадывать знакомые очертания родных и близких. Верные люди подсказали: есть в стольном Киеве великая святыня — чудотворная икона Царицы Небесной, от которой многие исцелились. Дружина с иконой уже подплывала к Брянску, как вдруг на самой стремнине напротив устья притока Свень ладья встала как вкопанная. Сколько ни пытались, гребцы не смогли сдвинуть ее с места. Пришлось приставать к берегу и устраивать ночлег. А утром воевода похолодел от ужаса: иконы в ладье не было. Лихорадочно размышляя, что же доложить князю и кого «назначить» виновным, он блуждал взором по речному берегу. Как вдруг загребной радостно вскрикнул: да вон же она, на дереве! Икона Богородицы неведомо как оказалась в ветвях раскидистого дуба. Только как ни старались дружинники, снять ее оттуда не получалось. Пришлось князю самому отправляться с духовенством и боярами на поклон к Пречистой. Подходя к дубу, Роман Михайлович усердно молился о прозрении, обещая поставить на этом месте монастырь во славу Пресвятой Богородицы. Постепенно начиная прозревать, он стал слабо различать тропинку, которая и привела его к дубу (ныне на этом месте находятся Святые врата Свенской Успенской обители). Князь продолжил молиться и прозрел уже полностью. И только после того епископу удалось снять икону с ветвей, отслужить перед нею благодарственный молебен и торжественно поместить в центре будущего Успенского храма, который без промедления тут женачали строить. Свенская Успенская обитель много раз терпела разорение от врагов — при набегах крымских татар, в войну с литовцами, при осаде в Смутное время. Но самый страшный удар, повлекший запустение на долгие десятилетия, был нанесен ей в 1930 году богоборцами. После краткого периода нахождения в монастырских стенах детской колонии советская власть определила сюда местный отдел ОГПУ. Оценив как предаварийное состояние кирпичных коробок с выбитыми окнами, в которые превратились великолепные прежде храмы, чекисты решили их разобрать. Но сказать оказалось легче, чем сделать, — соборный храм в итоге пришлось взрывать (причем потребовались для этого две настойчивые попытки). Взрывной волной снесло главу и верхний ярус соседнего храма Антония и Феодосия Печерских. Рухнула шатровая колокольня. Уцелели, к счастью, обе надвратные церкви — Сретенская и Преображенская, что позволило в дальнейшем постепенно приспособить их к использованию то реставрационной конторой, коррекционной школой-интернатом, то Брянским краеведческим музеем. В тисках «кусочной» реставрации В этом году в восстановлении монастырского ансамбля пройдена веха поистине эпохальная: завершились общестроительные работы и формирование убранства в Успенском соборе. Увы, воссоздание внушительного храма растянулось на долгие девять лет, причем отнюдь не по вине генподрядчика — воронежской строительной фирмы «АРКАДА». Беда восстановительных работ в Свенском Успенском монастыре, с которой так или иначе вынуждены в наши дни мириться многие разоренные в советскую эпоху обители, — так называемая кусочная реставрация, когда при отсутствии единого заказчика работы выполняются не в русле согласованной государственными контролирующими органами одной концепции, а по отдельным, обособленно разыгрывающимся на подрядных аукционах лотам-объектам. Проектная документация по Успенскому собору, охраняемому государством как воссоздаваемая часть всего исторического монастырского ансамбля, была готова в 2004 году. В 2011-м Министерство культуры открыло финансирование, но средства из федерального бюджета поступали недолго. Доделывать собор пришлось на деньги областной казны, что продолжается и поныне. Но эта чехарда, к счастью, хотя бы не повлияла на качество и не привлекла к расторжению контрактов с генподрядчиком. А вот чересполосица в финансировании работ на крепостной стене оставила заметные невооруженным глазом недостатки. На одних пряслах кирпич добросовестно вычинен, на других скучно тускнеет следами былых столетий. Одни участки защищены от непогоды навершиями из кровельной меди или железным профлистом, другие — добротным тесом, третьи вообще открыты всем ветрам и снегам. И даже не это самое страшное. «Обратите внимание: часть прясел в былые годы отреставрирована с использованием местного, так называемого фокинского кирпича, — говорит епархиальный архитектор и древлехранитель Александр Перов. — А ведь применять его здесь было нельзя: он пережженный, с избыточным содержанием извести. Теперь, простояв всего три десятка лет, он просто-напросто вываливается. Ранее тот же фокинский кирпич использовали при послевоенной реставрации храма Преподобных Антония и Феодосия Печерских. Но фактически то была просто фиксация полуразрушенного памятника, так что мы пришли на руину». Достойный плод совместных усилий Храм Преподобных Антония и Феодосия в центре монастырской территории пока несет основную богослужебную нагрузку. Реставрация этого памятника растянулась даже не на годы — на десятилетия. После того как его остов в послевоенное время простоял зафиксированным до 1970-х годов, специализированная проектная фирма «Спецпроектреставрация» подготовила соответствующие документы, и рабочие вышли на объект. Но доделать до крушения Советского Союза не успели, и вернувшиеся в обитель монахи застали его в лесах при отсутствии какой-либо реставрационной активности. «Здесь прослеживаются 10 строительных периодов, — говорит Перов. — Многочисленные пристройки на протяжении веков делались хаотично, от некоторых не осталось и следа: ставили их без фундамента (монастырская гора представляет собой агрегацию меловых отложений) на очень толстые стены, а спустя некоторое время без сожаления разбирали». В отличие от остальных архитектурных памятников обители, храм Преподобных Антония и Феодосия отнесен к объектам культурного наследия не федерального, а регионального значения. Финальный этап в его реставрации пришлось взять на себя на паритетных началах монастырю и Брянской областной администрации, и совместными усилиями они справились. На первом уровне в одностолпной палате сейчас оборудована историческая трапезная с кухней; на втором — собственно сама церковь. Реализуются проекты приспособления обеих надвратных церквей. Хотя еще предстоит решить, какими будут наружный декор и росписи паперти Сретенской церкви, входная группа у Святых врат уже сейчас в целом выглядит достойно. Завершается ремонт игуменского дома. Сегодня можно констатировать, что монастырь пускай и не сразу, но достойно справился с вызовами «кусочной» реставрации, чем подал пример многим застрявшим в начале или на середине аналогичного пути обителям. Постепенное и вдумчивое восстановление отдельных памятников, пусть и находящихся в разной форме собственности и принадлежащих различным структурам, обязательно даст свои плоды. ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ НА НАШЕМ САЙТЕ И В "ЖУРНАЛЕ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ" (№10, 2019): интервью с настоятелем монастыря игуменом Алексием (Тюриным) ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Брянский Свенский Успенский мужской монастырь своим возникновением обязан явлением чудотворной Свенской Печерской иконы Божией Матери и чудесным исцелением от нее Черниговского князя Романа Михайловича от слепоты в 1288 г. С переходом Брянска под державу московских государей обитель укрепила свое положение. При Иоанне Грозном здесь начинается строительство каменных храмов вместо деревянных. С 1681 по 1786 г. монастырь был приписан к Киево-Печерской лавре (называясь Ново-Печерским (Свенским) монастырем), чтобы братия могла иметь тут убежище во время нападений с запада на Малороссию. Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей прп. Паисия (Величковского), в том числе иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров). В 1809–1811 гг. здешним послушником был прп. Моисей Оптинский. После большевистского переворота обитель была разорена. Из храмов уцелели лишь два надвратных — Сретенский и Преображенский. Главная монастырская святыня — чудотворная Свенская икона Божией Матери — была передана в Центральные реставрационные мастерские, а в 1930 г. оказалась в Государственной Третьяковской галерее, где пребывает и поныне. Монашеская жизнь в обители возрождена в 1992 г. Адрес монастыря: Брянск, Супонево, ул. Московская, 189б. Монастырь открыт для посещения ежедневно с 7.00 до 20.00. Ежедневные богослужения: братский молебен перед Свенской иконой Пресвятой Богородицы в 7.00. Часы и Литургия в 8.00, затем молебен и панихида. Вечернее богослужение в 17.00. По воскресеньям и праздникам поздняя Божественная литургия совершается в 10.00.
26 августа 2019 г. 17:59
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Вышел в свет №2 «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
17 марта 2021 г. 14:00
Александр Невский и Кольский Север В исторической науке закрепилось еще со времен Петра I представление о том, что деяния святого благоверного князя Александра Невского были связаны с Невой, Чудским озером, псковско-новгородскими коллизиями и смутами. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан делится своими оригинальными размышлениями о том, как имя князя Александра Ярославича связано с историей Крайнего Севера. Как благодаря его дипломатическим и военным усилиям эти северные земли стали данниками Новгородской Руси, а спустя столетия, уже при московских князьях, часть Лапландии отошла к Российской державе, став впоследствии русским Кольским Севером, а ныне Мурманской областью. PDF-версия.
24 февраля 2021 г. 17:00
Памяти митрополита Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха всея Беларуси 12 января 2021 года на 86-м году жизни отошел ко Господу почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев). 20 февраля 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины архипастыря. PDF-версия.
19 февраля 2021 г. 18:35
Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.
17 февраля 2021 г. 15:00
|