iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Рецензии
Кадр из фильма
26 августа 2015 г. 14:00
версия для печати версия для печати

Серафим и Серафимы

МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА И ВЕЛИКИЙ СВЯТОЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АНИМАЦИОННОЙ ПРЕМЬЕРЕ

Завтра, 27 августа, в широкий прокат выходит полнометражный мультипликационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», одна из центральных фигур которого – великий святой Земли Русской преподобный Серафим. Как бы ни сложилась прокатная судьба ленты (а стартует показ одновременно в 850 российских кинотеатрах), ей суждено стать безусловным явлением в отечественном кинематографе. Не только потому, что в звукоряде впервые в истории отечественной анимации применены новейшие технологии объемного звука Aura и Dolby Atmos. И даже не потому, что это первый фильм с героями-людьми, созданный уже прекрасно зарекомендовавшей себя студией «КиноАтис» («Микрополис», два полнометражных мультфильма о собаках Белке и Стрелке, сериал «Белка и Стрелка. Озорная семейка»).

Страстная седмица 1943 года пришлась на последнюю апрельскую декаду. До знаменитой встречи Сталина с тремя митрополитами почти полгода. Красная Армия освобождает последние занятые немцами советские территории. А где-то в глубинке Горьковской области маленьким детским домом для девочек командует отставной герой-офицер Иван Андреевич (роль озвучивает Владимир Левашев), лишившийся на фронте руки и волочащий негнущуюся ногу. Единственные для него радости в этом тесном мирке – петь «Марш танкистов» братьев Покрасс да отмечать красными флажками линию фронта по доносящимся из репродуктора левитановским баритоном сводкам Совинформбюро.

Но очень скоро зритель убеждается: старинное здание детдома не лишено «скелетов». Один (вернее, одна) из них, старая нянечка Тетя Лиза (народная артистка СССР Вера Васильева), на поверку оказывается правнучкой боевого царского генерала – некогда хозяина здешнего поместья. Прадед испытал в своей жизни чудо соприкосновения с преподобным Серафимом – тогда еще монахом, молившимся неподалеку в своей пустыньке. Веру предков сохранила и пронесла через свою жизнь и Тетя Лиза, в комнатке которой до сих пор перед образом Преподобного теплится лампадка, а за белым покрывалом таится огромный портрет любимого прадедушки. В такую необычную обстановку угодила маленькая Сима Воскресенская – разлученная с матерью дочь священника, расстрелянного советской властью.

Входивший в авторскую творческую группу член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского Дмитрий Сладков называет ленту антисоветской и добавляет: «Что весьма уместно в наше время». Действительно, даже взрослого зрителя картина захватывает с первых минут – не только сюжетом, но и множеством мастерски зашифрованных отсылок, скрытых цитат, тонких аллегорий и полунамеков. Так, отца Симы НКВДшники при аресте грубо запихивают в оказавшийся автозаком хлебный фургон, и посвященным сразу ясно: эта «контора» ничем не лучше бандитской «Черной кошки» Горбуна-Карпуши. Маленькое население детдома – тщательно выписанная калька советского общества с честным, но не очень далеким «обычным коммунистом» Иваном Андреевичем, молча сносящей тяготы пенсионеркой Тетей Лизой и учительницей-воспитательницей-надзирательницей Ольгой Семеновной (Наталья Грачева), олицетворяющей «гражданскую» (но от этого не менее, если не более) мерзкую компоненту советского госаппарата. Пожалуй, одна только эта фигура чересчур ходульна. Создается впечатление, что по молодости Ольгу Семеновну несправедливо не приняли в школу милиции, отчего она вынужденно пошла по педагогической стезе и очень сильно переживает из-за отсутствия у бедра нагана.

Другая аллегория – число воспитанниц: их вместе с Симой оказывается ровно дюжина. Ближайшая подруга героини Рита – потомок «бывших» - живет в своем мирке и, думая, что творит благо, выдает Симин секрет – нательный крестик, что та бережно хранит у сердца. Есть в этом маленьком детском коллективе и прямые «стукачи», и равнодушные наблюдатели, и самозабвенные вредины. Но в основном, увы – серое послушное большинство, которое администрация высокопарно именует будущими пионерками. Картина советского прошлого нарисована столь блистательно, что даже не верится, что наши родители десятилетиями мирились со всеми этими «радостями». Но задумываться некогда: похищенный крестик летит в печку, странным образом проскакивает сквозь жаровни, его обнаруживают... Лишившаяся святыни, близкая к отчаянию девочка практически загнана в угол. Она решается на поступки, которых по зрелом размышлении никогда бы не совершила, и оказывается на больничной койке.

Именно в этот момент в ее жизнь приходит небесный заступник – преподобный Серафим (народный артист России Александр Михайлов). Вторая половина фильма, где святой помогает девочке, решена совершенно иначе: здесь спокойная музыка, величественные картины райских кущ, неземные цвета и звуки. Конечно, печальник Земли Русской приведет Симу к папе, и только у невероятного черствого человека не дрогнет в этот момент ничего в груди. Но навеки Сима в этом прекрасном мире не останется. Ей придется вернуться на землю, выслушать жесткий приговор с угрозой высылки в воспитательную колонию. На дворе тем временем 24 апреля – Великая суббота, и вылетевший из лампадки Тети Лизы серафим (пламенеющий ангел нарисован очень деликатно – и в то же время достаточно убедительно) доставляет запертую на чердаке девочку к любимому батюшке Серафиму...

У картины будет хэппи-энд – настолько, насколько это возможно при таком, в общем, взрослом сюжете, абсолютно лишенном сюсюканья. Но авторы умудрятся вставить сюда и катехизаторский эпизод (когда Сима всем, даже самым откровенным недругам и ябедам, преподносит на Пасху крашеные яйца), и пунктирный диалог сквозь век с лишним между дореволюционным генералом и Иваном Андреевичем, и даже ожившие картины из житийных клейм преподобного Серафима. Однако главенствует над ними все же тема исповедничества. И главный герой этого фильма о непростой российской истории, как это ни парадоксально, не ангел и не святой, не глубины озер и не высоты водопадов горнего мира, а маленькая девочка, готовая ради самого дорогого, что осталось в ее короткой безрадостной жизни, пойти на страдания и муки.

За три с половиной года работы, признается продюсер картины, член правления фонда преподобного Серафима Саровского Игорь Мещан, сценарий перекраивался бессчетное число раз: «Сначала мы хотели сделать житийную картину, но в «КиноАтисе» нас убедили, что это неверный ход. При дальнейшей работе мы отталкивались от книги писателя Тимофея Веронина, но от нее осталось одно название. Мощную драматургическую линию внес сценарист Виктор Стрельченко, а дальше мы всем творческим коллективом садились, отсматривали готовый материал, вносили изменения по ходу и... готовились к очередному обсуждению. Так продолжалось до финала. В итоге сценария в привычном смысле не существует: доделки и изменения вносились до самого конца».

Готовых рецептов тут попросту не было. «Спаситель заповедал проповедовать Евангелие всем языкам. Значит, Благую Весть надо излагать и языком масс-культуры, в том числе анимации. Но возникает вопрос: художественный язык современной анимации – он какой? Это Дисней или Норштейн, а быть может, Миядзаки? Мы в самом начале движения по этому пути, - считает Дмитрий Сладков. – Но уже хорошо, что от разговора о «традиционных ценностях» удалось перейти к прямому свидетельству».

«Мы постарались сделать фильм, который выбивался бы из общего потока», - добавляет генеральный директор компании «КиноАтис» Вадим Сотсков. Кстати, преподобный Серафим на экране изображается без нимба, что не воспринимается ни на йоту фальшиво. Но от полностью рисованного мультфильма создатели отказались именно по причине присутствия в сценарии святого (в традиционном исполнении нарисованы только первые кадры ареста священника и взрыва церкви, остальная часть картины создана на компьютере в 3D-технологии). «Рисовать Преподобного – значит в каждом кадре фактически создавать икону, - объясняет режиссер-постановщик, аниматор Сергей Антонов. – Но работа проходит через множество рук, и сохранить уровень рисунка у нас не получалось. Впрочем, наша 3D-технология все же слегка адаптирована под 2D-фильм».

Общий бюджет фильма в 120 миллионов рублей на 28% покрыло государство в лице Министерства культуры. Негосударственную часть затрат в основном профинансировал Фонд преподобного Серафима Саровского и частично – кинокомпания «Централ Партнершип».

26 августа 2015 г. 14:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00