iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Рецензии
Кадр из фильма
26 августа 2015 г. 14:00
версия для печати версия для печати

Серафим и Серафимы

МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА И ВЕЛИКИЙ СВЯТОЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АНИМАЦИОННОЙ ПРЕМЬЕРЕ

Завтра, 27 августа, в широкий прокат выходит полнометражный мультипликационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», одна из центральных фигур которого – великий святой Земли Русской преподобный Серафим. Как бы ни сложилась прокатная судьба ленты (а стартует показ одновременно в 850 российских кинотеатрах), ей суждено стать безусловным явлением в отечественном кинематографе. Не только потому, что в звукоряде впервые в истории отечественной анимации применены новейшие технологии объемного звука Aura и Dolby Atmos. И даже не потому, что это первый фильм с героями-людьми, созданный уже прекрасно зарекомендовавшей себя студией «КиноАтис» («Микрополис», два полнометражных мультфильма о собаках Белке и Стрелке, сериал «Белка и Стрелка. Озорная семейка»).

Страстная седмица 1943 года пришлась на последнюю апрельскую декаду. До знаменитой встречи Сталина с тремя митрополитами почти полгода. Красная Армия освобождает последние занятые немцами советские территории. А где-то в глубинке Горьковской области маленьким детским домом для девочек командует отставной герой-офицер Иван Андреевич (роль озвучивает Владимир Левашев), лишившийся на фронте руки и волочащий негнущуюся ногу. Единственные для него радости в этом тесном мирке – петь «Марш танкистов» братьев Покрасс да отмечать красными флажками линию фронта по доносящимся из репродуктора левитановским баритоном сводкам Совинформбюро.

Но очень скоро зритель убеждается: старинное здание детдома не лишено «скелетов». Один (вернее, одна) из них, старая нянечка Тетя Лиза (народная артистка СССР Вера Васильева), на поверку оказывается правнучкой боевого царского генерала – некогда хозяина здешнего поместья. Прадед испытал в своей жизни чудо соприкосновения с преподобным Серафимом – тогда еще монахом, молившимся неподалеку в своей пустыньке. Веру предков сохранила и пронесла через свою жизнь и Тетя Лиза, в комнатке которой до сих пор перед образом Преподобного теплится лампадка, а за белым покрывалом таится огромный портрет любимого прадедушки. В такую необычную обстановку угодила маленькая Сима Воскресенская – разлученная с матерью дочь священника, расстрелянного советской властью.

Входивший в авторскую творческую группу член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского Дмитрий Сладков называет ленту антисоветской и добавляет: «Что весьма уместно в наше время». Действительно, даже взрослого зрителя картина захватывает с первых минут – не только сюжетом, но и множеством мастерски зашифрованных отсылок, скрытых цитат, тонких аллегорий и полунамеков. Так, отца Симы НКВДшники при аресте грубо запихивают в оказавшийся автозаком хлебный фургон, и посвященным сразу ясно: эта «контора» ничем не лучше бандитской «Черной кошки» Горбуна-Карпуши. Маленькое население детдома – тщательно выписанная калька советского общества с честным, но не очень далеким «обычным коммунистом» Иваном Андреевичем, молча сносящей тяготы пенсионеркой Тетей Лизой и учительницей-воспитательницей-надзирательницей Ольгой Семеновной (Наталья Грачева), олицетворяющей «гражданскую» (но от этого не менее, если не более) мерзкую компоненту советского госаппарата. Пожалуй, одна только эта фигура чересчур ходульна. Создается впечатление, что по молодости Ольгу Семеновну несправедливо не приняли в школу милиции, отчего она вынужденно пошла по педагогической стезе и очень сильно переживает из-за отсутствия у бедра нагана.

Другая аллегория – число воспитанниц: их вместе с Симой оказывается ровно дюжина. Ближайшая подруга героини Рита – потомок «бывших» - живет в своем мирке и, думая, что творит благо, выдает Симин секрет – нательный крестик, что та бережно хранит у сердца. Есть в этом маленьком детском коллективе и прямые «стукачи», и равнодушные наблюдатели, и самозабвенные вредины. Но в основном, увы – серое послушное большинство, которое администрация высокопарно именует будущими пионерками. Картина советского прошлого нарисована столь блистательно, что даже не верится, что наши родители десятилетиями мирились со всеми этими «радостями». Но задумываться некогда: похищенный крестик летит в печку, странным образом проскакивает сквозь жаровни, его обнаруживают... Лишившаяся святыни, близкая к отчаянию девочка практически загнана в угол. Она решается на поступки, которых по зрелом размышлении никогда бы не совершила, и оказывается на больничной койке.

Именно в этот момент в ее жизнь приходит небесный заступник – преподобный Серафим (народный артист России Александр Михайлов). Вторая половина фильма, где святой помогает девочке, решена совершенно иначе: здесь спокойная музыка, величественные картины райских кущ, неземные цвета и звуки. Конечно, печальник Земли Русской приведет Симу к папе, и только у невероятного черствого человека не дрогнет в этот момент ничего в груди. Но навеки Сима в этом прекрасном мире не останется. Ей придется вернуться на землю, выслушать жесткий приговор с угрозой высылки в воспитательную колонию. На дворе тем временем 24 апреля – Великая суббота, и вылетевший из лампадки Тети Лизы серафим (пламенеющий ангел нарисован очень деликатно – и в то же время достаточно убедительно) доставляет запертую на чердаке девочку к любимому батюшке Серафиму...

У картины будет хэппи-энд – настолько, насколько это возможно при таком, в общем, взрослом сюжете, абсолютно лишенном сюсюканья. Но авторы умудрятся вставить сюда и катехизаторский эпизод (когда Сима всем, даже самым откровенным недругам и ябедам, преподносит на Пасху крашеные яйца), и пунктирный диалог сквозь век с лишним между дореволюционным генералом и Иваном Андреевичем, и даже ожившие картины из житийных клейм преподобного Серафима. Однако главенствует над ними все же тема исповедничества. И главный герой этого фильма о непростой российской истории, как это ни парадоксально, не ангел и не святой, не глубины озер и не высоты водопадов горнего мира, а маленькая девочка, готовая ради самого дорогого, что осталось в ее короткой безрадостной жизни, пойти на страдания и муки.

За три с половиной года работы, признается продюсер картины, член правления фонда преподобного Серафима Саровского Игорь Мещан, сценарий перекраивался бессчетное число раз: «Сначала мы хотели сделать житийную картину, но в «КиноАтисе» нас убедили, что это неверный ход. При дальнейшей работе мы отталкивались от книги писателя Тимофея Веронина, но от нее осталось одно название. Мощную драматургическую линию внес сценарист Виктор Стрельченко, а дальше мы всем творческим коллективом садились, отсматривали готовый материал, вносили изменения по ходу и... готовились к очередному обсуждению. Так продолжалось до финала. В итоге сценария в привычном смысле не существует: доделки и изменения вносились до самого конца».

Готовых рецептов тут попросту не было. «Спаситель заповедал проповедовать Евангелие всем языкам. Значит, Благую Весть надо излагать и языком масс-культуры, в том числе анимации. Но возникает вопрос: художественный язык современной анимации – он какой? Это Дисней или Норштейн, а быть может, Миядзаки? Мы в самом начале движения по этому пути, - считает Дмитрий Сладков. – Но уже хорошо, что от разговора о «традиционных ценностях» удалось перейти к прямому свидетельству».

«Мы постарались сделать фильм, который выбивался бы из общего потока», - добавляет генеральный директор компании «КиноАтис» Вадим Сотсков. Кстати, преподобный Серафим на экране изображается без нимба, что не воспринимается ни на йоту фальшиво. Но от полностью рисованного мультфильма создатели отказались именно по причине присутствия в сценарии святого (в традиционном исполнении нарисованы только первые кадры ареста священника и взрыва церкви, остальная часть картины создана на компьютере в 3D-технологии). «Рисовать Преподобного – значит в каждом кадре фактически создавать икону, - объясняет режиссер-постановщик, аниматор Сергей Антонов. – Но работа проходит через множество рук, и сохранить уровень рисунка у нас не получалось. Впрочем, наша 3D-технология все же слегка адаптирована под 2D-фильм».

Общий бюджет фильма в 120 миллионов рублей на 28% покрыло государство в лице Министерства культуры. Негосударственную часть затрат в основном профинансировал Фонд преподобного Серафима Саровского и частично – кинокомпания «Централ Партнершип».

26 августа 2015 г. 14:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи