18 марта исполнилось 330 лет со дня хиротонии Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важеского. О Холмогорах мы чаще вспоминаем в связи с именем Михаила Ломоносова, 300-летний юбилей которого не так давно отмечался в России. Выдающийся ученый и просветитель, он основал современный русский язык, написал краткую историю России, разработал концепцию и учебную программу первого российского университета. Но состоялся бы этот гений без самой яркой звезды в созвездии епархиальных архиереев петровского времени, Преосвященнейшего Афанасия, чья память сегодня незаслужено забыта?
Именем Ломоносова названы десятки улиц в городах России, научные заведения, в том числе Московский и Северный Арктический университеты. О нем снято немало художественных фильмов. По стране установлены десятки его памятников. Захоронение в Санкт-Петербурге ухожено, находится под опекой государства.
По архиепископу Афанасию – почти ничего. Отпечатанная до революции биография, опубликованная на сайте областной библиотеки, уже много лет тщетно ожидает переиздания. Книга, изданная покойным историком, ректором Поморского университета Владимиром Николаевичем Булатовым (1946-2007) в 2002 году, давно разошлась. Могила в запустелом Соборе, который построил Владыка, давно неизвестно кем раскопана, останки, возможно, уже и не найти. Улиц с его именем нет, и если и будут, то вспомнят ли жители города, что именно архиепископ Афанасий создал на колокольне в Холмогорах первую на Севере обсерваторию, построил Новодвинскую (тогда Петропавловскую) крепость, создал фармацевтический справочник в двух томах, сделал карту устья Двины, разработал три пути наступления на Швецию в Северной войне, создал косторезные, иконописные артели, артели каменщиков, переписчиков книг?
Страна узнала о нем благодаря актеру Ивану Лапикову, сыгравшему Владыку в фильме «Россия молодая» (1981, студия им.М.Горького, реж.Ю.Герман). А затем снова, как говорится «в тень и пыль веков». Увы, не нашлось ни одного государственного руководителя, который послушал, почитал бы об архиепископе Афанасии, привел бы в порядок его труды, могилу – ради славы Русского Севера. И говорить о том, что это неправильно, несправедливо – банально. История вообще несправедлива…
Архиепископ Афанасий возводил каменные храмы по всему Северу, преследовал раскольников, создал библиотеку, иконописную мастерскую, под его руководством сложилась своя книгописная школа. Его перу принадлежит немало богословских произведений. К слову, в 1682 году всего за пятьдесят дней он написал полемический трактат "Увет духовный", ставший одним из главных антираскольнических сочинений XVII столетия. Архиепископ Афанасий был другом и соратником Петра Великого. Но, желая ослабить церковь и усилить свою самодержавную власть, Петр не назначил своего наставника на патриаршество, впоследствии и вовсе отменив его.
Ломоносов написал множество од Императорам Всероссийским – начиная с Иоанна Антоновича и заканчивая Екатериной Великой, дружил с ближайшим к Императрице Елизавете графом, генерал-фельдмаршалом, реформатором Петром Ивановичем Шуваловым (1710-1762), лично показывал Екатерине великолепие своих мозаик, собственные физические и химические опыты, но не возглавил Академию наук, к чему, возможно, стремился.
Да, честолюбие, скомпрометированное в коллективистские времена ХХ века, было мощным двигателем с положительным знаком в петровскую эпоху. Но и достойный патриаршества Владыка, и блестящий ученый, были хоть и полезны, но чересчур самостоятельны для царева круга.
А был ли возможен один без другого?
Понятно, что архиепископ Афанасий состоялся без Михаила Васильевича. А вот состоялся бы последний без творческой обстановки Холмогор, постепенно гаснущей, но все еще светящей сильным светом? Думается, едва ли.
Чем уникальны Холмогоры конца XVII - начала XVIII веков? Рядом уже возник Архангельск, административный центр, и, казалось бы, холмогорский удел – потихоньку увядать, отдавая людей, ресурсы молодому удачливому сопернику. Будучи хиротонисан во епископа Холмогорского и Важеского с возведением в сан архиепископа, Афанасий разворачивает судьбу Холмогор на полстолетия навстречу течению истории. Именно там, а не в Архангельске, он начинает создание Соборного комплекса и архиерейской резиденции, которые становятся образцом для возникновения каменного строительства по всему Северу, заново возводит крепость. Строительство храмов требует росписи, резьбы, иконописи, церковных книг – епископ создает косторезные, иконописные артели, артели каменщиков и книгописцев. В Холмогоры едут «специалисты» из Москвы, Вологды, из-за границы, но большинство мастеров – холмогорские. Архиепископские занятия фармацией собирают лекарей, занятия географией –картографов, разведкой – создают контакты с иностранными купцами и так далее. И все это в краткий период жизни неутомимого Владыки.
После его смерти в 1702 году холмогорское Возрождение медленно угасает в течение нескольких десятилетий. Именно на время этого постепенного заката приходится пора юного Ломоносова.
Наследие Преосвященнейшего Владыки – это библиотека в 500 томов, нехарактерные ранее («до Афанасия») для Севера каменные церкви, в каждой из которых действует воскресная школа, строительные, иконописные и косторезные мастера - явно в избытке, отчего все чаще отъезжают в Архангельск и далее в Петербург.
Благодаря усилиям Владыки, угасающий городок с населением в 2000 человек резко, на протяжении жизни одного поколения, преобразился в центр культуры и науки, что позволило Михаилу Ломоносову увидеть возможности Человека, поверить, что и ему под силу совершить нечто подобное. В то же время постепенное угасание Холмогор после смерти архиепископа Афанасия, пустеющие дома, отъезд интересных людей из города, вероятно, подвигли его оставить родные места и устремиться в столицу. А ведь не соверши он этого путешествия, и не было бы того Ломоносова, каким мы знаем его сегодня.
Причудливая игра причин и следствий Истории не позволяет утверждать наверняка, что архиепископ Афанасий и его деятельность – причина появления «гения Ломоносова. Но считать, что именно Владыка заложил краеугольный камень в фундамент этого явления, думается, будет вполне справедливо.
Владимир Станулевич
Справка "ЦВ"
2 сентября 1681 года Царь Федор Алексеевич представил на обсуждение Патриарха Иоакима и Собора русских архиереев свой проект открытия новых епархий. Предполагалось создать и пять епархий на Русском Севере, в том числе «на Колмогорах». Первым архиепископом Холмогорским и Важским стал Афанасий (Любимов-Творогов; в миру — Алексей Артемьевич; 1641—1702).
5 июля 1682 года архиепископ Афанасий принял участие в споре с раскольниками о вере в Грановитой палате Кремля. Это событие принесло ему известность. Он так умело и жестко вел полемику, что его главный оппонент, Никита Пустосвят, не сдержавшись, стал «бити и терзати» владыку. По легенде. Пустосвят выдрал у Афанасия часть бороды, и архиерею приходилось впоследствии бриться. Но источники утверждают, что он не имел бороды «от природы». Благодаря работам двух живописцев — московского (по заказу самого архиерея) и двинского — мы знаем, как выглядел архиерей.
На Русском Севере архиепископ Афанасий столкнулся с двумя трудноразрешимыми проблемами. Последователь реформ Никона, он жестоко преследовал старообрядцев. Основным средством противодействия расколу архиепископ Афанасий считал просвещение прихожан своей епархии, а для этого необходимы были образованные священники. Молодых юношей владыка направлял на учебу в православные школы и училища, по окончании которых священнослужителей определяли учителями в церковно-приходские школы.
Для борьбы с наиболее активными староверами архиепископ применял и репрессивные меры. По его приказу раскольников, «скованных и связанных», со всей обширной епархии присылали в Холмогоры. Их содержали в тюрьме при архиерейском доме, допрашивали и избивали, заставляли отказаться от старообрядчества. Однако перелом в религиозном сознании большой части поморского населения, несмотря на властность и жестокость владыки, так и не наступил.
На Русском Севере издавна существовала демократическая традиция избрания священника. Церковные акты постоянно упоминают о таких выборах. Архиепископ Афанасий сделал попытку прекратить приходские выборы и «изъять избирательные списки и порядные, записи». Однако эта попытка оказалась неудачной. Демократические традиции в Православной Церкви Русского Севера сохранялись вплоть до XVIII века.
Сохранившаяся после его смерти библиотека архиепископа Афанасия - свидетельство большого уважения и любви ее владельца к книге. В описи упомянуто 270 названий книг и 490 отдельных томов. Почти половина книг были рукописными. Палеографические особенности рукописей, созданных в Холмогорах в конце XVII века, позволяют сделать определенный вывод о сложившейся там школе книгописания.
Архиепископ Афанасий был автором ряда произведений богословско-полемического характера, направленных против раскола: «Цвет .духовный» (1682), «Книга о пресуществлении» (1688) и «Щит веры» (1690). Им также написаны научные труды – «Описание трех путей России в Швецию» (1701) и медицинский трактат (Лечебник) «Реестр дохтурских наук» с рецептами изготовления и применения различных лекарств. Среди произведений холмогорского архиепископа особое место занимает толкование на «Шестоднев», где наиболее полно выражено мировидение автора, его взгляд на внешний мир, человека и его предназначение.
Преосвященнейшего Афанасия называют «самой яркой звездой в созвездии епархиальных архиереев петровского времени».