iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00
Наука
Фото пресс-службы ПСТГУ

Углубляясь в прошлое, созидать будущее

Сегодня в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете открылась конференция «Русская церковная наука до 1917 года и ее наследие в наши дни».

Участники конференции на протяжении двух дней будут размышлять о значении наследия русской богословской школы, о том, что из опыта прошлого можно использовать в наши дни, какие традиции церковной науки той поры могут стать опорой для возрождения научного потенциала Церкви. Многогранность целей и задач конференции заметна по широте проблематики и тематического охвата: наряду с богословскими докладами прозвучат выступления  филологов, библеистов, историков, философов.

Участников и гостей форума приветствовал председатель оргкомитета конференции священник Константин Польсков, проректор ПСТГУ по научной работе. Первый же день работы конференции оказался полон интересных выступлений, вызвавших живой интерес. Профессор НИУ Высшей школы экономики Борис Успенский обратил внимание на разнообразие написаний Имени Божьего в различных рукописных текстах Славянской Библии. С его точки зрения, Славянская Библия на Руси, в течение столетий приобрела ряд черт, отличающих ее от Южнославянского варианта. Некоторые списки русской Славянской Библии, по его мнению, несут на себе следы накопившейся многослойной правки текста, которая выражается в отклонениях от Септуагинты, в обилии гебраизмов и правок, сделанных в соответствии с еврейскими таргумами и масоретским текстом Библии.

Наибольший отклик вызвало  выступление сотрудника Института языкознания РАН к.ф.н. Андрея Вдовиченко, который пытается оценить роль и перспективы классического направления в библеистике. В своем выступлении он попытался проследить возможные формы взаимодействия  филологии, богословия и других гуманитарных наук на пути приближения читателя к пониманию библейского текста. Вынеся ряд тезисов на суждение слушателей, он сделал несколько важных обобщений и подвел итоги доклада-дискуссии. Его основная идея заключается в том, что ключом к цельному пониманию Священного Писания является восстановление подлинного образа той коммуникационной среды, в которой рождаются священные тексты. Именно это, с точки зрения докладчика, дает возможность понять цельность Благовестия, вырваться из плена филологических коллизий, которые не способно решить классическое направление в библеистике.

В перерыве профессор ПСТГУ, доктор церковной истории Наталья Сухова отметила, что основная задача форума — сблизиться с той культурой обсуждения, которая ранее существовала в России, попытаться выйти на уровень дискуссии, отличавший русскую церковную науку до революции. «Дореволюционная наука накопила много ценнейшего материала, который, в виду революционных событий, она так и не успела аккумулировать. Очевидно, что это задача стоит перед нами. Ее достижения — это завещание нам, нашему поколению, которое должно войти в  труд прежних поколений и извлечь из него лучшее, чтобы идти дальше. Причем относится это отнюдь не только к богословию, но и к другим гуманитарным наукам, которым в дореволюционной России уделялось значительное внимание. Именно поэтому показательно, что данная конференция организована филологическим факультетом ПСТГУ. Это очень важный фактор для развития научной жизни университета» — сказала она.

Позицию филологов выразил профессор Института русского языка РАН Роман Кривко: «Ценность подобных форумов заключается в том, что, преодолевая любые  барьеры, они помогают лучше взаимодействовать представителям различных научных направлений. Подобные встречи, несомненно, необходимы в современном научном пространстве, и то, что церковная наука приходит к этому междисциплинарному диалогу это очень хороший знак».

Одна из особенностей конференции — ее масштабность. Участники представляют авторитетные научные центры России и зарубежья, занимающиеся исследованием дореволюционного культурного наследия: Российскую академию наук, Московский и Казанский государственные университеты, Московский педагогический государственный университет, Высшую школу экономики, Университет им. Альберта и Людвига во Фрайбурге. 

 

Ключевые слова: Библия, богословие, философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00