![]()
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Марина Викторовна Творогова Дизайнер-верстальщик «Журнала Московской Патриархии». 11.12.1949–31.03.2022
9 мая 2022 г. 13:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употребления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: «Возделывая ниву Господню» Священномученика Владимира Киевского иногда называют первомучеником ХХ века. Подобно тому как в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире вера Христова из Киева распространилась по всей Руси, так и в 1918 году с убийства митрополита Владимира Киевского начался смиренный и в то же время торжественный путь мученичества и исповедничества за веру Христову в ХХ веке. В этом году исполняется 30 лет со дня прославления митрополита Владимира в лике священномучеников и обретения его мощей в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. О жизни и подвиге святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. PDF-версия.
22 марта 2022 г. 13:00
Как сначала предали забвению, а потом нашли патриаршую могилу Век назад, весной 1922 года, Патриарх Всероссийский Тихон прибыл на поселение в кельи возле Тихвинской надвратной церкви Донского монастыря. Но не как Предстоятель самой многочисленной Православной Церкви на свете, а как арестант, заключенный под стражу богоборческой властью, и подследственный по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Семьдесят лет спустя, в феврале 1992 года, в той же обители были обретены мощи прославленного Церковью в лике святителей первоиерарха. Событие это было сколь чудесным, столь и малоожидаемым. PDF-версия.
22 февраля 2022 г. 10:30
Патриарх Тихон сплотил вокруг себя защитников Церкви, благодаря которым она вынесла самые лютые гонения Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям, автор монографии «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время» священник Димитрий Сафонов — о том, кто объявил святителя Московского Тихона врагом Советов номер один, почему степень почитания этого святого несоразмерно мала по сравнению с его значением в истории и как «церковный нэп» помог верующим. PDF-версия.
4 февраля 2022 г. 16:30
Величественный образ архипастыря Двадцать первого ноября 2021 года исполнилось 160 лет со дня рождения известного церковного деятеля, современника трагических событий в российском государстве и Русской Православной Церкви после Октябрьской революции священномученика Николая (Добронравова), архиепископа Владимирского и Суздальского. В житии этого труженика на ниве Христовой сполна отразилась железная поступь XX века: революция, кризис в российском обществе, кровавые гонения на христиан — но и искания духовенством и мирянами путей обновления церковной жизни, освобождения ее от излишних уз государственного контроля, стремление лучших сынов Церкви привнести в ее уклад дух христианской любви и заботы о ближних, просвещения и образованности. PDF-версия.
26 января 2022 г. 13:00
Протоиерей Алексий Марченко: «Кроткий страдалец из боярского рода» Минуло свыше четырех веков со дня кончины боярина Михаила Романова, пострадавшего в период ожесточенной борьбы за власть накануне Смутного времени. Однако почитание его духовного подвига, места его заточения и связанных с ним святынь в поселке Ныроб Пермского края до сих пор живет в православном народе. Почему боярин попал в опалу, как судьба древнего уральского поселения переплелась с судьбой рода Романовых и что помешало скорой канонизации Михаила Никитича, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор церковной истории, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия протоиерей Алексий Марченко. PDF-версия.
24 января 2022 г. 15:00
|
![]()
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /
15 января 2009 г.
Народная память и советский официоз. Вернется ли знаменитый памятник Гоголю на свое историческое местоНаступающее в апреле 200-летие со дня рождения Н.В.Гоголя, одного из лучших прозаиков и драматургов XIX века, дает повод для размышлений о том, насколько бережно относимся мы к памяти об этом замечательном человеке. О творчестве Гоголя написано множество книг, статей и научных работ, так что перечислять художественные достоинства его произведений нет необходимости. Однако нелишне вспомнить, что это был не просто выдающийся литературный талант, но ещё и духовно-религиозный философ, размышлявший об особенностях национального характера русского народа и путях развития России. Гоголем написана уникальная стихотворная молитва – «Песнь Молитвенная к Пресвятой Деве Марии Богородице» и еще около десяти нестихотворных молитв, а также сборник статей и писем «Духовная проза». Поразительно, как удалось ему за сравнительно недолгую жизнь увидеть и блестяще описать то, что нашло столь живой отклик в душах всех россиян. Примечательны и обстоятельства похорон писателя. Гоголя провожала вся Москва, любившая его и любимая им. Трое суток было перекрыто движение на Большой Никитской улице, по которой днем и ночью нескончаемой чередой шли люди, желающие проститься с любимым писателем. Наверное, никому из его предшественников не довелось удостоиться такой чести: в гробу его увенчали лавровым венком; а от церкви св. мученицы Татьяны на Моховой, где отпевали Гоголя, гроб с телом в распутицу и бездорожье несли на руках более 8 верст до кладбища Данилова монастыря профессора и студенты Московского Университета. Не осталась безразлична Россия и к возникшей идее сооружения народного памятника Гоголю. В конце 1870-х по объявленной специально созданным Гоголевским комитетом подписке почти 30 лет россияне всех сословий, каждый в меру своего достатка, всем миром собирали средства на сооружение этого памятника. Среди жертвователей были не только богатые и сановные люди, но и безвестные крестьяне, мастеровые и мелкие чиновники, посчитавшие своим долгом внести хоть малую толику от своих скромных заработков. Открытие монумента вылилось во всенародные торжества, длившиеся на протяжении трех дней. По этому случаю близлежащие улицы были украшены флагами, а в учебных заведениях отменены занятия. На открытие памятника прибыло более ста зарубежных научных и культурных делегаций. Торжество началось заупокойной литургией в Храме Христа Спасителя, откуда все присутствующие отправились на Арбатскую площадь, где отслужили молебен, после чего епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) окропил монумент святой водой. Справедливости ради, следует отдать должное самокритичности автора: в 1957 году, выступая на Съезде художников, Н.В.Томский публично признал, что это была самая неудачная из его работ. Во времена Хрущевской «оттепели» Андреевский памятник был возвращен, но не свое законное место, а в проходной двор дома № 7 на Никитском бульваре, где провел свои последние годы жизни Н.В.Гоголь. Однако этот вариант размещения имеет ряд существенных недостатков. Вопрос о возвращении Андреевского шедевра начал обсуждаться в СМИ с середины шестидесятых годов прошлого века. Пятнадцать лет тому назад этот вопрос, получив одобрение всех компетентных организаций и творческих союзов, по инициативе нового Моссовета был представлен на рассмотрение Верховного Совета РФ, и лишь печальные события октября 1993 года помешали довести его до конца. Активным защитником Андреевского Гоголя выступал протоиерей Александр Мень: «Я уверен, что большинство москвичей будут согласны со мной. Просто необходимо вернуть на свое место старый памятник Гоголю, который был неотъемлемой частью Арбатской площади и бульвара. Старый и новый памятники несравнимы». Во время празднования столетия Арбата оргкомитет по его проведению, в который входили: Ю.Лужков, М.Ульянов, Б.Окуджава, С.Шмидт и другие известные и уважаемые люди в очередной раз предложил вернуть Андреевского Гоголя на его исконное место. Эту идею поддержал и президент Российского фонда культуры академик Д.С.Лихачев. Мнение народа, безусловно, надо учитывать, но в данном случае это откровенная демагогия. Ответ тут может быть только один: заповедь «Не укради!» - свята для каждого христианина, да и просто любого уважающего себя человека. Она не требует утверждения на общем собрании. Все украденное должно быть возвращено! А лишение народа построенного на его же деньги памятника – разве это не откровенная кража и не издевательство над волеизъявлением россиян? К счастью все архитектурно-художественное оформление памятника, выполненное Ф.Шехтелем, уцелело и, также как и сам памятник, находится под охраной закона. Это дает возможность рассматривать предполагаемые действия даже не как перенос, а как объединение двух частей ранее разобщенного целого, что значительно упрощает юридическую процедуру и существенно уменьшает материальные затраты на возвращение памятника. Доводы наших оппонентов о том, что памятник непременно должен находиться возле дома, в котором провел свои последние годы жизни Н.В.Гоголь, никак нельзя признать убедительными. Гоголевскому комитету, несколько лет выбиравшему место установки памятника и среди прочих восьми проектов рассматривавшему и этот вариант размещения, конечно же, было хорошо известно это обстоятельство. Однако комитет категорически отклонил этот вариант, «как страдающий полной антихудожественностью», и Городская Дума вполне согласилась с их мнением. К сожалению, именно там, по иронии судьбы, спустя полвека оказался опальный памятник! При нынешнем размещении, ввиду отсутствия достаточного пространства и должного освещения, Андреевский шедевр, вообще, невозможно воспринимать так, как он был задуман автором. Совершенно теряется потрясающий эффект изменения выражения лица Гоголя, при круговом обходе памятника на определенном от него удалении. Разумеется, возвращению прежнего Гоголя в некоторой степени препятствует изменившаяся на Арбатской площади градостроительная ситуация и интенсивные траспортные потоки, но при желании все это преодолимо. Используя приемы современной ландшафтной архитектуры, вполне возможно, создав с помощью деревьев, кустарников и трельяжей с ампельными растениями некую закрытую зону, свести к минимуму отрицательное воздействие этих факторов. В противном случае, руководствуясь такой тактикой отступления, нам пришлось бы убрать с московских площадей не только Андреевского Гоголя, но и Опекушинского Пушкина, да и многие другие замечательные памятники нашего города. Оставить все, как есть, было бы непорядочно по отношению к истории, и явилось бы откровенным пренебрежением к волеизъявлению наших предшественников. Произвол в отношении одного из лучших памятников Москвы – позорная страница нашей истории. Мы все в долгу у Гоголя и должны избавиться от греха, добившись отмены неправедного решения, чтобы дать возможность Москве увидеть Андреевский шедевр на месте, для которого он был предназначен. Наступающий 2009 год объявлен ЮНЕСКО «годом Гоголя». На торжества приедет множество зарубежных делегаций. Неужели и теперь в канун 200-летия Гоголя у нас не хватит решимости перенести через площадь на свое историческое место московскую святыню, достойно завершив многолетние скитания Андреевского детища?
15 января 2009 г.
Ключевые слова:
Гоголь
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Крест на плацу Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» исполнилось 72 года Сегодня, 15 мая 2022 года, главе Издательства Московской Патриархии и Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю исполнилось 72 года.
15 мая 2022 г. 12:30
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
|