выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Общество
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /  15 января 2009 г.
версия для печати версия для печати

Народная память и советский официоз. Вернется ли знаменитый памятник Гоголю на свое историческое место

Наступающее в апреле 200-летие со дня рождения Н.В.Гоголя, одного из лучших прозаиков и драматургов XIX века, дает повод для размышлений о том, насколько бережно относимся мы к памяти об этом замечательном человеке.

О творчестве Гоголя написано множество книг, статей и научных работ, так что перечислять художественные достоинства его произведений нет необходимости. Однако нелишне вспомнить, что это был не просто выдающийся литературный талант, но ещё и духовно-религиозный философ, размышлявший об особенностях национального характера русского народа и путях развития России. Гоголем написана уникальная стихотворная молитва – «Песнь Молитвенная к Пресвятой Деве Марии Богородице» и еще около десяти нестихотворных молитв, а также сборник статей и писем «Духовная проза». Поразительно, как удалось ему за сравнительно недолгую жизнь увидеть и блестяще описать то, что нашло столь живой отклик в душах всех россиян.

Примечательны и обстоятельства похорон писателя. Гоголя провожала вся Москва, любившая его и любимая им. Трое суток было перекрыто движение на Большой Никитской улице, по которой днем и ночью нескончаемой чередой шли люди, желающие проститься с любимым писателем. Наверное, никому из его предшественников не довелось удостоиться такой чести: в гробу его увенчали лавровым венком; а от церкви св. мученицы Татьяны на Моховой, где отпевали Гоголя, гроб с телом в распутицу и бездорожье несли на руках более 8 верст до кладбища Данилова монастыря профессора и студенты Московского Университета.

Не осталась безразлична Россия и к возникшей идее сооружения народного памятника Гоголю. В конце 1870-х по объявленной специально созданным Гоголевским комитетом подписке почти 30 лет россияне всех сословий, каждый в меру своего достатка, всем миром собирали средства на сооружение этого памятника. Среди жертвователей были не только богатые и сановные люди, но и безвестные крестьяне, мастеровые и мелкие чиновники, посчитавшие своим долгом внести хоть малую толику от своих скромных заработков.

Открытие монумента вылилось во всенародные торжества, длившиеся на протяжении трех дней. По этому случаю близлежащие улицы были украшены флагами, а в учебных заведениях отменены занятия. На открытие памятника прибыло более ста зарубежных научных и культурных делегаций. Торжество началось заупокойной литургией в Храме Христа Спасителя, откуда все присутствующие отправились на Арбатскую площадь, где отслужили молебен, после чего епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) окропил монумент святой водой.
Ясным солнечным днем 26 апреля 1909 года в 12 час. 30 мин. при громадном стечении народа (по сообщениям московских газет на открытие собралось около двадцати тысяч человек) взорам присутствующих предстал памятник, выполненный скульптором Н.Андреевым и архитектором Ф.Шехтелем в виде, вполне удовлетворявшем главному условию, поставленному Гоголевским комитетом: «проект должен быть оригинальным и не подражать существующим памятникам».
«Какой поворот головы! Сколько страданий в этом мученике за грехи России! Сходство полное. Да здравствует Андреев! В душе своей я благословляю комиссию, утвердившую эту смелую по правде идею» - так выразил свое восхищение творением Н.Андреева художник Илья Репин. Столь же восторженные оценки памятнику дали: философ В.Розанов, художники В.Серов, В.Поленов, К.Коровин. Даже Л.Толстой, в принципе, не одобрявший установку памятников писателям, отозвался об Андреевской работе положительно.
Конечно, нашлись и хулители: не всем было дано понять глубоко психологическое и философское толкование сущности Гоголя, мастерское проникновение автора в трагический образ писателя. В ответ на эти нападки М.Врубель сказал: «Памятники ставятся не на один день. Не дошло сегодня, дойдет через десять лет!»
Представители Городской Думы клялись, что Москва будет свято чтить и заботливо хранить этот памятник. Всем казалось, что он поставлен здесь на века. Но в 1951 году по решению партийных органов шедевр Андреева был демонтирован и, чудом избежав переплавки, отправлен на задворки Донского монастыря, а его место занял бронзовый официоз работы Н.В.Томского.
Гоголь Н.В.Томского всем своим видом источает уверенность и самодовольство. Он необычайно бодр, оптимистичен и готов немедленно строить социализм со всем советским народом. Безотносительно к его сомнительным художественным достоинствам, одна только помпезная и кощунственно-оскорбительная надпись на цоколе: «Великому русскому художнику слова Н.В.Гоголю от Правительства Советского Союза» делает невозможным присутствие его на одной из центральных площадей нашего города. Кому нужен столь одиозный подарок тогдашних властей, беспардонно занявший место народного памятника, действительно выражавшего искреннее уважение и признательность народа своему любимому писателю?

Справедливости ради, следует отдать должное самокритичности автора: в 1957 году, выступая на Съезде художников, Н.В.Томский публично признал, что это была самая неудачная из его работ.

Во времена Хрущевской «оттепели» Андреевский памятник был возвращен, но не свое законное место, а в проходной двор дома № 7 на Никитском бульваре, где провел свои последние годы жизни Н.В.Гоголь. Однако этот вариант размещения имеет ряд существенных недостатков.
Грустно, что несколько поколений москвичей выросли, даже не догадываясь о существовании этого спрятанного во дворе «настоящего» Гоголя, а были вынуждены лицезреть заказную подделку, столь нелепо смотрящуюся в окружении талантливого, но совсем не для неё сделанного Шехтелевского ахитектурно-художественного декора.

Вопрос о возвращении Андреевского шедевра начал обсуждаться в СМИ с середины шестидесятых годов прошлого века. Пятнадцать лет тому назад этот вопрос, получив одобрение всех компетентных организаций и творческих союзов, по инициативе нового Моссовета был представлен на рассмотрение Верховного Совета РФ, и лишь печальные события октября 1993 года помешали довести его до конца.

Активным защитником Андреевского Гоголя выступал протоиерей Александр Мень: «Я уверен, что большинство москвичей будут согласны со мной. Просто необходимо вернуть на свое место старый памятник Гоголю, который был неотъемлемой частью Арбатской площади и бульвара. Старый и новый памятники несравнимы».

Во время празднования столетия Арбата оргкомитет по его проведению, в который входили: Ю.Лужков, М.Ульянов, Б.Окуджава, С.Шмидт и другие известные и уважаемые люди в очередной раз предложил вернуть Андреевского Гоголя на его исконное место. Эту идею поддержал и президент Российского фонда культуры академик Д.С.Лихачев.

20 октября 2008 года пятьдесят известных научных и культурных деятелей обратились в Государственную Думу РФ с предложением вернуть к 200-летнему юбилею писателя замечательный Андреевский памятник на место его первоначальной установки в конце Гоголевского бульвара. Противники возвращения памятника, отдавая, казалось бы на первый взгляд, дань демократическим принципам, заявляют: «Надо посоветоваться с народом!»

Мнение народа, безусловно, надо учитывать, но в данном случае это откровенная демагогия. Ответ тут может быть только один: заповедь «Не укради!» - свята для каждого христианина, да и просто любого уважающего себя человека. Она не требует утверждения на общем собрании. Все украденное должно быть возвращено! А лишение народа построенного на его же деньги памятника – разве это не откровенная кража и не издевательство над волеизъявлением россиян?

К счастью все архитектурно-художественное оформление памятника, выполненное Ф.Шехтелем, уцелело и, также как и сам памятник, находится под охраной закона. Это дает возможность рассматривать предполагаемые действия даже не как перенос, а как объединение двух частей ранее разобщенного целого, что значительно упрощает юридическую процедуру и существенно уменьшает материальные затраты на возвращение памятника.

Доводы наших оппонентов о том, что памятник непременно должен находиться возле дома, в котором провел свои последние годы жизни Н.В.Гоголь, никак нельзя признать убедительными. Гоголевскому комитету, несколько лет выбиравшему место установки памятника и среди прочих восьми проектов рассматривавшему и этот вариант размещения, конечно же, было хорошо известно это обстоятельство. Однако комитет категорически отклонил этот вариант, «как страдающий полной антихудожественностью», и Городская Дума вполне согласилась с их мнением. К сожалению, именно там, по иронии судьбы, спустя полвека оказался опальный памятник!

При нынешнем размещении, ввиду отсутствия достаточного пространства и должного освещения, Андреевский шедевр, вообще, невозможно воспринимать так, как он был задуман автором. Совершенно теряется потрясающий эффект изменения выражения лица Гоголя, при круговом обходе памятника на определенном от него удалении.
Памятник, выполненный Н.Андреевым и Ф.Шехтелем, предназначался для открытого пространства и, будучи помещен пусть даже и в самый уютный арбатский дворик, не может смотреться там так, как замыслили его авторы. Утратив предполагавшуюся перспективную связь с куполами Храма Христа Спасителя и оказавшись зажатым между двумя близко стоящими к нему строениями и окружающей его густой зеленью, он теряет значительную часть своей выразительности.
Кроме того сам факт наличия двух крупных памятников одному и тому же лицу, находящихся вблизи друг от друга, а их разделяет всего 350 метров, создает довольно нелепую ситуацию.

Разумеется, возвращению прежнего Гоголя в некоторой степени препятствует изменившаяся на Арбатской площади градостроительная ситуация и интенсивные траспортные потоки, но при желании все это преодолимо. Используя приемы современной ландшафтной архитектуры, вполне возможно, создав с помощью деревьев, кустарников и трельяжей с ампельными растениями некую закрытую зону, свести к минимуму отрицательное воздействие этих факторов. В противном случае, руководствуясь такой тактикой отступления, нам пришлось бы убрать с московских площадей не только Андреевского Гоголя, но и Опекушинского Пушкина, да и многие другие замечательные памятники нашего города.

Оставить все, как есть, было бы непорядочно по отношению к истории, и явилось бы откровенным пренебрежением к волеизъявлению наших предшественников. Произвол в отношении одного из лучших памятников Москвы – позорная страница нашей истории. Мы все в долгу у Гоголя и должны избавиться от греха, добившись отмены неправедного решения, чтобы дать возможность Москве увидеть Андреевский шедевр на месте, для которого он был предназначен.

Наступающий 2009 год объявлен ЮНЕСКО «годом Гоголя». На торжества приедет множество зарубежных делегаций. Неужели и теперь в канун 200-летия Гоголя у нас не хватит решимости перенести через площадь на свое историческое место московскую святыню, достойно завершив многолетние скитания Андреевского детища?

Вадим Дормидонтов
15 января 2009 г.
Ключевые слова: Гоголь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00