iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Общество
ЦВ № 24 (397) декабрь 2008 /  26 декабря 2008 г.
версия для печати версия для печати

Флоренские и Амфитеатровы: судьба двух московских семей в истории

В Музее Храма Христа Спасителя проходит выставка «Московские родословные: Флоренские и Амфитеатровы». Она посвящена известным русским духовным деятелям — священнику Павлу Флоренскому (1882–1937) и протоиерею Валентину Амфитеатрову (1836–1908), а также членам их семей, подвижникам веры и благочестия. Выставка организована Музеем истории Москвы при содействии Музея-квартиры священника Павла Флоренского в Москве, представителей рода Амфитеатровых, Издательского Совета Русской Православной Церкви.
«Выставка посвящена двум великим российским семействам — Флоренским и Амфитеатровым, которые дали целую плеяду духовных деятелей нашему Отечеству, — рассказал Николай Муратов, заведующий сектором экспозиционно-выставочной работы Музея Храма Христа Спасителя. — Большая часть материала рассказывает о жизни и трагедии замечательного мыслителя, яркого богослова и ученого начала ХХ века о. Павла Флоренского и о яркой судьбе о. Валентина Амфитеатрова».
Павел Флоренский в юности стремился к занятиям наукой, закончил физико-математический факультет Московского университета, а в 1904 году поступил в Московскую Духовную академию. С тех пор его жизнь навсегда осталась связанной с православием. После окончания академии Павел Флоренский остался в ней преподавателем философских дисциплин, а в 1911 году принял священство. С 1912 года стал редактором журнала «Богословский вестник». Священник Павел Флоренский получил известность как богослов, историк философии, филолог, искусствовед, организатор музейного дела в Троице-Сергиевой лавре, математик, физик, электротехник, автор многочисленных изобретений в различных областях науки и техники, намного опередивший свое время.
«Среди экспонатов выставки повсюду рука самого о. Павла Флоренского — это его дневники, письма, чертежи, научные работы, — продолжает рассказ Николай Муратов. — Здесь есть икона, которой о. Павла благословили при рукоположении; подлинная грамота о поставлении во священство в 1911 году; диплом о защите магистерской диссертации “Столп и утверждение истины”; храмовая икона из церкви св. равноапостольной Марии Магдалины в Сергиевом Посаде, убежища сестер милосердия, где служил о. Павел; молоточек, копие, губка и кропило — предметы, использовавшиеся при освящении этого храма и при богослужениях в нем; иконы, имевшие непосредственное отношение к судьбе и служению о. Павла, его наперсный крест; вещи его семьи из двух домов Флоренских в Сергиевом Посаде. Надо поклониться внуку о. Павла, игумену Андронику (Трубачеву), за сохранение всех этих памятных вещей».
После революции о. Павел Флоренский подвергался систематическим преследованиям со стороны советских властей. В 1933 году был арестован по ложному обвинению и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В экспозиции представлены немногие уцелевшие предметы, связанные с его заключением на Соловках. Среди них — терновый венец из колючей проволоки, страшный символ эпохи; миниатюрный тюремный иконостас, который можно спрятать в кармане —
12 икон деисусного чина, выполненных на фанерных пластинках; работа «О государственном устройстве в будущем», которую о. Павел написал в следственном изоляторе, — на выставку она попала из его архивного дела. И самый трагический экспонат — акт о том, что приговор «тройки» о расстреле о. Павла Флоренского приведен в исполнение 8 декабря 1937 года.
Второй раздел выставки посвящен роду Амфитеатровых, который дал России целый ряд выдающихся священнослужителей и тружеников на ниве духовного просвещения — святителя Филарета (1779–1857), митрополита Киевского и Галицкого, архиепископа Казанского и Свияжского Антония, архиепископа Полтавского и Переяславского Иоанна, епископа Томского Виталия и др. В экспозиции представлено много книг, фотографий, принадлежащих членам этой семьи.
Представителем этой знаменитой династии был известнейший московский пастырь и проповедник протоиерей Валентин Амфитеатров. Он закончил Московскую Духовную академию и стал священником в 1860 году. С 1874 года в течение 18 лет о. Валентин служил настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены, что у подножия Кремлевского холма, а затем, с 1892 года, настоятелем Архангельского собора Московского Кремля. Писал труды по истории богословия. О. Валентин умер в 1908 году, не дожив до революционных потрясений.
«В этом году исполняется сто лет со дня ухода в вечность протоиерея Валентина Амфитеатрова, — рассказывает Николай Муратов. — Сегодня его подвижническое служение незаслуженно забыто. Однако еще святой праведный Иоанн Кронштадский называл о. Валентина “великим пастырем”. Выставка должна восстановить его память».
Протоиерей Валентин Амфитеатров жил в Москве, и его дом в Очаково сохранялся до пожара, который случился в 1970 году. На выставке представлено несколько книг, принадлежавших о. Валентину и спасенных из огня. Сохранилась одна из рукописных тетрадей о. Валентина 1895 года. Уцелели подарки учеников о. Валентина, среди них — замечательная вышитая икона Спасителя в терновом венце. Особо ценными экспонатами можно считать Калужскую икону Божьей Матери — благословение о. Валентину при его рукоположении во священство, его лжицу, потир, выносной крест, священнический пояс, настольные книги — Библию и Триодь Цветную.
В экспозиции представлены материалы об учениках о. Валентина. Одна из его учениц, Анна Зерцалова, в начале ХХ века издавала библейские труды и проповеди о. Валентина. В 1937 году она была расстреляна на Бутовском полигоне в Москве, а впоследствии прославлена Церковью в лике новомучеников.
«На выставке можно увидеть материалы и по другим духовным деятелям, которые, как мостики, связывали о. Павла Флоренского и о. Валентина Амфитеатрова», — отметил Николай Муратов. Среди них богослов и философ архимандрит Серапион (Машкин) и преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна. На выставке представлены их письма, иконы, мемориальные вещи.
«Каждый проект нашего музея адресован мыслящему человеку, который приходит углублять свои знания, повышать свою культуру, — подчеркнул Николай Муратов. — Хотелось бы достучаться до души наших соотечественников, до каждого посетителя. Мы хотим рассказать об истории детально. Не случайно здесь так много подлинников — документов, писем, икон, фотографий, картин, их здесь 614! Мы также стараемся дать побольше текстов, аннотаций... Такие выставки очень важны, нужно чаще и больше говорить о культуре и истории православной России».
Выставка «Московские родословные: Флоренские и Амфитеатровы» проходит в рамках Московского международного музейного форума «Род. Семья. Отечество». Экспозиция продолжит свою работу до 11 февраля.

 

Анна Курская
26 декабря 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00