iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Общество
ЦВ № 24 (397) декабрь 2008 /  26 декабря 2008 г.
версия для печати версия для печати

Флоренские и Амфитеатровы: судьба двух московских семей в истории

В Музее Храма Христа Спасителя проходит выставка «Московские родословные: Флоренские и Амфитеатровы». Она посвящена известным русским духовным деятелям — священнику Павлу Флоренскому (1882–1937) и протоиерею Валентину Амфитеатрову (1836–1908), а также членам их семей, подвижникам веры и благочестия. Выставка организована Музеем истории Москвы при содействии Музея-квартиры священника Павла Флоренского в Москве, представителей рода Амфитеатровых, Издательского Совета Русской Православной Церкви.
«Выставка посвящена двум великим российским семействам — Флоренским и Амфитеатровым, которые дали целую плеяду духовных деятелей нашему Отечеству, — рассказал Николай Муратов, заведующий сектором экспозиционно-выставочной работы Музея Храма Христа Спасителя. — Большая часть материала рассказывает о жизни и трагедии замечательного мыслителя, яркого богослова и ученого начала ХХ века о. Павла Флоренского и о яркой судьбе о. Валентина Амфитеатрова».
Павел Флоренский в юности стремился к занятиям наукой, закончил физико-математический факультет Московского университета, а в 1904 году поступил в Московскую Духовную академию. С тех пор его жизнь навсегда осталась связанной с православием. После окончания академии Павел Флоренский остался в ней преподавателем философских дисциплин, а в 1911 году принял священство. С 1912 года стал редактором журнала «Богословский вестник». Священник Павел Флоренский получил известность как богослов, историк философии, филолог, искусствовед, организатор музейного дела в Троице-Сергиевой лавре, математик, физик, электротехник, автор многочисленных изобретений в различных областях науки и техники, намного опередивший свое время.
«Среди экспонатов выставки повсюду рука самого о. Павла Флоренского — это его дневники, письма, чертежи, научные работы, — продолжает рассказ Николай Муратов. — Здесь есть икона, которой о. Павла благословили при рукоположении; подлинная грамота о поставлении во священство в 1911 году; диплом о защите магистерской диссертации “Столп и утверждение истины”; храмовая икона из церкви св. равноапостольной Марии Магдалины в Сергиевом Посаде, убежища сестер милосердия, где служил о. Павел; молоточек, копие, губка и кропило — предметы, использовавшиеся при освящении этого храма и при богослужениях в нем; иконы, имевшие непосредственное отношение к судьбе и служению о. Павла, его наперсный крест; вещи его семьи из двух домов Флоренских в Сергиевом Посаде. Надо поклониться внуку о. Павла, игумену Андронику (Трубачеву), за сохранение всех этих памятных вещей».
После революции о. Павел Флоренский подвергался систематическим преследованиям со стороны советских властей. В 1933 году был арестован по ложному обвинению и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В экспозиции представлены немногие уцелевшие предметы, связанные с его заключением на Соловках. Среди них — терновый венец из колючей проволоки, страшный символ эпохи; миниатюрный тюремный иконостас, который можно спрятать в кармане —
12 икон деисусного чина, выполненных на фанерных пластинках; работа «О государственном устройстве в будущем», которую о. Павел написал в следственном изоляторе, — на выставку она попала из его архивного дела. И самый трагический экспонат — акт о том, что приговор «тройки» о расстреле о. Павла Флоренского приведен в исполнение 8 декабря 1937 года.
Второй раздел выставки посвящен роду Амфитеатровых, который дал России целый ряд выдающихся священнослужителей и тружеников на ниве духовного просвещения — святителя Филарета (1779–1857), митрополита Киевского и Галицкого, архиепископа Казанского и Свияжского Антония, архиепископа Полтавского и Переяславского Иоанна, епископа Томского Виталия и др. В экспозиции представлено много книг, фотографий, принадлежащих членам этой семьи.
Представителем этой знаменитой династии был известнейший московский пастырь и проповедник протоиерей Валентин Амфитеатров. Он закончил Московскую Духовную академию и стал священником в 1860 году. С 1874 года в течение 18 лет о. Валентин служил настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены, что у подножия Кремлевского холма, а затем, с 1892 года, настоятелем Архангельского собора Московского Кремля. Писал труды по истории богословия. О. Валентин умер в 1908 году, не дожив до революционных потрясений.
«В этом году исполняется сто лет со дня ухода в вечность протоиерея Валентина Амфитеатрова, — рассказывает Николай Муратов. — Сегодня его подвижническое служение незаслуженно забыто. Однако еще святой праведный Иоанн Кронштадский называл о. Валентина “великим пастырем”. Выставка должна восстановить его память».
Протоиерей Валентин Амфитеатров жил в Москве, и его дом в Очаково сохранялся до пожара, который случился в 1970 году. На выставке представлено несколько книг, принадлежавших о. Валентину и спасенных из огня. Сохранилась одна из рукописных тетрадей о. Валентина 1895 года. Уцелели подарки учеников о. Валентина, среди них — замечательная вышитая икона Спасителя в терновом венце. Особо ценными экспонатами можно считать Калужскую икону Божьей Матери — благословение о. Валентину при его рукоположении во священство, его лжицу, потир, выносной крест, священнический пояс, настольные книги — Библию и Триодь Цветную.
В экспозиции представлены материалы об учениках о. Валентина. Одна из его учениц, Анна Зерцалова, в начале ХХ века издавала библейские труды и проповеди о. Валентина. В 1937 году она была расстреляна на Бутовском полигоне в Москве, а впоследствии прославлена Церковью в лике новомучеников.
«На выставке можно увидеть материалы и по другим духовным деятелям, которые, как мостики, связывали о. Павла Флоренского и о. Валентина Амфитеатрова», — отметил Николай Муратов. Среди них богослов и философ архимандрит Серапион (Машкин) и преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна. На выставке представлены их письма, иконы, мемориальные вещи.
«Каждый проект нашего музея адресован мыслящему человеку, который приходит углублять свои знания, повышать свою культуру, — подчеркнул Николай Муратов. — Хотелось бы достучаться до души наших соотечественников, до каждого посетителя. Мы хотим рассказать об истории детально. Не случайно здесь так много подлинников — документов, писем, икон, фотографий, картин, их здесь 614! Мы также стараемся дать побольше текстов, аннотаций... Такие выставки очень важны, нужно чаще и больше говорить о культуре и истории православной России».
Выставка «Московские родословные: Флоренские и Амфитеатровы» проходит в рамках Московского международного музейного форума «Род. Семья. Отечество». Экспозиция продолжит свою работу до 11 февраля.

 

Анна Курская
26 декабря 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00