выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Общество

"Голубь над Святым Престолом". О единственном священнике-ветеране Московской епархии

В Русской Православной Церкви еще служат священнослужители — ветераны Великой Отечественной войны. Протоиерей Василий Брылев, настоятель храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в селе Большое Свинорье — единственный священник-ветеран Московской епархии.

В 2006 году отцу Василию исполнилось 82 года, но этот удивительный  человек до сих пор полон энергии и сил. Он регулярно ведет богослужения, участвует в миссионерской деятельности, встречается со школьниками, выступает с проповедями на массовых праздниках.

Как драгоценный Божий дар расценивает отец Василий возможность активно участвовать в жизни прихода и благочиния. Но непросто досталась ему эта награда. Жизнь была для отца Василия постоянным испытанием веры.

Детство на хуторе в Сумской области он вместе с матерью и несколькими братьями и сестрами провел без отца, которого посадили в тюрьму за отказ вступить в колхоз. Тогда у семьи Брылевых отобрали и зерно, и скот, и орудия труда. Летом приходилось питаться травой, а зимой с пропитанием помогали добрые люди. Но, несмотря на тяготы того страшного времени, семья Брылевых не мыслила своей жизни вне Бога и Церкви Христовой.

Из воспоминаний отца Василия:

«Бывало, идем на службу, от голода еле на ногах стоим, а до храма —  девять километров. Идем мимо колхозного поля, где зерно растет, а кушать хочется, мы говорим матери: можно ли нам сорвать несколько колосков? А она отвечает, что нельзя: они у нас все отняли, а мы не будем у них воровать...»

Когда началась Великая Отечественная война, Василию было 16 лет. Зимой 1942 года ему исполнилось 18, и он сразу пошел на фронт.

Из воспоминаний отца Василия:

«Всю зиму мы ни разу не снимали с себя одежду, днем и ночью сидели в окопах, а мороз тогда был до 30 градусов. Бывало, заснешь от усталости или около костра разморит, потом просыпаешься, а встать не можешь — ноги отнимаются от холода...»

Отец Василий был участником тяжелейшей битвы под Ржевом и знаменитой битвы на Курской дуге. В своей роте он был чуть ли не единственным верующим.

Из воспоминаний отца Василия:

«Я был связистом, ползал с катушкой, тянул провода между командными пунктами и чинил обрывы линий связи. Иногда приходилось это делать под огнем противника.

У меня был напарник, взрослый мужчина, коммунист, какой-то бывший начальник на заводе. Но — безнравственный человек! Часто рассказывал нам, молодым солдатам, непристойные истории. Много ругался матом. В окопе во время обстрела я молюсь, а он давай материться. Я говорю ему, чтобы он помолчал — нельзя в такой момент ругаться богохульными словами! А он не слушает. И вот однажды, во время очередного обстрела и обрыва провода, он мне велел вместо себя ползти и наладить связь. Очередь ползти была его, но я тогда не хотел я с ним спорить, да и ослушаться не мог, он ведь старше меня. Ну ладно, я пополз, нашел оборванный участок и стал ремонтировать. А тут вдруг немцы открыли шквальный огонь. Я оборачиваюсь, а наш окоп буквально переворачивается вверх дном, туда летят все снаряды и пулеметные очереди. Когда я вернулся, то даже не смог найти то место, где был окоп, все перемешалось — земля, бревна, походные вещи, оружие, провода составляли единую жуткую массу. Кое-как мы с другими солдатами откопали моего напарника, пульс у него еле-еле прощупывался. Его сразу забрали в медсанчасть...»

Вскоре и сам Василий Брылев был ранен: один осколок попал ему в грудь и застрял в легком, а другой перебил правую руку. После госпиталя он вернулся домой инвалидом, и услышал удивительную историю о том, как знакомая монахиня, которую еще до войны приютила семья Брылевых, предсказала: «Вернется Вася с войны живым, но без одного крыла». Так и получилось — рука у него какое-то время вообще не действовала. И еще монахиня предсказала, что в будущем Василию предстоит стать священником.

После войны Василий Брылев поступает в Московскую духовную семинарию. Он попал в те два знаменитых набора 1946 года, которые Сталин впервые разрешил провести Русской Православной Церкви.

Из воспоминаний отца Василия:

«Трудно было сдавать экзамены, правая рука совсем не работала после ранения, пришлось научиться писать левой. И легкое тоже давало о себе знать — не мог я петь в полную силу. Но, с Божьей помощью, я сдал все экзамены и после окончания семинарии, в начале 50-х годов, пошел служить».

Отец Василий служил в нескольких храмах Москвы и Подмосковья. Везде прихожане его очень любили. Много раз отца Василия вызывали в милицию и в органы КГБ. Случалось, прямо на глазах у детей и соседей сажали в спецмашину и увозили. Но он выстоял благодаря своей вере, и Господь не раз посылал ему верные знаки праведного пути.

Из воспоминаний отца Василия:

«Это было в Монино. На службе во время Херувимской песни я вознес руки, и вдруг над Святым Престолом появился голубь! Откуда он мог взяться, если все окна были закрыты? Но я молюсь, не останавливаю службу. Голубь сделал несколько кругов и в конце песни сам собой растворился над Престолом! Все это видели, он никуда не мог деться. Царские врата были открыты, прихожане стали заглядывать. Потом этот случай люди долго еще обсуждали...»

В 1971 году под давлением КГБ отца Василия лишают возможности служить в Москве и определяют в храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя в селе Большое Свинорье Наро-Фоминского района Московской области. Даже по тогдашним меркам это было далекое и глухое место. Добраться туда можно было только пешком по бездорожью от шоссе или от железной дороги. Зимой в валенках через поле, а весной и осенью — в сапогах по размокшей глине, отец Василий иногда по несколько раз в день проделывал этот путь. Сам же храм находился в полуразрушенном состоянии. В крыше были провалы, отсутствовало несколько окон, из стен вываливались кирпичи, а на колокольне росли деревья. Первым делом отец Василий ввел в практику регулярные богослужения. Однако через некоторое время власти приняли решение закрыть и полностью демонтировать храм, якобы из-за «нецелесообразности использования земли и строения». Батюшка стал ездить по всевозможным инстанциям и просить, умолять, требовать у высоких начальников отмены этого решения. Поддержали своего пастыря и прихожане. В конечном итоге отец Василий добился отмены этого постановления. Вскоре появились и жертвователи, на деньги которых батюшка полностью восстановил храм, и в него потянулись люди.

Вот уже 55 лет протоиерей Василий Брылев служит Русской Православной Церкви в священническом сане. В храме села Большое Свинорье он является пастырем 35 лет. Его духовный опыт, энергия и доброе отношение к людям привлекают в храм не только постоянных прихожан, но и многих других верующих, живущих в окрестных коттеджных поселках, в том числе известных политиков, чиновников и деятелей искусства. Эти люди являются щедрыми благотворителями. Благодаря их помощи в 1999 году в храме была проведена масштабная реставрация: установлены титановые купола с позолотой, покрашен фасад храма, обновлена внутренняя роспись. В 2001 году была заменена ограда территории храма. В 2003-м году построен двухэтажный церковный дом с современным оборудованием. В 2005-м засиял новой позолотой иконостас алтаря.

Отец Василий проповедует Слово Божие везде, куда направляет его Господь. Он постоянно посещает учреждения образования и культуры района, с горячим словом ревностного пастыря выступает перед  представителями государственной власти.

В 2002 году ему было присвоено звание «Почетный гражданин Наро-Фоминского района». А в 2004 году губернатор Московской области Б.В. Громов наградил его знаком «За полезное».

Ветеран войны протоиерей Василий Брылев имеет боевые награды, среди которых орден Великой Отечественной войны (II степени), медаль «За отвагу» и другие.

К 60-летию победы над фашистской Германией Патриарх Московский и Всея Руси Алексий наградил отца Василия памятной медалью в честь этого события.

Приходской совет храма от всего сердца желает своему батюшке отличного здоровья и еще долгих лет служения пастве!

Владислав Зорин

9 мая 2006 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00