iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Общество

"Голубь над Святым Престолом". О единственном священнике-ветеране Московской епархии

В Русской Православной Церкви еще служат священнослужители — ветераны Великой Отечественной войны. Протоиерей Василий Брылев, настоятель храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в селе Большое Свинорье — единственный священник-ветеран Московской епархии.

В 2006 году отцу Василию исполнилось 82 года, но этот удивительный  человек до сих пор полон энергии и сил. Он регулярно ведет богослужения, участвует в миссионерской деятельности, встречается со школьниками, выступает с проповедями на массовых праздниках.

Как драгоценный Божий дар расценивает отец Василий возможность активно участвовать в жизни прихода и благочиния. Но непросто досталась ему эта награда. Жизнь была для отца Василия постоянным испытанием веры.

Детство на хуторе в Сумской области он вместе с матерью и несколькими братьями и сестрами провел без отца, которого посадили в тюрьму за отказ вступить в колхоз. Тогда у семьи Брылевых отобрали и зерно, и скот, и орудия труда. Летом приходилось питаться травой, а зимой с пропитанием помогали добрые люди. Но, несмотря на тяготы того страшного времени, семья Брылевых не мыслила своей жизни вне Бога и Церкви Христовой.

Из воспоминаний отца Василия:

«Бывало, идем на службу, от голода еле на ногах стоим, а до храма —  девять километров. Идем мимо колхозного поля, где зерно растет, а кушать хочется, мы говорим матери: можно ли нам сорвать несколько колосков? А она отвечает, что нельзя: они у нас все отняли, а мы не будем у них воровать...»

Когда началась Великая Отечественная война, Василию было 16 лет. Зимой 1942 года ему исполнилось 18, и он сразу пошел на фронт.

Из воспоминаний отца Василия:

«Всю зиму мы ни разу не снимали с себя одежду, днем и ночью сидели в окопах, а мороз тогда был до 30 градусов. Бывало, заснешь от усталости или около костра разморит, потом просыпаешься, а встать не можешь — ноги отнимаются от холода...»

Отец Василий был участником тяжелейшей битвы под Ржевом и знаменитой битвы на Курской дуге. В своей роте он был чуть ли не единственным верующим.

Из воспоминаний отца Василия:

«Я был связистом, ползал с катушкой, тянул провода между командными пунктами и чинил обрывы линий связи. Иногда приходилось это делать под огнем противника.

У меня был напарник, взрослый мужчина, коммунист, какой-то бывший начальник на заводе. Но — безнравственный человек! Часто рассказывал нам, молодым солдатам, непристойные истории. Много ругался матом. В окопе во время обстрела я молюсь, а он давай материться. Я говорю ему, чтобы он помолчал — нельзя в такой момент ругаться богохульными словами! А он не слушает. И вот однажды, во время очередного обстрела и обрыва провода, он мне велел вместо себя ползти и наладить связь. Очередь ползти была его, но я тогда не хотел я с ним спорить, да и ослушаться не мог, он ведь старше меня. Ну ладно, я пополз, нашел оборванный участок и стал ремонтировать. А тут вдруг немцы открыли шквальный огонь. Я оборачиваюсь, а наш окоп буквально переворачивается вверх дном, туда летят все снаряды и пулеметные очереди. Когда я вернулся, то даже не смог найти то место, где был окоп, все перемешалось — земля, бревна, походные вещи, оружие, провода составляли единую жуткую массу. Кое-как мы с другими солдатами откопали моего напарника, пульс у него еле-еле прощупывался. Его сразу забрали в медсанчасть...»

Вскоре и сам Василий Брылев был ранен: один осколок попал ему в грудь и застрял в легком, а другой перебил правую руку. После госпиталя он вернулся домой инвалидом, и услышал удивительную историю о том, как знакомая монахиня, которую еще до войны приютила семья Брылевых, предсказала: «Вернется Вася с войны живым, но без одного крыла». Так и получилось — рука у него какое-то время вообще не действовала. И еще монахиня предсказала, что в будущем Василию предстоит стать священником.

После войны Василий Брылев поступает в Московскую духовную семинарию. Он попал в те два знаменитых набора 1946 года, которые Сталин впервые разрешил провести Русской Православной Церкви.

Из воспоминаний отца Василия:

«Трудно было сдавать экзамены, правая рука совсем не работала после ранения, пришлось научиться писать левой. И легкое тоже давало о себе знать — не мог я петь в полную силу. Но, с Божьей помощью, я сдал все экзамены и после окончания семинарии, в начале 50-х годов, пошел служить».

Отец Василий служил в нескольких храмах Москвы и Подмосковья. Везде прихожане его очень любили. Много раз отца Василия вызывали в милицию и в органы КГБ. Случалось, прямо на глазах у детей и соседей сажали в спецмашину и увозили. Но он выстоял благодаря своей вере, и Господь не раз посылал ему верные знаки праведного пути.

Из воспоминаний отца Василия:

«Это было в Монино. На службе во время Херувимской песни я вознес руки, и вдруг над Святым Престолом появился голубь! Откуда он мог взяться, если все окна были закрыты? Но я молюсь, не останавливаю службу. Голубь сделал несколько кругов и в конце песни сам собой растворился над Престолом! Все это видели, он никуда не мог деться. Царские врата были открыты, прихожане стали заглядывать. Потом этот случай люди долго еще обсуждали...»

В 1971 году под давлением КГБ отца Василия лишают возможности служить в Москве и определяют в храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя в селе Большое Свинорье Наро-Фоминского района Московской области. Даже по тогдашним меркам это было далекое и глухое место. Добраться туда можно было только пешком по бездорожью от шоссе или от железной дороги. Зимой в валенках через поле, а весной и осенью — в сапогах по размокшей глине, отец Василий иногда по несколько раз в день проделывал этот путь. Сам же храм находился в полуразрушенном состоянии. В крыше были провалы, отсутствовало несколько окон, из стен вываливались кирпичи, а на колокольне росли деревья. Первым делом отец Василий ввел в практику регулярные богослужения. Однако через некоторое время власти приняли решение закрыть и полностью демонтировать храм, якобы из-за «нецелесообразности использования земли и строения». Батюшка стал ездить по всевозможным инстанциям и просить, умолять, требовать у высоких начальников отмены этого решения. Поддержали своего пастыря и прихожане. В конечном итоге отец Василий добился отмены этого постановления. Вскоре появились и жертвователи, на деньги которых батюшка полностью восстановил храм, и в него потянулись люди.

Вот уже 55 лет протоиерей Василий Брылев служит Русской Православной Церкви в священническом сане. В храме села Большое Свинорье он является пастырем 35 лет. Его духовный опыт, энергия и доброе отношение к людям привлекают в храм не только постоянных прихожан, но и многих других верующих, живущих в окрестных коттеджных поселках, в том числе известных политиков, чиновников и деятелей искусства. Эти люди являются щедрыми благотворителями. Благодаря их помощи в 1999 году в храме была проведена масштабная реставрация: установлены титановые купола с позолотой, покрашен фасад храма, обновлена внутренняя роспись. В 2001 году была заменена ограда территории храма. В 2003-м году построен двухэтажный церковный дом с современным оборудованием. В 2005-м засиял новой позолотой иконостас алтаря.

Отец Василий проповедует Слово Божие везде, куда направляет его Господь. Он постоянно посещает учреждения образования и культуры района, с горячим словом ревностного пастыря выступает перед  представителями государственной власти.

В 2002 году ему было присвоено звание «Почетный гражданин Наро-Фоминского района». А в 2004 году губернатор Московской области Б.В. Громов наградил его знаком «За полезное».

Ветеран войны протоиерей Василий Брылев имеет боевые награды, среди которых орден Великой Отечественной войны (II степени), медаль «За отвагу» и другие.

К 60-летию победы над фашистской Германией Патриарх Московский и Всея Руси Алексий наградил отца Василия памятной медалью в честь этого события.

Приходской совет храма от всего сердца желает своему батюшке отличного здоровья и еще долгих лет служения пастве!

Владислав Зорин

9 мая 2006 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00