выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Общество

Храмы в память о войне: от Мамаева кургана до Поклонной горы

Традиция ставить храмы в честь побед российского воинства пошла со времени Димитрия Донского. Почему именно храмы? Потому, что всякая победа — это не только торжество воинской доблести и героизма, но одновременно и печаль по солдатам, не вернувшимся с поля битвы. А тех, кто отдал за победу самое дорогое — свою жизнь, надо непременно помнить и поминать в молитвах. Сегодня мы рассказываем о храмах, возведенных в память о победе нашего народа в Великой Отечественной войне.

На Мамаевом кургане

В Волгограде на территории памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане завершается строительство храма Всех Святых. Первый камень в основание белокаменного пятикупольного храма был заложен в ноябре 2000 года, но само место строительства освящено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в 1995 году. Все это время строительство церкви велось на добровольные пожертвования верующих и деньги спонсоров.

Сегодня уже закончены отделочные работы внутри помещений, на пол положена трехцветная гранитная плитка, осталось установить иконостас и облагородить зелеными насаждениями прилегающую территорию. Ко дню Победы в обновленном виде предстанет и военно-мемориальное кладбище. Здесь будут установлены 540 гранитных плит с именами воинов, погибших в боях под Сталинградом.

9 мая 2005 года состоится торжественный крестный ход из центра города на Мамаев курган, который возглавит мотрополит Волгоградский и Камышинский Герман.

 

На Курской дуге

12 июля 1943 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, произошло крупнейшее в истории Великой Отечественной войны танковое сражение. Битва под Прохоровкой, в которой сошлись свыше 1200 танков, стала переломным моментом в ходе войны. Это было настолько значимое событие, что тогда в честь победы наших танкистов прозвучал первый салют Великой Отечественной войны. В наши дни в этих легендарных местах на Курской дуге построен мемориал, включающий в себя несколько храмов и колокол единения. 

Строительство ансамбля началось с храма Святителя Николая, названного в память о Никольской церкви, существовавшей в деревне Прохоровка в XIX веке. В конце апреля 1994 года, в Лазареву субботу, за неделю до Пасхи, в новой церкви прошло первое богослужение. И вот уже более десяти лет это внешне скромный храм выполняет очень важную функцию — несет повседневную службу при большом храме-памятнике, ежедневно принимая большое количество верующих.

В 1995 году, в год 50-летия Великой Победы, мемориал в память о погибших на Курской дуге был дополнен 60-метровым Петропавловским храмом, архитектурная композиция которого напоминает зажженную свечу. Особую торжественность храму придает белый цвет — цвет Преображения, чистоты и благородства души, удостоившейся вечной жизни. Внутри храма на беломраморных плитах высечено около семи тысяч имен воинов, павших под Прохоровкой.

Храм строился в основном на народные деньги. Свыше пяти тысяч дарителей, среди которых были частные лица, общественные организации, предприятия, банки, внесли свой посильный вклад в возведение храма. Сообща, через малую, но искреннюю лепту, — так всегда и строились храмы на Руси. Помимо денежных средств, многие предприятия безвозмездно поставляли в Прохоровку технику и материалы, выполняли отдельные заказы по строительству храма.

Рядом с храмом установлен памятный знак с образами святых апостолов Петра и Павла, выполненными художниками Троице-Сергиевой лавры мозаичный. На нем золотыми буквами выбиты фамилии Героев Советского Союза, список армий, частей и соединений, принимавших участие в битве на Курской битве.

Как известно, наиболее тяжелые бои в годы войны шли на территории трех союзных республик — Украины, Белоруссии и Российской Федерации. Именно поэтому и возникла идея создания колокола — как символа единения славянских народов, принявших на себя основной удар фашистских захватчиков. С инициативой постройки такого памятника выступили архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн и глава администрации Белгородской области Е.Савченко. Колокол единения представляет собой почти пятнадцатиметровое сооружение из трех арок, которые органично вписаны в круг и увенчаны куполом с православным крестом. Открытие этого памятника состоялось в год 55-летия победы в Великой Отечественной войне. Тогда на Прохоровской земле встретились президенты трех братских славянских государств. Памятник освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении духовенства из России, Украины и Белоруссии.

 

На Малой Охте в Санкт-Петербурге

Белокаменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте в Санкт-Петербурге, посвященный жертвам блокады, прекрасно вписался в панораму невских берегов. Особенно радует он верующее сердце теперь, когда на его фасаде появился мозаичный лик Пресвятой Богородицы.

Идея сохранения памяти жертв блокады на Малой Охте принадлежит петербургскому предпринимателю В. Ковалевскому, ныне Председателю Приходского Совета Успенской церкви. В 1995 году он обратился за благословением к правящему архиерею митрополиту Иоанну (Снычеву; + 1995), и в результате было принято решение о строительстве на Охте не памятного знака, как предполагалось ранее, а полноценного православного храма.  Церковная община храма Успения Пресвятой Богородицы была зарегистрирована в 1996 году. В 1997 году по соседству со стройплощадкой начала действовать часовня, ставшая любимой церковью для многих жителей Малой Охты. А в августе 1997 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, на Малоохтинском проспекте началось строительство нового храма, возводимого там, где когда-то стояла церковь святой равноапостольной Марии Магдалины.

Освящение храма, которое провел митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, состоялось в день 60-летия начала блокады Ленинграда. Эта дата была выбрана не случайно, поскольку храм скорби и покаяния возведен на месте старого петербургского кладбища, которое во время блокады было местом массовых захоронений. В этот день многие богомольцы не могли сдержать слез, вспоминая тех, кто не дожил до этого праздника. Ведь многие прихожане новой церкви — люди пожилые, пережившие войну и блокаду. Для них, ради памяти их почивших родственников, и вознесся этот стройный белоснежный храм. С того времени сложилась добрая традиция: в дни памятных дат блокадной истории торжественное богослужение в Успенском храме возглавляет митрополит Владимир, что ясно определяет значение этих исторических событий для Санкт-Петербургской епархии и всего города.

Строилась церковь без помощи государства, на народные средства. В стенах храма заложено около 8 тысяч кирпичей, на которых написаны имена людей, внесших средства на их приобретение.

Приходом церкви собираются свидетельства и документы, посвященные церковной жизни осажденного города. В Успенском храме постоянно пополняется синодик погибших в блокаду и совершаются панихиды по страдальцам, «от глада и хлада скончавшимся в граде сем».

К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне при участии прихода Успенского храма издана книга М. Шкаровского «Церковь зовет к защите Родины» (религиозная жизнь Ленинграда и Северо-запада в годы Великой Отечественной войны).

 

На Поклонной горе в Москве

Храм-памятник на Поклонной горе в Москве был заложен 9 мая 1994 года. Он посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу, который особенно почитается на Руси и во всем православном мире. Строительство велось на средства мэрии Москвы. Над созданием иконостаса, бронзовых барельефов, мозаичных икон работали многие известные архитекторы и иконописцы. Храм был освящен Святейшим Патриархом накануне празднования 50-летия Победы. А в 1998 году в храм перенесена частица мощей великомученика Георгия Победоносца — дар Иерусалимского патриарха Диодора, сделанный во время посещения Святой Земли мэром Москвы Ю.Лужковым.

 

На Средней Рогатке в Санкт-Петербурге

Храм вмч. Георгия Победоносца в память о жертвах Великой Отечественной войны построен и в Санкт-Петербурге, на Средней Рогатке. Именно здесь в 1941—1944 гг. пролегал второй рубеж обороны города. Земля под храм была освящена в праздник святого, 6 мая 1993 года, архимандритом Симоном (Гетя), будущим викарным епископом Тихвинским. Тогда же приходской совет обратился к горожанам с просьбой «принять участие в строительстве новой церкви и не жалеть для этого ничего».

В строительстве котлована на месте будущего храма участвовали свыше трех тысяч петербуржцев разных поколений: школьники со своими учителями, юные кадеты с командирами, бабушки-блокадницы с внуками и внучками. Закладка церкви была совершена осенью 1994 года. День этот выдался в Петербурге дождливым и холодным, но, несмотря на ненастную погоду, на Среднюю Рогатку пришло несколько сот человек. Закладку совершил протоиерей Владимир Сорокин, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии. В основание алтарной стены была положена земля с мест боев Великой Отечественной войны и блокадных кладбищ города, и для многих этот храм — по традиции русских братских храмов-памятников — стал местом молитвы о тех, чьи могилы неизвестны. Менее чем за девять месяцев был возведен каменный храм, построенный на народные пожертвования, и 6 мая 1995 года, в день престольного праздника, торжественно освящен при огромном стечении молящихся.

Храм св. вмч. Георгия Победоносца удивительно гармонично сочетает в себе архитектурную новизну последних десятилетий со строгими каноническими церковными формами. Сравнивая его с лучшими архитектурными памятниками столицы, убеждаешься, как бережно относились создатели храма к традициям русского церковного зодчества. Поклонная гора не бывает безлюдной. И храм св. вмч. Георгия Победоносца, всегда окруженный людьми, свидетельствует, как необходимо всем нам духовные общение и единение со Христом.

9 мая 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00