iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Общество

Хранитель великой святыни

Чудотворная икона Тихвинской Божией матери была вывезена гитлеровцами их Тихвинской обители в ноябре 1941 года, потом святыню переправили в Псков, где она хранилась в комендатуре. Пытаясь получить поддержку у местного населения, гитлеровцы разрешали священникам брать Тихвинскую икону для богослужений в псковский Свято-Троицкий собор. В 1944 году, отступая, немцы начали эвакуацию похищенных ценностей в Ригу для последующей транспортировки в Германию. Протоиерей Сергий Гарклавс не берется утверждать наверняка, но, как ему кажется, икону доставили в Ригу священники Псковской миссии в сопровождении немецких солдат. Произошло это 4 марта 1944 года, и до сентября икона оставалась в Христорождественском соборе.

— Я вырос в Виндаве (Вентспилсе), — рассказывает о. Сергий. — Мои родители посещали православный храм, и я тоже любил бывать на службах. Наш приход окормлял будущий рижский епископ Иоанн (Гарклавс). Когда мне исполнилось 13 лет, я начал прислуживать ему на богослужениях. В 1943 году, когда я приехал в Ригу поступать в гимназию, владыка приютил меня в своей квартире.
Уже начинались бомбежки, и как-то вечером владыка приехал со службы и сообщил, что немецкое командование дало ему предписание утром покинуть Ригу. Я решил поехать с владыкой и его матерью в Либаву (Лиепаю).
Дорога была запружена: отступали немецкие солдаты, шли беженцы, ехали на подводах крестьяне. Колонну атаковали советские истребители, были жертвы...
В Либаве мы прожили несколько дней, — продолжает
о. Сергий, — как вдруг приходит человек с сообщением, что на пристани владыку ждет группа священников, а с ними икона. «Берите подводу, — говорит пришедший, — и езжайте забирать».
Так она попала к нам.

Отъезд в Либаву
Перед отъездом из Риги владыка распорядился перенести икону из Христорождественского собора в рижский монастырь на Кр. Барона и поручил игумении Евгении (Постовской) хранить ее. Немецкие власти, прознав, что икона исчезла из собора, бросились в монастырь. Матушка игумения сказала, что она не может отдать чудотворную икону в руки солдат. Тогда немцы поручили о. Николаю Виеглайсу собрать духовенство для сопровождения иконы в Либаву.
Однако путь до Либавы был уже отрезан советскими войсками, и священники решили плыть на рыбацкой лодке.
Они добрались чудесным образом. И чудотворная икона с ними.
Выйдя из лодки, солдаты сказали: «Наша миссия исполнена», — и передали икону на попечение владыки. Вот тогда на пристани о. Николай Виеглайс и сказал: «Видать, сама Божия Матерь вас избрала Ее святой образ сохранить».

Скитания по Европе
Через несколько дней из Лиепайского порта в сопровождении немецких эсминцев и крейсеров вышел пароход, на борту которого находились две тысячи покидающих Латвию беженцев. Среди них были епископ Иоанн (Гарклавс) с матерью, его 16-летний иподиакон Сергий, латвийские священники и их семьи. И Тихвинская икона.
«...Потом товарный поезд повез нас вглубь Польши, — рассказывает о. Сергий. — Так мы попали в Лодзь, а потом решили ехать в Яблонец, что в Судетах».
Состав был переполнен. Молодому иподиакону Сергию пришлось всю ночь стоять. В Яблонце священники, которых было человек сорок, нашли пустовавшую католическую церковь. Староста разрешил проводить в ней службы, но разместить людей не смог. Пришлось обосноваться в селе в семи километрах от Яблонца.
— Отттуда мы ходили на службу, — вспоминает о. Сергий. — Прихожан было много: из Яблонца и окрестностей приходили рабочие, вывезенные немцами из разных стран — греки, румыны, болгары, русские. Как-то под Рождество владыка пообещал, что мы привезем на богослужение чудотворную икону. По снегу, на санях и довезли. Как счастливы были люди!
В мае 1945 года советские войска вошли в Чехословакию. Можно было бы возвращаться, но владыка решил не торопиться. А через полгода стало очевидно, что если мы решимся ехать домой, то попадем не в Ригу, а прямиком в Сибирь... И тогда мы стали думать, как бы нам уехать в американскую зону Германии.
Благотворительная католическая организация «Каритас», занимающаяся отправкой репатриантов на родину, взялась нам помочь.
Мы добрались до Праги. Нам надо было пересесть в товарный поезд, шедший в американскую зону. Кругом ходили советские патрули, которые бы нас непременно задержали. Пришлось пролезть под вагонами, протаскивая с собой икону...
В чешском городке Пльзени в 5 утра поезд остановился — проверка. Услышав русскую речь, мы затаились. «Этот вагон мы уже осматривали», — раздалось снаружи. Снова сохранила нас Матерь Божия — это был последний советский патруль. Новый день мы встретили уже в американской зоне, в баварском Амберге...
На целый год задержались здесь латвийские священники, после чего их определили в лагерь беженцев в пригороде Нюрнберга.
— С иконой мы объехали все ближайшие лагеря, в каждом жило по несколько тысяч человек. Как-то после богослужения в одном из лагерей к Тихвинской иконе подошла немолодая русская женщина, угнанная немцами в Германию. Она слезно молила Богородицу вернуть ей сына, с которым ее разлучила война. И Богородица явила чудо — среди людей, стремящихся приложиться к иконе, женщина вдруг увидала своего сына...
В 1949 году владыка Иоанн по приглашению Американской Православной Церкви стал собираться в Америку.

Завещание владыки
«Когда пароход, шедший три недели, причалил у американского берега, — вспоминает о. Сергий, — каждый пассажир, в том числе и я, получил по доллару. И всё — ступайте, начинайте новую жизнь...»
В 1956 году владыка Иоанн уже в сане архиепископа возглавил Чикагско-Миннеапольскую епархию Православной Автокефальной Церкви в Америке. Службы он поначалу вел на церковнославянском языке, а позже изучил английский. Служил с Тихвинской иконой по всей Америке, побывал и в Канаде. Отец Сергий был рукоположен в священника в 1983 году и стал настоятелем Свято-Троицкого собора, в котором прослужил 18 лет.
«Мне посчастливилось жить в благословенной Господом семье, — тепло улыбается о. Сергий. — Владыка Иоанн, мой приемный отец, усыновил меня еще в Германии. Со своей супругой, матушкой Александрой, я познакомился в Мюнхене. У нее тоже судьба исключительная. Ей было 16 лет, когда ее угнали из России немцы. Она оказалась в Берлине.
Всю жизнь, — а она была очень радостной, успешной, — я чувствовал покровительство Божией Матери. Господь благословил нас пятью детьми и одиннадцатью внуками, вокруг всегда были милые, сердечные люди, и наше православие было благожелательным и приветливым».
Владыка Иоанн почил в 1982 году. Умирая, он завещал отцу Сергию — а если того призовет Господь, тогда внуку, отцу Александру, нынешнему настоятелю Свято-Троицкого собора, — вернуть святыню в Тихвинский монастырь, при условии, что в России не будет угрозы православию, а сама обитель будет восстановлена. Оба условия хранителя святыни выполнены.
Выполнить духовное завещание своего приемного отца — вернуть икону Тихвинской Богородицы в восстановленную Тихвинскую обитель — о. Сергий считает для себя наиважнейшим делом. А в его семье навсегда останется список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

Подготовила Оксана Дементьева,
газета «Виноградная лоза» (Рига)

9 мая 2004 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00