![]()
Встретить Новый год с молитвой в храме Гражданский Новый год в нашем календаре соседствует с Рождеством Христовым. Как Новый год отмечают пастыри в дни, когда праздник с оливье и мандаринами стал для большинства соотечественников настоящим культом? «Журнал Московской Патриархии» попросил священнослужителей из разных стран рассказать, что для них значит новогодний праздник. PDF-версия.
30 декабря 2021 г. 14:30
Межпоколенческие семейные травмы Общаясь с человеком, священник сталкивается не только с конкретной личностью и ее прошлым. Он также имеет дело с историей его семьи, целого народа, страны. Эти истории влияют на судьбы отдельного человека и целых поколений. Они же составляют необходимый для понимания личности контекст. Протоиерей Сергий Павлов, практикующий психоаналитически ориентированный психотерапевт, размышляет о практике душепопечения, опираясь на профессиональные знания и собственный опыт работы. Его мысли, не всегда бесспорные, тем не менее могут быть полезны священникам в их служении. PDF-версия.
10 июня 2019 г. 13:55
Радость, которую ни с чем не сравнить 8 июля 2018 года, в день памяти святых благоверных Петра и Февронии, который совпадает с Всероссийским днем семьи, любви и верности, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком женском монастыре г. Мурома. Именно там покоятся мощи святых покровителей супружества. В этот же день Предстоятель совершил освящение закладного камня на месте будущего кафедрального Богородице-Рождественского собора, взорванного в 1939 году. Каждый год 8 июля в Муром съезжаются тысячи людей, среди которых бывают и первые лица государства. ПДФ-версия
6 июля 2018 г. 13:19
Берегите женщин У 31-летней Натальи С. из Новочебоксарска усталые глаза, немного смущенный взгляд, а на руках — двухмесячная дочка Ангелина. Для молодой мамы, хочется верить, позади остается растянувшаяся на целый год сложная полоса из конфликтов и обид, телесных и душевных мук, визитов к врачам и к блюстителям порядка, раздумий об аборте, беременности и родов.
1 июня 2018 г. 14:33
Глазами поповичей Надежный и счастливый семейный тыл вдохновляет священника, как и любого другого человека, на более ревностное служение. Но далеко не каждому пастырю удается его создать. Порой быть хорошим мужем и отцом сложнее, чем окормлять духовных чад. «Журнал Московской Патриархии» давно хотел обратиться к важной теме семейных отношений священников, и поводом для начала такого разговора стала недавно вышедшая в свет книга Марии Свешниковой, дочери протоиерея Владислава Свешникова, «Поповичи». Эта книга, основанная на биографии известной журналистки и интервью с еще шестью поповичами и поповнами, по сути, первая попытка вытащить «из-под спуда» в российское публичное пространство тему воспитания и возрастания детей священников.ПДФ-версия
29 ноября 2017 г. 16:45
Попробуй быть мамой! После подписи Святейшего Патриарха на обращении, которое призывает исключить аборты из системы обязательного медицинского страхования, в обществе началась горячая полемика на тему о искусственном прерывании беременности. По этому поводу уже высказались и политики, и чиновники, и религиозные лидеры, тема активно обсуждается в СМИ и социальных сетях, участники которых не стесняются в выражениях в адрес Церкви. Между тем, Церковь борется с абортами, предоставляя каждой беременной женщине поддержку и участие в ее судьбе, о чем мы писали в июне этого года. В связи с актуализацией темы, мы вновь предлагаем вашему вниманию этот материал.
29 сентября 2016 г. 15:10
Теледосуг для всей семьи В Азове сняли цикл увлекательных телепередач для детей о Православии, народных традициях и ремеслах. Как заинтересовать самых требовательных и искренних зрителей — детей от 6 до 12 лет? Как отвлечь их хотя бы на полчаса от виртуальной реальности и побудить смастерить что-то своими руками? Как оживить в ребятах желание возродить забытые профессии, которые когда-то были частью народной культуры? На эти нелегкие вопросы современности попытались ответить создатели цикла из 18 детских телевизионных передач «Лоскутки» из города Азова Ростовской области, третий раз выиграв грант конкурса «Православная инициатива».
17 мая 2016 г. 14:22
В рамках фестиваля «Лучезарный ангел» состоится встреча с духовными чадами старца Паисия Святогорца Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел», проходящий по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла пройдет в этому году 12 раз.Ретроспектива отобранных на конкурс фильмов состоится с 31 октября по 9 ноября 2015 года в московском кинотеатре "Каро-Октябрь". Все это зрители смогут увидеть бесплатно. Об этом организаторы и члены жюри рассказали на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня"/
23 октября 2015 г. 17:30
Самый распространенный вид домашнего насилия - психологическое, считает православный священник В ОВЦС состоялся трехдневный семинар для священников, православных психологов, социальных работников и педагогов на тему «Базовые знания и навыки для эффективной помощи семьям с проблемами домашнего насилия и жесткого обращения с детьми».
19 ноября 2014 г. 15:01
В Московском Кремле открылся Международный форум «Многодетная семья и будущее человечества» В Государственном Кремлевском дворце открылся Международный форум «Многодетная семья и будущее человечества». Среди уже известных проблем, представляющих угрозу для демографии - разводы, аборты, миф о перенаселении планеты и число детей в семьях меньше трех, участники форума назвали еще одну проблему, не менее актуальную - это разрушение в сознании людей понятия традиционной семьи.
11 сентября 2014 г. 08:25
|
ЦВ № 9 (358) май 2007 /
30 мая 2007 г.
Мешает ли семья спасениюКруглый стол на тему «Семья в современной Церкви» прошел 26 апреля в московском Даниловом монастыре. Мероприятие было организовано Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Участники дискуссии, известные священники, обсуждали вопросы богословского осмысления семейной жизни, пастырского окормления, церковной и литургической жизни семьи, ее поддержки церковной общиной. Круглый стол продолжил традицию пастырских семинаров, посвященных актуальным вопросам современной церковной жизни и пастырской практики. Вопросы о семейной жизни вызывают среди верующих людей острые дискуссии, отчасти и потому, что задевают очень глубокие струны в душе каждого человека, ведь родители, супруги и дети есть или будут практически у любого христианина. Однако нередко члены одной и той же семьи движутся к спасению разными путями. Многим трудно внутренне принять эту данность и смириться с ней, и в семьях возникают тяжелые конфликты и нестроения. Их суть можно свести к формуле: «Семья мешает моему спасению». К сожалению, опираться на православную традицию в вопросах семьи непросто. Святоотеческая литература на эту тему почти ничего не сообщает, а новых исследований не так уж много, и часто их авторы в практических выводах противоречат друг другу. Какие же проблемы мешают нормальной жизни христианской семьи? Обсуждению этой темы и была посвящена встреча известных пастырей в Даниловском монастыре. В ней приняли участие председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными организациями протоиерей Дмитрий Смирнов, секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов, руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи игумен Иоасаф (Полуянов), профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке протоиерей Алексий Уминский, директор Школы молодежного служения игумен Петр (Мещеринов). Открывая встречу, игумен Петр (Мещеринов) рассказал о современном положении православной семьи, назвав основные проблемы, требующие пастырского разрешения и богословского осмысления (сокращенный текст этого доклада опубликован ниже). Протоиерей Дмитрий Смирнов в своем выступлении отметил, что в современном обществе вопрос сохранения семьи — «это вопрос жизни и смерти». Пастырь напомнил, что «брак, по учению Церкви, абсолютно равночестен монашеству» и главная его цель — приведение детей ко Христу. По мнению о. Дмитрия, «великие отцы-аскеты, живя возвышенной духовной жизнью, описывали тот идеал, которым они жили» и поэтому мало времени уделяли семье. Однако жизнь семьи с 5—6 детьми во многом сложней монашеской, «особенно в наше время, когда все силы ада успешно разрушают семью». О. Дмитрий подчеркнул, что «в нашу эпоху христианство самым лучшим образом реализуется в самоотверженном совершении своего подвига в христианской семье, которой вся община обязана помогать». Пастырь поделился опытом такой помощи на своем приходе: «Каждый христианин, который входит в наш храм, призван положить в “кружку” какую-то “монету“. И мы эти деньги делим — на многодетных мам, по количеству детей, на одиноких стариков и на сирот из детских домов, которые мы окормляем. Долг каждого прихода — создавать подобные фонды, чтобы люди, у которых нет детей, помогали бы тем, у кого они есть...» Протоиерей Николай Балашов предостерег неофитов от «мечтательной аскетики», когда человек избегает реальности своего призвания и нередко заболевает «ложной духовностью», связанной с «гнушением человеческой плотью». «Еретическим может быть отношение человека не только к Богу, но и к человеку». О. Николай указал два крайних еретических уклонения в отношении к человеку: «плоть — вместилище греха» и «в человеке все прекрасно». При этом, по его мнению, «царский путь» заключается в том, чтобы шествовать между этими еретическими уклонениями. О. Николай напомнил апостольские правила и соборные постановления, осуждающие тех, кто гнушается браком, и подчеркнул «недопустимость негативного и высокомерного отношения» к браку. По словам о. Николая, такого рода еретические идеи усиливаются в переломные, кризисные эпохи и «свидетельствуют о слабости “иммунной системы“ церковного народа». Эти заболевания лечатся только общим оздоровлением церковного организма, «созидательным развитием здоровой церковной жизни». Комментируя доклад о. Николая, игумен Петр (Мещеринов) выразил сожаление, что пока лишь малая часть паствы и священнослужителей в решении вопросов брака и семьи руководствуется «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви». В ответ о. Николай отметил, что «немедленных эффектов нельзя ожидать от любого соборного определения», тем не менее, многие священнослужители проявили живой интерес к этому важному документу. Доклад на тему «Агиографический образ и историческая реальность семейной жизни в русской церковной жизни» представил протоиерей Георгий Митрофанов. По наблюдению о. Георгия, русская агиография «не дает нам идеала семьи», «святых христианок в наших святцах ничтожно мало», особенно тех, кто вел семейную жизнь. Церковью канонизировались, в основном, мученицы и монахини. Единственное исключение из этого правила — св. Иулиания Лазаревская, но и она семьей «внутренне тяготилась». Можно говорить о том, что исторически «идеал женщины не связывался с семьей». Тот факт, что венчание в крестьянских семьях не осуществлялось на Руси до XV века, по мнению историка, свидетельствует о бытовавшем «ощущении профанности семьи и сакральности монашества». О. Георгий отметил, что «русская семья на протяжении веков не была такой уж христианской», а «Домострой» с евангельской точки зрения вызывает много вопросов. До XIX века женщина занимала приниженное положение, могла реализовать себя только в семье, воспитании детей и бытовом служении мужу. Впервые серьезное осмысление проблемы семьи в России появилось в художественной литературе, «которая сказала о семье и женщине за XIX век больше, чем вся русская агиография». Однако, по мнению пастыря, литературный «образ идеальной женщины и семьи не связан с православием». Почему-то идеалом нравственности стал образ Татьяны Лариной. О. Георгий с улыбкой заметил, что она «с точки зрения христианского мировоззрения, требует серьезной катехизационной работы». Во времена Тургенева начал формироваться «устойчивый стереотип: в монастырь идут люди с не сложившейся личной жизнью». Русские писатели, за исключением Лескова, не описывают христианскую семью. «Подлинность любви вне брака» в русской литературе противопоставлялось «профанности любви в браке». «Недоразвитие идеала семьи и в агиографии, и литературе существовало веками». По мнению историка, в России христианская семья начинает действительно развиваться в XIX веке. Приходит «осознание брака как единственного, на веки данного Богом». При этом «проблема недостаточной воцерковленности русской семьи идет рука об руку с недостаточной воцерковленностью русского народа». «Огромным искушением» для семьи являлась община, а также массовое «отходничество» крестьян на сезонные работы в городе, что приводило к возникновению «сезонных семей». О. Георгий высказался решительно против культивируемого некоторыми околоцерковными кругами тезиса, что советская семья была подлинно православной. Уже в декабре 1917 года большевики приняли законы, по которым церковный брак больше не имел юридической силы. До предела упростилась процедура заключения и расторжения брака. Манифест коммунистической партии провозгласил «уничтожение частной собственности, семьи и религии». По замыслу революционеров, гражданский брак был шагом на пути к полной ликвидации семьи. Однако постепенно большевики отказались от этой идеи, и в 30-е годы начал формироваться «идеал советской семьи». Массовые репрессии, коллективизация, «стройки века» отрывали мужчин от семей и уничтожали их. В результате возникла огромная диспропорция числа мужчин и женщин. «По семье был нанесен страшный удар». Достаточно вспомнить, что советский строй разработал для своих граждан процедуру отречения от родственников — «врагов народа». Система советского дошкольного воспитания детей провоцировала «преждевременный отрыв маленького ребенка от среды, в которой происходит глубинное формирование его личности», в то время как «маленький ребенок нуждается в пристальном внимании крайне заинтересованных в нем людей». Вывод о. Георгия однозначен: «советское общество как никакое другое создало условия, не позволяющие семье нормально развиваться. Советская семья — худшая, чем самая несовершенная досоветская». Поэтому несостоятельны утверждения тех, кто по сей день «культивирует идеалы советской аскетической нравственности». В настоящее время, по мнению о. Георгия, проблемы семьи трудно разрешимы, но «пытаться возродить семью по архаично-домостроевским патриархальным традициям невозможно». Лучшими образцами для современного человека могут служить семьи новомучеников, «православные семьи интеллигенции 20—30-х годов», которые являли пример домашней Церкви и «воспитывали детей мыслящими и ответственными христианами, способными сохранить свою веру в условиях гонений». В своем докладе о. Георгий коснулся также проблем подготовки к таинству венчания, церковного развода, супружеских отношений. Протоиерей Алексий Уминский посвятил свое выступление вопросам христианского брака. По его мнению, для понимания основ семейной жизни необходимо различать, «что является природой семьи, а что является ее смыслом, целью». Однако по этому вопросу мнения в Церкви сильно расходятся. Наиболее часто приходится слышать, что цель христианской семьи состоит в деторождении. «Безусловно, рождение и воспитание детей является природой любой семьи, но это природное качество, а не цель, — считает о. Алексий. — Такая же природа у мусульманской, буддистской и у любой другой семьи». Цель же — это то, что заложено Богом в отношениях мужа и жены. По мнению о. Алексия, нельзя вменять в обязанность Церкви такую колоссальную задачу, чтобы она отвечала за воспроизводство нации. Церковь не должна решать демографические проблемы». Христианская семья должна в первую очередь стремиться к «воплощению в браке христианской любви», а вопрос о количестве детей «не может регламентироваться ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями, — это есть исключительно исполнение любви». Этот подход о. Алексий предлагает применять и к решению вопроса о супружеском общении в браке. «Я убежден, что интимные отношения — это вопрос личной внутренней свободы каждой семьи. Часто излишняя аскеза является причиной супружеских ссор и, в конечном итоге, развода». Пастырь подчеркнул, что основой семьи является любовь, приводящая к спасению, а если ее нет, то брак — «просто бытовая структура, где женщина — воспроизводящая сила, а мужчина — тот, кто зарабатывает на хлеб». О. Алексий отметил размытость понятия «законный брак» в современном обществе и коснулся темы заключения и расторжения гражданских и церковных брачных союзов. Он отметил, что, не умаляя значения венчания, нельзя считать зарегистрированный в ЗАГСе брак с неверующим супругом «недо-браком», потому что «природа брака одинакова всегда». Он также подчеркнул необходимость введения обязательной катехизации жениха и невесты в течение полугода перед венчанием. Участники круглого стола обсудили и другие проблемы, связанные с браком и воспитанием детей. По замыслу организаторов встречи, подобные мероприятия будут проходить и в будущем.
30 мая 2007 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|