iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Общество
ЦВ № 24 (397) декабрь 2008 /  26 декабря 2008 г.
версия для печати версия для печати

Информационная деятельность — особая область церковного служения

Сердечно приветствую всех участников фестиваля, собравшихся из разных регионов России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Латвии, Азербайджана и Польши. Все вы уже не первый год трудитесь в средствах массовой информации, и многие из вас не впервые принимают участие в фестивале «Вера и слово». Он, действительно, стал местом не только общения, но и тем общецерковным мероприятием, которое дает реальную возможность приумножить навыки работы в области церковной журналистики.
Информационная деятельность — это особая область церковного служения. Посланничество Церкви в мир обязывает нас благовествовать не только с амвона, но и с помощью современных средств коммуникации.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в июне этого года, в своих итоговых документах отметил, что «важным элементом укрепления церковного единства должно быть созидание единого информационного пространства нашей Церкви. Многочисленные труженики в этой области православного свидетельства и просвещения призываются к максимальной координации усилий, которая особенно необходима при наличии множества информационных центров и инициатив, подчас разделенных расстояниями и государственными границами».
Для того чтобы наша проповедь принесла духовную пользу, она не должна ограничиваться стенами храма; мы должны пытаться тронуть словом Божиим сердце каждого человека. А это становится возможным, когда нами будет управлять «вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6).
Если вера во Христа Спасителя, укрепленная любовью к ближнему, о которой говорит апостол Павел, будет руководить нами в деле благовествования — тогда мы сможем избежать любых крайностей и соблазнов. Мы не станем ради привлечения внимания аудитории любыми способами слепо следовать шаблонам, принятым в светской журналистике; не станем засорять слово Божие яркими (на первый взгляд) красками постмодернизма; сумеем избежать, с одной стороны, популизма и вульгаризации евангельских истин, а с другой — удержимся от псевдоцерковного «елейного» языка. Тогда наша проповедь станет живым свидетельством нашей веры.
Мы немало говорили об этом на первом и втором фестивалях «Вера и слово» в 2004-м и 2006 годах. При всей положительной динамике надо признать, что наш опыт в этой области церковного служения еще невелик. Тем не менее, с каждым годом появляются новые информационные проекты, и этот рост сегодня не только количественный, но и качественный.
На сегодняшний день информационная деятельность Церкви развивается в различных направлениях: существуют печатные и электронные издания, реализуются проекты на радио и телевидении. Важную роль в информационном взаимодействии Церкви и общества играют пресс-службы епархий и церковных учреждений. Священнослужители и миряне, имеющие опыт взаимодействия с масс-медиа, становятся «лицом Церкви».
В этом смысле примером для епархиальных структур может стать деятельность Пресс-службы Московской Патриархии, сотрудники которой много и активно работают со средствами массовой информации. Я знаю, что у многих из вас установились добрые взаимодействия с нашей пресс-службой, и это обоюдовыгодно: сотрудники епархиальных структур при этом не только приобретают опыт организации информационной деятельности, но и сами способны поделиться своими наработками.
Хочу отметить, что в уходящем году в Москве успешно прошли Курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ. Их участники засвидетельствовали полезность подобных встреч, на которых церковные журналисты имеют возможность познакомиться с опытом своих коллег.
Кроме того, в рамках подобных форумов необходимо укреплять взаимодействие со светскими специалистами в сфере информационной деятельности. Во многом именно светские СМИ являются тем инструментом, который формирует массовое сознание и ментальное восприятие информации, и опыт специалистов из этой области (разумеется, творчески переосмысленный) может быть полезен и церковным журналистам. Примером такого переосмысления являются для нас святители Григорий Богослов и Василий Великий, которые постигали тонкости искусства риторики под руководством современных им языческих учителей. Мы должны и далее развивать такого рода взаимодействие и сотрудничество.
Возможно, нам стоит подумать о создании специальных программ, ориентированных на развитие именно епархиальных пресс-служб. Такие программы должны будут использовать опыт, накопленный Пресс-службой Московской Патриархии, а также пресс-службами епархий, где уже сейчас работа с информацией поставлена достаточно хорошо: Нижегородской, Екатеринбургской, Саратовской, Ставропольской, ряда епархий на Украине.
Следует отметить, что уровень развития информационной деятельности в епархиях очень разный — от реализации полноценных, крупных медийных проектов, оказывающих влияние не только на региональное информационное пространство, но и на информационную картину в масштабах всей страны, — до почти полного ее забвения. У некоторых епархий так и не созданы полноценные интернет-сайты, практически отсутствуют официальные печатные издания, неудовлетворительно строится работа с телекомпаниями, отсутствуют радиопрограммы. Трудно поверить в то, что в епархии ничего не происходит. Скорее, это неумение рассказать о жизни Церкви обществу, нежелание приложить усилие к тому, чтобы быть услышанным. Вообще, в ближайшее время развитию информационной деятельности именно в епархиях будет уделяться самое пристальное внимание.
Что касается церковной периодики, то хотел бы особо отметить роль официальных общецерковных периодических изданий — «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник». Старейший официальный периодический орган Церкви — «Журнал Московской Патриархии» осенью этого года отметил свое 65-летие. Газета «Церковный вестник» стала центром не только собственно информационной, но и аналитической деятельности. Редакция регулярно проводит семинары, круглые столы и конференции, на которых обсуждается самый широкий круг вопросов. Последующие публикации делают этот материал доступным самой широкой аудитории.
Из года в год официальные издания пишут летопись важнейших событий жизни Церкви. Полагаю естественным, чтобы эти издания были доступны прихожанам каждого прихода нашей Церкви.
Несколько слов хотелось бы сказать о православном Интернете. Развитие православного сегмента Рунета позволило преодолеть главный недостаток прошлых лет — отсутствие оперативности в распространении информации о жизни Церкви. Можно утверждать, что в целом эта задача решена. Однако качество информации нередко оставляет желать лучшего. Нам важно помнить: какое содержание будет у послания, которое мы передаем окружающим; насколько это содержание раскроет важность того или иного события церковной жизни, поможет ли оно человеку обрести или укрепить свою веру.
Возвращаясь к тематике епархиальных СМИ, хотел бы отметить, что в условиях активного развития Интернета именно сетевые проекты дают возможность наиболее широкого привлечения к информационной работе мирян. А это, в свою очередь, способствует укреплению жизни прихода и епархии в целом. Это — ресурс, который необходимо использовать самым активным образом.
В последние годы мы видим, что набирает силу фестивальное движение, и это свидетельствует об огромном потенциале тематических мероприятий. Профессиональное общение необходимо, конкурсы призваны выявлять такие произведения, которые талантливо откликаются на «вечные» вопросы и в то же время несут в себе нравственную и духовную оценку актуальных проблем современной жизни.
Однако сегодня мы уже сталкиваемся с тем, что фестивалям в буквальном смысле слова тесно в календаре. Совсем недавно в Москве подряд прошли три фестиваля игрового и документального кино: «Верное сердце», «Радонеж» и «Лучезарный ангел». А в масштабах страны в течение прошлого года состоялось пятнадцать подобных фестивалей. Конечно, у каждого из них есть свои задачи, своя аудитория, свои попечители и свои спонсоры. Однако с точки зрения церковной миссии важно было бы координировать эти инициативы, выстраивать такую систему мероприятий, при которой организаторы не конкурировали, но взаимно дополняли друг друга и обогащали мир православного искусства. В противном случае перед всеми этими фестивалями существует реальная перспектива стать не объединяющими людей творческими форумами, а некими корпоративными мероприятиями в рамках православной тематики.
Говоря о современном состоянии дел, нельзя обойти вниманием и те внешние обстоятельства, которые могут повлиять на дальнейшее развитие этой деятельности, — это финансовый кризис. Любое крупное мероприятие — фестиваль, выставка, конкурс, — будучи некоммерческими по сути, предполагают финансовую помощь со стороны благотворителей. Вполне возможно, сокращение объемов этой помощи может привести к поиску путей к объединению и созданию совместных проектов. При этом отмечу, что появившийся опыт в этом направлении мы должны сохранить и приумножать.
Особый вопрос, который требует обсуждения — это православно ориентированное телевидение. Как отмечалось на Архиерейском Соборе, «необходима реальная альтернатива телевизионной продукции, основанной исключительно на культе развлечений, потребления, насилия, распутства, роскоши и пошлости».
Возможно, оптимальный путь для нас сегодня — активное сотрудничество со светскими телеканалами; необходимо создавать и продвигать на региональные и федеральные каналы программы, созданные авторами в соответствии с православной духовно-культурной традицией. Важный опыт подобного плодотворного взаимодействия есть у «Православной энциклопедии». Совместно с телеканалом «Россия» Церковно-научный центр создал несколько циклов телевизионных фильмов по истории христианства, осуществляется еженедельный показ телеальманаха «Православная энциклопедия» на канале ТВЦ.
В то же время невозможно отрицать, что идея создания самостоятельных православных или православно ориентированных телеканалов также чрезвычайно важна и ценна. Полагаю, что опыт работы телеканалов «Спас» и «Радость моя» (Москва), киевского канала «Глас», екатеринбургского «Союза», несомненно, должен стать основой для развития церковной информационной деятельности в области телевидения.
Как мы уже говорили, в этом году состоялся очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Его деятельность и итоги широко освещались в СМИ во многом благодаря работе пресс-центра Собора и специального интернет-сайта. Отмечая эти позитивные стороны, вместе с тем не могу не выразить своего сожаления вот по какому поводу. Мониторинг показал, что в церковных СМИ информация о Соборе подавалась, как правило, сухо и формально. В этом смысле сообщения светских изданий оказались элементарно более интересными.
Еще раз хочу напомнить, что средства массовой информации играют важную роль в рецепции решений Собора, и поэтому относиться к этому вопросу следует серьезно и ответственно. Нам важно, чтобы решения Собора были реализованы в церковной жизни. А это вряд ли возможно без того чтобы смысл этих решений был донесен до церковной паствы (а более широко — и до заинтересованной светской аудитории) максимально точно и в то же время доступно. Если вам, журналистам, необходимы комментарии, какая-то дополнительная информация — пожалуйста, обращайтесь. Вы всегда можете рассчитывать на получение комментариев и интервью официальных представителей Церкви по тем или иным вопросам жизни нашего общества через пресс-службу Московской Патриархии.
Заканчивая свое выступление, отмечу, что, несмотря на определенные успехи, у нас все же нет повода для самоуспокоения. Нам необходимо дальше развивать свое служение, используя все имеющиеся у нас возможности для проповеди евангельских истин. Не станем забывать слова апостола Павла, которые обычно принято относить к священнослужителям, но которые, тем не менее, нужно помнить всем, кто трудится на ниве церковной журналистики: «Горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9, 16).
Хотел бы пожелать участникам и организаторам фестиваля «Вера и слово» всеукрепляющей помощи Божией, дабы высокие цели, которые ставит перед собой этот форум, были достигнуты — на благо Святой Церкви и наших народов.
 

26 декабря 2008 г.
Ключевые слова: Вера и слово
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00