iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Общество
Молебен в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. 22 апреля 2012 г.
23 апреля 2012 г.
версия для печати версия для печати

В защиту веры и поруганных святынь

Двадцать второго апреля на площади перед Храмом Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл в сослужении архипастырей и многочисленного духовенства возглавил молебное пение в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. В молебне приняли участие более 65 тыс. человек. Православные из Москвы и других епархий под открытым небом молились об укреплении в вере, вразумлении заблудших, о Русской Церкви и ее многочисленной пастве.

Крест и иконы – эти оскверненные святыни свидетельствовали, что тревога и опасения православных не напрасны. Специально для молебна из Ставропольской и Вологодской епархий были привезены святыни, подвергшиеся поруганию: поклонный крест из Покровского кафедрального собора г. Невинномысска, икона из храма Прокопия Праведного Великого Устюга и Казанская икона Божией Матери из храма Георгия Победоносца Великого Устюга, простреленная пулями в начале 20-х годов XX века. Их, а также ковчег с частицей Ризы Христа и Гвоздем от Креста Господня перед началом богослужения обнесли крестным ходом вокруг Храма Христа Спасителя.

На сугубой ектении звучали особые молитвенные прошения к Всемилостивому Богу "о еже Милостивым Оком призрети на Церковь Свою Святую и сотворити ю невредиму и непреобориму от восстающих на ню и попирающих святыни ея", "о еже просветити мысли неверием и ожесточением помраченных светом Своего Богоразумия".

В первосвятительском слове Патриарх Кирилл говорил о духовном смысле событий последних месяцев. "Святыня есть материальный образ присутствия Божиего Царства в человеческой истории — так она всегда и воспринималась религиозным сознанием людей, - отметил Предстоятель Русской Церкви, - и потому перед святынями поклонялись в самые тяжелые моменты истории и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Суворов, и Кутузов, и Нахимов, и маршал Жуков... И когда сегодня мы подверглись атаке гонителей — несопоставимой с тем, что было в прошлом, но опасной тем, что сам факт кощунства, святотатства, издевательства над святыней предлагается рассматривать как законное проявление человеческой свободы, как то, что должно защищаться в современном обществе, — то этот подход даже и микроскопические явления превратил в явления огромного масштаба и задел каждого верующего человека".

На площади у собора царила особая молитвенная атмосфера. Люди приходили и приезжали, испытывая глубокую внутреннюю потребность в совместной молитве. Многие из них собрались утром в Храме Христа Спасителя на Божественную литургию, а потом остались на молебен. Людей было так много, что те, кто пришел к началу молебна, в два часа, уже не смогли пройти за барьеры, так как огороженное пространство больше никого не вмещало.

Одна из тем, которая волновала собравшихся перед Храмом Христа Спасителя - участившиеся случаи надругательства над святынями. "Я воспринимаю это как поругание нашего прошлого и поругание нашего будущего. Если мы будем так относится к нашим святыням, к тому, что нам оставили наши предки, мы перестанем существовать как единое государство, - считает инженер из Москвы Татьяна. – Когда это происходит, мы должны не равнодушно стоять в стороне, а наоборот сказать этому – "нет", помолиться здесь всем вместе, чтобы это не повторялось. Я не хочу снова жить в стране, в которой запрещено открыто исповедовать свою православную веру".

К Храму Христа Спасителя пришли разные поколения. Пенсионерка из Москвы Антонина Павловна помнит, как разрушались храмы и от падающих колоколов дрожала земля. "Когда я узнала об этих кощунствах в Храме Христа Спасителя, о том, что изрубили иконы, я заплакала. Подумала, неужели все сначала начинается? Ведь православие - это наша культура, и когда дети растут в православной вере, у них есть ясное осознание, кто они, где живут и какое это сокровище - вера в Бога. Я не хочу, чтобы вернулось то страшное время, поэтому и пришла на общую молитву".

Среди участников молебна было много молодежи. Максим по профессии менеджер, приехал с друзьями из Новомосковска. "Я хочу помолиться вместе со всеми, - говорит он, - ужасно осознавать, что в наше время происходят такие страшные вещи – осквернение святынь. Сейчас вроде бы не 20-е и не 30-е годы. И странно, что люди все образованные, но не понимают элементарных истин, о которых говорит православие. Как можно оставаться настолько не культурными, настолько наплевательски относиться к своей стране и православной Церкви?".

После молебна Святейший Патриарх благословил никогда и ни при каких обстоятельствах не реставрировать поруганные иконы: "Пусть знаки, нанесенные на них, постоянно напоминают нам о невидимой брани, которую каждый христианин должен вести, в первую очередь, с самим собой, со своими грехами, утверждая мир и правду Божию в окружающем нас мире".

В Москву на молебен приехали верующие из семнадцати епархий, в том числе из Санкт-Петербургской, Смоленской, Калужской, Иваново-Вознесенской, Владимирской, Ярославской Екатеринодарской, Ставропольской и других. Многотысячные молебны в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени прошли и при кафедральных соборах во всех епархиях Русской Православной Церкви.

23 апреля 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00