iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Общество
Молебен в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. 22 апреля 2012 г.
23 апреля 2012 г.
версия для печати версия для печати

В защиту веры и поруганных святынь

Двадцать второго апреля на площади перед Храмом Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл в сослужении архипастырей и многочисленного духовенства возглавил молебное пение в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. В молебне приняли участие более 65 тыс. человек. Православные из Москвы и других епархий под открытым небом молились об укреплении в вере, вразумлении заблудших, о Русской Церкви и ее многочисленной пастве.

Крест и иконы – эти оскверненные святыни свидетельствовали, что тревога и опасения православных не напрасны. Специально для молебна из Ставропольской и Вологодской епархий были привезены святыни, подвергшиеся поруганию: поклонный крест из Покровского кафедрального собора г. Невинномысска, икона из храма Прокопия Праведного Великого Устюга и Казанская икона Божией Матери из храма Георгия Победоносца Великого Устюга, простреленная пулями в начале 20-х годов XX века. Их, а также ковчег с частицей Ризы Христа и Гвоздем от Креста Господня перед началом богослужения обнесли крестным ходом вокруг Храма Христа Спасителя.

На сугубой ектении звучали особые молитвенные прошения к Всемилостивому Богу "о еже Милостивым Оком призрети на Церковь Свою Святую и сотворити ю невредиму и непреобориму от восстающих на ню и попирающих святыни ея", "о еже просветити мысли неверием и ожесточением помраченных светом Своего Богоразумия".

В первосвятительском слове Патриарх Кирилл говорил о духовном смысле событий последних месяцев. "Святыня есть материальный образ присутствия Божиего Царства в человеческой истории — так она всегда и воспринималась религиозным сознанием людей, - отметил Предстоятель Русской Церкви, - и потому перед святынями поклонялись в самые тяжелые моменты истории и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Суворов, и Кутузов, и Нахимов, и маршал Жуков... И когда сегодня мы подверглись атаке гонителей — несопоставимой с тем, что было в прошлом, но опасной тем, что сам факт кощунства, святотатства, издевательства над святыней предлагается рассматривать как законное проявление человеческой свободы, как то, что должно защищаться в современном обществе, — то этот подход даже и микроскопические явления превратил в явления огромного масштаба и задел каждого верующего человека".

На площади у собора царила особая молитвенная атмосфера. Люди приходили и приезжали, испытывая глубокую внутреннюю потребность в совместной молитве. Многие из них собрались утром в Храме Христа Спасителя на Божественную литургию, а потом остались на молебен. Людей было так много, что те, кто пришел к началу молебна, в два часа, уже не смогли пройти за барьеры, так как огороженное пространство больше никого не вмещало.

Одна из тем, которая волновала собравшихся перед Храмом Христа Спасителя - участившиеся случаи надругательства над святынями. "Я воспринимаю это как поругание нашего прошлого и поругание нашего будущего. Если мы будем так относится к нашим святыням, к тому, что нам оставили наши предки, мы перестанем существовать как единое государство, - считает инженер из Москвы Татьяна. – Когда это происходит, мы должны не равнодушно стоять в стороне, а наоборот сказать этому – "нет", помолиться здесь всем вместе, чтобы это не повторялось. Я не хочу снова жить в стране, в которой запрещено открыто исповедовать свою православную веру".

К Храму Христа Спасителя пришли разные поколения. Пенсионерка из Москвы Антонина Павловна помнит, как разрушались храмы и от падающих колоколов дрожала земля. "Когда я узнала об этих кощунствах в Храме Христа Спасителя, о том, что изрубили иконы, я заплакала. Подумала, неужели все сначала начинается? Ведь православие - это наша культура, и когда дети растут в православной вере, у них есть ясное осознание, кто они, где живут и какое это сокровище - вера в Бога. Я не хочу, чтобы вернулось то страшное время, поэтому и пришла на общую молитву".

Среди участников молебна было много молодежи. Максим по профессии менеджер, приехал с друзьями из Новомосковска. "Я хочу помолиться вместе со всеми, - говорит он, - ужасно осознавать, что в наше время происходят такие страшные вещи – осквернение святынь. Сейчас вроде бы не 20-е и не 30-е годы. И странно, что люди все образованные, но не понимают элементарных истин, о которых говорит православие. Как можно оставаться настолько не культурными, настолько наплевательски относиться к своей стране и православной Церкви?".

После молебна Святейший Патриарх благословил никогда и ни при каких обстоятельствах не реставрировать поруганные иконы: "Пусть знаки, нанесенные на них, постоянно напоминают нам о невидимой брани, которую каждый христианин должен вести, в первую очередь, с самим собой, со своими грехами, утверждая мир и правду Божию в окружающем нас мире".

В Москву на молебен приехали верующие из семнадцати епархий, в том числе из Санкт-Петербургской, Смоленской, Калужской, Иваново-Вознесенской, Владимирской, Ярославской Екатеринодарской, Ставропольской и других. Многотысячные молебны в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени прошли и при кафедральных соборах во всех епархиях Русской Православной Церкви.

23 апреля 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00