iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Общество

"На войне люди только верой и спасались"

Ветераны войны — участники конференции «За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война» рассказали ЦВ о своем боевом пути в годы войны, о запомнившихся фронтовых эпизодах и впечатлениях о работе конференции.

 

Диакон Николай Попович, храм Спаса Нерукотворного Образа в Кунцево:

Я воевал на 3-м Белорусском фронте в стрелковом полку. Был командиром пулеметного расчета. Прошел с боями Белоруссию, Литву, Польшу, в 1944 году был ранен. Орден Красной Звезды получил за форсирование Немана. Сейчас мне 79 лет. Получить  грамоту из рук Святейшего Патриарха — это для меня великая честь и огромная радость. Очень признателен всем за теплые слова адрес ветеранов, за проявленное к нам внимание.

Протоиерей Константин Ильичевский, Богоявленско-Анастасьин собор Костромы:

Война застала меня в Западной Белоруссии, я тогда только что закончил школу-семилетку. Тем не менее мне довелось участвовать в боевых действиях на 1-м Белорусском фронте. Я был артиллерийским разведчиком, поэтому всегда находился на передовой. Бои были тяжелые, многие мои фронтовые товарищи погибли, а вот мне посчастливилось остаться живым. Я участвовал в форсировании Вислы в Польше и Одера в Германии. Был ранен в 1944 году. Но почему-то мне более всего запомнилось то чувство обиды, которое я испытал, вернувшись после войны домой. Оказалось, что при отступлении немцы взорвали храм в честь Святителя Николая на моей родине в Брестской области. А ведь я в этом храме с семи лет алтарником прислуживал.

Сейчас мне 81 год. Я впервые участвую в таком солидном форуме, поэтому очень волнуюсь. Мне даже трудно найти подходящие слова, чтобы выразить те чувства, которые переполняют меня. Такая доброжелательная атмосфера вокруг. Незнакомые люди подходят, поздравляют меня. Очень приятно. Хочется просто крикнуть, обращаясь ко всем: не воюйте, люди, решайте все вопросы за столом переговоров. Война — это страшная трагедия, и дай Бог, чтобы она больше не повторилась.

 

Протоиерей Василий Брылев, Спасский храмв селе Большое Свинорье Наро-Фоминского района:

Когда началась война, я работал на заводе. В 1942 году — мне тогда было 18 лет — меня призвали и направили в Ижевск учиться на офицера. Однажды ребята собрались и говорят: «Наши родные отдают жизнь, защищают Родину, а мы здесь сидим. Давайте все напишем заявления, чтобы нас добровольно отправили на фронт». Вместе с друзьями и я ушел воевать добровольцем. Мать благословила меня иконой Спасителя, и эта икона всегда была со мной.

Вначале я воевал под Ржевом. В ту зиму стояли тридцатиградусные морозы. А весной отправили меня на Курскую дугу. Служил связистом, а это значит — почти постоянно находился под обстрелом. Из-за частых разрывов провода приходилось ползти почти под ураганным огнем, чтобы исправить связь. Страшно было. Однажды немцы открыли такой шквальный огонь, что вся связь нарушилась. Наш кабель закончился, и начальник штаба приказал мне намотать немецкий кабель и восстановить связь. Напарником у меня был коммунист, безбожник, он всегда ругался, даже под огнем. Его со слезами умоляешь — не ругайся, а он все равно продолжает. Я просил его хоть раз сходить со мной за проводом, но он отказался. Пришлось одному под огнем ползти. За то, что я тогда в тяжелейших условиях восстановил связь, меня наградили медалью «За отвагу».

Не раз я чудом оставался жив. Однажды, когда рота шла в наступление, совсем рядом упал снаряд, но не разорвался, а только землей нас обсыпал. Однако вскоре после этого меня ранило. Осколок длиной в пять сантиметров пробил грудь, легкое и перебил руку. Не помню, сколько я пролежал без сознания. Меня случайно нашли и отправили в тыл. После операции я десять дней пролежал в госпитале в Калуге, а затем меня отправили в Читу. Везли несколько месяцев — боялись не довезти: почти на каждой станции высаживали, подлечивали и везли дальше. После ранения восстанавливался я в Новосибирске.

Мне хочется пожелать молодым, чтобы они познали Бога — от этого зависит и земное, и вечное счастье. Без веры все распадается. На войне люди только верой и спасались. 

 

Схимонахиня Александра (Уляхина), храм апп. Петра и Павла в Лефортово:

Во время войны я была в Москве. Наш храм не закрывали, только сняли с икон серебряные ризы. Я все время ходила молиться в этот храм. Работала на железной дороге, на станции Москва-сортировочная — сначала слесарем, потом осмотрщиком вагонов. Помню налеты немецкой авиации на Москву. Во время одного из них разбомбило всю платформу. А ведь поезда с ранеными приходили ночью через каждые полчаса. За это время надо было успеть разгрузить поезд. Нам подавали раненых на носилках из вагонов, а мы переносили их в машины. Тяжело было. В тылу люди работали во имя Победы с таким же энтузиазмом и самоотдачей, как и на фронте.

 

Мария Федоровна Орехова:

Воевала я с 1942 по 1945 год на 2-м и 3-м Украинском фронтах, дошла до Австрии. На фронт пошла добровольно. Была в медсанбате и госпиталях первой линии. Выхаживала раненых тяжелого профиля — тех, у кого были ранения в голову, живот, бедро. На фронте мы все повзрослели. Когда мы встретились с нашим командиром через тридцать лет после окончания войны, он сказал: «Теперь я могу признаться, что не ожидал от юных девчонок, какими были вы тогда, такого мужества. Вы на сто процентов выполнили свой долг и спасли сотни раненых».

Александра Гавриловна Милюкова:

Ушла я на фронт в 1941 году, окончила военное училище связи, воевала на 4-м Украинском фронте. Бои были страшные. Попала в плен, бежала. Затем была полковым врачом на передовой. Войну закончила в Германии. Мы с Марией Федоровной Ореховой были участницами парада на Красной площади и в 1995, и в 2000 году. И нынче 9 мая собираемся на парад Победы.

Хочется от всей души поблагодарить Святейшего Патриарха за внимание к ветеранам, за те теплые слова, которые он адресовал нам. Очень приятно получить патриаршие грамоты. Это для нас большая честь.

 

Монахиня Адриана (Малышева), подворье Пюхтицкого монастыря:

Мне было около 18 лет, когда  началась война. Тогда молодежь была воспитана очень патриотично, поэтому многие, в том числе и я, стремились уйти на фронт добровольцами. Тем более что мы еще со школы активно занимались спортом, умели стрелять, прыгали с парашютом. Но до сентября 1941 года нас добровольцами не брали. А потом объявили, что институт будут эвакуировать, потому что немцы подошли близко к Москве. По радио постоянно звучали призывы выступить на защиту столицы. Я за это время еще и курсы медсестер закончила. Однажды меня пригласили в райком комсомола и спрашивают: «Не передумала еще на фронт? Вот тебе направление». Я попала в дивизию, собранную из добровольцев, которые не подлежали официальному призыву — там были школьники, студенты и профессора, которые горели желанием защищать Москву. Поскольку я знала немецкий язык, меня сразу направили в разведку. Вместе с другими разведчиками приходилось выполнять различные задания в тылу врага.

Сначала я воевала на Ленинградском направлении, потом на Северо-Западном фронте. После подготовки в центре по обучению разведчиков я стала переводчиком. Не раз переходила через линию фронта к немцам, подключалась к их телефонной связи, подслушивала переговоры. Участвовала и в поимке «языка». Потом был Западный фронт, Смоленск, Донской фронт, Сталинградская и Курская битвы. Война для меня закончилась под Ригой. После этого я попала в Берлин, служила там до 1949 года, много работала с пленными. После войны окончила институт и работала вместе с Сергеем Павловичем Королевым.

Ветераны очень нуждаются во внимании. Надо окружить их той заботой, какой они заслуживают. И пусть фронтовики, несмотря на преклонный возраст, будут полны энергии, чаще встречаются с молодежью, пишут мемуары. Человек живет, когда он признан другими, когда в нем нуждаются, когда он добр и мудр. Тогда венец его жизни — всеобщее уважение и почет.

Сегодня потрясающая и волнующая встреча. Я не ожидала, что меня будут награждать, и даже растерялась, когда назвали мою фамилию. Спасибо Патриарху за заботу и внимание о нас. Чудесный образ великомученика Георгия Победоносца теперь всегда будет напоминать мне об этом событии.

Подготовила Светлана Рябкова

9 мая 2005 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00