выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Общество

"На войне люди только верой и спасались"

Ветераны войны — участники конференции «За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война» рассказали ЦВ о своем боевом пути в годы войны, о запомнившихся фронтовых эпизодах и впечатлениях о работе конференции.

 

Диакон Николай Попович, храм Спаса Нерукотворного Образа в Кунцево:

Я воевал на 3-м Белорусском фронте в стрелковом полку. Был командиром пулеметного расчета. Прошел с боями Белоруссию, Литву, Польшу, в 1944 году был ранен. Орден Красной Звезды получил за форсирование Немана. Сейчас мне 79 лет. Получить  грамоту из рук Святейшего Патриарха — это для меня великая честь и огромная радость. Очень признателен всем за теплые слова адрес ветеранов, за проявленное к нам внимание.

Протоиерей Константин Ильичевский, Богоявленско-Анастасьин собор Костромы:

Война застала меня в Западной Белоруссии, я тогда только что закончил школу-семилетку. Тем не менее мне довелось участвовать в боевых действиях на 1-м Белорусском фронте. Я был артиллерийским разведчиком, поэтому всегда находился на передовой. Бои были тяжелые, многие мои фронтовые товарищи погибли, а вот мне посчастливилось остаться живым. Я участвовал в форсировании Вислы в Польше и Одера в Германии. Был ранен в 1944 году. Но почему-то мне более всего запомнилось то чувство обиды, которое я испытал, вернувшись после войны домой. Оказалось, что при отступлении немцы взорвали храм в честь Святителя Николая на моей родине в Брестской области. А ведь я в этом храме с семи лет алтарником прислуживал.

Сейчас мне 81 год. Я впервые участвую в таком солидном форуме, поэтому очень волнуюсь. Мне даже трудно найти подходящие слова, чтобы выразить те чувства, которые переполняют меня. Такая доброжелательная атмосфера вокруг. Незнакомые люди подходят, поздравляют меня. Очень приятно. Хочется просто крикнуть, обращаясь ко всем: не воюйте, люди, решайте все вопросы за столом переговоров. Война — это страшная трагедия, и дай Бог, чтобы она больше не повторилась.

 

Протоиерей Василий Брылев, Спасский храмв селе Большое Свинорье Наро-Фоминского района:

Когда началась война, я работал на заводе. В 1942 году — мне тогда было 18 лет — меня призвали и направили в Ижевск учиться на офицера. Однажды ребята собрались и говорят: «Наши родные отдают жизнь, защищают Родину, а мы здесь сидим. Давайте все напишем заявления, чтобы нас добровольно отправили на фронт». Вместе с друзьями и я ушел воевать добровольцем. Мать благословила меня иконой Спасителя, и эта икона всегда была со мной.

Вначале я воевал под Ржевом. В ту зиму стояли тридцатиградусные морозы. А весной отправили меня на Курскую дугу. Служил связистом, а это значит — почти постоянно находился под обстрелом. Из-за частых разрывов провода приходилось ползти почти под ураганным огнем, чтобы исправить связь. Страшно было. Однажды немцы открыли такой шквальный огонь, что вся связь нарушилась. Наш кабель закончился, и начальник штаба приказал мне намотать немецкий кабель и восстановить связь. Напарником у меня был коммунист, безбожник, он всегда ругался, даже под огнем. Его со слезами умоляешь — не ругайся, а он все равно продолжает. Я просил его хоть раз сходить со мной за проводом, но он отказался. Пришлось одному под огнем ползти. За то, что я тогда в тяжелейших условиях восстановил связь, меня наградили медалью «За отвагу».

Не раз я чудом оставался жив. Однажды, когда рота шла в наступление, совсем рядом упал снаряд, но не разорвался, а только землей нас обсыпал. Однако вскоре после этого меня ранило. Осколок длиной в пять сантиметров пробил грудь, легкое и перебил руку. Не помню, сколько я пролежал без сознания. Меня случайно нашли и отправили в тыл. После операции я десять дней пролежал в госпитале в Калуге, а затем меня отправили в Читу. Везли несколько месяцев — боялись не довезти: почти на каждой станции высаживали, подлечивали и везли дальше. После ранения восстанавливался я в Новосибирске.

Мне хочется пожелать молодым, чтобы они познали Бога — от этого зависит и земное, и вечное счастье. Без веры все распадается. На войне люди только верой и спасались. 

 

Схимонахиня Александра (Уляхина), храм апп. Петра и Павла в Лефортово:

Во время войны я была в Москве. Наш храм не закрывали, только сняли с икон серебряные ризы. Я все время ходила молиться в этот храм. Работала на железной дороге, на станции Москва-сортировочная — сначала слесарем, потом осмотрщиком вагонов. Помню налеты немецкой авиации на Москву. Во время одного из них разбомбило всю платформу. А ведь поезда с ранеными приходили ночью через каждые полчаса. За это время надо было успеть разгрузить поезд. Нам подавали раненых на носилках из вагонов, а мы переносили их в машины. Тяжело было. В тылу люди работали во имя Победы с таким же энтузиазмом и самоотдачей, как и на фронте.

 

Мария Федоровна Орехова:

Воевала я с 1942 по 1945 год на 2-м и 3-м Украинском фронтах, дошла до Австрии. На фронт пошла добровольно. Была в медсанбате и госпиталях первой линии. Выхаживала раненых тяжелого профиля — тех, у кого были ранения в голову, живот, бедро. На фронте мы все повзрослели. Когда мы встретились с нашим командиром через тридцать лет после окончания войны, он сказал: «Теперь я могу признаться, что не ожидал от юных девчонок, какими были вы тогда, такого мужества. Вы на сто процентов выполнили свой долг и спасли сотни раненых».

Александра Гавриловна Милюкова:

Ушла я на фронт в 1941 году, окончила военное училище связи, воевала на 4-м Украинском фронте. Бои были страшные. Попала в плен, бежала. Затем была полковым врачом на передовой. Войну закончила в Германии. Мы с Марией Федоровной Ореховой были участницами парада на Красной площади и в 1995, и в 2000 году. И нынче 9 мая собираемся на парад Победы.

Хочется от всей души поблагодарить Святейшего Патриарха за внимание к ветеранам, за те теплые слова, которые он адресовал нам. Очень приятно получить патриаршие грамоты. Это для нас большая честь.

 

Монахиня Адриана (Малышева), подворье Пюхтицкого монастыря:

Мне было около 18 лет, когда  началась война. Тогда молодежь была воспитана очень патриотично, поэтому многие, в том числе и я, стремились уйти на фронт добровольцами. Тем более что мы еще со школы активно занимались спортом, умели стрелять, прыгали с парашютом. Но до сентября 1941 года нас добровольцами не брали. А потом объявили, что институт будут эвакуировать, потому что немцы подошли близко к Москве. По радио постоянно звучали призывы выступить на защиту столицы. Я за это время еще и курсы медсестер закончила. Однажды меня пригласили в райком комсомола и спрашивают: «Не передумала еще на фронт? Вот тебе направление». Я попала в дивизию, собранную из добровольцев, которые не подлежали официальному призыву — там были школьники, студенты и профессора, которые горели желанием защищать Москву. Поскольку я знала немецкий язык, меня сразу направили в разведку. Вместе с другими разведчиками приходилось выполнять различные задания в тылу врага.

Сначала я воевала на Ленинградском направлении, потом на Северо-Западном фронте. После подготовки в центре по обучению разведчиков я стала переводчиком. Не раз переходила через линию фронта к немцам, подключалась к их телефонной связи, подслушивала переговоры. Участвовала и в поимке «языка». Потом был Западный фронт, Смоленск, Донской фронт, Сталинградская и Курская битвы. Война для меня закончилась под Ригой. После этого я попала в Берлин, служила там до 1949 года, много работала с пленными. После войны окончила институт и работала вместе с Сергеем Павловичем Королевым.

Ветераны очень нуждаются во внимании. Надо окружить их той заботой, какой они заслуживают. И пусть фронтовики, несмотря на преклонный возраст, будут полны энергии, чаще встречаются с молодежью, пишут мемуары. Человек живет, когда он признан другими, когда в нем нуждаются, когда он добр и мудр. Тогда венец его жизни — всеобщее уважение и почет.

Сегодня потрясающая и волнующая встреча. Я не ожидала, что меня будут награждать, и даже растерялась, когда назвали мою фамилию. Спасибо Патриарху за заботу и внимание о нас. Чудесный образ великомученика Георгия Победоносца теперь всегда будет напоминать мне об этом событии.

Подготовила Светлана Рябкова

9 мая 2005 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00