iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Общество

"На войне люди только верой и спасались"

Ветераны войны — участники конференции «За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война» рассказали ЦВ о своем боевом пути в годы войны, о запомнившихся фронтовых эпизодах и впечатлениях о работе конференции.

 

Диакон Николай Попович, храм Спаса Нерукотворного Образа в Кунцево:

Я воевал на 3-м Белорусском фронте в стрелковом полку. Был командиром пулеметного расчета. Прошел с боями Белоруссию, Литву, Польшу, в 1944 году был ранен. Орден Красной Звезды получил за форсирование Немана. Сейчас мне 79 лет. Получить  грамоту из рук Святейшего Патриарха — это для меня великая честь и огромная радость. Очень признателен всем за теплые слова адрес ветеранов, за проявленное к нам внимание.

Протоиерей Константин Ильичевский, Богоявленско-Анастасьин собор Костромы:

Война застала меня в Западной Белоруссии, я тогда только что закончил школу-семилетку. Тем не менее мне довелось участвовать в боевых действиях на 1-м Белорусском фронте. Я был артиллерийским разведчиком, поэтому всегда находился на передовой. Бои были тяжелые, многие мои фронтовые товарищи погибли, а вот мне посчастливилось остаться живым. Я участвовал в форсировании Вислы в Польше и Одера в Германии. Был ранен в 1944 году. Но почему-то мне более всего запомнилось то чувство обиды, которое я испытал, вернувшись после войны домой. Оказалось, что при отступлении немцы взорвали храм в честь Святителя Николая на моей родине в Брестской области. А ведь я в этом храме с семи лет алтарником прислуживал.

Сейчас мне 81 год. Я впервые участвую в таком солидном форуме, поэтому очень волнуюсь. Мне даже трудно найти подходящие слова, чтобы выразить те чувства, которые переполняют меня. Такая доброжелательная атмосфера вокруг. Незнакомые люди подходят, поздравляют меня. Очень приятно. Хочется просто крикнуть, обращаясь ко всем: не воюйте, люди, решайте все вопросы за столом переговоров. Война — это страшная трагедия, и дай Бог, чтобы она больше не повторилась.

 

Протоиерей Василий Брылев, Спасский храмв селе Большое Свинорье Наро-Фоминского района:

Когда началась война, я работал на заводе. В 1942 году — мне тогда было 18 лет — меня призвали и направили в Ижевск учиться на офицера. Однажды ребята собрались и говорят: «Наши родные отдают жизнь, защищают Родину, а мы здесь сидим. Давайте все напишем заявления, чтобы нас добровольно отправили на фронт». Вместе с друзьями и я ушел воевать добровольцем. Мать благословила меня иконой Спасителя, и эта икона всегда была со мной.

Вначале я воевал под Ржевом. В ту зиму стояли тридцатиградусные морозы. А весной отправили меня на Курскую дугу. Служил связистом, а это значит — почти постоянно находился под обстрелом. Из-за частых разрывов провода приходилось ползти почти под ураганным огнем, чтобы исправить связь. Страшно было. Однажды немцы открыли такой шквальный огонь, что вся связь нарушилась. Наш кабель закончился, и начальник штаба приказал мне намотать немецкий кабель и восстановить связь. Напарником у меня был коммунист, безбожник, он всегда ругался, даже под огнем. Его со слезами умоляешь — не ругайся, а он все равно продолжает. Я просил его хоть раз сходить со мной за проводом, но он отказался. Пришлось одному под огнем ползти. За то, что я тогда в тяжелейших условиях восстановил связь, меня наградили медалью «За отвагу».

Не раз я чудом оставался жив. Однажды, когда рота шла в наступление, совсем рядом упал снаряд, но не разорвался, а только землей нас обсыпал. Однако вскоре после этого меня ранило. Осколок длиной в пять сантиметров пробил грудь, легкое и перебил руку. Не помню, сколько я пролежал без сознания. Меня случайно нашли и отправили в тыл. После операции я десять дней пролежал в госпитале в Калуге, а затем меня отправили в Читу. Везли несколько месяцев — боялись не довезти: почти на каждой станции высаживали, подлечивали и везли дальше. После ранения восстанавливался я в Новосибирске.

Мне хочется пожелать молодым, чтобы они познали Бога — от этого зависит и земное, и вечное счастье. Без веры все распадается. На войне люди только верой и спасались. 

 

Схимонахиня Александра (Уляхина), храм апп. Петра и Павла в Лефортово:

Во время войны я была в Москве. Наш храм не закрывали, только сняли с икон серебряные ризы. Я все время ходила молиться в этот храм. Работала на железной дороге, на станции Москва-сортировочная — сначала слесарем, потом осмотрщиком вагонов. Помню налеты немецкой авиации на Москву. Во время одного из них разбомбило всю платформу. А ведь поезда с ранеными приходили ночью через каждые полчаса. За это время надо было успеть разгрузить поезд. Нам подавали раненых на носилках из вагонов, а мы переносили их в машины. Тяжело было. В тылу люди работали во имя Победы с таким же энтузиазмом и самоотдачей, как и на фронте.

 

Мария Федоровна Орехова:

Воевала я с 1942 по 1945 год на 2-м и 3-м Украинском фронтах, дошла до Австрии. На фронт пошла добровольно. Была в медсанбате и госпиталях первой линии. Выхаживала раненых тяжелого профиля — тех, у кого были ранения в голову, живот, бедро. На фронте мы все повзрослели. Когда мы встретились с нашим командиром через тридцать лет после окончания войны, он сказал: «Теперь я могу признаться, что не ожидал от юных девчонок, какими были вы тогда, такого мужества. Вы на сто процентов выполнили свой долг и спасли сотни раненых».

Александра Гавриловна Милюкова:

Ушла я на фронт в 1941 году, окончила военное училище связи, воевала на 4-м Украинском фронте. Бои были страшные. Попала в плен, бежала. Затем была полковым врачом на передовой. Войну закончила в Германии. Мы с Марией Федоровной Ореховой были участницами парада на Красной площади и в 1995, и в 2000 году. И нынче 9 мая собираемся на парад Победы.

Хочется от всей души поблагодарить Святейшего Патриарха за внимание к ветеранам, за те теплые слова, которые он адресовал нам. Очень приятно получить патриаршие грамоты. Это для нас большая честь.

 

Монахиня Адриана (Малышева), подворье Пюхтицкого монастыря:

Мне было около 18 лет, когда  началась война. Тогда молодежь была воспитана очень патриотично, поэтому многие, в том числе и я, стремились уйти на фронт добровольцами. Тем более что мы еще со школы активно занимались спортом, умели стрелять, прыгали с парашютом. Но до сентября 1941 года нас добровольцами не брали. А потом объявили, что институт будут эвакуировать, потому что немцы подошли близко к Москве. По радио постоянно звучали призывы выступить на защиту столицы. Я за это время еще и курсы медсестер закончила. Однажды меня пригласили в райком комсомола и спрашивают: «Не передумала еще на фронт? Вот тебе направление». Я попала в дивизию, собранную из добровольцев, которые не подлежали официальному призыву — там были школьники, студенты и профессора, которые горели желанием защищать Москву. Поскольку я знала немецкий язык, меня сразу направили в разведку. Вместе с другими разведчиками приходилось выполнять различные задания в тылу врага.

Сначала я воевала на Ленинградском направлении, потом на Северо-Западном фронте. После подготовки в центре по обучению разведчиков я стала переводчиком. Не раз переходила через линию фронта к немцам, подключалась к их телефонной связи, подслушивала переговоры. Участвовала и в поимке «языка». Потом был Западный фронт, Смоленск, Донской фронт, Сталинградская и Курская битвы. Война для меня закончилась под Ригой. После этого я попала в Берлин, служила там до 1949 года, много работала с пленными. После войны окончила институт и работала вместе с Сергеем Павловичем Королевым.

Ветераны очень нуждаются во внимании. Надо окружить их той заботой, какой они заслуживают. И пусть фронтовики, несмотря на преклонный возраст, будут полны энергии, чаще встречаются с молодежью, пишут мемуары. Человек живет, когда он признан другими, когда в нем нуждаются, когда он добр и мудр. Тогда венец его жизни — всеобщее уважение и почет.

Сегодня потрясающая и волнующая встреча. Я не ожидала, что меня будут награждать, и даже растерялась, когда назвали мою фамилию. Спасибо Патриарху за заботу и внимание о нас. Чудесный образ великомученика Георгия Победоносца теперь всегда будет напоминать мне об этом событии.

Подготовила Светлана Рябкова

9 мая 2005 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00