![]()
Иконы из разоренных ярославских храмов в экспозиции Государственного Исторического музея История коллекции старинных икон с чердака Митрополичьих палат в древнем Ярославле заставляет задуматься о многом. Этот удивительный, поистине детективный сюжет, где оказались густо перемешаны кровавая революция 1917-го и самоотверженность музейных работников, репрессии 1930-х годов и длительный архивный поиск, бои Гражданской войны и впечатляющий результат многолетней реставрации подчас руинированных живописных памятников, - достоин если не эффектного блокбастера, то по крайней мере вдумчивого и внимательного осмысления, кто такие мы в современном мире и чем оправдаемся перед потомками.
18 февраля 2019 г. 18:40
Шедевры каргопольской иконописи демонстрируются на выставке в Российской академии художеств Вчера, 28 ноября, в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» для публики открылась выставка «Иконы Каргополья. Возрождение», демонстрирующая полторы сотни памятников иконописи и деревянной пластики XV — XIX веков из собрания Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск).
29 ноября 2018 г. 16:50
В огне не горят, в веках не тонут Крупнейшему в России реставрационному центру, традиционно ориентированному на работу с провинциальными музеями, в этом году исполняется ровно век. К круглой дате здесь подготовили масштабную выставку «Век ради вечного», на которой представлены результаты работы реставраторов всех 13 профильных мастерских и трех региональных филиалов (архангельского, вологодского и костромского). PDF-версия
12 ноября 2018 г. 09:58
Брань у Белого дома, или Президент с Матиасом Рустом на «иконе» Профессиональное сообщество иконописцев пришло в движение. В этом году сразу на нескольких престижных площадках прошли содержательные дискуссии, в рамках которых ставились непростые вопросы о путях развития иконописи, о сковывающих ее развитие барьерах и о возможных способах их преодоления. Суммируя сказанное в ходе обсуждений, «Церковный Вестник» сформулировал пять главных проблем современного иконописания и предлагает экспертам их прокомментировать.
4 октября 2018 г. 14:58
У иконы Божией Матери «Одигитрия» XVII и XIX веков были разные лики В Смоленской епархии состоялись торжества, посвященные празднику иконы Божией Матери «Одигитрия», которая пребывает в Успенском кафедральном соборе города Смоленска. В этот день, 10 августа в соборе служили три Литургии: ночью, в семь и десять утра, чтобы все желающие могли исповедоваться и причаститься. На позднем богослужении свои молитвы к Владычице Небесной возносили восемь архипастырей из России, Беларуссии и Украины. А затем состоялся праздничный концерт и мастер-классы для детей по народному творчеству. Но уже накануне праздника, с вечера, к Смоленской Надвратной иконе Божией Матери «Одигитрия» выстроилась очередь из паломников и участников крестного хода Витебск-Смоленск.
11 августа 2018 г. 13:45
В Мариинском театре Петербурга состоялся концерт «Царский путь к святым» 10 апреля 2018 года в Мариинском театре Санкт Петербурга состоялся Большой Пасхальный концерт «Царский путь к святым», посвященный памяти семьи последнего российского императора Николая II. Мероприятие приурочено к 100-летию трагической гибели святых Царственных страстотерпцев.
12 апреля 2018 г. 16:12
В Москве состоялась премьера концертного исполнения великопостной поэмы святителя Иоасафа Белгородского В Неделю преподобной Марии Египетской 25 марта в столичном храме во имя святителя Тихона Патриарха Всероссийского при участии трех приходских хоров (праздничного, народного и детского из воскресной школы «Лествица») прошла премьера концертного исполнения поэмы святителя Иоасафа Белгородского «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни святой великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом».
27 марта 2018 г. 14:30
Эксперты — за разработку системы ранжирования мастеров-иконописцев в зависимости от их опыта, востребованности и качества работ Вчера, 16 января, в помещении развернутой в галерее «Русский Афон» выставки-презентации «Благоукрашение храмов» состоялась представительная экспертная дискуссия о путях развития иконописания и о проблемах иконописцев, творящих в наши дни.
17 января 2018 г. 15:00
В Москве поговорили о иконописи схиархимандрита Софрония (Сахарова) В Москве, в Доме Русского Зарубежья, состоялся вечер памяти, посвященный художественному творчеству схиархимандрита Софрония (Сахарова). Его участники рассказали о истоках художественного стиля автора известной книги о Силуане Афонском, поисках новых форм выражения, о его втором парижском периоде жизни и о влиянии на творчество отца Софрония живописи преп. Андрея Рублева.
23 ноября 2017 г. 16:15
О клиросе без фальши Церковь активно взялась за решение проблем современного клиросного служения и развития богослужебного пения. После прошедшего в российской столице в конце прошлого года I Международного съезда регентов и певчих, работу которого подробно освещал наш журнал (см. ЖМП. 2017. № 1), Священный Синод образовал Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения и утвердил положения о новосозданном органе и его персональный состав. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает председатель совета протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове.
24 августа 2017 г. 15:30
|
ЦВ № 13-14 (336-337) июль 2006 /
11 июля 2006 г.
Не богоискательство, а сатанизм?Михаил Дунаев, профессор Московской духовной академии — один из наиболее жестких и бескомпромиссных критиков рок-культуры. Он уверенно называет рок-культуру «искусственно созданной духовной отравой» и последовательно критикует логику защитников рока, которые, по его мнению, «совершают несомненное преступление перед русской культурой». Мы попросили Михаила Михайловича рассказать о том, что заставило его обратиться к этой теме, и попытались поспорить, действительно ли рок так опасен. — Михаил Михайлович, расскажите, пожалуйста, что послужило поводом для написания вами книги о рок-культуре? — Во-первых, книгой я бы это не назвал. Это публицистическая статья, довольно обширная, поэтому издательство выпустило ее, как брошюрку. А поводом стало то, что со всех сторон звучит этот ритмический грохот и никуда от него не скроешься. И еще сожаление о том, что молодежь, не зная настоящей культуры, затуманивает себя подобными вещами. А это вещь небезопасная. Если же человек делает что-то для себя небезопасное, надо его об этом предупредить. — На какие материалы вы опирались при написании этой работы? — Прежде всего, на брошюры диакона Андрея Кураева и игумена Сергия (Рыбко) (Кураев А. Рок и миссионерство. — М., 2004; иером. Сергий (Рыбко). Современная культура: сатанизм или богоискательство. — М., 2002. — Ред.). Это главное. Кроме того, в этом же издательстве готовятся к печати еще несколько книжек на тему рока — я со всеми этими материалами знаком. Много работ было и прежде, но они замалчиваются. Начиная с того же самого Режимбаля*, который в середине 80-х выпустил свою работу о рок-музыке. С тех пор подобных работ было достаточно много. Но у нас получается так: что неудобно, то замалчивают. Неудобно прежде всего тем, кто этим пользуется, тут ведь очень большие деньги крутятся. Те, кто этими деньгами пользуется, не хотят, чтобы убили курицу, которая им несет золотые яйца. Кроме того, я общался со многими профессионалами — музыковедами, медиками. И невропатологи мне говорили, что они проводили очень серьезные исследования и установили, что воздействие идет на генетическом уровне. Как известно, человек весь состоит из колебаний, все в нашем организме волнообразно колеблется, начиная от биения сердца. На эти колебания воздействует рок-музыка, поэтому сейчас у нас многие младенцы рождаются уже с врожденными пороками, и некоторые хронические заболевания, которые раньше наблюдались только у взрослых людей, теперь уже находят и у младенцев. И мы можем сказать, что отчасти это потому, что родители, а затем и младенцы (сначала еще во чреве) тоже окружены этой стихией рок-музыки. Вот этим самым звуковым мусором, как я его называю. Поэтому надо задуматься, на что, собственно, мы себя обрекаем. Но ведь у нас все, и я тоже, такие: знаем, что что-то вредно, а все равно делаем. Пока «жареный петух не клюнет»... Потому что «нравится». Так и эта звуковая отрава тоже нравится. Но критерий «нравится» неприемлем, нужно это понимать. Курильщику нравится курить, пьянице — пить, наркоману нравится колоться. Но надо заглянуть вперед и посмотреть, что из этого выйдет. А мы не хотим. — Михаил Михайлович, в своей книжке вы опираетесь на слова известных рок-музыкантов, приводите строки из их песен, спорите с апологетами рока. Но, цитируя известные книги отца Андрея Кураева и отца Сергия (Рыбко), вы указываете страницы, а цитаты западных рокеров не подтверждаете ни ссылками на источники, ни оригинальным текстом. К примеру, вы говорите о знаменитых «фразах наоборот», содержащих кощунство, в текстах «Битлз». Наверно, можно было продемонстрировать это на конкретном примере, что было бы более убедительно. Не кажется ли вам, что это может вызвать упреки в голословности? — Это не научная работа, а в жанре публицистической статьи сноски не требуются. В общем-то, не надо было и на Кураева с Рыбко тоже ссылаться. Некоторые вещи я брал из тех книг, которые еще не опубликованы — как на них ссылаться? А что касается «фраз наоборот», то их нельзя продемонстрировать письменно, они прослушиваются при обратном прокручивании записи. Об этом все говорят, все об этом пишут. Вы же не думаете, что я это все выдумал? — Я, конечно, не думаю, но ведь вам известно, что одно из обвинений в адрес противников рока — это как раз использование одних и тех же цитат, не подтвержденных источниками. Зачем же давать повод ищущим повода? — Знаете, когда цитируют Священное Писание, иногда из книги в книгу ходят одни и те же фразы. Это же не значит, что человек об этом не думал. Дело в том, что моей задачей не был искусствоведческий или музыковедческий анализ рока. Поэтому я действительно опираюсь на то, что известно, но это можно было бы и опустить, потому что не это моя цель. Понимаете, дело ведь не в профессиональном разговоре о роке, а в его духовном осмыслении. А в этом вопросе для нас есть несомненные авторитеты. Если отец Иоанн (Крестьянкин), Царствие ему Небесное, говорит, что человек через рок бесов получает, то мне и никаких вообще других цитат не нужно, а мне важно, что сказал духоносный старец. А сторонники рока разве на том уровне стоят, чтобы возражать старцу? Да нет, конечно, даже если имеют сан. — Главное в вашей работе — полемика с защитниками рока. Вы подробно отвечаете на их доводы, раскрываете их не совсем корректные приемы... — Я раскрываю их логику и показываю — не знаю, убедительно или нет, — что она порочна, что они сами себе противоречат. Они на одной странице утверждают одно, на другой — другое. В конце концов, отец Андрей Кураев — а я к нему отношусь с большим уважением, он очень много сделал, — мне кажется, здесь он немножечко увлекся и доходит до того, что обвиняет нашу Церковь в двойных стандартах (я привел его слова). По-моему, увлекся слишком. И это вытекает из его логики. То есть, я не просто критикую рок, а делаю попытку показать логику отца Андрея и отца Сергия: они защищают, а на самом деле их логика порочна, в их рассуждениях нет ни четкости, ни какого-то положительного начала. — Кроме прочего, вы упрекаете отца Андрея и отца Сергия в преувеличении достоинств рок-культуры. Как известно, одно из обвинений в адрес противников рока — это, наоборот, преувеличение его отрицательного начала. Характерно название книги о. Сергия — «Современная культура: сатанизм или богоискательство?», то есть, либо сатанизм, либо богоискательство. А можно ли делить мир на черное и белое, без полутонов? — Что касается сатанизма, то скажу еще раз, что это говорит отец Иоанн, я только стараюсь прислушиваться к его авторитету. На уровне телесном, даже душевном, делить на черное и белое было бы упрощением. На духовном же уровне есть только черное и белое. «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12, 30). Очень четко и ясно сказано. И никаких щелей между добром и злом на духовном уровне нет. «А я не с Христом и не с сатаной, я в переходном состоянии» — такого быть просто не может, это не духовный уровень. — Но мы-то, к сожалению, люди не столь высокой духовной культуры, как отец Иоанн. Согласитесь, что сейчас Церковь, в большинстве своем, составляют люди, находящиеся именно в переходном состоянии, между добром и злом. Как и апостол Павел говорит: я не то творю, что хочу (ср.: Рим. 7, 15)... — Ну, а они что хотят, то и творят. — Я хочу обратиться к упоминаемым Вами словам Константина Кинчева о себе самом, что он по вере православный, а по мироощущению язычник. Можно ли из одной этой фразы, вырванной из контекста, делать вывод о том, что он признает сатанинское начало своего творчества? — Язычество — это бесовщина, это азы нашего богословия. Поэтому тут спорить-то нечего, если он себя сам язычником признает. — Вы же понимаете, что эти слова о себе может сказать едва ли не каждый современный христианин. — Ну, очень плохо. Я, например, о себе этого не могу сказать. Вы что, считаете себя язычницей? Вы, кроме единого Бога Отца Вседержителя, признаете еще множество богов? — Мне думается, что язычеством здесь называется не религиозное поклонение многим богам. — Конечно, я понимаю, что он Зевсу или Перуну не приносит жертвоприношений, естественно. Но каждая религия дает определенный тип мировидения, миропонимания. И рудименты язычества исповедуются этими людьми. Если он сам говорит, что он язычник**, значит, он признается в том, что служит неким идолам. Собственно, в рок-культуре идолов очень много. Вспомним, почему Леннона-то убили: именно как идола, а не по какой иной причине, это было ритуальное убийство. Так что не так все это просто. — Кстати, о западных рок-звездах. Вы приводите их слова о бунтарском начале рока. Но можно ли приводить эти слова без учета исторического контекста? Они ведь были сказаны в эпоху всеобщего протеста, когда это настроение было вообще характерно для молодежи по всему миру. Можно ли возводить это в степень характеристики всего рок-направления, в том числе и современного? — Все защитники рока только и говорят, что рок протестует. А в протесте есть ли положительное начало? — Я не об этом говорю. — Вы говорите, что они протестуют в контексте всеобщего протеста. То есть в контексте всеобщего уклонения от истины. Первый, кто начал протестовать, был сатана. Первый протестант, то есть в данном случае протестующий. И революции построены на отрицании, на протесте. А против Церкви сколько всяких протестов было? Это что, хорошо? Против чего протестуют-то, давайте зададим себе вопрос. Диакон Андрей точно говорит, что им главное протестовать. Вот будет у нас православное государство, они будут протестовать против православия. Вы знаете, еще Антон Павлович Чехов говорил: студенты бунтуют, чтобы барышням нравиться. Понимаете, главное попротестовать, побуянить, пошуметь, а против чего, они сами не знают, они в этом не разбираются по-настоящему. Поэтому я считаю, тот факт, что рок занял свое место в этой всеобщей стихии протеста, это его только разоблачает. Нужно признать, что люди, увлекающиеся роком, находятся на очень низком нравственном и эстетическом уровне. Тот же Кураев признает, что боялся, что в него какой-нибудь банкой швырнут. Где, на каком симфоническом концерте могут, во-первых, пить и орать, а потом запустить банкой в дирижера? Нигде, потому что это другой уровень культуры. А после рок-концерта идут и громят все в полном обалдении. Мне врачи объясняли, что во время прослушивания такой музыки происходит самонаркотизация организма — люди балдеют. Потому что в ответ на эти удары по нервам организм вырабатывает наркотические вещества. Я еще в 1988 году написал большую статью о рок-культуре, которая была напечатана в журнале «Наш современник». И один молодой человек написал мне, что он сам прошел через это и согласен со мной полностью, что я очень точно указал на то, что там происходит. Для меня это очень высокая оценка. Знаете, маркиз де Сад, человек весьма порочный, но необычайно умный, вывел закон, который у святых отцов тоже можно найти: человек, который стремится к наслаждениям, проходит несколько этапов, и конечным будет преступление. Это закон. У нас сейчас говорят «жить надо в кайф», а потом удивляются, откуда растет молодежная преступность. В значительной степени и от этого. Рок-культура ведет к таким вещам. Конечно, сторонники не хотят этого признать, потому что если признать, надо сразу отказаться, а им нравится. Но рок-культура — это не маргинальное явление, она все заполняет, все другое вытесняет. Это одна из разновидностей постмодернизма, который вообще главенствует в нашей культуре. — Какую альтернативу можно предложить людям, увлекающимся рок-кольтурой? Ваш принцип — не опускаться до их уровня, а поднимать до высот культуры. Как это можно делать? — Я не миссионер и знаю только, что это очень и очень трудно. Но раз отец Андрей и отец Сергий взялись за это дело, они должны этим озаботиться. А они сами идут по пути наименьшего сопротивления, вместо того чтобы подумать, как поднимать этих людей. Я больше всего скорблю о том, что о. Андрей, который имеет авторитет, пошел по пути наименьшего сопротивления. Нам ведь всем хочется делать поменьше усилий. То, что приятно, что вниз тянет, легко — сядешь и катись на саночках вниз. А вверх саночки тянуть надо. Я говорю о принципах, а не о конкретных методах. Я выступил как публицист и как человек, который видит некорректность их логики. Их доводы воздействуют на слушающих, на людей, не готовых к логическому осмыслению. А на самом деле их приемы порочны. Вот это мне прежде всего хотелось показать.
11 июля 2006 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Перед лицом красного Левиафана Уже с первых дней Февральской революции тема взаимоотношений Православной Церкви и государства и перспективы их развития в новой России стала предметом церковно-общественной дискуссии. Сразу после Октябрьского переворота большевики сами задали вектор дальнейшего развития этих отношений, которого новая власть придерживалась все годы существования советского государства. Как в первый год новой власти формировались правовые основы церковно-государственных отношений, чем руководствовалось в этом процессе государство и какую позицию занимала Церковь? PDF-версия.
18 февраля 2019 г. 16:57
Работа и служение Современные священники все чаще сталкиваются с необходимостью искать дополнительный заработок. Но как определить, какие светские профессии или даже специальности допустимо совмещать со священническим служением, а какие могут ввести пасомых во искушение? Как сегодня трактовать правила, установленные много веков назад? Нужен ли вообще документ, который определит такой список совместимых профессий, или же лучше предоставить решение вопроса о возможности какой-либо светской работы клириков их пастырской совести? Полемику, возникшую вокруг этих вопросов, проанализировал секретарь Комиссии Межсоборного присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни протоиерей Олег Корытко. PDF-версия.
14 февраля 2019 г. 12:16
По молитве Черниговских святых Святейший Патриарх Кирилл 11 марта 2018 года освятил московский храм Святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских, реставрация которого завершилась минувшей осенью. Храм входит в состав Черниговского Патриаршего подворья, на территории которого уже семь лет располагается Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД). PDF-версия.
13 февраля 2019 г. 14:36
Исцели меня, Господи! Священники Казанского храма Сыктывкара окормляют воспитанников Республиканского Кочпонского психоневрологического интерната (ПНИ) с 1950-х годов прошлого столетия. Более 20 лет назад в ПНИ был открыт домовый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Среди первых его прихожан — есть даже паралимпийцы с мировым именем. А нынешним воспитанникам участие в церковных Таинствах помогает справляться с недугами. О значении молитвенной и духовной жизни для ПНИ его сотрудники и воспитанники интерната рассказали корреспонденту «Журнала Московской Патриархии».PDF-файл
11 февраля 2019 г. 17:48
Мошенники объявили в Интернете сбор средств «на переоблачение честных мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» В Интернете, якобы за подписью правящего архиерея Симферопольской и Крымской епархии митрополита Лазаря, появилось обращение с просьбой пожертвовать средства (с прилагаемой сметой) на переоблачение честных мощей Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), которые почивают в Свято-Троицком монастыре г. Симферополя.
8 февраля 2019 г. 12:39
|