iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Общество
Фото из архива Архангельской епархии
ЖМП № 4 апрель 2016 /  12 апреля 2016 г. 16:15
версия для печати версия для печати

Новое поколение выбирает радость во Христе

Меньше чем за два года при поддержке духовенства и минимуме ресурсов небольшая группа инициативных православных молодых людей в Архангельской и Холмогорской епархии освоила несколько ключевых направлений церковного служения и стала победительницей Всероссийского конкурса «Доброволец года-2015» в номинации «Социальное волонтерство». Этот пример наглядно свидетельствует о том, как важно для молодого поколения прихожан участие в добрых делах во имя Христа. И чего оно способно добиться, если поддержать инициативу и помочь в организации. PDF-версия.

Волонтерская доля

«Друзья! Необходимы добровольцы для проведения выставки “В защиту нерожденной жизни” в одном из учебных заведений города в конце следующей недели!»
«Друзья! Пожалуйста, поучаствуйте в опросе для дискуссии по теме: “Православие и успех”, которая состоится 10 декабря. Нам очень важно Ваше мнение!»
«Друзья, в субботу 9 января в 9.00 в Никольской часовне Спасо-Преображенского собора (Соломбала) состоится молодежная Литургия. А сразу после Литургии мы пойдем поздравлять с Рождеством Христовым многодетные семьи, для которых подготовили подарки!»

Такие объявления можно прочитать на страничках молодежного отдела Архангельской и Холмогорской епархии, открытых в соцсетях. Через них координаторам отдела удается оперативно информировать о новых мероприятиях, собирать средства для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, находить неравнодушных на совместные акции и волонтерские проекты. Один из таких проектов осуществился минувшим летом совместно с областным Министерством по делам молодежи.
Во время праздничных торжеств, посвященных 25-летию прославления Иоанна Кронштадтского в Архангельской области, паломников на авто- и ж/д вокзалах Архангельска встречали приветливые молодые люди в зеленых куртках с надписью «волонтер». Ребята объясняли, как проехать в Суру (малая родина святого), где ожидались основные торжества, как сориентироваться в Архангельске и провести время в ожидании трансфера. Они же помогали обустроить палаточный лагерь, сопровождали крестный ход, участвовали в подготовке богослужений.

«Эти молодые люди проявили высочайший уровень организованности и мобилизации, поскольку на их долю выпала работа и в непогоду (в дождь и град), они работали и на улице, и в неустроенных бытовых условиях, — вспоминает бывший министр по делам молодежи Архангельской области Елена Доценко. — Но само служение людям стало для них высочайшей мотивацией: они быстро реагировали на каждую просьбу и при этом с их лиц не сходили доброжелательные улыбки. Их труд мы оцениваем по самой высокой шкале».
Анна Сумарокова координирует в отделе миссионерское направление. Она вместе с другими встречала гостей на авто- и ж/д вокзалах. «Будучи студенткой, я ходила в храм в честь Святого Иоанна Кронштадтского и теперь снова почувствовала себя членом большой Иоанновской семьи. Это такая радость! — говорит девушка. — Кроме того, мне удалось побывать в храме-вагоне в составе поезда, на котором приехали паломники — участники торжеств».

Волонтерская помощь в организации юбилейных мероприятий только часть работы православного молодежного клуба «Вместе». В его активе и благотворительная акция «Святое Евангелие в каждый дом», организация выставки самобытной художницы-инвалида из города Емецка Веры Феневой (в день открытия состоялся еще и сбор пожертвований на восстановление Емецкого собора Богоявления Господня), пасхальный концерт для пожилых прихожан домового храма в честь Святого Димитрия Солунского на острове Хабарка, расположенном в дельте Северной Двины.

«У меня была мечта — организовать концерт для этих людей. Мы с ребятами подготовили и исполнили несколько песен под гитару, прочитали стихи, провели викторину на православную тематику. А в конце раздали Евангелие и подарили цветы, ведь это был День жен-мироносиц, — вспоминает Анна. — Была очень теплая, душевная обстановка».
Кроме разовых акций и проектов, привязанных к конкретному поводу, есть и долгосрочные. Один из них — дискуссионный клуб при Успенском храме Архангельска, придуманный по аналогу с телевизионным ток-шоу. «Основная идея в том, чтобы в этот клуб могли прийти и поспорить на актуальные, с православной точки зрения, темы все, кому это интересно, — говорит Анна. — Мы подбираем тему для дискуссии, например “Почитание родителей” или “Православие и успех” и др. Проводим опрос на улице, в соцсетях, собираем аудиторию и приглашаем экспертов, среди которых есть и священники. Но, в отличие от телешоу, открыто высказаться и поспорить с оппонентом у нас может каждый участник».

Архангельск — Киев

Все направления работы молодежного отдела — миссионерское, социальное, спортивное и паломническое — появились не сами по себе. Они зародились в совместных паломнических поездках, в ходе которых из молодых прихожан разных храмов сформировался костяк отдела. Поездки по России, в Белоруссию и на Украину организовал насельник Антониево-Сийского монастыря, заместитель главы епархиального молодежного отдела игумен Варсонофий (Чугунов). Знаковой из них осенью 2013 года стала поездка в Киев. «Я был знаком с председателем Синодального отдела УПЦ по делам молодежи епископом Обуховским Ионой (Черепановым). Он давно звал к себе, чтобы поделиться опытом волонтерской работы киевской православной молодежи», — рассказывает отец Варсонофий. Группа собралась стихийно — студенты, школьники и несколько взрослых. В Киеве они стали участниками так называемых ионинских четвергов (собраний молодежи по 250–300 человек для обсуждения вопросов православной веры и проблем молодых), из первых рук познакомились с опытом украинских волонтеров, пообщались с епископом Ионой и известным православным психологом Анной Лелик, поклонились православным святыням.

Отец Варсонофий рассказывает, что именно после паломничества в Киев молодежь решила помочь своему земляку Михаилу Никифорову. Еще будучи студентом Северного арктического федерального университета, он тяжело заболел и стал инвалидом. «Миша находился в глубокой депрессии, из которой его не могли вывести даже близкие люди, — вспоминает отец Варсонофий. — Но посещение юношей и девушек вдохнуло в него новую жизнь, он почувствовал уверенность в своих силах, в нем пробудилась надежда на выздоровление». Ребята постоянно навещают Михаила, собрали ему средства на операцию, помогают выбираться на прогулку (в доме, где живет Миша, лифта нет, и коляску с ним приходится спускать на руках).

«Помощь Михаилу стала первой ласточкой в социальном служении молодежного отдела, — говорит руководитель молодежного отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Андрей Чернушенко. — За этим последовало множество хороших дел: молодежь участвовала в регулярных занятиях с воспитанниками коррекционного детского дома, собирала новогодние подарки для детей Донбасса и многодетных семей Архангельска, устраивала выставки и лекции для студентов учебных заведений Архангельска в защиту нерожденной жизни».

Вера Коробовская — координатор социальной работы в молодежном отделе. На ее счету — прошлогодняя выставка в защиту нерожденной жизни в двух учебных заведениях Архангельска — Колледже культуры и искусства и в Арктическом морском институте им. В.И. Воронина. «Мы показали студентам фильм “Безмолвный крик”, потом его обсудили, — говорит Вера. — Кадры фильма, где происходит убийство младенца во чреве, настолько потрясли девушек из колледжа, что они не смогли досмотреть фильм до конца. Потом задавали много вопросов. Ребята же из Арктического института вслух размышляли о том, что такое платоническая любовь и целомудрие. Многие впервые увидели этот фильм. Они признавались, что лента заставляет задуматься об ответственности мужчины в отношениях с девушкой».

Маленькое чудо

Некоторые направления молодежного служения объединяют ребят сразу из нескольких отделов. Так, например, Марина не только совмещает обязанности секретаря молодежного отдела и информирует других об акциях через соцсети и СМС-сообщения, но и проводит индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками специального коррекционного детского дома № 1. «Работа с малышами приносит мне радость и чувство душевного удовлетворения. Им нужно наше внимание, и они его очень ждут», — говорит она.

«У большинства из этих детей родители лишены родительских прав. Я каждый раз чувствую, что для них очень важны именно индивидуальные занятия, когда каждый начинает чувствовать себя личностью. Мы читаем с ними книги, играем в развивающие игры, стараемся стать их друзьями, — рассказывает волонтер Роман. — И потихоньку приобщаем к Православию, рассказываем им о Боге, устраиваем праздничные представления на Пасху и Рождество, приводим их на молебны и церковные службы, где они исповедуются и причащаются».

По отзывам администрации детского дома, после того как малышей начали навещать православные волонтеры под руководством опытного наставника, дети стали спокойнее, послушнее, в их отношениях друг с другом исчезла агрессия, они научились дружить и прощать друг друга. «Наша программа направлена не только на развитие ребят, — поясняет психолог-педагог Ирина Пырцак, — но и помогает им находить контакт между собой». Под ее руководством молодые волонтеры, выбравшие этот вид служения, навещают детей, которым поставлен диагноз «задержка психического развития» (ЗПР).
Возраст детей в этом детском доме — от 3 до 7 лет. Если за это время их никто не усыновит, то детей переведут в интернат. «Это либо психоневрологический интернат, где у ребенка очень мало шансов развить свой интеллект и стать самостоятельным, или обычный интернат для детей с сохранным интеллектом. Поэтому так важно заниматься с ребятами, ведь от уровня подготовки зависит их будущее», — продолжает Ирина Пырцак.

Судьба Максима М. — наглядный пример, что у ребенка с ЗПР есть шанс на самостоятельное будущее, если пробудить в нем веру в себя и в Бога. На занятиях о Православии Максим с первых дней начал проявлять живой интерес к теме. Всё, что ему читали, он слушал очень внимательно и задавал вопросы, когда что-то было непонятно. Особенно ребенку нравились истории из жизни святых. Услышав о воскресной школе, он захотел там побывать. Ирина очень беспокоилась, потому что из-за сильной гиперактивности ребенок не мог усидеть на одном месте и 15 минут. Но первое занятие прошло успешно, Максим справился со своей активностью. Посещая воскресную школу и старательно занимаясь с волонтерами, мальчик сумел добиться успеха, и, когда встал вопрос о его дальнейшей судьбе, педагоги определили мальчика не в психоневрологический интернат, а в обычный интернат для детей с сохранным интеллектом. Ирина считает это настоящим чудом.

Благодаря тому что новое место жительства для Максима находилось в Северодвинске, Ирина могла навещать своего воспитанника и отслеживать его судьбу. Первый год он учился лишь на тройки, но она смогла убедить педагогов, что для мальчика это был прекрасный результат.  Сейчас Максиму 12 лет; пока трудно спрогнозировать его судьбу, но, если не оставлять его, помогать в учебе (в Северодвинске в одном из храмов есть воскресная школа, педагоги которой на каникулах «подтягивают» отстающих воспитанников интерната), он сможет получить профессию и самостоятельно зарабатывать на жизнь, уверена Ирина.
«Заниматься с особыми детьми трудно. Нужно много опыта, знаний и душевных сил, чтобы остаться открытым к их горю. Даже у профессиональных педагогов случается эмоциональное “выгорание”. Поэтому меня очень радует, что молодые люди готовы этому учиться. То, что они приходят к этим детям, важно и для них самих. Эти занятия формируют тебя как личность, потому что воспитывают ответственность за свои слова и поступки, учат понимать другого человека, овладевать новыми знаниями», — убеждена Ирина Пырцак.

Фестиваль «Преображение»

Одно из ярких, значимых событий в работе молодежного отдела — православный лагерь «Преображение» в местечке Высоком, в рамках которого проходит одноименный фестиваль. «Его задача — это общение приходской и невоцерковленной молодежи, — говорит его духовный вдохновитель отец Варсонофий. — Овладение полезными навыками на мастер-классах по лепке из глины и плетению из лозы, актерскому мастерству, живописи и др. В программу включено ежедневное молитвенное правило. А священники проводят богослужения и беседы о вере. Завершается лагерь крестным ходом в Антониево-Сийский монастырь, который находится в 12 км от лагеря. В летнюю смену (есть еще зимняя) сюда приезжают ребята не только из Архангельской епархии, но и из Мурманска, Воронежа, Красноборска, Верховажья (Вологодская область), Москвы и Санкт-Петербурга».

Их старшие товарищи — православные волонтеры — обустраивают бытовые условия для детей, готовят на кухне, заготавливают дрова, следят за порядком в лагере и безопасностью во время проведения «Поморских игр» (традиционные спортивные игры народов Поморья на ловкость и смекалку), проходящих в рамках фестиваля. Кроме того, они выступают судьями на спортивных соревнованиях и сами участвуют в некоторых мастер-классах и играх.
«Три года назад на этом месте был заброшенный оздоровительный лагерь, — вспоминают директор воскресной школы Всехсвятского храма и одна из организаторов проекта “Преображение” Наталья Маркова. — Актив православных волонтеров составляет около 15 человек. Ребята познакомились и сдружились в паломнических поездках. А потом сами под руководством взрослых обустраивали в этом лагере дома, очищали его территорию, отремонтировали мост и т.д.»

Анна Пелгонен минувшим летом приезжала в лагерь уже второй раз. Во время церковных служб она пела на клиросе, была фотокорреспондентом, работала на кухне, помогала в уборке и налаживала бытовые условия. Рассказывает, что ее притягивает необычно открытая, теплая и душевная обстановка. «Лагерь “Преображение” стал для меня родным уголком, — делится она впечатлениями. — Там все открыты для общения, дружелюбны, помогают друг другу. Созданы все условия для раскрытия твоих творческих способностей». В этом году Анна пригласила своего знакомого, который до этого не проявлял интереса к Церкви, но захотел помочь в добром деле — подготовке лагеря к летней смене. «И ему здесь всё очень понравилось, — говорит Анна. — Он втянулся в эту жизнь, первый раз в жизни участвовал в крестном ходе, впервые исповедовался и причастился. И приезжал еще в зимнюю смену».

Василий Островский снимал документальный фильм о фестивале «Преображение», одновременно участвуя в его подготовке. Ему очень понравилось то, что вся жизнь в лагере построена вокруг молитвы. «В моей смене было пять трудных подростков из североонежского спецучилища. Но они быстро вписались в нашу жизнь, никаких эксцессов не было. Они увидели, что мы открыты, что у нас не принято ругаться матом, никто никого не обижает, а, наоборот, помогают, и задумались, что есть другая жизнь, есть другие отношения между людьми. Поэтому они вели себя как все, ничем не выделяясь. А на крестном ходе несли, сменяя друг друга, хоругви», — вспоминает Василий.

К Богу через спорт

Александр Синцов живет в поселке Брин-Наволок (132 км от Архангельска). Его команда по мини-футболу из подростков прихода в честь новомученика Вениамина в прошлом году стала чемпионом Рождественского епархиального турнира. Храм открыт в переоборудованном помещении бывшей «Сплавконторы», которое передано Антониево-Сийскому монастырю. Год назад Александр стал одним из учредителей его прихода.
Александр крестился в армии в 2008 году и после этого ни разу не был в церкви. Вернувшись после службы, устроился работать в местную школу учителем физкультуры. Здесь с ним и познакомился отец Варсонофий (Чугунов) и предложил взять с собой несколько спортивных школьников для поездки на турнир по мини-футболу в Санкт-Петербург. В программу недельной поездки были включены экскурсии по городу, а также посещение храмов. Об этой поездке Александр вспоминает с благодарностью: «Когда находишься в храме, то чувствуешь себя совершенно по-другому, невольно задумываешься о своих корнях. Но моих учеников сначала привлек только турнир. Правда, потом они признались, что в храмах им тоже понравилось». После этой поездки Александр начал чаще общаться с отцом Варсонофием, приходить на службу в храм, который перестал быть для него чужим. «Я постепенно иду к Богу, — говорит Александр, — и пока не готов рассказать о Православии своим ученикам, но хорошо, если они узнают о нашей вере на уроках ОПК».

Самое важное, считает отец Варсонофий, что дети доверяют Александру, охотно ездят на соревнования, проводимые Архангельской и Холмогорской епархией. На них собирается до 150 участников — юных спортсменов из Архангельска, Северодвинска, Новодвинска и других областных городов и поселков. «На этих турнирах (аналогичные соревнования проводятся и по настольному теннису, и по единоборствам) 70% приходской молодежи, а 30% ребята, которые мало что знают о Церкви и Православии, но которым это интересно, — говорит координатор спортивного направления молодежного отдела иерей Игорь Горбань. — Каждый турнир приурочен к какому-то церковному празднику. Перед началом соревнований наш владыка митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил говорит проповедь и благословляет соревнования».

Ребята слышат о Христе и от владыки, и при общении со своими сверстниками. В турнире принимают участие и молодые батюшки, которых молодежь (из тех, кто еще не решился переступить порог храма) более свободно расспрашивает о Боге и о вере. «Один молодой человек даже признался мне: “Я раньше думал, что священники как инопланетяне. А они самые обычные люди”, — вспоминает руководитель молодежного отдела отец Андрей Чернушенко. — Получается, что наши епархиальные состязания помогают снять внутренний барьер и развеять предубеждения в отношении священников и Церкви». Отец Игорь занимается спортивной работой только год и пока не знает случаев, чтобы кто-то из тех 30% подростков по-настоящему воцерковился: северяне тяжелые на подъем. Но ему известно, что они стали прихожанами нескольких городских и областных храмов. Причем эта молодежь, которая не имела никакого отношения к храму вообще, начала со спортивных мероприятий, а теперь принимает участие и в других церковных проектах. Например, в том же фестивале «Преображение».

«Вся наша работа направлена на то, чтобы создать живительную среду для развития молодежных инициатив и поддержать в ребятах эти добрые начинания. Мы начинали с 15 человек, а теперь в разных проектах участвуют уже 50, — размышляет священник Андрей Чернушенко. — И тогда из этой среды начнут выделяться свои лидеры, которые будут эту работу не только курировать, но и развивать и совершенствовать. И в конце концов это служение во имя Христа станет естественной частью жизни новых поколений».

12 апреля 2016 г. 16:15
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи