выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Общество
ЦВ № 8 (381) апрель 2008 /  24 апреля 2008 г.
версия для печати версия для печати

Одинокий усыновитель: за и против

В эти праздничные пасхальные дни мы начинаем серию публикаций об усыновлении, о помощи детям, которые с рождения лишены любви и заботы родителей. Тема сегодняшнего разговора — одинокий усыновитель — неоднозначна, она вызывает много вопросов и споров. Казалось бы, что плохого может быть в желании одинокой женщины подарить материнскую любовь сироте? Но бывает так, что усыновление, решая одни проблемы ребенка, может создать другие, не менее сложные.

«Очень хочу усыновить ребенка, но боюсь безумно: своих детей у меня нет, с мужем разошлась. Очень боюсь не справиться с трудностями, не за себя — за ребенка боюсь, это же не котенок: взял, отдал...» — пишет Ирина (39 лет).

«Реально ли усыновить одной грудного ребенка, живя в однокомнатной квартире? Я одна, родители не поддерживают, очень тяжело морально, но очень хочу ребенка...» — спрашивает Елена (32 года).

Есть ли возможность у незамужней женщины усыновить ребенка? Насколько такая процедура сложнее, чем в случае семьи? Какие проблемы ждут будущую семью, состоящую из двух человек? Что можно посоветовать женщинам, мечтающим о детях, в качестве альтернативы усыновлению?

 

Алексей Рудов,

психолог, руководитель проекта «К новой семье» (www.innewfamily.ru):

Может ли усыновить ребенка одинокий человек? Да, может. В законодательстве предусмотрено усыновление супружеской парой, одним из супругов или одиноким, не состоящим в браке усыновителем. Разница в процедуре минимальна: супружеская пара предъявляет суду свидетельство о браке, одинокий усыновитель — свидетельство о рождении.

Но, на мой взгляд, несмотря на равную возможность усыновления семейной парой и одиноким родителем, здесь не все так просто.

В некоторых странах — в Германии, в части штатов США, — где достаточно желающих взять приемных детей, усыновление законодательно разрешено только супружеским парам. Опыт и статистика показывают, что в неполной семье выше вероятность возникновения проблем с воспитанием детей (не важно, кровных или приемных). В ней ребенок в меньшей степени приобщается к семейной культуре и не получает опыта общения с родителем противоположного пола — отсюда вытекают проблемы общения и построения своей семьи, да и большая часть подростковых бунтов случается именно в неполных семьях. Даже либерально настроенные иностранные специалисты, которые раньше говорили «нет разницы, кто усыновляет», сейчас уже так не считают.

Одиноким родителям приходится непросто, они сталкиваются с большими трудностями в воспитании и материальном обеспечении ребенка. Стоит очень хорошо подумать, сможет ли одинокая женщина справиться с психологическими и финансовыми трудностями, дать полноценное воспитание ребенку, достаточно ли крепки у нее для этого «тылы» и оправдан ли риск.

Если брать ребенка маленького, то он будет расходовать почти все силы и время матери. Потом легче не становится. Более старшему надо не меньше внимания, а то и больше, особенно, если он провел в сиротском учреждении года два-три и успел накопить психологические и соматические проблемы, для компенсации которых потребуется достаточно много сил — и физических и моральных. К этому надо быть готовыми. Хватит ли сил, денег, моральной поддержки одинокой усыновительнице, не имеющей опыта в воспитании детей? Не знаю. Упаси Бог, что-то случится с усыновителем. Куда деваться ребенку? Снова в учреждение?

Органы опеки относятся к одиноким усыновителям очень осторожно, тщательно изучают мотивы усыновления и семейную обстановку в доме кандидата. Справки, которые приходится собирать будущему приемному родителю, это только подготовительный материал для вынесения двух решений: заключения органов опеки о целесообразности усыновления, а затем решения суда. Если специалист, изучив дело, решит, что такое усыновление не соответствует интересам ребенка, то заключение будет отрицательным.

Я не считаю, что при вынесении решения о возможности усыновления одиноким человеком уместна заведомая категоричность «да или нет», разбираться надо индивидуально в каждом случае.

В целом будущему усыновителю можно посоветовать более качественную подготовку в психологическом и воспитательном плане. Даже богатый опыт работы воспитателем в детском саду и учителем в школе никак не заменяет знаний по воспитанию ребенка в семье.

Будущим одиноким родителям надо тщательнее взвешивать все «за» и «против», подумать, как они будут восполнять недостаток примера семейного образа жизни, на что они будут жить, если ребенку потребуется постоянный уход, платное лечение и т.п.

В интересах ребенка — иметь полную семью. Но если семейную пару подобрать не удается, то и одинокий человек для ребенка много лучше, чем сиротское учреждение. Кроме усыновления можно рассматривать, хотя бы на первом этапе, другие формы принятия ребенка в семью — например, опека, приемная семья, патронат.

 

Викентий,

архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский:

Мы с болью и горечью видим сегодня брошенных детей, лишенных родительской любви и попечения, проживающих в детских домах, интернатах, приютах, даже на улицах. В России, именующейся Святой, в Уделе Пресвятой Богородицы, никогда, даже в годы войн и в смутное время, не было такого массового сиротства как сейчас. Сиротство российских детей стало национальным позором и, безусловно, национальным бедствием. Государство, по мере сил, старается помочь самым юным и беззащитным россиянам, но никакое правительство не может решить ни одну проблему без участия общества.

Православных христиан всегда отличало трезвение и осознание особой ответственности за судьбу Отечества. Именно нам Господь сказал «Вы — свет мира». Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Мф. 14–16). Духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, и мы знаем, что именно в семье, прежде всего у родителей, человек учится всем христианским добродетелям — правильному отношению к Богу и ближним.

Дорогие братья и сестры! Призываю Вас, испросив помощи у Господа, усыновить, взять под опеку, в приемную семью или на патронатное воспитание детей-сирот, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. И согрев их любовью, воспитать достойными людьми нашего Отечества.

 

Иерей Алексий Колосов,

настоятель храма вмч. Пантелеимона,

г. Палдиски, Эстония:

Первой заповедью, данной Всевышним человеку, было простейшее и даже, казалось бы, низменное повеление: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1, 28). Об исполнении этой недвусмысленной заповеди воспроизводства обильно свидетельствует Слово Божие. И в повседневной жизни мы видим, что из всех наших инстинктов сильнейшим является инстинкт продолжения рода. Мы чувствуем его действие в душе и теле, в своей плоти и крови, и лишь немногим под силу сдержать его мощный зов. Немногим — лишь тем, «кому дано» (Мф. 19, 11).

Но речь сейчас пойдет о тех случаях, когда по не зависящим от человека биологическим причинам деторождение не совершается. Какие пути открываются перед нами в этом случае?

Когда любящая пара сталкивается с проблемой бездетности и медицина оказывается бессильной помочь немощному естеству, перед супругами встает нехитрый выбор — или смириться, приняв себя такими, какие есть, или «разбежаться», чтобы в новом браке или тайком попытаться продлить свой род. Понятно, что для христианина такая возможность исключается решительно и бесповоротно — «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 9).

Третий путь — принять чужое дитя и воспитать его как своего. Это решение самое трудное и ответственное, но и самое плодотворное с евангельской точки зрения. Получается, что бездетность супружеской пары — залог счастья маленького, беззащитного существа. Найти это существо, это дитя, опознать его среди многих, преодолеть естественный барьер отчуждения, вложить в душу ребенка все самое дорогое и сделать его родным — вот подвиг, достойный христианина! Церковь призывает к этому своих чад, Божиим попущением испытывающих муки бездетности, чтобы страдание двоих разрешилось счастьем троих.

Однако мы все говорим о паре, нормальной семье, состоящей из мужа и жены, — а ведь естественное и доброе желание иметь детей не исчезает лишь оттого, что человек остался один. В конце концов, каждый из нас — неповторимое сокровище, уникальное преломление образа и подобия Божьего, и каждому из нас есть, что оставить потомкам. В любом из нас сокрыт какой-то урок для тех, кто сменит нас на лице земли. Поэтому отложим те случаи, когда инстинкт продолжения рода приводит к беспорядочному половому поведению, к греху блуда. Отложим и случаи, когда человек смиряется со своим одиночеством. Рассмотрим проблему усыновления детей одиночками. Насколько это соответствует возможностям взрослого и потребностям ребенка?

Здесь снова стоит обратиться к Священному Писанию: заповедь продолжения рода была дана не одному Адаму, не одной Еве, а мужчине и женщине — мужу и жене. То есть, с точки зрения Откровения, рождение и воспитание детей можно считать полноценным только в семье. Поскольку мы говорим об уже рожденном ребенке, главной проблемой становится его полноценное воспитание.

Семья сама по себе является сильнейшим инструментом воспитания. У отца и матери дети перенимают необходимый набор социальных ролей. Поэтому только активное присутствие и участие обоих родителей в воспитании делает его полноценным. Сможет ли одинокий человек быть и отцом и матерью? Сможет ли он дать то, чем не обладает сам? Это открытый вопрос, на который никто не может дать однозначного ответа — очень многое зависит от конкретного человека. В целом, усыновление парой естественнее и полезнее во всех отношениях.

Опыт священника показывает, насколько сложно родителям-одиночкам приходится в воспитании своих родных детей. Большинство «проблемных» детей и подростков, чьи матери (а изредка и отцы) ищут помощи в храме — это дети одиночек. Крайне редко один родитель может дать сбалансированное воспитание. Конечно, и полные семьи не всегда с этим справляются, но все же две головы лучше, чем одна, да и возможность воспитательного маневра шире.

Однако это не должно превратить одинокого человека в бесплодную смоковницу. Он может проявить свои способности воспитателя и родителя. Вопрос только, в каких формах. Ими могут стать различные виды опеки, поддержка молодых семей, поддержка родителей-одиночек, группы поддержки детских домов и домов малютки — каждому можно изыскать дело по желанию и по силам. Конечно, и усыновление может найти место в этом ряду, но, думается, в крайних случаях, когда само общество оказывается в форс-мажорных обстоятельствах.
 

24 апреля 2008 г.
Ключевые слова: дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00