выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Общество
Относительная плотность распределения по российской территории православных христиан, принадлежащих к Русской Православной Церкви
4 октября 2012 г. 13:04
версия для печати версия для печати

Социологи службы "Среда" считают, что государственные институты не успевают отвечать на запросы верующих

Независимая исследовательская служба "Среда" представила первые результаты беспрецедентного по полноте и статистической точности проекта "Атлас религий и национальностей России" (АРЕНА). Оформленная в виде интерактивных карт, диаграмм и схем на веб-сайте службы "Среда" информация не только позволяет рассмотреть все разнообразие многонациональной и многоконфессиональной России, но и фиксирует итоги эволюции на стыке религиозной и общественной жизни страны в последние десятилетия, а также помогает понять, насколько высок в коллективном сознании спрос на веру.

В основе проекта — так называемая социологическая методика Георейтинга, разработанная Фондом "Общественное мнение" в виде опроса МегаФОМ. Генеральная общероссийская выборка по ней составляет 56900 чел., в том числе в каждом субъекте Федерации опрашивается до 800 жителей. Каждому респонденту задается по три вопроса. В первом опрошенному предлагается идентифицировать себя по религиозным убеждениям и вероисповеданию, выбирая один из шестнадцати вариантов. Второй вопрос, где можно отметить любую из дюжины предлагаемых формулировок, касается религиозных практик, то есть степени участия человека в религиозной жизни и осознания важности религии. Наконец, третий вопрос описывает социально-психологические и мировоззренческие характеристики, позволяющие выявить личные и общественные приоритеты респондента ("я счастливый человек", "я одинокий человек", "я люблю Россию", "я уважаю закон и всегда стараюсь соблюдать его" и т. д.)

Главная форма итоговых результатов, предложенная авторами на указанном сайте — набор интерактивных карт, наглядно демонстрирующих степень распространенности того или иного параметра исследования в каждом из российских регионов. Для удобства массив религиозно-ценностных карт проекта АРЕНА дополнен тремя аналогичными форматами, отражающими смежные статистические данные: Всероссийской переписи населения 2010 года, мониторинга состояния гражданского общества НИУ "Высшая школа экономики" и численности религиозных объединений по данным Министерства юстиции РФ.

"Дополнив полученные нами результаты данными переписи населения и официальными сведениями Минюста о количестве зарегистрированных религиозных общин, мы вывели важный индекс потенциального религиозного спроса или спроса на веру, - рассказал ЦВ руководитель проекта "АРЕНА" Роман Лункин. - Его математический смысл — средняя плотность верующих в религиозном объединении. Значения этого индекса мы получили как для всех верующих в целом, так и по отдельным конфессиональным, религиозным и мировоззренческим группам. Главное резюме, которое можно сделать уже по горячим следам — в российском обществе в самом деле существует большой запрос на веру и на религиозные институты, и основной вклад в него вносят православные христиане. Так, к примеру, генеральное общероссийское значение нашего индекса для всей России — 4630 верующих на объединение, а у православных этот показатель достигает 4203. К сожалению, государство, на мой взгляд, не успевает соответствовать этому запросу, в результате чего многие предложения религиозных институций (к примеру, инициативы Святейшего Патриарха Кирилла о расширении представительства Русской Православной Церкви в школе и в Вооруженных Силах) находят весьма ограниченное отражение на практике. В этом смысле весьма верной представляется московская Программа-200. Посудите сами: индекс потенциального религиозного спроса в столице среди православных — 20079 — практически вдвое превышает средний по городу (11717), оставляя далеко позади даже весьма высокий показатель у мусульман (12324)".

4 октября 2012 г. 13:04
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30