iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Общество
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г.
версия для печати версия для печати

Рождественская опера

На учебной сцене Московского художественного театра имени Чехова 8 января прошло Рождественское представление, авторами и исполнителями которого стали прихожане московского храма св. Мартина Исповедника, Папы Римского. Рождественское представление, ставшее за шесть лет уже традиционным, на этот раз обрело новую форму — музыкального спектакля. Участники этого проекта — и дети, и взрослые — получили возможность послужить ближним, ближе узнать друг друга и завязать дружеские отношения внутри общины.
Либретто к Рождественскому представлению написала поэт Вера Павлова, музыку — театральный композитор и режиссер Антон Дегтяренко, роль режиссера взял на себя Роман Индык. Под аккомпанемент струнного квартета дети и взрослые спели захватывающую и трогательную историю, посвященную событиям вокруг Вифлеемского вертепа. Зал учебной сцены не смог вместить всех желающих, поэтому взрослые уступили места детям, а сами смотрели спектакль стоя. Но даже несмотря на некоторые неудобства, зрители остались довольны, и праздник удался.

О спектакле рассказывают его создатели.
 

Роман Индык,
режиссер:

В русской культуре рождественские истории — это светлые и добрые сюжеты, пример удивительной связи детского и церковного искусства. Мне кажется, наши дети так и не поняли, что они спели настоящую оперу. Но они вместе трудились, готовились, преодолевали что-то, что ни с первого, ни со второго раза не получается, и это очень важно.

Интересно наблюдать за детьми, которые выросли на моих глазах. За шесть лет работы над такими домашними спектаклями они изменились. Не менее важна и новая связь между взрослыми и детьми: взрослые помогают играть, родители ночами шьют костюмы детям, все вместе волнуются перед премьерой на настоящей театральной сцене… Я увидел большой дружный приход, в котором и профессиональные актеры, и дети, и родители дружно делают общее дело.

Стихи Веры Павловой прекрасны, и для нас большая радость, что она не только откликнулась на нашу просьбу и написала либретто, но и приняла вместе со своей дочерью участие в постановке.

Антон Дегтяренко написал удивительную музыку. Он «киношный» композитор, живет в Питере, но нашел время и с огромным усердием и проникновенностью, ночами писал музыку под готовый текст. Это современная симфоническая музыка, в которой соединяются традиции Сергея Прокофьева и Эндрю Ллойда Уэббера. В литературном отношении я даже затрудняюсь подобрать сравнение. В современной русской культуре, насколько мне известно, ничего подобного нет. От Рождественской сказки остается очень доброе, чистое впечатление.
 

Антон Дегтяренко,
композитор:

Предложение отца Валерия написать музыку к Рождественской сказке было для меня полной неожиданностью. Мне 36 лет, я пишу музыку к спектаклям, занимаюсь режиссурой. Последними моими работами стали «Русалочка» и «Незнакомка Александра Блока». На религиозную тематику я практически ничего не писал.

Когда в моих руках оказался стихотворный текст оперы, меня удивила его простота и образность, — вечная история, рассказанная детьми. Иногда бывает так, что долго нащупываешь интонацию и музыкальный язык, работая с новым материалом. В этой же истории основные темы были написаны в течение суток, на одном дыхании.

Работать над оперой было и легко и непросто. Роман репетировал в Москве, а я все это время находился в Санкт-Петербурге. Ночью одну за другой высылал партитуры, корректировал материал, не видя детей. Роман подробно описывал музыкальные репетиции, держал связь с музыкантами и был «моими ушами».

Для меня эта работа была не только свежим творческим глотком воздуха, но и возможностью внутренне сосредоточиться и почувствовать сопричастность к великому Таинству Рождения.
 

Священник
Валерий Степанов,
клирик храма св. Мартина Исповедника:

Наши прихожане устраивают рождественские елки уже несколько лет. Начали мы в храме Святителя Николая на Трех Горах, теперь продолжаем эту традицию в храме св. Мартина Исповедника. Каждый раз мы стараемся придумать что-то новое и интересное. Вначале это было просто рождественское представление, затем вертеп, когда дети сами делали куклы и пели старинные вертепные песни. Мы снимали фильм и делали спектакль, в который этот фильм был вмонтирован.

На этот раз мы решили сделать музыкальный спектакль. Лично мне было важно, что всё было сделано усилиями наших прихожан. Все, абсолютно все, начиная от осветителей, дизайнеров пригласительных билетов, музыкантов, исполнителей, тех людей, которые шьют костюмы, достают ткани, — это наши прихожане. Кто-то более активно посещает храм, кто-то всего несколько раз в году, но всех этих людей объединяет храм и молитва.

И уже сама подготовка явилась объединяющей, дала возможность почувствовать приближающееся Рождество.

В этом году мы впервые говорили о Рождестве серьезно. Раньше это была всегда веселая постановка с большим количеством смешных сцен и буффонады. Но сейчас о пришествии в мир Сына Божия мы говорили на серьезном языке музыки и стихов, и дети откликнулись — смотрели, молчали, удивлялись. И это было приятно.

Сюжет имеет свою концепцию. Он всегда разворачивается вокруг вертепа, события, конечно, отчасти вымышленные, связаны именно с ним. Есть стража, ангелы, дети и овцы, но нет ни Марии, ни Иосифа, ни Младенца Иисуса, которых бы играли актеры. Свет Вифлеемской пещеры подразумевается и незримо присутствует, но никогда не показывается, чтобы никоим образом не профанировать тайну Рождества. Так и в этот раз — был довольно лихо закрученный детективный сюжет, связанный с овцами, волхвами, стражниками и Иродом, который венчала достаточно трогательная ария, исполненная несколькими профессиональными певицами, прихожанками нашего храма. Она и заканчивала на такой высокой ноте эту, своего рода, Рождественскую оперу.

Основная группа детей уже прошла через несколько наших приходских елок, но мне нравится, что каждый раз мы приглашаем к участию и маленьких прихожан. Для совсем маленьких делаются танцы и небольшие сценки, таким образом они вливаются в круг старших, общаются и приобретают опыт участия в общем дела.

Из года в год представления становятся вся интереснее и качественнее, и каждый раз мы хотим, чтобы спектакли продолжали свое существование, но пока это никак не складывается. Возможно, такая у них судьба — быть спектаклями на один раз — сыграли, подарили радость Рождества, и идем дальше, к чему-то другому и новому. Но хотелось бы, чтобы именно этот спектакль, эта опера продолжала жить. А там уже как Господь даст.


Подготовила Юлия Жлудкина
Фото Сергея Чапнина
и Сергея Никулина

 

22 января 2009 г.
Ключевые слова: дети, Рождество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00