![]()
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя» Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Фотовыставка Уильяма Брумфилда состоится в рамках Свято-Феодоровского историко-культурного форума 19 ноября на сайте Переславского Свято-Феодоровского историко-культурного форума откроется онлайн выставка и презентация работ современного американского историка русской архитектуры, фотографа-документалиста Уильяма Брумфилда:«Краеугольный камень. Вид с Запада». Автор представит в онлайн формате около пятидесяти работ, сделанных в Переславле на протяжении последних сорока лет.
8 ноября 2020 г. 19:15
Благодарственная восписуем Ти раби Твои Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный во второй половине 2000-х годов в Зачатьевском женском монастыре, обретает новое внутреннее убранство. Речь идет о целом комплексе работ, объединяющем единым творческим замыслом стенопись и мозаичные панно. Пока что завершен первый этап, коснувшийся четверика, центрального купола с главным барабаном и четверки малых куполов.
7 августа 2020 г. 10:00
Ювелирная точность Золото и серебро в Православии ценны не только как драгоценные металлы, но и как материалы, несущие определенную смысловую нагрузку. Золото символизирует солнце, свет истины и Самого Господа, а также первосвятительскую и архиерейскую власть. Серебро — нравственную чистоту и девство Пресвятой Богородицы. Ювелирное искусство во многих своих проявлениях связано с жизнью Церкви. В постиндустриальную эпоху ювелиры, как и многие другие мастера декоративно-прикладных искусств, оказались перед рядом вызовов, ответ на которые им предстоит найти. PDF-версия, Начало. PDF-версия, Окончание
14 февраля 2020 г. 10:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
«Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах» Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) внес огромный вклад в развитие религиозной темы в русской живописи XIX — начала XX века. По достоинству этот вклад был оценен не его современниками, а потомками. Именно с исторической дистанции стало очевидно, насколько глубоко художник вошел в евангельскую тему как вдумчивый исследователь и выразил ее как талантливый живописец. PDF-версия.
25 декабря 2019 г. 14:12
Все там будем Новый выставочный проект в рамках программы «Концепция образов и смыслов» в Музее им. Андрея Рублева начинается от гробовой доски. Если точнее – от колоды, причем в буквальном смысле слова. Прямо возле гардероба посетителей встречает выдолбленная из цельного ствола дерева домовина. Конечно, на произведение искусства в привычном понимании этот предмет не тянет: «экспонат» нашли на чердаке частного дома в Нижегородской области, где раньше жила семья старообрядцев. Дизайнерский ход нетривиальный и запоминающийся. Особенно если кому-то придет в голову примерить изделие под себя.
13 декабря 2019 г. 13:07
Нота как мишень Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Правда жизни и правда веры
В этом году исполнилось 175-лет со дня рождения знаменитого русского художника Ильи Репина. Илья Ефимович Репин — художник-классик, один из столпов русской живописи, член Товарищества передвижников. Многие его картины нам знакомы со школьных лет: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» и другие. Обычно Репина, как и большинство передвижников, воспринимают как художника, для которого социальные темы были самыми главными. В советское время о нем писали чуть ли не как о богоборце или, по крайней мере, о человеке, далеком от веры. Его картина «Отказ от исповеди» часто помещалась в антирелигиозные брошюрки. Но пристальное внимание к творчеству художника позволяет увидеть, что все обстоит иначе. ПДФ
18 сентября 2019 г. 16:10
В храме святого Ильи Пророка в Лемешево молитвенно отметили 25-летие возрождения приходской жизни 13 сентября, в храме святого Ильи Пророка в Лемешево (Подольское благочиние) епископ Видновский, викарий Московской (областной) епархии возглавил торжественное богослужение, приуроченное к двадцатипятилетию возрождения прихода.
13 сентября 2020 г. 20:26
|
![]()
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /
22 января 2009 г.
Рождественская операНа учебной сцене Московского художественного театра имени Чехова 8 января прошло Рождественское представление, авторами и исполнителями которого стали прихожане московского храма св. Мартина Исповедника, Папы Римского. Рождественское представление, ставшее за шесть лет уже традиционным, на этот раз обрело новую форму — музыкального спектакля. Участники этого проекта — и дети, и взрослые — получили возможность послужить ближним, ближе узнать друг друга и завязать дружеские отношения внутри общины. Роман Индык, Интересно наблюдать за детьми, которые выросли на моих глазах. За шесть лет работы над такими домашними спектаклями они изменились. Не менее важна и новая связь между взрослыми и детьми: взрослые помогают играть, родители ночами шьют костюмы детям, все вместе волнуются перед премьерой на настоящей театральной сцене… Я увидел большой дружный приход, в котором и профессиональные актеры, и дети, и родители дружно делают общее дело. Стихи Веры Павловой прекрасны, и для нас большая радость, что она не только откликнулась на нашу просьбу и написала либретто, но и приняла вместе со своей дочерью участие в постановке. Антон Дегтяренко написал удивительную музыку. Он «киношный» композитор, живет в Питере, но нашел время и с огромным усердием и проникновенностью, ночами писал музыку под готовый текст. Это современная симфоническая музыка, в которой соединяются традиции Сергея Прокофьева и Эндрю Ллойда Уэббера. В литературном отношении я даже затрудняюсь подобрать сравнение. В современной русской культуре, насколько мне известно, ничего подобного нет. От Рождественской сказки остается очень доброе, чистое впечатление. Антон Дегтяренко, Когда в моих руках оказался стихотворный текст оперы, меня удивила его простота и образность, — вечная история, рассказанная детьми. Иногда бывает так, что долго нащупываешь интонацию и музыкальный язык, работая с новым материалом. В этой же истории основные темы были написаны в течение суток, на одном дыхании. Работать над оперой было и легко и непросто. Роман репетировал в Москве, а я все это время находился в Санкт-Петербурге. Ночью одну за другой высылал партитуры, корректировал материал, не видя детей. Роман подробно описывал музыкальные репетиции, держал связь с музыкантами и был «моими ушами». Для меня эта работа была не только свежим творческим глотком воздуха, но и возможностью внутренне сосредоточиться и почувствовать сопричастность к великому Таинству Рождения. Священник На этот раз мы решили сделать музыкальный спектакль. Лично мне было важно, что всё было сделано усилиями наших прихожан. Все, абсолютно все, начиная от осветителей, дизайнеров пригласительных билетов, музыкантов, исполнителей, тех людей, которые шьют костюмы, достают ткани, — это наши прихожане. Кто-то более активно посещает храм, кто-то всего несколько раз в году, но всех этих людей объединяет храм и молитва. И уже сама подготовка явилась объединяющей, дала возможность почувствовать приближающееся Рождество. В этом году мы впервые говорили о Рождестве серьезно. Раньше это была всегда веселая постановка с большим количеством смешных сцен и буффонады. Но сейчас о пришествии в мир Сына Божия мы говорили на серьезном языке музыки и стихов, и дети откликнулись — смотрели, молчали, удивлялись. И это было приятно. Сюжет имеет свою концепцию. Он всегда разворачивается вокруг вертепа, события, конечно, отчасти вымышленные, связаны именно с ним. Есть стража, ангелы, дети и овцы, но нет ни Марии, ни Иосифа, ни Младенца Иисуса, которых бы играли актеры. Свет Вифлеемской пещеры подразумевается и незримо присутствует, но никогда не показывается, чтобы никоим образом не профанировать тайну Рождества. Так и в этот раз — был довольно лихо закрученный детективный сюжет, связанный с овцами, волхвами, стражниками и Иродом, который венчала достаточно трогательная ария, исполненная несколькими профессиональными певицами, прихожанками нашего храма. Она и заканчивала на такой высокой ноте эту, своего рода, Рождественскую оперу. Основная группа детей уже прошла через несколько наших приходских елок, но мне нравится, что каждый раз мы приглашаем к участию и маленьких прихожан. Для совсем маленьких делаются танцы и небольшие сценки, таким образом они вливаются в круг старших, общаются и приобретают опыт участия в общем дела. Из года в год представления становятся вся интереснее и качественнее, и каждый раз мы хотим, чтобы спектакли продолжали свое существование, но пока это никак не складывается. Возможно, такая у них судьба — быть спектаклями на один раз — сыграли, подарили радость Рождества, и идем дальше, к чему-то другому и новому. Но хотелось бы, чтобы именно этот спектакль, эта опера продолжала жить. А там уже как Господь даст.
22 января 2009 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
Сергей Сергеевич Хоружий 05.10.1941 — 22.09.2020 22 сентября на 79-м году жизни отошел ко Господу выдающийся религиозный мыслитель, философ и математик Сергей Сергеевич Хоружий.
13 января 2021 г. 19:00
Монахиня София (Ищенко) 01.05.1949 — 17.10.2020 17 октября на 72-м году жизни отошла ко Господу монахиня София (Ищенко), замдиректора Духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь» Калужской епархии, президент Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча».
13 января 2021 г. 18:50
|