выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Общество
ЦВ № 24 (397) декабрь 2008 /  26 декабря 2008 г.
версия для печати версия для печати

Современные церковные СМИ: достижения и опасности

В третий раз мы собрались на фестиваль «Вера и слово», который сегодня по праву считается наиболее авторитетным форумом наших церковных СМИ, и в то же время — местом встречи, дискуссий и обмена опытом светских и церковных журналистов.
Мы встречаемся раз в два года, поэтому фестиваль — это всегда подведение итогов. Каждый из нас может назвать немало проблемных направлений. Сегодня я хочу остановиться на трех существенных изменениях, которые произошли в последние годы, и трех опасностях, которые постоянно требуют нашего внимания и усилий.

1. Достижения
Вопросы веры в литературе, кино и СМИ. Мы можем уверенно говорить о важном изменении, которое произошло в последние пять-семь лет и стало очевидной тенденцией. Вопросы веры заново вошли в русскую литературу и кино. Мы сейчас берем за скобки то, как в этих произведениях решаются эти вопросы. Это предмет дискуссии, и вряд ли мы придем здесь к единству взглядов. Заметим, что и в русской классической литературе XIX века тема веры у Гоголя или Достоевского, Пушкина или Лескова — это предмет мировоззренческой дискуссии. Но сравним: в 90-е годы сама Церковь в ее истории, путь человека в Церкви, предстояние человека пред Господом — все это были как бы «маргинальные», «специальные темы».
Теперь же ситуация кардинально поменялась, достаточно назвать «Остров» Павла Лунгина, документальные сериалы «Православной энциклопедии», произведения Людмилы Улицкой и Майи Кучерской и многие другие произведения. Сюда же надо отнести и то обстоятельство, что светские журналисты с именем все чаще хотят говорить о вопросах веры. Здесь можно говорить о публицистике Дмитрия Быкова, репортажах Дмитрия Соколова-Митрича. Яркий пример последних дней — программа Олеси Николаевой и Дмитрия Диброва о православной культуре на телеканале «Спас».
Я убежден, что в этой ситуации нам очень нужна литературная и кинокритика, которая могла бы грамотно продолжить разговор о вере, который поднимается в литературе, кино и театре.
Система поддержки православных журналистов и изданий. Мы достаточно далеко продвинулись вперед в сравнении с 90-ми годами, когда православные журналисты и издатели были практически полностью предоставлены сами себе. Сегодня — за редким исключением — все крупные информационные проекты прочно связаны с Церковью, будь то на общецерковном или епархиальном уровне. Связь с Церковью воспринимается как необходимое условие деятельности СМИ, освещающих вопросы веры и церковной жизни. Развиваются связи на горизонтальном уровне: епархиальные и межрегиональные фестивали проходят в самых разных городах. В уходящем году начали действовать Курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ.
Особо следует сказать, что в этом году Священный Синод Русской Православной Церкви принял жесткое, не имеющее прецедентов определение о деятельности газет «Дух христианина» и «Пасха Третьего Рима».
В каком направлении следует развиваться в ближайшее время? Одна из задач — развивать международный аспект. Положение России в мире меняется, растет ее авторитет. И мы должны соответствовать этим изменениям. Образ Русской Православной Церкви во многом формируется светскими СМИ, крупными международными медиахолдингами. Естественно, мы не можем признать, что этот образ соответствует реальному положению дел в церковной жизни. Следует признать особо важным развитие версий наших изданий на иностранных языках, выступать не только участниками, но и инициаторами международных журналистских форумов. Здесь мы можем опираться на позитивный опыт Богословской комиссии, которая проводит международные богословские симпозиумы с участием представителей многих стран.
Осмысление деятельности Церкви в информационном обществе и подготовка кадров. К решению этого вопросы мы только приступили, однако сегодня это уже тенденция. Мы видим, что постепенно развиваются исследования в области «богословия коммуникации», в Свято-Тихоновском университете сотрудники Издательского Совета читают курс «Церковь в информационном обществе», на ежегодной конференции «Иконология и иконичность» обсуждаются не только доклады, посвященные литургическим искусствам, но и проблемам формирования образа в массовой культуре, в том числе и в масс-медиа. Ряд редакций церковных СМИ проводят свои обучающие семинары — это и газета «Церковный вестник», журналы «Нескучный сад» и «Вода живая». Редакция журнала «Фома» во многом сформирована из выпускников факультета журналистики МГИМО. Важную роль в подготовке кадров играют молодежные церковные издания.

2. Угрозы
Первая опасность, тем не менее, тоже связана с молодежью. В журналистику пришло новое поколение. Его образование и культурный багаж очень слабы из-за слабости системы образования. Старшее поколение журналистов, хорошо помнящих положение Церкви в СССР, относится с пониманием к возрождению церковной жизни, а там, где оно сталкивается с церковными нестроениями, стремится отражать ситуацию сбалансировано. Но мы все читали то, что писалось в СМИ в связи с «делом Диомида». Мы видим, что тексты пишут молодые люди, которым нет еще и тридцати. Пишут просто нелепости. Если раньше мы зачастую имели дело с образованными либеральными журналистами — противниками Церкви, с которыми была все-таки возможна полемика, то теперь мы видим практически подростков, не имеющих никаких взглядов. Они не знают, что такое каноническая Церковь, что такое раскол. Эти дети выросли на глянцевых журналах и любой конфликт представляют как примитивное коммерческое «слияние-поглощение». В 90-е годы было немало людей, которые постоянно обвиняли Московскую Патриархию в «срастании» с государством. Мы — то есть церковные журналисты — на это всегда аргументировано возражали: Церковь в социальном, политическом пространстве представляет значительную часть общества и потому, действительно, по ряду вопросов стремится донести свою позицию до властей и сотрудничать с властью по целому ряду направлений. Теперь же опасность в том, что о церковной жизни пишут люди, которые весь мир видят через призму шоу-бизнеса и так называемого «пиара». Да, мы понимаем, что эта молодежь — вне Церкви и мы не можем ждать от нее церковного видения ситуации. Но речь идет просто об уровне культуры, об определенном уровне светского гуманитарного образования. Хорошее гуманитарное образование не позволит человеку писать о Церкви поверхностные, крикливые и пустые тексты.
Идеологическая увлеченность. Чрезвычайно горько видеть, как люди, живущие церковной жизнью, люди с опытом и в прошлом немало сделавшие для церковного возрождения в России, оказываются вовлечены в сомнительные идеологические проекты. Вдруг они начинают мнить себя поборниками какой-то обширной церковной реформы, начинают мыслить себя каким-то «идейным или аналитически центром», который намерен влиять на священноначалие. В результате эти люди приходят к ошибочному представлению о том, что главное — это политический консерватизм, а вера — это как бы дополнение или «оформление» этого консерватизма. Можно сказать с горечью: жаль терять людей, которые еще много могли бы сделать для Церкви, если бы их не охватила страсть к политике и самонадеянность.
Неубедительность нашей аргументации. Есть все признаки того, что в XXI веке под влиянием глобализации, под влиянием распространяющихся по миру так называемых «культурных стандартов» российское общество будет вновь и вновь вовлекаться в дискуссии о биоэтике, об эвтаназии, об абортах, о новых медицинских практиках и т.д. Общество готово слушать представителей Церкви, нас часто приглашают на радио- и телевизионные программы по этим вопросам. Надо признать, что мы пока плохо готовы к этой дискуссии. По всем программам эфирного телевидения «кочуют» буквально три-четыре священника, уже уставших от постоянной записи на телевидении.
Надо искать новые лица, поддерживать тех священников и мирян, которые в соответствующем медийном формате готовы представлять и отстаивать позицию Церкви в дискуссиях. Сегодня таких людей у нас крайне мало. Расширить их круг — это важная задача, которую необходимо решать совместными усилиями.

* * *
Церковные СМИ не стоят на месте. Каким будет их развитие, во многом зависит от нас с вами, собравшихся сегодня на фестиваль «Вера и слово». Надеюсь, ваша работа будет плодотворной. Божией вам помощи во всех трудах.

 

26 декабря 2008 г.
Ключевые слова: Вера и слово
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00