выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Общество
занятия в воскресной школе в Тамбовской епархии
ЖМП № 5 май 2011 /  5 мая 2011 г.
версия для печати версия для печати

Церковноприходские школы выходят "в свет"

В 2010 году несколько церковно-приходских школ Тамбовской епархии прошли государственное лицензирование и получили статус учреждений дополнительного образования. Это, безусловно, отрадный факт, ведь такая «легализация» позволяет сделать православное образование более престижным, дать возможность для его развития и привлечь в церковноприходские школы больше высококлассных специалистов. Немаловажным является и то, что учреждения будут частично финансироваться из государственного бюджета.

Пока подобные примеры в епархиях Русской Православной Церкви единичны. Поэтому представляется необходимым изучить уже имеющийся опыт и, возможно, использовать его на общецерковном уровне.

Тамбовская епархия уже давно тесно и плодотворно сотрудничает с управлением образования и науки Тамбовской области. В ходе этой работы осенью 2009 года родилась идея о возможности лицензирования церковноприходских школ епархии в качестве учреждений дополнительного образования детей. Для реализации этого начинания по благословению епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия и при поддержке главы администрации Тамбовской области Олега Бетина была создана рабочая группа. В ее состав вошли: руководитель и специалисты отдела религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии, руководитель и специалисты отдела по лицензированию управления образования и науки Тамбовской области, а также директора пяти церковноприходских школ, которые были выбраны как кандидаты для лицензирования.

Приступая к лицензированию, Тамбовская епархия ставила перед собой следующие задачи:

1. Повышение статуса церковноприходских школ путем включения в существующую общепризнанную систему образования.

2. Признание их образовательными учреждениями дополнительного образования в рамках действующего законодательства.

3. Упорядочение деятельности церковноприходских школ путем создания определенной структуры, распределения полномочий, разработки и утверждения образовательных программ и устава.

4. Повышение профессионального уровня преподавателей таких учреждений через включение их в систему повышения квалификации.

5. Создание штатных должностей преподавателей церковноприходских школ, обеспечение социальной защищенности педагогов. Ведь согласно действующему законодательству педагогический стаж, влияющий на размер заработной платы и дающий право на пенсию по выслуге лет, идет только в том случае, если педагог работает в образовательном учреждении, имеющем лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

6. Улучшение учебно-материальной базы церковноприходских школ путем включения в систему государственного финансирования и за счет этого расширение сферы их деятельности: увеличение числа учащихся, организация новых направлений, привлечение дополнительных педагогов и др.

Процесс лицензирования включал в себя следующие этапы:

1. Были отобраны пять церковноприходских школ Тамбовской епархии, обладающих широким творческим и педагогическим потенциалом.

2. Три церковноприходские школы были зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц. Данный этап включал в себя разработку Типового устава школы в соответствии с законом РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», законом РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Гражданским кодексом РФ, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением правительства РФ от 7 марта 1995 года № 233.

Устав разработан с учетом специфики деятельности церковноприходской школы как православного образовательного учреждения.

Церковноприходские школы были зарегистрированы в управлении Министерства юстиции РФ по Тамбовской области в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Учредителем выступил приход, при котором действует соответствующая школа. Организационно-правовая форма — частное учреждение.

3. Параллельно велась работа по разработке и утверждению реализуемых церковноприходскими школами образовательных программ, получению рецензий на образовательные программы в ТОГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества».

На данном этапе прошли экспертизу и получили положительное экспертное заключение следующие образовательные программы:

— «Основы православной культуры и нравственности»,

— «Православное краеведение»,

— «Духовное пение и православная певческая культура»,

— «Драматический кружок»,

— «Изобразительное искусство»,

— «Вдохновение»,

— «Танцевальная азбука»,

— «Футбол» и некоторые другие.

Затем администрацией и управлением образования и науки Тамбовской области был издан ряд нормативных актов, регламентирующих порядок определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета церковноприходским школам на реализацию программ дополнительного образования детей, прошедших лицензирование. Между управлением образования и науки и соответствующей церковноприходской школой были заключены соглашения о перечислении субсидий из областного бюджета на осуществление образовательной деятельности по заявленным программам. Также были утверждены формы отчетности.

Размер субсидий соответствует областным показателям финансирования учреждений дополнительного образования детей (в 2010 году в Тамбовской области — 836,4 рубля), умноженный на число учащихся.

Субсидии были перечислены на счет церковноприходских школ практически сразу же после получения ими лицензии. Согласно порядку предоставления субсидий, утвержденному постановлением администрации области, денежные средства областного бюджета были израсходованы школами на выплату заработной платы с начислениями и на организацию образовательного процесса.

В целом процесс создания церковноприходской школы как юридического лица и лицензирования занимает около трех месяцев.

Хотелось бы остановиться на тех трудностях, которые возникли в процессе лицензирования.

Первоначально рабочей группой было принято решение о лицензировании церковноприходских школ как структурных подразделений соответствующего прихода, без регистрации их в качестве самостоятельных юридических лиц, поскольку в уставах приходов в качестве одного из направлений деятельности указывается образовательная деятельность. Однако в дальнейшем пришлось от этой позиции отказаться. Положением о лицензировании в отношении религиозных организаций предусмотрено лицензирование либо учреждений профессионального религиозного образования, либо иных образовательных учреждений религиозных организаций. В обоих случаях звучит слово «учреждение». Согласно же ст. 12 закона «Об образовании» образовательное учреждение является юридическим лицом.

Принимая решение о регистрации церковноприходской школы в качестве самостоятельного юридического лица, мы имели некоторые опасения, что это налагает ответственность, обязанности по представлению отчетности в налоговые и иные органы, необходимость содержать штатного бухгалтера. Однако практика показала, что эти трудности вполне разрешимы: церковноприходские школы сразу были переведены на упрощенную систему налогообложения, и один раз в год налоговую отчетность по церковноприходской школе сдает приходской бухгалтер.

Для государственной регистрации юридического лица возникла необходимость разработки Устава церковноприходской школы. За основу нами были взяты типовые уставы православной гимназии и духовной семинарии. Однако использовать их удалось только в малой степени, как в силу специфики деятельности церковноприходской школы как образовательного учреждения, так и в силу законодательных нюансов.

У каждой организационно-пра-во-вой формы юридического лица есть определенный статус. Свой правовой статус есть у учреждения и у религиозной организации. Они различны, включают в себя разные правовые возможности организационного, уп-рав-ленческого и имущественного характера.

Две церковноприходские школы, не имеющие собственного здания, заключили договоры аренды помещений общеобразовательных школ. Один договор предусматривал аренду с нулевой арендной ставкой, другой — аренду с почасовой оплатой, общая сумма арендной платы составила около 650 рублей в год. Средства, разумеется, небольшие, однако хлопот достаточно, так как необходимо было получить акт экспертной оценки о том, что аренда не ущемляет права школьников, а также возникло много спорных вопросов о соответствии закону «О защите конкуренции».

Устав церковноприходской школы пришлось выдерживать строго в рамках, предусмотренных для такой организационно-правовой формы, как учреждение, закона «Об образовании». Понятно, что он не учитывает специфику деятельности церковноприходских школ.

Так, например, согласно ст. 13 закона «Об образовании» в уставе должны быть отражены типы и виды образовательных программ. Согласно ст. 9 того же закона все образовательные программы делятся на два вида: общеобразовательные и профессиональные. Программы дополнительного образования не выделены законодателем в качестве самостоятельного вида, а только как подвид общеобразовательных или профессиональных, что не соответствует условиям деятельности не только церковноприходских школ, но и светских учреждений дополнительного образования детей.

Однако в целом полагаем, что разработанный нами Устав церковноприходской школы вполне удачен, отражает православную специфику, регламентирует порядок образовательного процесса, задает как бы программу действий.

Церковноприходская школа учреждается приходом, который является высшим органом ее управления.

В качестве основных целей и задач деятельности школы указаны формирование православного мировоззрения учащихся, религиозно-нравственнное образование и воспитание в духе христианской нравственности и традиций Русской Православной Церкви.

В процессе осуществления лицензирования возник и ряд других трудностей не столь глобального характера. Так, например, в число документов, представляемых на получение лицензии, входят заключения о соответствии помещений, в которых занимаются дети, требованиям санитарной и пожарной безопасности. В случаях аренды помещений общеобразовательных школ проблем с получением таких заключений нет, поскольку школы регулярно проходят соответствующие проверки. В случае же с собственным помещением пришлось потрудиться, чтобы обеспечить соответствие вышеназванным нормам. Однако в целом эти меры можно оценить положительно, поскольку приход, безусловно, несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей в церковноприходской школе.

Вместе с тем в процессе лицензирования церковноприходских школ, несмотря на активное положительное содействие и участие, проявилась также и некоторая неспособность сотрудников государственных органов к принятию нестандартных, нетипичных решений в рамках действующего законодательства.

Так, например, в самом начале изучения вопроса специалист отдела по лицензированию по аналогии с документами других организаций требовала включения в Устав прихода наименования и адреса церковноприходской школы, хотя именно для религиозных организаций законом такого требования не предусмотрено. Ст. 10 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает исчерпывающий перечень требований к Уставу религиозной организации.

Или пример, когда сотрудница управления Министерства юстиции РФ первоначально не соглашалась включить в наименование церковноприходской школы название соответствующего храма, мотивируя свою позицию тем, что церковноприходская школа просто негосударственное образовательное учреждение, а не религиозная организация.

Понятно, что лицензирование церковноприходских школ — дело новое не только для Церкви, но и для государства, и обойтись без некоторых недоразумений и трений невозможно.

Результаты проекта по лицензированию церковноприходских школ были обобщены в двух методических пособиях, изданных Тамбовской епархией (1), а также в докладе епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия «О перспективах развития церковноприходских школ Тамбовской епархии в рамках диалога светского и религиозного образования» на заседании попечительского совета ЦФО по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды», прошедшем 26 мая 2010 года. Председателем попечительского совета, полномочным представителем Президента РФ в ЦФО Г.С. Полтавченко было отмечено, что на Тамбовщине нашли механизм включения церковноприходских школ в систему учреждений дополнительного образования. Удалось провести лицензирование образовательных программ, определить бюджетные источники финансирования.

Каковы же первые результаты проекта по включению церковноприходских школ в систему дополнительного образования Тамбовской области?

Во-первых, повысился не на словах, а на деле статус церковноприходской школы как социального института. Впервые государство через лицензирование официально признало деятельность церковноприходской школы социально значимой, полезной для развития личности, семьи и общества.

Во-вторых, созданы условия для непосредственного диалога религиозной и светской систем образования, включения преподавателей церковноприходских школ в педагогическое сообщество области, обеспечения социальной защищенности педагогов, повышения их квалификации. В частности, во втором квартале текущего года запланировано проведение управлением образования и науки Тамбовской области совместно с отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии курсов повышения квалификации для директоров и преподавателей церковноприходских школ.

Курсы для директоров церковноприходских школ будут включать педагогический менеджмент (организацию образовательного процесса), ознакомление с уставами Русской Православной Церкви, епархии и церковноприходской школы, а также методиками преподавания, а для преподавателей — психолого-педагогический минимум и мастер-классы по их видам деятельности в соответствии с христианской направленностью программ дополнительного образования. Курсы бесплатные, средства на их проведение выделены из областного бюджета.

В-третьих, ценна сама по себе разработка Устава церковноприходской школы как самостоятельного юридического лица. Это и структура образовательного учреждения, и программа деятельности, и план работы.

В-четвертых, разработан учебно-методический комплект, созданы образовательные программы, которые одобрены как епархиальными, так и светскими органами образования. Прошли рецензирование 22 программы, 14 из них реализуются в школах, получивших лицензии. Это означает, что содержание обучения детей будет:

— соответствовать канонам Православной Церкви;

— соответствовать возрастной психологии и педагогике;

— гарантировать определенный уровень знаний, умений и навыков, заложенных в образовательной программе.

В-пятых, имеет значение и государственное финансирование образовательной деятельности церковноприходских школ, созданы условия для развития их материально-технической базы.

И, наконец, проведенная работа создала государственным органам образования Тамбовской области условия для расширения их опыта взаимодействия с религиозными организациями в сфере дополнительного образования детей, для выявления всех возможностей действующего законодательства в области лицензирования, позволила обеспечить поиск совместных решений в нестандартных ситуациях.

Опыт и алгоритм лицензирования может быть использован другими регионами, так как он является не только плодом добрых взаимоотношений между Тамбовской епархией и управлением образования и науки Тамбовской области, но и проектом, который полностью соответствует всем положениям действующего законодательства в сфере образовательной деятельности.

Иерей Игорь Груданов,
заведующий отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии,

Наталья Шиняева,
заведующая юридическим отделом Тамбовской епархии

Примечание:
1 Лицензирование образовательной деятельности церковноприходских школ. Ч. I: Нормативно-правовое обеспечение, инструктивно-методические рекомендации, образцы документов / Иерей Игорь Груданов, Н.А. Шиняева, А.А. Попова; Ч. II: Сборник образовательных программ / Сост. А.А. Попова. Тамбовская епархия Русской Православной Церкви, 2010.

Читайте также:
Пошаговая инструкция действий настоятеля храма для получения лицензии на образовательную деятельность церковноприходской школы

Комментарий епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия:
Основополагающим для православной педагогики является принцип согласованного влияния на ребенка со стороны семьи, школы, Церкви, общества и государства. В отношении детей, учащихся в церковноприходских школах, он реализуется наиболее полно. Исполняя роль «переходного мостика» между Церковью и миром, такие школы создают условия для общения, досуга, творчества, самореализации детей.
Следует сказать, что лицензирование образовательной деятельности церковноприходских школ позволит преодолеть их обособленность в российском образовательном пространстве, будет способствовать распространению социально значимого опыта взаимодействия светской и духовной систем образования по воспитанию и образованию граждан России. Целью взаимодействия институтов государственного и религиозного образования является объединение усилий для решения общественных и социально-педагогических задач: укрепление нравственных основ образования и воспитания, формирование гражданственности и патриотизма, предотвращение девиантного поведения детей и молодежи.

5 мая 2011 г.
Ключевые слова: школа, ОПК, юридическое лицо
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи