выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Общество
фото Владимир Ештокин
ЖМП № 11 ноябрь 2012 /  26 октября 2012 г.
версия для печати версия для печати

Владимир Ресин: Сорок сороков по "Программе-200"

Около года назад была открыта первая строительная площадка программы строительства новых 200 храмов в Москве. На сегодняшний день почти достроены восемь храмов. Один из них – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве, уже освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

О первых итогах беспрецедентного не только по своему масштабу, но и по социальному и духовному значению для столицы, совместного проекта Церкви, общества и городского правительства ответственному редактору Журнала Московской Патриархии Сергею Чапнину рассказывает депутат Государственной Думы, куратор Программы-200 от Правительства Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по строительству Владимир Ресин

— Владимир Иосифович, в январе вы стали советником Святейшего Патриарха Кирилла по вопросам строительства. Какой у вас круг обязанностей в этой должности? Удается ли в рабочем порядке решать возникающие вопросы непосредственно с Патриархом?

— Прежде всего это стало для меня большой честью. Я благодарен Его Святейшеству Патриарху Кириллу за оказанное доверие и стараюсь его оправдывать. К религии я всегда относился с большим уважением. Из всех объектов, в строительстве которых приходилось принимать участие, самым важным и значимым считаю воссоздание Храма Христа Спасителя — только ради этого стоило родиться. А программа строительства 200 храмов — это еще бОльшая ответственность.

Как вы знаете, Русской Православной Церковью и правительством Москвы создан фонд "Поддержка строительства храмов", попечительский совет которого возглавляют Патриарх Кирилл и мэр города Сергей Собянин. Как член попечительского совета я возглавляю рабочую группу фонда, которая координирует все работы по реализации программы. О ходе работ регулярно докладываю Святейшему Патриарху, наша недавняя встреча в Даниловом монастыре продолжалась полтора часа. Святейший с большим пониманием относится к строителям, а строители со своей стороны делают всё возможное, чтобы оправдать надежды Церкви и верующих.

— Программа строительства 200 храмов в Москве началась год назад. Как сегодня вы видите ее цели и задачи? Что изменилось за прошедшее время?

— Самое главное, что программа состоялась и назад, как говорится, хода нет. Сделано немало. Хотя, конечно, предстоит сделать еще больше. Сегодня на разной стадии строительства находится 30 храмов. Еще более 40 проектов будут готовы до конца года.

Первый храм, построенный в рамках программы, уже сдан — это церковь Иоанна Предтечи в Братееве. Строительство еще восьми храмов планируется закончить до конца года.

Как вы знаете, каждую неделю в Храме Христа Спасителя проводятся большие совещания, на которых собираются все, кто так или иначе участвует в программе: строители, проектировщики, представители Патриархии, городских префектур, департаментов и подразделений. Все текущие вопросы решаются в оперативном порядке. А по субботам выезжаем на строящиеся объекты, проверяем ход строительства на месте.

Согласно технологии, после завершения общестроительных работ храм должен год устояться, после чего можно приступать к росписи. Поэтому принято решение, что после завершения строительства в храмах начнутся регулярные богослужения, а внутренняя отделка (роспись, убранство) будет идти параллельно с повседневной жизнью прихода.

Конечно, главный вопрос — это финансирование. Всё строится на народные деньги. Чем больше средств пожертвуют люди, тем быстрее пойдет строительство, поэтому трудно давать точные прогнозы. Но я думаю, что в целом программа может быть реализована лет за десять. Москву издревле называли городом сорока сороков. Сейчас мы хотя бы частично стараемся восполнить потери советского времени.

— Какие храмы будут закончены в ближайшее время? Какие строительные площадки вы считаете "образцовыми"?

— Уже завершено строительство храма в честь святого благоверного князя Дмитрия Донского на Полярной улице, 34 — на два месяца раньше срока, сейчас объект готовится к сдаче и в скоро будет освящен. Его строительство профинансировал заслуженный строитель России Гаджи Гаджимусаев, мусульманин по вероисповеданию. Его мотивы понятны: он сам живет в Москве, у него двое детей, жена православная. Кроме того, он участвует и в строительстве мечети в Москве.

А первым храмом, заложенным по программе, стал храм в честь святых Кирилла и Мефодия на улице Мельникова. Он возводится на месте трагедии, где в результате теракта в Театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года погибли невинные люди. Чин освящения закладного камня в основание Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил 29 апреля 2011 года в присутствии мэра Москвы Сергея Собянина. Строительство близится к завершению, в день десятилетия теракта на храм будет поднят крест.

В высокой степени готовности находятся храмы в Солнцеве на улице Староорловской, в Нагатине на Судостроительной, в Бутове на пересечении улицы Академика Семенова с Бунинской аллеей, на Мичуринском проспекте, на улице Шокальского и другие.

— Какие еще проблемы, помимо финансирования, есть у программы и как вы их решаете?

— Главное, что удалось решить, — это отводы земли. Полностью решены вопросы с 61 участком, а в работе находится еще более 70.

Проведены публичные слушания по 135 участкам, из них по 19 даны отрицательные заключения — в этих случаях мы подбираем другие варианты. В целом программа вызывает большой отклик и широкую поддержку у жителей. В основном людям нравится, что храм будет стоять рядом с домом. Даже в тех случаях, когда местные жители на публичных слушаниях высказываются негативно, это возражение не против строительства храма как такового, а против конкретной точки строительства. Тогда мы стараемся найти компромисс, подобрать альтернативный участок, и часто сами жители в этом помогают. Вообще я приятно удивлен количеством неравнодушных. Когда приезжаю на субботний объезд, часто приходят сотни людей, благодарят. Рядом со многими храмам возведены небольшие временные часовни, где уже идут богослужения, есть община верующих.

— Как вы оцениваете количество проблемных участков: 19 из 135 — это много или мало?

— Конечно, это немного, меньше 10% от всей программы. Москва — очень непростое место. Тут настолько плотная застройка, что, казалось бы, места нет ни для чего и нигде, а ведь храм для галочки не строится. Его нужно возводить на достойном месте. Кроме того, что нужно учесть расположение здания алтарем на восток и вписать его в окружающий городской ландшафт, наша главная задача — строить в шаговой доступности от жилых кварталов.
Ведь у нас уже есть просторный и прекрасный Храм Христа Спасителя, но в него еженедельно жители спальных районов не смогут добираться физически. И не может настоятель Храма Христа Спасителя, которым является Патриарх, физически окормлять всех московских верующих. А в небольшом храме, расположенном в спальном районе, настоятель всех будет знать в лицо. И с каждым он будет иметь такое духовное взаимодействие, словно это семейный врач.

— А про новые территории Москвы пока не думали?

— Я не жадный, надо и другим поколениям работу оставить (смеется). Так что еще всё впереди.

— Возможно ли, чтобы при проектировании новых районов Москвы храмы закладывались сразу, чтобы потом не вести точечную застройку, как сейчас?

— Это вопрос, который назрел давно. Сейчас впервые мы в 53 проектах планировок заранее заложили храмы, в настоящее время идет утверждение этих проектов. То есть уже при проектировании района будет известно, что здесь через несколько лет построят храм.

— Какую долю, по вашим оценкам, "Программа-200" занимает в общем строительном портфеле Москвы?

— Стоимость программы составляет примерно 50 млрд рублей, то есть более 1,5 млрд долларов. Это уникальная программа, требующая к себе огромного внимания, в ней задействованы десятки тысяч специалистов разного уровня, участвуют сотни священнослужителей и миллионы прихожан. Аналога такому проекту еще не было.
Отмечу, что "Программа-200" не входит в перечень городских строительных программ. Это совместный проект правительства Москвы и Московской Патриархии, и учитывать ее в общем строительном объеме по городу некорректно. Тем более что программа не бюджетная. Думаю, основное ее значение — не строительные объемы и потраченные суммы, а создание духовных центров, где люди могли бы и молиться, и заниматься социальной работой: помощью нуждающимся, благотворительностью, организацией образовательных программ и так далее. Это в первую очередь социальная программа, направленная на повышение нравственности, формирование видимых ориентиров добра и милосердия. Думаю, в будущем столичный опыт подхватят и другие регионы России. Кроме того, наш опыт полезен и для других конфессий. И мы показываем пример представителям других религий, которые тоже начали обращаться в правительство Москвы со строительными инициативами. И для города очень важно повышать таким образом общий уровень просвещения и духовности. В целом получается, что сейчас в Москве строятся духовные центры для всех религий, но пропорционально числу верующих.

— Какие строительные компании участвуют в "Программе-200"?

— Из московских строителей первыми откликнулись и показали пример другим такие крупные структуры, как "Мосстроймеханизация-5", "Мосфундаментстрой-6", "Дон-строй Инвест", "Московская инженерно-строительная компания", фирма "Сатори", "Крост", НПО "Космос", "Экотепло", "СУ-155", "СУ-39". А за проектирование храмов взялись опытные городские проектные институты: "Моспроект-2", "Моспроект-3", МНИИТЕП.

— Довольны ли вы теми модульными архитектурными проектами, которые подготовлены для "Программы-200"?

— Предложенные проекты очень удачные. Они одобрены Святейшим Патриархом Кириллом. В каких-то случаях мы из-за особенностей самого участка, где должен располагаться храм, делаем индивидуальные проекты. Название "модульные" не должно никого вводить в заблуждение. Модульные они только с точки зрения конструкции, а облик самого здания будет индивидуальным. Кроме того, большое внимание уделяется внутреннему убранству храма и его символике. Например, в Ясеневе возводится храм Покрова Богородицы, где в нижнем приделе воссоздается так называемая икона Святой земли, то есть в одном месте будут собраны копии христианских святынь: Гроба Господня, камня помазания, гробницы Божией Матери, Голгофы, придела вифлеемской звезды. Есть и другие примеры создания оригинальной архитектурной концепции.

— Работы каких архитекторов вы считаете наиболее интересными?

— Думаю, это Михаил Посохин, который принимал участие в воссоздании Храма Христа Спасителя, также хотел бы назвать имена Андрея Оболенского и Юрия Григорьева.

— Практически каждой исторической эпохе соответствует определенный архитектурный стиль. Каким, с вашей точки зрения, должен быть храм, чтобы убедительно смотреться среди московских новостроек? Выросла этажность застройки, у многих прихожан появились автомобили, необходимы условия для приходской деятельности...

— Скажу честно: строительство храма — очень ответственный и сложный процесс. Нужно учитывать многие факторы: храм должен соответствовать православным канонам, достойно смотреться в окружающей застройке, быть удобным для прихожан по расположению и подъезду. Кроме того, хотелось бы, чтобы храмы стали архитектурным украшением спальных районов города и радовали своей красотой не только верующих, но и всех жителей Москвы. Искренне верю, что так и будет.

 

Построенные храмы:

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. ЮАО, Братеево, мкр.2А -3А, Ключевая ул, 18А

Храм святого благоверного князя Дмитрия Донского. СВАО, Полярная ул., 34

Храм всех Святых в земле Российской просиявших. ВАО, Суздальская ул., 8Б (ведутся отделочные работы и благоустройство)

Храмы, где строительно-монтажные работы будут завершены в ближайшее время:

Храм Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. ЮАО, Судостроительная ул., 48

Храм святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. ЮВАО, ул. Мельникова, 7

Храм Входа Господня в Иерусалим. ЮАО, пересечение ул. Михневская и Михневского проезда

Храм Святителя Стефана Пермского. ЮЗАО, Южное Бутово, пересечение ул. Академика Семенова с Бунинской аллеей

Храм Казанской иконы Божией Матери. ЮЗАО, ул. Островитянова, вл.1 и 2

Храм Казанской иконы Божией Матери. ЗАО, Староорловская ул., д.106

Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. ЗелАО, р-н Крюково, К/З "Александровка", пересечение ул. Александровка и ул. Новокрюковская

 

Читайте также:

Как помочь построить храм

Освящен первый храм, построенный по "Программе-200"

Патриарх Кирилл: Крест как весы и мера истины

У студентов МГИМО появился храм

Владимир Ресин: Программа 200 состоялась

Москвичи сами строят свои храмы

Епископ Тихон: Объединим москвичей общим деланием во славу Божию

 

26 октября 2012 г.
Ключевые слова: храмостроительство, Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00