выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Общество
Круглый стол «Храмовая архитектура: поиск нового образа»
22 февраля 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Вопросы современной храмовой архитектуры требуют соборного обсуждения с привлечением широкого круга специалистов, считают эксперты

Развитие новых творческих идей в современной храмовой архитектуре идет чрезвычайно медленно и сталкивается с рядом серьезных препятствий – такое мнение высказали участники круглого стола «Современная храмовая архитектура: поиск нового образа», который прошел в четверг в храме Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при центре детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве. Встреча была приурочена к презентации второго номера журнала "Храмоздатель", специализированного приложения к "Журналу Московской Патриархии" о храмовой архитектуре и церковном искусстве.

По словам ответственного редактора издания Сергея Чапнина, уже давно назрела необходимость в экспертной площадке, где специалисты могли бы обсудить проблемы храмостроительства. Участники круглого стола - священники, архитекторы, строители, церковные живописцы и искусствоведы - согласились, что именно такого конкретного разговора с наглядной демонстрацией и подробным разбором новых архитектурных решений, им не хватает.

"Обсуждение проблем традиции и новаторства в современном русском православном храмоздательстве не приводит к каким-либо конкретным результатам, так как этот вопрос никогда еще не обсуждался соборно, с широким участием священноначалия, богословов, искусствоведов и архитекторов – все разговоры ведутся в узких кругах", - отметил  архитектор Михаил Кеслер, главный специалист Архитектурно-художественного Центра Московской Патриархии ("Арххрам"), и предложил обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с предложением создать совещательный орган, который занимался бы выработкой конкретных рекомендаций по вопросам строительства храмов.

При этом Михаил Кеслер считает, что сейчас в храмостроительстве доминирует традиционалистский подход. "Он не всегда высокого качества, при этом мы легко можем определить, какому конкретному историческому стилю следует автор: либо это XVI век, либо модерн начала XX, либо Византия, барокко и так далее", - заявил Михаил Кеслер. "Подлинных же современных решений в удачном исполнении на территории России не существует", - добавил он.

В архитектуре современного православного храма, по его мнению, следует стараться "соблюсти деликатный баланс между стилизованными средневековыми формами и новыми". "Приветствуется простота и чистота форм, но без излишней строгости или сухости, сдержанность и величие, возвышенность и скромность при непременном условии благолепия и красоты", - считает Кеслер.

Архитектор Андрей Анисимов, глава Товарищества реставраторов, осуществившего полный цикл работ по проектированию, строительству и убранству храма, в котором проходил круглый стол, рассказал, что на практике удачное архитектурное решение возникает, если заказчик и исполнитель внимательно учитывают в работе особенности окружающего пространства, а, главное, назначение храма, особенности жизни конкретной общины, которая будет в нем собираться. Храм, от общей архитектурной концепции до мельчайших деталей интерьера, должен создаваться единой командой художников, тогда возникает целостное сакральное пространство и "храм становится храмом, так как в нем нет случайных элементов, а все продумано и подчинено одной идее", - считает Андрей Анисимов. Так, например, храм Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии, призван рассказать его маленьким прихожанам об исконных русских традициях храмового зодчества, а также в доступной форме дать понятие об основных евангельских сюжетах. Они очень наглядно изложены с помощью разных средств: живописи, мозаики, резьбы по камню, чеканке. Поэтому храм получился очень радостным, изящно декорированным и немного сказочным.

Вместе с тем, Андрей Анисимов считает, что храм, чтобы вписаться в застройку мегаполиса, совсем не обязательно должен повторять архитектурные приемы современных торговых центров или "высоток". "Архитектура храма глубоко символична, и она никак не может принять чуждые ей формы, то есть символику окружающего секулярного мира. Храм, наоборот, должен быть контрапунктом к повседневной действительности, показывать жителям города, что есть и иное, духовное измерение, построенное по другим законам", - заключил архитектор.

Оживленную дискуссию вызвала презентация Даниила Макарова и Ивана Землякова, создателей творческого объединения «Квадратура круга». Их яркие и отчасти провокационные проекты, стали иллюстрацией к тому, какие изменения традиционных форм, могут сегодня предложить молодые архитекторы.

Архитектор Ектерина Шеко,  преподаватель  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, выступила с докладом, посвященными анализу модернистских тенденций в европейской храмовой архитектуре второй половины XX века, которое прозвучало своеобразным предостережением молодым архитекторам. Впрочем, ряд ее положений, также вызвал критическую дискуссию. 

На круглом столе также выступили архитекторы протоиерей Андрей Юревич, Александр Головкин и Илья Людоговский, искусствоведы Лилия Ратнер и Ирина Языкова, а также Юрий Киреев, Петр Кондратьев, Дмитрий Сладков и другие.

Участники круглого стола согласились с предложением Сергея Чапнина создать постояннодействующий семинар, посвященный проблемам современного церковного искусства, и провести следующую встречу в середине апреля.

22 февраля 2013 г. 01:00
Ключевые слова: архитектура, культура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00