iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Общество
ЦВ № 4 (401) февраль 2009 /  27 февраля 2009 г.
версия для печати версия для печати

XVII Международные Рождественские чтения прошли в Москве 15–17 февраля

В этом году тема чтений — «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». В форуме приняли участие делегаты из большинства епархий Русской Православной Церкви.

Церемония открытия Рождественских чтений состоялась в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Ее возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На открытии чтений также присутствовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Перед собравшимися выступил Святейший Патриарх Кирилл. В своем слове Предстоятель Русской Православной Церкви заявил: «У нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами… если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта».

Говоря об образовании, Патриарх Кирилл подчеркнул, что «национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности». Предстоятель разъяснил церковную точку зрения на преподавание основ православной культуры. Во-первых, это добровольность изучения религиозной культуры, в сочетании с правом отказаться от этого предмета в пользу уроков светской этики для неверующих школьников. Во-вторых, это качественная подготовка педагогов: они должны пройти обучение в признанных центрах высшего образования или повышения квалификации, при участии соответствующих религиозных общин. Важной составляющей являются также учебные пособия, через которые «верующим людям надо уметь корректно представить… свои взгляды не только самим себе, но и приверженцам других убеждений». По мнению Патриарха Кирилла, диалог облегчает общая задача Церкви и светской педагогики: «воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству».

После выступления Святейшего Патриарха состоялось награждение победителей конкурса «За нравственный подвиг учителях — 2008». Этот конкурс уже в третий раз проводят совместно Московский Патриархат и Министерство образования и науки РФ.

Затем с докладом выступил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он сообщил о новациях в области высшего образования и научной деятельности, пообещав выпускникам духовных вузов предоставить возможность в будущем защищать кандидатские и докторские диссертации по светским специальностям и получать государственные дипломы. «Мы готовы расширить возможности защиты кандидатских и докторских диссертаций для выпускников духовных образовательных учреждений по светским научным гуманитарным специальностям — истории религиозных учений, конфессиональной психологии и педагогике, социологии духовной жизни, философии и религии», — сказал министр. Кроме того, в перспективе было обещано открытие диссертационных советов при духовных образовательных учреждениях, в соответствии со всеми требованиями ВАК.

Министр напомнил о том, что в феврале 2008 года был принят федеральный закон, согласно которому духовные вузы получили возможность государственной аккредитации своих образовательных программ и выдачи дипломов государственного образца.

Завершая доклад, министр образования отметил совпадение мнений в области образования по многим позициям со священноначалием Русской Православной Церкви.
В докладе президента Российской академии образования Николая Никандрова были проанализированы законодательные основания для преподавания в школе основ религиозной культуры. «В православном вероучении нет положений, которые бы противоречили идеологии нынешней России», — отметил докладчик.
Пленарное заседание завершилось выступлением руководителя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации архимандрита Иоанна (Экономцева). Он подвел итоги работы отдела за 17 лет. Была также обнародована программа работы на будущее. Среди основных направлений — создание системы экспертной оценки всех учебных пособий по ОПК и развитие епархиальных отделов образования.

По окончании пленарного заседания состоялся концерт. В следующие дни работа чтений проходила по секциям и направлениям.
 

27 февраля 2009 г.
Ключевые слова: ОПК
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00