выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
В мире
цунами 11 марта в Японии
30 марта 2011 г.
версия для печати версия для печати

Церкви в пострадавших от цунами районах Японии: история, современность

От мощного землетрясения 11 марта в Японии серьезно пострадали православные храмы и церковные здания в восточных регионах этой страны. Главный удар последовавшей за подземными толчками 10-метровой волны цунами пришелся на Восточно-Японскую (Сэндайскую) епархию, в результате чего была полностью разрушена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Ямада. Об истории, святынях и нынешнем состоянии храмов, расположенных у тихоокеанского побережья Японии, по просьбе ЦВ рассказывает кандидат исторических наук, докторант университета Васэда (Токио) Наталья Суханова.

В Восточно-Японской епархии семь приходов: три из них на другом, более северном острове – Хоккайдо, а четыре прихода – как раз в регионе Тохоку, то есть в северо-восточной части о-ва Хонсю, наиболее пострадавшей от землетрясения. Основной удар цунами, естественно, пришелся на ее прибрежную часть (т.н. побережье Санрику), на территории префектур Мияги и Иватэ. В этих же префектурах расположены и центры всех четырех православных приходов региона Тохоку.

В префектуре Мияги находятся: епископская кафедра в Сэндай (епископ и при кафедральном соборе еще два священника, они окормляют также несколько близлежащих церквей в Сиракава, Наканиида); приход с центром в Исиномаки, к которому относятся также церкви Дзёгэдзуцуми, Санума, Вакуя, Такасимидзу.

В соседней префектуре Иватэ - два прихода с центрами в городах Итиносэки и Мориока. К приходу Итиносэки относятся Кэсэннума, Сакари и Каннари. К приходу Мориока – церкви Ямада и Иваядо.

Всё это небольшие церковные общины, приходские священники совершают в каждой из них службы примерно раз в месяц. Кроме того, существует еще ряд православных общин в регионе, не имеющих собственных церковных зданий.

Насколько можно понять из отчетов Восточно-Японской епархии, полностью разрушена лишь одна церковь – в Ямада. Кроме того, в аварийном состоянии и могут обрушиться церкви в Санума и Каннари. Есть также повреждения (трещины и т.п.) в Такасимидзу. Церкви в Исиномаки, Вакуя и Дзёгэдзуцуми не понесли серьезного ущерба, церкви в Сакари и Кэсэннума вообще не подверглись воздействию цунами. Сам Сэндай и центры приходов в Итиносэки и Мориока также без серьезных повреждений. Не совсем понятно, что с храмами в Иваядо, Сиракава и Наканиида, но, очевидно, раз о них ничего не сообщают, там все в порядке.

 

Исторический экскурс: Православие в Японии

Если говорить об общем историческом контексте, то именно этот регион, регион Тохоку, является историческим ядром японского православия. Святитель Николай Японский прибыл в 1861 г. в первое русское консульство в Хакодатэ на о-ве Хоккайдо, а многие из его первых и самых верных учеников на рубеже 1860–1870-х гг. оказались именно выходцами из Тохоку. Долгое время это был один из наиболее отсталых, сельскохозяйственных регионов Японии, консервативных, еще он знаменит своими специфическими диалектами, малопонятными для японцев из других частей страны.

В 1868 г., когда в Японии произошла т.н. «реставрация Мэйдзи», по сути буржуазная революция, самурайские кланы Тохоку стали оплотом консервативных оппозиционных сил. Проиграв несколько сражений на о-ве Хонсю, они переправились на Хоккайдо, где укрепились в Хакодатэ, и там некоторые самураи стали прислушиваться к проповеди православия, которую уже пытались вести первые ученики св. Николая – Павел Савабэ и другие. Впоследствии они были выбиты и из Хакодатэ, вернулись на родину, но вскоре после этого военного поражения снова были призваны Савабэ и продолжали занятия. Святитель в то время был в России, где ходатайствовал об открытии в Японии миссии, а когда вернулся в Хакодатэ, крестил наиболее верных из них. Сам св. Николай через несколько месяцев переехал в столицу, а его первые ученики стали проповедовать в Сэндай и Хакодатэ.

В 1872 г. прокатилась волна гонений на христиан, православные катехизаторы в этих городах были арестованы и позднее высланы в места рождения. У большинства родиной были как раз селения в Тохоку, и, возвратившись поневоле, они и там положили начатки новых православных общин. В 1875 г. состоялось рукоположение первого японского священника – Павла Савабэ, после чего о. Павел начал объезд Тохоку, во множестве совершая крещения тех, кто был уже приготовлен катехизаторами. Многие нынешние верующие этого региона могут гордиться тем, что их предки одними из первых в Японии приняли православие и были крещены первым священником-японцем. С 1877 г. в Тохоку служили уже трое священников – о. Иоанн Сакаи в Мориока, о. Матфей Кагэта в Санума и о. Тимофей Хариу в Такасимидзу.

Важной вехой стал объезд церквей региона самим святителем Николаем, совершенный в мае-июне 1881 г., который как бы подвел итог под первым десятилетием роста японского православия, основу которого составляло именно расширение базы в Тохоку. По данным Собора Японской Церкви 1881 г., в Тохоку имелись 41 община, 38 молитвенных дома, 2 975 верующих, что составляло соответственно 43%, 53% и 50% от числа по всей Японии, трудилось более 10 православных катехизаторов. Православная жизнь активно шла до рубежа веков, затем, после русско-японской войны и революции в России, наступила фаза спада, как и везде в Японии. Тем не менее, до сих пор в префектуре Мияги – наибольшая плотность православных церквей в этой стране.

Городки на побережье Санрику, где зарождались православные общины в конце 1870-х–1880-х гг. – в основном рыболовецкие порты, в то время они были также местами остановок курсировавших вдоль побережья пароходов. Церкви здесь уже неоднократно становились жертвой стихии – землетрясений и цунами, а также городских пожаров, но верующие все же находили силы на их возрождение.

 

Церкви в пострадавших от цунами районах. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Ямада

Это единственная на данный момент церковь, о которой сообщается, что она полностью разрушена. Волны цунами буквально смели здание, остался лишь фрагмент бетонного забора.  

Церковь была расположена в префектуре Иватэ, на берегу небольшого залива на побережье Санрику, примерно в центре береговой линии, относящейся к этой префектуре – между г. Мияко и г. Камаиси. Объединяла общины нескольких соседних населенных пунктов, в прошлом бывших местами промежуточных стоянок пароходов между гаванями Хатико и Исиномаки. Относилась к приходу Мориока.

Считается, что община здесь сложилась около 1877 г. благодаря проповедническим усилиям первых крещенных православных японцев – Иоанна Сакаи либо Иакова Урано. Молитвенный дом в этом месте неоднократно перестраивался: в конце XIX в. он был разрушен цунами, затем горел. На рубеже XIX–XX вв. был перенесен на современное место. Церковь, разрушенная в этот раз, была возведена в 1965 г.

По данным Собора ЯАПЦ 1999 г., община состояла из 27 верующих в 18 семьях.

В церкви хранились 2 иконы, написанные известным иконописцем Петром Сасаки в годы учебы в семинарии.

 

Церковь Воскресения Христова в Кэсэннума

Согласно отчету Сэндайской епархии от 25 марта, церковь сохранилась, волны цунами не дошли до нее буквально несколько метров. 

Расположена в г. Кэсэннума в префектуре Мияги – одном из наиболее пострадавших от землетрясения и цунами населенных пунктов, относится к приходу Итиносэки. Кэсэннума - довольно известный рыболовецкий порт.

С 1873 г. в начальной школе здесь преподавал уроженец Токио, православный по фамилии Набэсима, и с февраля 1874 г. несколько сослуживцев стали слушать его разъяснения о вере, что и считается началом формирования местной общины. В 1889 г. был выстроен молитвенный дом, но во время большого пожара 1915 г. он сгорел. В 1933 г. был отстроен заново. С тех пор, по имеющимся данным, и не перестраивался.

По данным 1999 г., в Кэсэннума было всего 8 верующих в 2 семьях.

 

Церковь Преображения Господня в Такасимидзу

Согласно отчету Сэндайской епархии от 25 марта, церковь получила повреждения: трещины на внутренних стенах, повреждения кровли.

Церковь расположена в административной границе г. Курихара на севере префектуры Мияги. Относится к приходу Исиномаки. Сейчас здесь небольшой населенный пункт, а в XVIII–XIX вв. был довольно процветающий город, расположенный на одном из крупнейших трактов Японии. Был частью владения феодального клана Сэндай, в городе располагалось немало самурайских усадеб. Выходцы из самурайского сословия, как часто было в Тохоку, стали и первыми православными верующими.

В августе 1873 г. здесь начал проповедь высланный властями из Хакодатэ катехизатор Павел Цуда. Его слова произвели действие на 41-летнего директора местной начальной школы Хариу и его сына. Хариу был уважаемым в округе человеком, и его сочувствие православию стало хорошей рекомендацией для Цуда. Бывший владелец Такасимидзу, знакомый Цуда, позволил ему вести проповеднические собрания в одном из помещений своей усадьбы. По совету Хариу посещать их стал и ученый-конфуцианец Като, имевший собственную частную школу, со своими учениками. По большей части проповеди Цуда слушали молодые выходцы из самурайских семей, позднее интерес стали проявлять и крестьяне. В Такасимидзу было уже более десятка оглашенных; кроме Цуда, это место стали посещать и другие православные катехизаторы, устраивались чтения отрывков Священного Писания для детей, занятия по толкованию «Православного зерцала» (перевод «Православного исповедания» св. Димитрия Ростовского)...

Между тем, власти префектуры, выяснив, что Хариу, несмотря на свою преподавательскую должность, исповедует «чужеземное учение», приняли решение о его увольнении. После этого Хариу с сыном, решив посвятить себя церковной службе, отправились в Токио, в штаб-квартиру Российской духовной миссии. Там они были крещены святителем Николаем (отец – с именем Матфей, сын – Тимофей) и позднее назначены катехизаторами, вернувшись в Тохоку. Тимофей впоследствии стал и священником. Работа же Цуда продолжалась, и в ноябре 1875 г., когда Такасимидзу посетил недавно рукоположенный первый священник-японец – о. Павел Савабэ, он смог крестить здесь 46 человек.

На следующий год в Такасимидзу был выстроенный первый молитвенный дом, получивший посвящение в честь Преображения Господня. К 1878 г. в общине было уже более 100 верующих.

Немало уроженцев Такасимидзу в эти годы отправлялись учиться в православные духовные школы Токио (семинарию, катехизаторское и причетническое училища). За период с 1874 г. по 1882 г. такой путь прошли более 20 человек. Из них четверо стали священниками (в том числе оо. Тимофей Хариу, Роман Тиба), а Пантелеймон Сато, окончив семинарию в 1884 г. и продолжив образование в Казанской духовной академии, по возвращении в Японию стал семинарским преподавателем.

В 1883 г. в Такасимидзу смогли выстроить также дом для священника, а в 1894 г. перенесли и церковь и дом для причта на современное место. Нынешний храм был выстроен в 1974 г.. Иконостас в нем – работы первой (и долгие годы единственной) японской иконописицы Ирины Ямасита.

За ХХ век община уменьшилась. По данным 1999 г., в Такасимидзу было 25 верующих в 8 семьях.

 

Церковь пророка Исайи в Вакуя

Согласно данным Восточно-Японской епархии, церковь не была разрушена.

Церковь расположена в преф. Мияги, в административном районе Тода. Принадлежит к приходу Исиномаки.

Проповедь в Вакуя начал в августе 1873 г. катехизатор Сергий Нумабэ, выходец из самурайского клана Сэндай. В мае 1875 г. появились первые трое оглашенных, в их домах начались занятия по толкованию Священного Писания, присутствовали на них и слушательницы-женщины. В ноябре 1875 г., во время посещения первого священника-японца о. Павла Савабэ, здесь были крещены 11 человек, в следующем году – еще 24. В 1881 г. в Вакуя побывал святитель Николай, совершавший объезд Тохоку. Он поощрял местных верующих к строительству молитвенного дома, и сразу же после его отъезда они взялись за дело. В следующем году была возведена церковь в полутрадиционном японском стиле, напоминавшая церковь в Исиномаки. К этому времени верующих здесь было около сотни.

Здание церкви было перестроено на современном месте в 1958 г., однако в 2003 г. оно пострадало от землетрясения и в 2004 г. было отстроено заново. В иконостасе церкви сохраняются русские иконы «ок. 1880 г.» – очевидно, привезенные святителем Николаем из своей второй поездки в Россию в 1879–1880 гг.

На 1999 г. в Вакуя было 45 верующих в 13 семьях.

 

Церковь Преображения Господня в Санума

Согласно отчету Восточно-Японской епархии от 25 марта, здание церкви признано аварийным, велика вероятность его обрушения.

Церковь расположена в преф. Мияги, в административной черте г. Томэ. Принадлежит к приходу Исиномаки.

Где-то с 1873 г. здесь трудился катехизатор Спиридон Осима, побывал также высланный из Хакодатэ катехизатор Иоанн Сакаи (один из первых крещенных святителем японцев, впоследствии диакон и священник). Первые крещения состоялись в 1874 г. В 1875 г. здесь некоторое время провели о. Павел Савабэ и, снова-таки, Иоанн Сакаи, было крещено 53 человека. К началу 1890-х в общине было до 90 верующих, существовал молитвенный дом. Во время землетрясения 1896 г. он был разрушен и восстановлен через два года. Однако в 1920 г. церковь сгорела во время пожара. Позднее был выстроен небольшой «временный» молитвенный дом, который и стоит до нашего времени.

На 1999 г. в Санума было 26 верующих в 8 семьях.

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Дзёгэдзуцуми

По данным Восточно-Японской епархии, церковь не пострадала.

Церковь расположена в сельской местности в преф. Мияги, недалеко от залива Мацусима, по классической традиции причисляемого к трем красивейшим местам Японии. В административной границе г. Хигаси-Мацусима. Принадлежит к приходу Исиномаки.

Первым уроженцем Дзёгэдзуцуми, принявшим православие, стал 13-летний подросток из самурайской семьи – Николай Итидзё, крещенный в январе 1877 г. в Сэндай, после чего в эту местность был направлен катехизатор Иоанн Такахаси. В ноябре того же года здесь побывал о. Анатолий Тихай, настоятель церкви в Хакодатэ, и крестил еще десяток человек. Так родилась первая православная община. Дзёгэдзуцуми также часто посещали катехизаторы из Сэндай, и число верующих быстро увеличивалось, к 1881 г. перевалив за 150 человек. На постоянном служении тут находились двое катехизаторов. В том же году на земле, пожертвованной семьей Итидзё, был выстроен молитвенный дом. Современное здание сооружено в 1974 г. В храме хранится немало русских икон (очевидно, часть также привезена св. Николаем в 1880 г.).

На 1999 г. в Дзёгэдзуцуми было 47 верующих в 12 семьях.

 

Церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Исиномаки

Согласно отчету Сэндайской епархии от 25 марта, церковь и дом священника после небольшого ремонта могут использоваться по назначению. Вода затопила первый этаж церковного здания, где расположено помещение для собраний верующих, однако второй этаж, на котором сама церковь, не подвергся затоплению.

Церковь расположена в г. Исиномаки, в устье р. Китаками-гава в преф. Мияги, является центром прихода.

Первый уроженец этих мест, Сергий Кацумата, был крещен св. Николаем в Токио в декабре 1872 г., когда святителя, только обосновывавшего токийскую штаб-квартиру миссии, посетила целая делегация верующих из Тохоку. Позднее в несколько населенных пунктов в устье реки Китаками направлялись катехизаторы, их стараниями основывались небольшие общины. Так, в 1877 г. трудами катехизатора Петра Кутики от о. Павла Савабэ приняли крещение 23 человека в самом Исиномаки, трудами Бориса Ямамура – 29 человек в Минато, в 1881 г. благодаря катехизатору Павлу Исии о. Матфеем Кагэта были крещены 13 человек в Накадзима, в 1885 г. усилиями катехизаторов Спиридона Осима и Павла Ватанабэ появилась община в Кама… К концу XIX в. в этом районе сложилось до десятка общин.

Позднее, когда период церковного роста сменился периодом стагнации, самостоятельное существование всех этих общин стало затруднительным, количество верующих везде уменьшилось, и все они объединились вокруг Исиномаки. Исиномаки выпала роль центра, вероятно, и потому, что именно здесь уже в ноябре 1879 г. был возведен храм. О нем стоит рассказать особо, так как он представляет немалую историческую ценность.

Храм св.ап. Иоанна (и рядом дом священника) были возведены в центральной части Исиномаки в 1879 г. В настоящий момент храм признается самой ранней из сохранившихся в Японии деревянных христианских церквей.

Православные храмы стали строиться в Японии как раз в Тохоку с конца 1870-х гг., однако, хотя строители их использовали известные им приемы европейской архитектуры, представления о том, как должен выглядеть православный храм, были очень приблизительными, поэтому активно использовались и привычные элементы и мотивы традиционной японской архитектуры. Ведь на тот момент в Японии была лишь построенная русскими консульская церковь в Хакодатэ (сгорела в начале ХХ в.) и домовая церковь РДМ в Токио. Вехой станет строительство Николай-до в конце 1880-х гг., после которого японские зодчие приобретут опыт православного строительства. Но тогда, тем более в провинции, его не было.

Здание церкви в Исиномаки двухэтажное, с белыми оштукатуренными стенами, крыша устлана характерной волнистой черепицей. Декор в основном традиционный японский, за исключением крестообразных проемов в стенах. Здание вытянуто вглубь; в плане оно крестообразно, но фасадом было обращено к востоку. Дело в том, что алтарная часть в нем находится над крыльцом: линейная последовательность помещений церкви тут разбита на два этажа. На первом, за крыльцом – комната для собраний, устланная циновками-татами, функционально специалисты сравнивают ее с притвором. Далее, в глубине, лестница ведет на второй этаж, на котором расположены сам наос и примыкающий к нему с противоположной стороны алтарь. Некоторые объясняют столь непривычное членение пространства православного храма интуитивной нелюбовью японцев к вертикалям, правдоподобным кажется и то, что верующие ориентировались на домовую церковь миссии в Токио, которая была устроена на втором этаже архиерейского корпуса.

Храм в Исиномаки был серьезно поврежден при землетрясении в 1978 г. После этого по инициативе горожан он был передан в муниципальную собственность и перенесен на территорию городского парка Накадзэ, в 1980 г. признан муниципальным памятником культуры. С 2001 г. был ежедневно открыт для экскурсионного осмотра.

Одновременно с переносом старого храма православными в Исиномаки была выстроена новая церковь, обликом напоминающая прежний храм, где сейчас и ведутся службы. На 1999 г. в Исиномаки было 153 верующих в 38 семьях.

Данные Сэндайской епархии относятся, естественно, к новому храму. О старом же на сайте г. Исиномаки сообщается, что здание в этот раз понесло значительный ущерб и потому временно закрыто для экскурсионного осмотра. Надеюсь, они его все-таки снова восстановят.


Суханова Наталья Анатольевна - кандидат исторических наук, занимается историей Японской Православной Церкви в ХХ веке. В настоящее время докторант университета Васэда (Токио, Япония).
 

30 марта 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00