выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
В мире
Проект храмового комплекса
ЖМП № 3 март 2012 /  12 марта 2012 г. 01:15
версия для печати версия для печати

В Бари ждут русских паломников

Русское подворье в Бари начинает новую жизнь: скоро здесь смогут принимать паломников. 23 января 2012 года состоялась официальная окончательная передача России здания странноприимного дома. В церемонии принял участие руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Итальянской Республике Алексей Мешков, мэр Бари Микеле Эмилиано, а также настоятель подворья иерей Андрей Бойцов. О том, какие возможности теперь откроются для русских богомольцев в Бари, священник рассказывает «Журналу Московской Патриархии».

— Отец Андрей, как будет обустраиваться подворье?

— Подворье Святителя Николая в Бари еще в 2009 году было передано Российской Федерации. Теперь мы получили возможность реально взяться за работу по организации паломнического комплекса. Для муниципалитета, офисы которого располагались в этих зданиях, подобрано и подготовлено помещение на замену, и он выехал. Нам же осталась достаточно приличная территория: около 12 тыс. м2, из которых примерно 8 000 занимают гостиница для паломников и парк.

Сейчас мы начали ремонт в здании, который должен быть завершен в течение года. Хорошо было бы, чтобы к началу летнего сезона к нам уже могли приехать первые гости.

Когда великая княгиня Елизавета Федоровна задумывала храмовый комплекс в Италии, целью был именно массовый прием небогатых паломников, которые не имеют возможности купить или арендовать помещение для проживания в Бари. Однако планам по организации русского духовного и паломнического центра неподалеку от гробницы Святителя Николая не суждено было сбыться: подворье так и не успели открыть до революции. И правительство Российской Федерации предпринимало в течение нескольких последних лет такие экстраординарные усилия по возвращению этих зданий с одной целью: чтобы они служили тому назначению, для которого были построены.

— Как вы планируете организовать прием паломников? Сколько человек сможете разместить?

— Святейший Патриарх поставил перед нами цель — снизить стоимость паломнической поездки благодаря тому, что теперь у нас есть свое здание. Мы не будем зарабатывать на нем деньги, а рассчитаем стоимость проживания таким образом, чтобы полностью или частично выйти на самоокупаемость.

Каждый год Бари посещают, по разным оценкам, от 30 до 60 тыс. паломников. Большинство людей приезжает в сезон летних отпусков, а в этот период цены даже на двухзвездочные отели достаточно высоки.

К нам смогут обращаться как паломнические службы, так и самостоятельные туристы. Есть также планы организовать и собственную компанию по приему паломников. Она стала бы альтернативой многочисленным частным фирмам, которые возят туристов в Бари. Все-таки хотелось бы создать структуру, подотчетную Церкви, обращаясь в которую паломники были бы уверены, что поездка будет организована грамотно.

Также есть в планах организация специальных чартеров. Такие проекты реализовывались неоднократно силами благотворителей, благодаря им многие служители Церкви сумели побывать в Бари и помолиться у мощей Святителя Николая. Недавно и нашими силами был поднят специальный борт, который доставил гостей на праздник Святителя Николая. В целом такие авиарейсы очень важны, ведь благодаря им можно сделать ниже стоимость перелетов для тех, кто действительно нуждается в этом.

— Сталкиваетесь ли вы со сложностями в ходе реконструкции здания подворья?

— Так как здание, которое нам передано, представляет историческую ценность и охраняется Итальянским государством, любые работы здесь можно проводить только после согласования с местными органами по охране памятников культуры. Наше подворье — это очень красивое здание, построенное по проекту архитектора Алексея Щусева, а сам храм выполнен в традициях псково-новгородского каменного зодчества.

Первая проблема — это кровля, которая покрыта зеленой керамической черепицей. Уже готов проект ее реконструкции, составлена смета и начаты работы. Часть черепицы утрачена, и крышу, без сомнения, надо ремонтировать. Кроме этого, мы собираемся устроить в подкровельных помещениях дополнительные комнаты для приема паломников.

Идет ремонт и самого помещения странноприимного дома. Здание не подвергнется серьезным переделкам. Комнаты будут достаточно простыми, ведь паломники приезжают не за роскошью. Однако здесь будет самое необходимое. А главное, всё устройство жизни на подворье поможет человеку совершить не просто путешествие, а паломничество.

— Чего же для этого не хватает?

— Когда в XIX — начале XX века в Бари хлынул поток русских паломников, и помыслить нельзя было о том, чтобы православному священнику можно было служить Литургию у мощей Святителя Николая в католическом храме. Именно для того, чтобы здесь была возможность православным исповедаться и причаститься, было решено купить землю и построить храм. Теперь, спустя 100 лет, когда внешние церковные связи достаточно развиты, мы по договоренности с католиками имеем возможность служить Литургию на мощах.

Но у современных паломников другие проблемы: многие из них, не имея достаточной подготовки и опыта церковной жизни, который для наших предков был естественным, так и не успевают понять, куда они приехали и зачем. Часто те, кто приезжает в Бари, не имеют возможности как следует подготовиться к исповеди и причастию, попоститься, помолиться. Чтобы получить духовную пользу от своего паломничества, им необходимо многому научиться, многое постичь. Да даже обстоятельная длительная исповедь, которая многим необходима, или духовная беседа, затруднительна, когда желающих исповедаться 200–300 человек, как это обычно бывает, хотя паломнические группы и сопровождает «свой» священник.

Поэтому именно тут, на подворье в Бари, необходимо организовать серьезную просветительскую работу, чтобы мы могли действительно помогать паломникам. Конечно, на подворье будут и ежедневные службы, в том числе совместные утренние и вечерние молитвы, постная трапеза.

— Как проект будет финансироваться?

— Только на ремонт кровли требуется значительная сумма, сейчас нам ее уже выделили. В дальнейшем планируется создание попечительского совета Свято-Никольского подворья под эгидой Святейшего Патриарха.

Уже сейчас некоторые благотворители выразили желание принять участие в восстановительных работах. Мне как настоятелю было бы особо дорого участие в реконструкции дома паломника и благоукрашении храмового комплекса людей, которые в течение многих лет уже оказывали материальную поддержку подворью.

— Нужна ли реставрация в храме?

— Поначалу мы планировали отложить ее на некоторое время, однако после последнего визита архиепископа Егорьевского Марка было решено всё же начинать работы по благоукрашению храма.

Сейчас у нас нет никаких препятствий для ведения полноценной богослужебной жизни. Литургии в храме начали совершаться священниками Русской Православной Церкви Заграницей еще в 50-е годы. Правда, тогда в храме всё было временным, в том числе и иконостас. Была попытка начать писать фрески, но успели расписать лишь часть алтаря. Художественный уровень этих работ чрезвычайно низок, поэтому со временем придется их заменить.

Сейчас храм так и остается нерасписанным, с белыми стенами и с временным иконостасом. Но ведь сюда приезжают паломники со всей России, и, конечно, храм должен стать более благолепным.

Пока всё внутреннее убранство составляют аналойные иконы, многие из которых принесены в Бари паломниками. Кстати, есть среди таких икон и чтимые образа. Например, у нас имеется икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей его мощей, есть образ праведного воина Феодора Ушакова и преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Совсем недавно подмосковным приходом под Зарайском подворью была пожертвована икона Преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей. Есть две большие, очень ценные старинные иконы Святителя Николая и Иверской Божией Матери. Для них благотворителями были пожертвованы прекрасные киоты. Естественно, эти образа останутся в храме и, вероятно, станут одними из главных его святынь. Но в целом весь интерьер храма придется со временем приводить в порядок. Однако это дело будущего, главное сейчас — начать прием паломников как можно скорее.

— Вы уже девять лет служите в южной Италии и неоднократно бывали в Бари, сопровождая паломников. С чем люди приезжают к Святителю Николаю? Как почитают великого святого итальянцы и русские переселенцы, которых здесь множество?

— Католики более всего почитают святых нового времени. Древние преподобные и святители известны итальянцам меньше. Николай Мирликийский — это местнопочитаемый святой региона Апулии.

Процессы секуляризации, которым подвержена вся Европа, в южной Италии происходят медленнее — все-таки здесь по-прежнему сильны традиции. Примерно 15–20% населения регулярно ходят на мессу, такого большого количества практикующих христиан нет нигде, даже в Латинской Америке. Но всё же это для них, если так можно сказать, больше семейная традиция: воскресная месса, воскресный обед в семье — это святое. Но такие вещи, как пост, ограничение себя в еде или развлечениях, для современных итальянцев кажутся подвигом. Кстати, многие наши благочестивые женщины, которые работают в итальянских семьях домработницами или гувернантками и постятся по средам и пятницам, показывают молодым итальянцам пример достаточно строгой жизни, которая удивляет окружающих. Это воспринимается по-разному, но чаще с уважением.

Большая часть наших эмигрантов, которых здесь действительно очень много, все-таки приезжает в Италию пожить на время, чтобы подзаработать. Жители бывшего СССР, которые решают остаться в Италии навсегда, в большинстве своем люди не воцерковленные. Те из них, которые приходят в Церковь, как правило, ищут утешения — эмигрантская доля нелегка.

И к Святителю Николаю чаще всего приходят со своими скорбями, поэтому невозможно выделить портрет «среднестатистического» паломника, приходят люди всех возрастов, и бедные, с трудом скопившие на поездку, и состоятельные. Не секрет, что у мощей Святителя Николая очень многие люди, которые до этого и не были особо церковными, переживают переломный момент, который кого-то из них приводит к вере. Таких историй немало.

Конечно, у всех разные цели, разный культурный, духовный уровень, но, если паломник или турист смог прикоснуться к святыне, хотя бы на несколько мгновений молитвенно обратиться к Святителю Николаю, это обязательно принесет плоды.

Что касается ассимиляции, то тут есть прямая связь: как правило, сохраняют язык и чувствуют себя русскими только те эмигранты, которые практикуют православие. Большинство же русских, далеких от веры, с легкостью перенимает обычаи и традиции другой страны, их дети уже не говорят по-русски.

* * * 

Работы по благоустройству подворья могут быть завершены уже в этом году

Комментарий руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископа Егорьевского Марка

Фактическая передача подворья в Бари Русской Православной Церкви является событием огромной важности для миллионов православных людей. Изначально целью создания подворья было желание сделать путешествие к мощам Святителя Николая доступным для простых чад нашей Церкви. Ради этого во всех храмах Российской империи собирались пожертвования. Исторические катаклизмы помешали подворью выполнить свое предназначение. И вот теперь нам открывается возможность сделать то, что по объективным причинам не смогли сделать наши предшественники.

Полагаю, что оценить факт передачи подворья еще предстоит тысячам наших богомольцев. Современные средства передвижения благоприятствуют паломникам. В последние годы на праздники, посвященные Святителю, собирается около 2 000 человек. Благодаря зданию подворья можно будет принимать не только обычных паломников, но и устраивать в этом благодатном месте детский лагерь. Паломники из Русской Церкви должны знать: у них появился в Бари гостеприимный дом.

Еще в прошлом году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла нами были начаты восстановительные работы. Ремонтируется крыша, перестройки пройдут и внутри здания. Всё делается для того, чтобы сохранить наше историческое наследие и сделать удобным пребывание паломников. Конечно, помещения подворья не рассчитаны на какой-то особый комфорт. Предполагается пребывание нескольких человек в одной комнате. Те, кто хотят больших удобств, могут разместиться и в гостиницах города. Предметом нашей заботы являются небогатые люди. Вот такой народный дом для паломников мы и планируем устроить в здании подворья. Надеюсь, что основные работы по благоустройству здания будут завершены в этом году. 

Справка:

Адрес нового сайта подворья www.bargrad.com

Здесь можно не только узнать информацию о храме, но и подать записки о здравии и упокоении в электронном виде, заказать сорокоуст или молебен.

Расписание богослужений в католической базилике Святителя Николая:

Молебен с акафистом Святителю Николаю Чудотворцу — понедельник, вторник, среда, пятница в 10.30, по субботам — молебен и панихида в 10.30.

Каждый четверг — Божественная литургия в 10.00 (исповедь с 9.00).

Расписание богослужений на русском подворье Святителя Николая:

В среду в 17.00 — вечерня и утреня.

В субботу в 17.00 — всенощное бдение.

В воскресенье в 10.00 — Божественная литургия (исповедь в 9.00).

 

 

12 марта 2012 г. 01:15
Ключевые слова: подворье Бари
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00