выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Преподобный Даниил Cтолпник и современные исследования его жития
В этом году исполняется 1525 лет со дня кончины преподобного Даниила Cтолпника. Этому сирийско-византийскому святому было суждено перенести один вид монашеского подвига на другую почву. Родившийся в Северной Месопотамии, поступивший в монастырь в Сирии и ставший духовным учеником преподобного Симеона Столпника — основателя подвига столпничества, Даниил, без видимых причин, переселился в столицу христианского мира — Константинополь — и возвел рядом с городом свой столп. Житие преподобного показывает, как этот новый, невиданный прежде в царствующем граде вид аскезы вкупе с личными качествами преподобного сделал его не просто знаменитым, но и превратил простого сирийского монаха из подозреваемого в монофизитстве* в советника византийских императоров. PDF-версия.  
24 декабря 2018 г. 13:24
В мире
Главный виновник нескончаемого кровопролития в Сирии — это оппозиция, которая выступает с оружием в руках против поддерживаемого населением существующего режима.
ЖМП № 6 июнь 2013 / 
версия для печати версия для печати

Верю, Сирия выстоит!

В Сирии до начала вооруженного конфликта мирно уживались друг с другом сунниты, шииты, алавиты, друзы и христиане греко-православной, греко-католической, сиро-яковитской и других Церквей. Что спровоцировало вспышку ненависти к христианам в этой конфессионально благополучной стране, почему взрывают храмы, убивают и гонят христиан? О причинах и участниках вооруженного противостояния нам рассказал сопредседатель Российского комитета солидарности с народом Ливии и Сирии Олег Фомин.

Непокорный народ

— Олег Иванович, по информации СМИ, которая поступает из Сирии, понятно, что Россия поддерживает режим Башара Асада, а США, Франция, Англия, Саудовская Аравия и Катар — вооруженную оппозицию. Известно, что положительно и нейтрально настроенных к режиму Асада сирийских христиан (большинство населения Сирии — мусульмане-сунниты) эта оппозиция уничтожает. Идет гражданская война, где одна политическая сила хочет свергнуть другую, но при чем тут христиане? Можно ли сказать, что это война против христиан?

— Это не гражданская война, потому что большинство народа, духовные лидеры разных конфессиональных общин поддерживают законный правящий режим и законное правительство. Разбой и террор осуществляются не только против христиан, остальные сирийцы претерпевают те же лишения и страдания, что и христиане. Хотя среди боевиков много представителей радикального ислама — салафитов и «братьев-мусульман», которые испытывают особую ненависть к христианам. Но сирийские христиане никогда не скажут вам, что страдают больше других. Нельзя также утверждать, что политика западных держав в отношении Сирии прямо направлена на уничтожение и бегство христианских общин из страны, однако в целом их действия по поддержке вооруженных исламистов, этому способствуют. Как, впрочем, и уходу христиан со Святой земли и превращению ее в своеобразный христианский Диснейленд с безжизненными храмами-музеями без прихожан. Например, по данным христианского палестинского ученого Ханны Иссы, за последние 13 лет (с 2000 года) процент христианского населения на палестинских территориях сократился вдвое, с 2% до 1% (в Иерусалиме в 1948 году было 27 тыс. христиан, сегодня только пять тысяч).

А ведь Сирия, наряду с Палестиной, является одним из последних форпостов арабского христианства. В январе этого года Святейший Патриарх Кирилл на встрече с Президентом Ливана Мишелем Сулейманом сказал: «Русская Церковь на всех уровнях постоянно ставит вопрос о положении христиан на Ближнем Востоке и об опасной тенденции ослабления христианского присутствия в этих странах».

Для понимания происходящих в Сирии событий важно знать политические цели участников конфликта. И тут я согласен с мнением самих сирийцев, что против их страны организован международный заговор. Дело в том, что Сирия занимает важное геостратегическое положение. Кроме того, на ее территории и принадлежащем ей шельфе в Средиземном море открыты значительные запасы газа, в Сирии есть нефть. К тому же Катар, обладая вторыми по величине после России запасами газа, хочет провести свой газопровод через подконтрольную Сирию и напрямую продавать газ в Европу. Но политический режим Башара Асада не подчиняется гегемонии США и стран НАТО. Сирия с середины прошлого века ведет политику, не зависимую от Запада, и всегда была в авангарде национально-освободительной борьбы арабских народов. Так, сирийцы всегда были самыми последовательными сторонниками народа Палестины, требующего удовлетворения своего законного права на создание собственного независимого государства со столицей в Восточном Иерусалиме, права, узурпируемого Израилем уже в течение 65 лет. Сирия осудила кэмп-дэвидские соглашения, на основе которых был подписан сепаратный договор бывшего египетского Президента Анвара Садата с Израилем, игнорировавший права палестинцев и других арабов, и требует прекращения израильской оккупации сирийских Голанских высот и района Ферма Шеба на юге Ливана.

Руководителям аравийских монархий не нравится, что в Сирии сохраняются ростки социализма. В частности, там бесплатное высшее образование и медицинское обслуживание. Да, сирийцы не так богаты, как коренное население стран Персидского залива, но нищих и голодных в Сирии не было. Некоторые западные аналитики называют Сирию «последним осколком двухполярного мира» (речь о периоде, когда у нее были тесные отношения с Советским Союзом). Высокопоставленные сотрудники в США, комментируя драматические события в Сирии, открыто говорят: «На самом деле мы вычищаем из Сирии русских», — и называют ее «последним оплотом российского влияния в арабском мире».

Теперь о религиозном аспекте. Сирия — это страна, где до сих пор мирно уживались представители ислама (сунниты, шииты, алавиты, друзы) и христианства (более десяти Христианских Церквей). При 23 млн населения 80% — это сунниты, а алавитов около двух миллионов. Организаторы военного конфликта надеялись, что режим Асада быстро падет, но армия, которая в подавляющем большинстве состоит из суннитов, оказалась боеспособной и верной своему правительству. Потому что Башар Асад хоть и алавит, но представляет интересы всего населения Сирии.

Христиане — неотделимая часть сирийского общества. Большинство принадлежит к Антиохийской Православной Церкви (или Греко-православная Церковь), есть представители древней Сиро-яковитской Церкви, Греко-католической (униаты), Маронитской, Армяно-григорианской, Халдейской и Ассирийской Церквей. Христиане всегда играли значимую роль в жизни Сирии. Это были представители интеллигенции, профессура. Среди офицеров в сирийской армии также немало христиан. Еще недавно министром обороны Сирии был член Антиохийской Православной Церкви.

Мусульмане и христиане здесь всегда помогали друг другу, вместе отмечали христианские и мусульманские праздники. В Сирии даже считалось дурным тоном интересоваться, кто к какой религиозной группе относится. Иногда только во время похорон соседи узнавали, что умерший — христианин или мусульманин. Таким образом, Сирия являлась образцом межконфессионального добрососедства и соработничества.

— В СМИ много сообщений, что разрушаются христианские храмы, что захватывают и убивают христианских священников, оппозиционеры обещают «намотать христианам кишки на их крестах». И вы считаете, что это война не против христиан?

— Давайте для начала разберемся с терминами. Оппозиция в Сирии двух видов. Есть патриотическая оппозиция, которая критикует существующий режим и не приемлет иностранного вмешательства. Например, к ней относится первый вице-премьер правительства Сирии Кадри Джамиль, который представляет «Фронт освобождения и перемен» и возглавляет партию «Народная воля».

Однако главный виновник нескончаемого кровопролития в Сирии — это оппозиция, которая выступает с оружием в руках против поддерживаемого населением существующего режима. Ее основная цель отнюдь не социально-экономические реформы в стране, а лишь свержение законной власти, в первую очередь Президента САР Башара Асада. В ее рядах есть как сирийцы, недовольные своим положением в обществе, в том числе дезертиры из регулярной армии, так и наемники — террористы, «солдаты удачи» всех мастей — из Ливии, Ирака, Афганистана, Боснии, Австралии и других стран. В нашей беседе министр информации Сирии Омран аз-Зоуби недавно сказал мне: «Против нашей страны в той или иной степени воюют на поле боя или в печатных и электронных СМИ представители 132 стран».

Как правило, боевики исповедуют ислам или, правильней сказать, позиционируют себя как мусульмане. В действительности же у них мало что общего с традиционным истинным исламом. Это разношерстные бандитские группировки под разными экзотическими названиями типа «Фронт победы», «Сыны Аллаха», «Мученики Ярмука», «Дети Салахаддина» и др. Они пришли в Сирию осуществлять «джихад» в извращенном понимании этого термина. Их главари — представители радикального экстремистского, фанатичного ислама, и они не потерпят рядом с собой представителей других религий. Они враждуют между собой и не подчиняются общему командованию в лице так называемой Свободной сирийской армии. Если они придут к власти, то в лучшем случае христиан изгонят из страны, а в худшем — просто вырежут.

Исламистские боевики уничтожают церкви и всё связанное с другой верой и культурой. Например, один из разрушенных в Хомсе храмов — это старинная Сиро-яковитская церковь Пояса Богородицы, где находилась часть пояса Владычицы, но её удалось спасти. Сейчас она находится в Патриархии Сиро-яковитской Церкви в Дамаске. Разрушены церкви в Алеппо и других городах, пополняется список убитых сельских священников, представителей клира.

Совсем недавно боевики разгромили древний православный монастырь Ильи Пророка в окрестностях города Эль-Кусейр, где, по словам настоятеля монастыря Гадира Ибрахима, они взорвали колокольню, разрушили алтарь и купель, унесли церковную утварь.

Как вы знаете, совсем недавно были похищены два иерарха: митрополит Алеппский Павел (Язиджи), родной брат Патриарха Антиохийской Православной Церкви Иоанна X, и митрополит Алеппский Сиро-яковитской Церкви Григорий Иоанн Ибрагим.

Подчеркну еще раз. Сами христианские иерархи, в том числе Антиохийской Православной Церкви (например, епископ Афамейский Исаак), с которыми я разговаривал, не согласны с определением, что идет война только против христиан. И если вы спросите, сколько христиан среди 70 тыс. погибших за два с лишним года, такую статистику никто вам не приведет. Поскольку это очень чувствительный вопрос. Сказать, что среди христиан больше жертв, чем среди суннитов, — обидеть суннитов, а сказать, что среди суннитов больше жертв, — значит обидеть христиан. Потому что христиане страдают и несут тяготы одинаково со всеми представителями других религиозных общин.

И христианские пастыри (например, епископ Сейднайский Лука) говорят примерно так: «Мы неотделимы от народа. Это война против нашего народа, направленная на истощение и уничтожение Сирии, на ее обескровливание, чтобы Сирия стала слабой, не имела своего голоса на Ближнем Востоке, чтобы не могла противостоять Израилю. И, пожалуйста, не называйте нас христианским меньшинством, нас это коробит. Мы никакое не меньшинство, а плоть от плоти, кровь от крови этого народа, и мусульмане появились здесь на шесть веков позже христиан». Проходя по кварталам христианского района Дамаска Баб-Тума («Ворота Фомы»), я видел на стенах многих домов портреты солдат и офицеров — христиан, погибших недавно в боях с вооруженной оппозицией. Их там разместили родственники погибших, которые гордятся павшими за независимость страны.

Боевики убивают не только христиан и алавитов, но и суннитов, подозреваемых в лояльном отношении к власти. Уничтожают не только церкви и мечети, но и вообще памятники старины и инфраструктуру страны — заводы и фабрики. Они вывозят оборудование даже нефтяных скважин, разбирают железнодорожные пути, уничтожают больницы, украли стратегический запас пшеницы Сирии. По данным сирийского правительства, уничтожено или сильно повреждено 35 больниц и 132 клиники (медцентров), только 25 из которых удалось восстановить.

Террористы осуществляют кампанию по ликвидации национальных кадров. Вооруженной оппозиции не нужны образованные люди. Они целенаправленно отстреливают профессоров университетов, врачей, учителей.  Разрушено 1700 школ. Убито более 40 учителей и преподавателей. Эти бандиты — те же салафиты — дремучие люди. Они хотят загнать Сирию в каменный век, полностью вернуться к жизни по законам шариата, причем по каким-то своим, извращенным понятиям. Они стремятся создать невыносимые условия жизни для населения, чтобы усугубить страдания людей и поднять их против законной власти. По моим сведениям, из 80 фармацевтических фабрик в Сирии 40 уничтожено, а если на остальные выходят работники, их убивают, чтобы другим было неповадно там работать. Поэтому Сирия испытывает недостаток в лекарствах, в медикаментах, и гуманитарная помощь, недавно собранная и доставленная в Сирию Императорским православным палестинским обществом (ИППО), в основном и состояла из медикаментов и перевязочных средств. Бандиты грабят ­национальные музеи и на вырученные за артефакты средства покупают оружие.

Характерно, что все религиозные лидеры, например Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X, и Сиро-яковитской Церкви, и Армяно-григорианской Церкви, и суннитский духовный вождь — Верховный муфтий Сирии Ахмад Бадр эд-Дин Хассун призывают народ стоять насмерть за законное правительство, за сохранение межконфессионального мира и территориальной целостности Сирии, ее суверенитета. Западным конструкторам «нового мирового порядка» не удалось вбить клин между ними.

Нынешние духовные пастыри православных христиан и суннитов Иоанн X и Верховный муфтий САР Бадр эд-Дин Хассун, как и их предшественники, пользуются большим авторитетом не только среди своей паствы, но и у всего сирийского народа, у правительства и у Президента Сирии. Верховный муфтий в разговоре со мной сообщил, что он уже много лет дружен с Патриархом Иоанном Х и глубоко уважает его как Первоиерарха Антиохийской Православной Церкви, представленной в 23 епархиях не только Сирии, но и в Ливане, в Турции, на территории Ирака и Аравийского полуострова, на обоих Американских континентах, в Австралии и Новой Зеландии, в Европе.

Подчеркивая сплоченность христиан и мусульман, характерную для Сирии, Верховный муфтий публично заявляет: «Я православный мусульманин и правоверный христианин». На встрече в Москве в Российском государственном торгово-промышленном университете он первым предоставил слово сопровождавшему его в поездке епископу Сейднайскому Луке, прокомментировав это как уважение к представителю христианской религии, возникшей в Сирии на шесть веков раньше ислама.

— Вы упомянули о захвате митрополита Алеппского Павла (Язиджи) и митрополита Алеппского Сир0-яковитской Церкви Григория Иоанна Ибрагима. Как вы считаете, это была подготовленная или случайная акция?

— Не могу сказать. Но грабежи и захват заложников в районах, не подконтрольных правительственным войскам, в порядке вещей. Причем вас могут не только ограбить, но и убить. Вы можете погибнуть по дороге в аэропорт, ведь дорога из аэропорта до Дамаска простреливается снайперами. Вдоль дороги стоят пустые брошенные дома на расстоянии 700–800 метров от трассы, откуда ведется снайперский огонь. Так, нашу группу по доставке гуманитарной помощи два раза обстреляли: по дороге из аэропорта в столицу и на обратном пути. На следующий день после нашего приезда в Дамаск на этой дороге был убит двоюродный брат епископа Сейднайского Луки. И за день до нашего отъезда в Москву на этой дороге были убиты еще трое сирийцев. Обстановка же в Алеппо и вокруг этого второго по величине города, возле которого произошел захват двух христианских иерархов, значительно сложнее. У боевиков сосредоточены там значительные силы. Захватив православных иерархов, бандиты преследуют две цели: «коммерческий» интерес и акция, направленная на устрашение. Ведь за заложников можно потребовать выкуп, и иногда его получают. Чем выше ранг захваченных персон, тем больше и выкуп. С другой стороны, этот захват вполне в духе практики бандитов, для которых естественно желание запугать представителей христианских общин, вызвать среди них панику и желание покинуть страну. Именно этой цели служат такие злодеяния исламистских боевиков против христиан Сирии, как захват в заложники, изнасилование, издевательства и убийства.

Такой жестокости, какую демонстрируют террористы в Сирии, не было ни в Ливии, ни в Ираке. Недавно прошло сообщение, что группа мужчин (около 20 человек) попыталась проникнуть в два городка, которые находятся в осаде боевиков Свободной сирийской армии. Это в окрестностях Алеппо. Люди там голодали уже несколько месяцев, и от голода уже умерли двое детей.

Смельчаки были схвачены боевиками и обезглавлены. Были ли среди них христиане, не знаю. Вполне вероятно, если вспомнить о евангельских заповедях, призывающих к любви и состраданию к своему ближнему.

«Ваше сострадание и сочувствие важней гуманитарной помощи»

— Как отреагировали сирийцы на гуманитарную помощь, собранную в апреле и доставленную ИППО?

— С большой благодарностью. Принимая от нашей группы гуманитарную помощь от российского народа сирийскому народу, собранную по призыву ИППО и с благословения Святейшего Патриарха Кирилла, Верховный муфтий Сирии Ахмад Бадр эд-Дин Хассун сказал, что для них не так важна сама наша материальная помощь, которую собрали простые русские люди. Для сирийцев важней десятков, сотен и даже тысяч тонн гуманитарной помощи искреннее участие, сострадание и сочувствие российского народа сирийскому. «Для нас исключительно ценно то, что вы приехали сюда и находитесь рядом с нами, подвергаясь той же самой опасности. Для нас это не менее, а даже более дорого, чем ваша материальная помощь» — такими были его слова. Он передал нам — членам ­ИППО благодарственные письма, в которых, в частности, написал: «Вы привезли с собой к нам веру в человека, вы подтвердили глубину культурных, духовных и гуманитарных связей между народами России и Сирии. Наши народы передают всему человечеству призыв Иисуса Христа к общечеловеческой любви и к миру и призыв пророка Мухаммеда к милосердию и противоборству ненависти, зависти, слепому фанатизму. Мы рассматриваем ваш визит в Сирию как миссию любви, дружбы и веры в лучшие качества человека». И нам были переданы благодарственные письма от имени Патриарха Антиохийского Иоанна Х и Верховного муфтия для председателя ИППО Сергея Степашина, Святейшего Патриарха Кирилла и Президента России Владимира Путина.

— Что мы можем сделать для Сирии и, в частности, для братской Антиохийской Церкви?

— Наша помощь заключается в поддержке Сирии Россией на политическом и дипломатическом уровне. В частности, наша твердая позиция в этом плане была снова подтверждена на недавней встрече Президента Путина и министра иностранных дел Лаврова с руководителем Госдепартамента США Джоном Керри. Вся наша дипломатическая активность направлена на прекращение кровопролития в этой стране путем перехода к диалогу конфликтующих сторон.

Мы также продолжим выполнение наших обязательств по поставкам сирийцам оружия (в первую очередь средств ПВО), отправке в Сирию медицинского оборудования, лекарств и продуктов. Наша страна продолжает эвакуацию в Россию членов семей от смешанных российско-сирийских браков.

Мы продолжим усилия на дипломатическом фронте по убеждению руководства арабских стран в необходимости занять объективную позицию по ситуации в Сирии с учетом общих интересов арабской нации. Пока правительства арабских стран — в первую очередь монархии — действуют по указке США.

Что касается сестринской Антиохийской Православной Церкви, то ­ИППО, руководствуясь рекомендациями Святейшего Патриарха Кирилла, еще в ноябре 2012 года приняло заявление «О защите христиан в регионе Ближнего Востока и Северной Африке», в котором взяло на себя обязательство оказывать всемерную поддержку нашим единоверцам на Святой земле и в окружающих ее странах. Сбор и отправка гуманитарной помощи от российского народа народу Сирии осуществлялся во исполнение этого заявления. Эта помощь будет продолжена. Мы готовы откликнуться и на конкретную просьбу иерархов Антиохийской Церкви. В ближайшее время на средства, которые удалось собрать во время апрельской кампании, мы приобретем церковную утварь и направим ее в Сирию для православных храмов, пострадавших от военных действий. Список необходимой церковной утвари нам в ближайшее время передаст Антиохийская Патриархия.

Сирийский народ не раз доказывал, что он может отстаивать свое национальное достоинство, свою свободу и независимость. После моих встреч с первыми лицами, с духовными лидерами, с простым народом, солдатами и офицерами я верю, что Сирия выстоит! Выстоит, несмотря на террор, жертвы и лишения, несмотря на блокаду и санкции со стороны мировых сил зла.

Фото Анхар Кочневой,

Александра Ионова, Елены Громовой

Ключевые слова: Сирия, ислам, христианофобия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00